Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая

Обновлено: 05.05.2024

Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Налоговом кодексе РФ и некоторых указах Президента РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На налогоплательщиков возложены следующие обязанности:

• уплачивать законно установленные налоги;

• встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК. РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

В целях обеспечения возможности защиты своих интересов налогоплательщикам предоставляются следующие права:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующие обязанности:
• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
• в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;
• вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;
• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов;
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Статья 52 НК РФ устанавливает одинаковый порядок исчисления налогов для налогоплательщиков иналоговых агентов. Однако порядок уплаты налогов налоговыми агентами следует отличать от исчисленияналогов налоговыми органами. Налоговые органы исчисляют налоги по специальным правилам, предусмотренным п. 2 ст. 52 НК РФ. Таким образом, налоговые агенты исчисляют налоги в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, с учетом особенностей, установленных в нормах части второй Налогового кодекса РФ.




Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

уполномоченные — представители, наделенные соответствую­щими полномочиями доверенностями, оформленными по пра­вилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физи­ческие лица и организации, независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирующи­еся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — фи­зического лица аналогичен составу представителей юридиче­ского лица в соответствии с гражданским законодательством РФ. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опе­каемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и при­нимает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или уч­редительных документов.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налого­плательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно толь­ко по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенностью. При этом уполномоченный пред­ставитель организации осуществляет свои полномочия на осно­вании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представитель физическо­го лица осуществляет свои полномочия на основании нотари­ально заверенной доверенности.

Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового пред­ставительства носят гражданско-правовой характер.

В число участников отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, включены предприятия и физические лица. Они признаются налогоплательщиками.

Налогоплательщиком и плательщиком сборов должны быть признаны организации и физические лица. Именно на них НК РФ возлагает обязанность уплаты соответствующих налогов или сборов.

Важнейший критерий отнесения физических лиц или предприятий к субъектам налогового права представляет собой потенциально возможную обязанность уплаты причитающихся налогов. Физические лица и предприятия способны приобрести правовой налоговый статус, когда возникает предполагаемая возможность вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием), которые касаются уплаты устанавливаемых сборов и налогов. Налогоплательщики как субъекты налогового права характеризуются потенциальной возможностью становиться участниками соответствующих правоотношений, которые касаются установления, введения и взимания налогов, налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальную обязанность налогоплательщика уплачивать определенный сбор или налог возлагают на физическое лицо или предприятие с момента, когда возникают обстоятельства, установленные законом о налогах и сборах и предусматривающие уплату налога. Обстоятельства, которые возникают и влекут уплату суммы налога или сбора, являются юридическим фактом, на основе которого субъекты в налоговом праве приобретают статус участников налоговых правоотношений.

Полный список субъектов, которые обязаны осуществлять платежи в доход страны, установлен во 2 части НК или прочими федеральными законами в отдельности по каждому налогу (сбору).

Классификация налогоплательщиков и их особенности

В качестве субъектов налогового права налогоплательщики классифицируются на:

  • организации (предприятия, учреждения);
  • физические лица.
  • российские организации, то есть юридические лица, которые образуются в соответствии с законодательством нашей страны;
  • иностранные организации, то есть зарубежные юридические лица, предприятия и прочие корпоративные образования, которые наделены гражданской правоспособностью и их создание соответствует законодательству иностранного государства, международные компании, включая их филиалы и представительства, сформированные на территории России.

В число налогоплательщиков-организаций включены филиалы и иные обособленные подразделения зарубежных фирм, которые располагаются на территории нашей страны. Это возможно при условии, что налоговое законодательство возлагает на них обязанность по уплате конкретных налогов.

Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных предприятий нельзя считать самостоятельными налогоплательщиками. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 НК РФ они лишь исполняют налоговые обязанности головных организаций в местах своего расположения.

В число налогоплательщиков-организаций входит особый субъект в виде консолидированной группы налогоплательщиков. Она представляет собой добровольное объединение налогоплательщиков, которое формируется с помощью договора для расчета и уплаты данного налога на прибыль, учитывая совокупный финансовый результат их хозяйственной деятельности.

Налогоплательщики-физические лица включают граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. На правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов не должен оказывать влияние возраст налогоплательщика, так как обязанность уплачивать налог возникает во время приобретения объекта налогообложения.

Среди этой категории налогоплательщиков принято выделять особенные категории субъектов, включая индивидуальных предпринимателей (ИП) и налоговых резидентов РФ.

В число индивидуальных предпринимателей включены физические лица, которые в установленном порядке прошли регистрацию и ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В эту же группу законодательство включает частных нотариусов, детективов и охранников.

Любой индивидуальный предприниматель приобретает правовой статус налогоплательщика вне зависимости от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя.

Пункт 2 статьи 11 НК РФ гласит, что физическое лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не регистрируется как индивидуальный предприниматель, исполняя налоговые обязанности, не вправе ссылаться на то, что не может являться индивидуальным предпринимателем.

Налоговыми резидентами РФ могут признаваться физические лица, которые фактически находятся на территории нашей страны не менее 183 дней на протяжении последующих 12 месяцев подряд. Время нахождения таких лиц в нашей стране не должно прерываться на периоды его выезда за пределы государства для краткосрочного (менее полугода) обучения или лечения.

Вне зависимости от фактического времени нахождения в нашей стране ее налоговыми резидентами должны быть признаны российские военнослужащие, которые проходят службу за рубежом, а также работники органов государственной власти и местного самоуправления, лица, направленные в командировку по работе за пределы РФ.

В качестве основы правового статуса налогоплательщика используется налоговая правосубъектность, которую предусматривают нормы налогового права. Она проявляется в возможности (способности) являться субъектом налогового права. В свой состав налоговая правосубъектность включает правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособность представляет собой предусмотренную нормами налогового права возможность обладать правами и нести обязанности, касающиеся объектов налоговых правоотношений. Налоговая правоспособность проявляется в виде юридической характеристики лица, предоставляя ему возможность становиться участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности включает установленные действующим законодательством права и обязанности.

Налоговая дееспособность является предусмотренной нормами налогового права способностью лиц с помощью своих действий приобретать и реализовать принадлежащие им права и выполнять возлагаемые на них обязанности.

Оба понятия тесно связаны между собой, дополняя друг друга. Первое из них формируется с момента возникновения (рождение ребенка, вступление в наследство и др.), второе формируется в момент достижения определенного условия (регистрация как предпринимателя, достижение возраста и др.). В некоторых случаях возникновение правоспособности и дееспособности может совпадать.

Одновременно с регистрацией устава предприятия, появляются обязанности по постановке юридического лица на учет в налоговый орган и по представлению отчетности о его работе. Если же предприятие уклоняется от выполнения возложенных обязанностей, то в силу вступают меры принуждения со стороны государства.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик является особым (специальным) правовым статусом лица. Закон возлагает на него обязанность уплатить налоги и (или) сборы, при этом в качестве обязательных элементов правового статуса налогоплательщика выступают общие обязанности и права, одинаковые для физических и юридических лиц. Они регулируются нормами налогового законодательства и предусматривают ответственность, наступающую за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Обязанности и права российских налогоплательщиков и плательщиков сборов рассматривают статьи 21 – 24 НК РФ. Они отражают позицию физических или юридических лиц в отношении государства. На практике реализация правового статуса налогоплательщиков осуществляется при их вступлении в определенные правоотношения.

Права налогоплательщиков, в первую очередь, предусматривают право на получение от налоговых органов письменного разъяснения и пояснения, касающихся вопросов использования налогового законодательства, нормативных документов.

Также налогоплательщики вправе получать от них бесплатно информацию о действующих обязательных платежах, обязанностях и правах налоговых органов, должностных лиц и налогоплательщиков.

При проведении налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщики обладают существенными полномочиями в области защиты своих прав и законных интересов. Они включают: представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений, касающихся исчисления и уплаты налогов, включая акты налоговых проверок; присутствие при осуществлении выездных налоговых проверок; получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, включая требования уплатить налог.

Существенное полномочие налогоплательщика включает право на обжалование актов налоговых органов, обжалование действий (бездействия) определенных должностных лиц. Жалобу необходимо подавать в суд или вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, при этом обращение в один орган не должно исключать возможность подать жалобу и в другой. Предприятия и граждане-предприниматели могут подавать заявления в арбитражный суд, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, подают заявления в суды общей юрисдикции.

В отечественном законодательстве впервые появляется право налогоплательщиков, касающееся требования от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, когда они совершают действия в отношении налогоплательщиков. Они вправе не выполнять неправомерные акты и требования со стороны налоговых органов (должностных лиц) и могут требовать соблюдения налоговой тайны.

Важным для российских условий для налогоплательщика является право обращаться с требованиями и получать возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, которые причинены их незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа.

Если в наличии существуют основания, оговоренные в законодательстве, то налогоплательщик имеет право использовать определенные налоговые льготы.

Права налогоплательщиков, которые рассматривает НК РФ, перечислены не полностью и не ограничиваются НК РФ и прочими законодательными актами. Так, налоговые законы субъекта РФ предоставляют налогоплательщикам и другие права.

Вид и мера возможного поведения субъектов налогового права представляют собой субъективное налоговое право, которому всегда противопоставляется субъективная обязанность, требуемые вид и мера должного поведения. По этой причине субъекты налогового права наделены определенными обязанностями, перечень которых рассматривает 23 статья НК РФ. Рассмотрим классификацию прав налогоплательщиков.

В соответствии с юридическими фактами, которые лежат в основе возникновения обязанностей, рассматривают обязанности, которые:

  • вытекают из факта наличия объектов налогообложения;
  • не зависят от наличия объекта налогообложения.

В число обязанностей первой группы необходимо включить обязанность:

  • уплаты законно установленных налогов (проявляется с момента вступления в законную силу нормативных актов или правовых норм, которые предусматривают уплату определенного налога);
  • ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представления в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций по налогам, которые они должны уплатить;
  • представления налоговым органам и их должностным лицам документов, которые требуются для расчета и уплаты налогов;
  • выполнения законных требований налогового органа, касающихся устранения выявленных нарушений закона о налогах и сборах;
  • не препятствовать законной работе должностных лиц налогового органа, которые исполняют свои служебные обязанности;
  • обеспечения в течение 4 лет сохранности сведений бухгалтерского учета и прочей документации, которая необходима для расчета и уплаты налогов, включая документы, которые подтверждают полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Юридические лица должны хранить документы, посредством которых подтверждаются произведенные расходы.

Обязанности, которые не зависят от факта наличия объекта налогообложения, включают:

  • постановку на учет в налоговом органе;
  • предоставление налоговым органам требуемых сведений и документации.

В соответствии с императивностью возложения обязанности делятся на те, которые прямо предусмотрены налоговым законодательством и те, которые требуют особого указания в отношении налогоплательщика.

Обязанности могут принадлежать общему или специальному статусу. В этом случае их классификация выглядит следующим образом:

  • общие для любого типа плательщика налога;
  • специальные, возложенные на выбранные субъекты налогового права.

В число общих обязанностей включены те обязанности, которые определяет п. 1 ст. 23 НК. Рассмотрению специальных обязанностей посвящен п. 2 ст. 23 НК, в зависимости от которых налогоплательщики в лице ИП и организаций кроме того, что выполняют общие обязанности, должны сообщать в налоговую по месту своего учета следующую информацию:

  • открытие (закрытие) счета в коммерческом банке;
  • участие в российских или зарубежных организациях;
  • формирование, процесс реорганизации, ликвидация обособленных подразделений, которые созданы на территории нашего государства;
  • прекращение деятельности или принятие решения об этом, включая объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
  • изменение местонахождения.

В статье 23 установлен перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов), который не считается исчерпывающим. Они могут нести и другие обязанности, которые установили федеральные законы.

Если налогоплательщик не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, которые на него возложены, то это образует соответствующий состав налоговых правонарушений.

Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Налоговом кодексе РФ и некоторых указах Президента РФ. В законах и других нормативных актах, устанавливающих конкретные налоги, права и обязанности налогоплательщиков детализируются.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На налогоплательщиков возложены следующие обязанности:

• уплачивать законно установленные налоги;

• встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК. РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

• выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

• предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

• иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны также письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

• об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

• об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

• об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

В целях обеспечения возможности защиты своих интересов налогоплательщикам предоставляются следующие права:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

• обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные законодательством о налогах и сборах.

Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Налоговом кодексе РФ и некоторых указах Президента РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На налогоплательщиков возложены следующие обязанности:

• уплачивать законно установленные налоги;

• встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК. РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

В целях обеспечения возможности защиты своих интересов налогоплательщикам предоставляются следующие права:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующие обязанности:
• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
• в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;
• вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;
• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов;
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Статья 52 НК РФ устанавливает одинаковый порядок исчисления налогов для налогоплательщиков иналоговых агентов. Однако порядок уплаты налогов налоговыми агентами следует отличать от исчисленияналогов налоговыми органами. Налоговые органы исчисляют налоги по специальным правилам, предусмотренным п. 2 ст. 52 НК РФ. Таким образом, налоговые агенты исчисляют налоги в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, с учетом особенностей, установленных в нормах части второй Налогового кодекса РФ.




Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

уполномоченные — представители, наделенные соответствую­щими полномочиями доверенностями, оформленными по пра­вилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физи­ческие лица и организации, независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирующи­еся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — фи­зического лица аналогичен составу представителей юридиче­ского лица в соответствии с гражданским законодательством РФ. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опе­каемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и при­нимает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или уч­редительных документов.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налого­плательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно толь­ко по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенностью. При этом уполномоченный пред­ставитель организации осуществляет свои полномочия на осно­вании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представитель физическо­го лица осуществляет свои полномочия на основании нотари­ально заверенной доверенности.

Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового пред­ставительства носят гражданско-правовой характер.

Взаимодействие налогоплательщиков и государства предполагает наличие у обеих сторон определенных юридических статусов. Это необходимо, прежде всего, для легитимизации подобных коммуникаций. Налогоплательщик приобретает конкретные права и обязанности, так же как и государство в лице органов, администрирующих налог и сборы, в соответствии с конкретным статусом. Однако существует также ряд иных трактовок данного понятия. В чем их сущность?

Статус налогоплательщика

Сущность правового статуса

Правовой статус налогоплательщика, в соответствии с популярным в среде российских юристов определением, это совокупность таких элементов, как налоговые обязательства, права, а также механизмы ответственности субъекта — физлица либо юрлица - за нарушение норм закона в части регулирования уплаты налогов и сборов. Таким образом, налогоплательщик, обладая соответствующим статусом, разграничивает свою субъектность с таковой, что характеризует рядового гражданина. Рассмотрим сущность основных элементов, которые в комплексе формируют правовой статус налогоплательщиков, подробнее.

Налоговые обязательства как элемент статуса

Налоговые обязательства — важнейший элемент статуса, о котором идет речь. Таковые могут возникать вследствие наличия у субъекта — физлица либо юрлица, налогооблагаемых доходов либо имущества. Например, если человек работает по найму, то налогом, по ставке в 13%, будет его зарплата. При этом фактически обязательства по его уплате в бюджет будет иметь налоговый агент, а именно - работодатель гражданина. В свою очередь человек, который получил доход за счет иных источников — например, вследствие продаж имущества, должен будет исчислить и уплатить необходимые сборы в пользу государства самостоятельно. Статус налогоплательщика по умолчанию имеет большинство юридических лиц, так как их деятельность, как правило, связана с извлечением доходов в результате коммерческой деятельности.

Правовой статус налогоплательщиков

Особенности обязательств физлиц и юрлиц

Обязательства по исчислению и уплате сборов в бюджет юрлица в общем случае выполняют самостоятельно. Таким образом, рассматриваемый элемент статуса налогоплательщика может различаться по своему содержанию в зависимости от юридических признаков данного субъекта. Если это физлицо, то налоговые обязательства могут быть разделены между ним и агентом, с которым гражданин взаимодействует — например, с работодателем. В свою очередь, статус юрлица предполагает, главным образом, самостоятельное выполнение с его стороны обязательств перед государством.

Статус налогоплательщика НДФЛ

Отчетность как часть налоговых обязательств

Налоговые обязательства могут предполагать не только внесение необходимых сумм в казну государства, но также и отчетность перед органами, администрирующими те или иные платежи, чаще всего — в ФНС. Что касается физлиц — соответствующие документы в ФНС за них отправляют налоговые агенты. Юрлица, в свою очередь, отчитываются перед государственными органами самостоятельно.

Показатель статуса налогоплательщика

Основной отчетный документ в рамках отчетности физлиц перед ФНС — декларация НДФЛ. Можно отметить, что возможны сценарии, при которых человек должен будет предоставлять данный источник в ФНС самостоятельно, например если он оформляет имущественный вычет. В свою очередь, юридические лица могут иметь обязательства по предоставлению в ФНС самого широкого спектра отчетных документов — все будет зависеть от налогового режима, от специфики отрасли, в которой ведет деятельность фирма, от масштабов бизнеса.

Права субъекта как элемент статуса

Следующий элемент, который включает в себя налоговый статус налогоплательщика — права соответствующего субъекта. Действительно, физлицо и юрлицо может иметь не только предусмотренные законом обязательства. У них вполне могут быть существенные права. Какие именно?

Одним из важнейших можно назвать право субъекта уплаты налогов и сборов на вычет, то есть на частичное или полное освобождение от обязанностей перечислять в казну государства денежных средств. Данное право может основываться, к примеру, на зачете иных суммы, которые уже уплачены в бюджет, либо на социально ориентированных нормах права. В первом случае соответствующим вычетом может быть уменьшение НДС, поскольку предприятия, которые должны его уплачивать, как правило, успевают перечислить данный налог уже на стадии расчетов с поставщиком. Пример социально ориентированного вычета — возврат НДФЛ, которые могут осуществить граждане, купившие недвижимость, в том числе и с применением ипотечных кредитов.

Налоговый статус налогоплательщика

Еще одна группа прав субъектов уплаты налога имеет отношение к процедурам их коммуникации с государственными органами. В частности, в ходе налоговых проверок гражданин или организация вправе предоставлять ФНС документы, подтверждающие законное выполнение ими своих обязательств по внесению в бюджет необходимых сумм. Либо - источников, свидетельствующих о корректности и своевременности предоставления государству отчетности, предусмотренной законом. Налогоплательщики также имеют право в законном порядке оспаривать представления и требования ФНС, в том числе и посредством судебных исков.

Полный перечень прав, а также обязанностей субъектов уплаты налогов в РФ зафиксирован в статьях 21-25 НК РФ. Можно отметить, что реализация перечня соответствующих прав осуществляется в тот период, когда субъект уплаты налогов вступает в правоотношения с кем-либо из иных участников бюджетных коммуникаций — ФНС либо иными администраторами платежей.

Механизмы ответственности как элемент статуса

Еще один элемент статуса налогоплательщика — механизмы ответственности за невыполнение субъектом своих обязательств по перечислению государству предусмотренных законодательством сумм налога. Если физлицо и организация не внесут в бюджет необходимых платежей, то в силу того, что у них есть статус, о котором идет речь, органы, администрирующие налоги и сборы, вправе взыскать с них положенные суммы. Это может быть осуществлено в том числе и в судебном порядке. Взыскивать денежные средства с налогоплательщиков органы, администрирующие платежи, могут как за счет сумм, размещенных на счетах соответствующих субъектов, так и посредством исполнительных листов, обращаясь в ФСПП.

Государство как субъект ответственности

Существуют, безусловно, также механизмы ответственности государства перед налогоплательщиком. Например, если налоговый орган совершил ошибку при исчислении платежей для физлица либо некорректно обработал сведения о перечислении денежных средств в счет налога юрлицом, то соответствующие субъекты правоотношений вправе оспорить действия ФНС. Это может быть осуществлено как в порядке прямого взаимодействия с ведомством, так и посредством обращения в суд.

Статус налогоплательщика в 2 НДФЛ

Таким образом, права, обязанности и механизмы ответственности как элементы налогового статуса могут быть установлены как для субъектов, которые уплачивают предусмотренные законом суммы в бюджет - налогоплательщиков, так и для государства, которое администрирует соответствующие платежи.

Статус как платежный реквизит

Платежное поручение статус налогоплательщика

Статус как реквизит справки 2-НДФЛ

Также может указываться статус налогоплательщика в 2-НДФЛ — справке о доходах физического лица, которая может запрашиваться у работодателя. В данном случае соответствующий реквизит может быть представлен в 3 значениях. Статус налогоплательщика в 2-НДФЛ указывается как 1, если физлицо не является налоговым резидентом РФ, то есть живет в России меньшую половину года. Статус указывается как 2, если плательщик соответствует критериям высококвалифицированного работника, как 3 — если человек является налоговым резидентом РФ.

Читайте также: