Основными инструментами монетарной политики являются государственные расходы налоги

Обновлено: 30.06.2024

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Эту политику проводит Центральный банк Российской Федерации (или Банк России, или ЦБРФ), как правило, согласовав ее с Министерством финансов.

Цели и инструменты монетарной политики

ДКП преследует следующие основные цели:

  • обеспечение экономического роста,
  • сдерживание инфляции,
  • поддержание стабильности российского рубля

В РФ и ЕС сдерживание инфляции – главная цель монетарной политики

Наиболее распространенными инструментами монетарной политики являются:

  • эмиссия денег,
  • процентная политика,
  • установление нормативов обязательных резервов,
  • операции на открытом рынке.

Рассмотрим каждый инструмент подробнее

Сущность эмиссии

Государство проводит денежную эмиссию посредством выпуска наличных и безналичных денег. В процессе развития государства и совершенствования технологий наличные деньги занимают все меньшую долю в денежной массе, поэтому во многих развитых странах их эмиссия все реже используется государством в качестве инструмента монетарной политики.

Эмиссию безналичных денег осуществляют центральные банки государства, путем предоставления кредитов коммерческим банкам (процесс рефинансирования). Этот инструмент также теряет свою актуальность в развитых странах, которые все чаще прибегают к операциям центрального банка и министерства финансов на открытых рынках.

Особенности процентной политики

Процентная политика направлена на регулирование процентной ставки в стране.

Процентная ставка представляет собой ставку, по которой выдаются кредиты. С точки зрения теории спроса на деньги в процентной ставке выражена цена денег

В некоторых странах ее все еще называют учетной ставкой, или ставкой, по которой коммерческие банки продавали центральному банку векселя своих клиентов (иными словами происходил переучет векселей) в обмен на кредиты или получали у него кредит под залог таких векселей (или своих собственных)

Процентная ставка регулируется центральными банками посредством рефинансирования коммерческих банков, которые используют полученные средства в целях кредитования своих клиентов. Таким образом, процентная ставка в основном и определяется ставкой рефинансирования, из-за чего ее часто называют базовой ставкой (англ. prime rate).

Базовая ставка в США (federal funds rate) – это ставка, устанавливаемая Федеральной резервной системой (ФРС) по своим краткосрочным кредитам (так называемым overnight - на один день) для банков-членов ФРС. И поскольку такие банки являются ведущими банками США, остальные банки страны (которых около 7500) также используют эту ставку как ориентир в своей деятельности.

Базовая ставка в России представляет собой ставку рефинансирования ЦБ РФ (с 16.12.2019 по 09.02.2020 она составляет 6,25%). По этой ставке ЦБ РФ также предоставляет краткосрочные кредиты overnight, но помимо этого Банк России предоставляет коммерческим банкам и другие кредиты: ломбардные (под залог ценных бумаг), прямого и обратного РЕПО и др.

Коммерческие банки используют займы центрального банка, когда они сталкиваются с необходимостью срочного пополнения активов либо для выхода из трудного финансового положения (когда центральный банк играет роль "кредитора последней инстанции"). Заемные средства у центрального банка являются дополнительными активами коммерческих банков, а также основой для мультипликативного увеличения ими денежной массы.

Воздействуя на ставку рефинансирования, ЦБ РФ изменяет предложение денег в стране, что подтверждается примером 1.

Высокая ставка рефинансирования ведет к меньшим объемам заимствований у ЦБ РФ. В результате коммерческие банки выдают своим клиентам меньше кредитов, а чем меньше кредитные возможности коммерческих банков, тем меньше денежная масса в стране. Соответственно снижение ставки рефинансирования ведет к увеличению денежной массы

Нормативы обязательных резервов

Установление нормативов обязательных резервов является другим важным инструментом денежно-кредитной политики государства. Однако ЦБ РФ прибегает к этому инструменту в тех случаях, когда необходимо существенным образом расширить или сократить денежную массу. В примере 2 обозначим зависимость денежной массы от размеров нормативов обязательных резервов.

Увеличение размеров нормативов обязательных резервов ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческого банка (ведь ему приходится резервировать больше денег, а не выдавать их населению). В результате сокращаются кредитные возможности коммерческих банков и, соответственно, сокращается кредитный мультипликатор. Даже незначительные изменения размеров нормативов обязательных резервов могут спровоцировать существенные изменения денежной массы

Необходимость операций на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке понимается покупка или продажа центральным банком государственных ценных бумаг для коммерческих банков

Когда коммерческие банки покупают государственные ценные бумаги, они расходуют свои ресурсы, поэтому денежная масса уменьшается. Когда они продают центральному банку государственные ценные бумаги, денежная масса увеличивается, потому что увеличиваются средства коммерческих банков

В России в настоящее время сравнительно небольшой объем выпущенных государственных бумаг, поэтому операции на открытом рынке не особенно популярны. В развитых странах из-за большого государственного долга имеется и большой объем рынка государственных бумаг, но значение открытых операций велико не только поэтому. Данные операции также являются оперативным и при этом выгодным для продавцов и покупателей государственных бумаг средством регулирования денежной массы.

Развитые страны используют операции на открытом рынке в качестве главного инструмента регулирования денежной массы. В качестве объекта таких операций выступают преимущественно казначейские векселя и государственные облигации.

Государственные облигации отличаются от векселей казначейства следующим образом: доход от государственных облигаций получается в виде фиксированного от номинала облигации процента (при этом облигации могут продаваться не по номиналу), а казначейские векселя приносят доход равный разнице между ценой продажи центральным банков ценных бумаг и ценой их покупки, по которой он обязан будет их выкупить через некоторый срок (так называемой цене обратного выкупа).

Центральные банки торгуют государственными облигациями и векселями как с коммерческими банками, так и с населением. При этом эта торговля выгодна как коммерческим банкам, так и населению, что отражено в примере 4.

При покупке государственных ценных бумаг центральным банком спрос на них увеличивается, что ведет к росту их цены (например, выше номинала). В результате население и коммерческие банки начинают продавать государственные ценные бумаги центральному банку, так как рассчитывают получить доход от разницы цен покупки и продажи. Когда центральный банк продает государственные ценные бумаги, их цена уменьшается, т.е. их становится выгодно покупать

Монетарная (денежно-кредитная) политика – совокупность экономических мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны с целью стабилизации экономики (поэтому наряду с фискальной (бюджетно-налоговой политикой является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики). Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику, прежде всего, в краткосрочном периоде .

Основные цели монетарной политики следующие:

1. Обеспечение стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП);

2. Обеспечение полной занятости ресурсов;

3. Обеспечение стабильного уровня цен;

4. Обеспечение равновесия платежного баланса.

Объектом регулирования выступает денежный рынок и прежде всего денежная масса . Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк государства (субъект регулирования) .

Цели и инструменты, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляет содержание денежно-кредитной политики.

Основными задачами монетарной политики являются:

1. Обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов.

2. Выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением.

3. Воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

В рамках кредитно-денежной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования кредитно-денежной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка. Косвенные методы регулирования кредитно-денежной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов и помощью рыночных механизмов.

В мировой практике центральные банки используют следующие инструменты монетарной политики:

1. Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков – в соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, - т.е. обеспечивают коммерческим банкам достаточную ликвидность и предотвращают неплатежеспособность их в случае массового изъятия депозитов.

Механизм действия этого инструмента кредитно-денежной политики заключается в следующем:

- при повышении нормы обязательных резервов происходит сокращение свободных резервов банков, которые могли бы использоваться при проведении кредитных операций, т.е. уменьшение денежного предложения;

- если есть необходимость увеличить предложение денег, Центральный банк снижает норму обязательных резервов.

Необходимо отметить, что изменение нормы обязательных резервов обладает мощным потенциалом, но на практике этим механизмом пользуются осторожно, так как даже незначительное изменение резервной нормы способно вызвать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.




3. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Политика открытого рынка является основным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран мира. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Так, например, если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, то центральный банк начинает активно продавать государственные ценные бумаги, чаще всего облигации, банкам или населению. Скупка ценных бумаг приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов, а, следовательно, и к уменьшению предложения денег. При этом процентная ставка растет. Когда на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств, центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Это достигается путем скупки центральным банком государственных ценных бумаг у банков и населения по выгодному для них курсу. Такая операция приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов. При этом процентная ставка снижается.

Таким образом, центральный банк может проводить стимулирующую или сдерживающую политику работы коммерческих банков и кредитно-денежной сферы.

При принятии инвестиционных решений, в том числе на краткосрочный, а также длительный горизонт в обязательном порядке надо руководствоваться данными по решениям экономической политики.

Экономическая политика – совокупность действий, законов, определенных мер для решения и осуществления поставленных экономических задач государства на макроуровне. Главная цель, достижение целей влияющих на общество в целом, а цели продиктованы соответственно уровнем и состоянием экономики государства на данном этапе.

Основные и главные элементы, которые составляют экономическую политику:

• Денежно-кредитная политика (монетарная политика);
• Налоговая политика (фискальная политика);
• Бюджетная политика;
• Инвестиционная политика;
• Политика в области труда и занятости;
• Внешнеэкономическая политика;
• Другое…

Но мы обратим внимание только на первые две политики: монетарную и фискальную, т.к. они представляют основную ценность.

Денежно-кредитная политика (монетарная политика, денежная политика) – совокупность мер центрального банка страны, а также правительства, в контексте денежного обращения и кредитования, включающие в себя: сдерживание инфляции, обеспечение занятости, регулирование темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний в отраслях экономики, обеспечение устойчивости платежного баланса и т.д.


Основные и главные инструменты центральных банков (ЦБ) при проведении денежно-кредитной политики (ДКП):

1) Регулирование нормы обязательных резервов (регулирование общей денежной массы в обращении).

Обязательные резервы представляют собой часть депозитов либо наличности, которые они обязаны хранить в центральном банке, в зависимости от нормы резервирования. При повышении норм резервирования, сокращаются возможности банков и кредитных учреждении выдавать кредиты, в следствие дополнительных отчислении в ЦБ, которые банк не имеет права использовать для кредитования. Данный инструмент достаточно редко применяется на практике, потому что способен вызвать большие трудности для кредитных учреждений, а также породить большую неопределенность в дальнейших действиях.

2) Управление учетной ставкой (ставкой рефинансирования, как ее еще называют).

3) Операции на открытом рынке (open markets operations).

Как правило это операции на вторичном рынке по купле продаже краткосрочных государственных облигаций и казначейских векселей. Отличие в том, что облигации в данном случае приносят процентный доход (percent income), а векселя продаются дешевле, чем потом выкупаются по номиналу (capital gain). Это также является регулированием денежной массы, а также стимулирует инвестиции в государственный долг (путем изменения доходности данных инструментов). При покупки ценных бумаг у банков ЦБ в полной мере расплачивается с банком за поставку актива, а в случае покупки тех-же активов у населения, ЦБ кладет на расчетный счет человека деньги, тем самым увеличивая депозиты на балансе банка и тем самым банк обязан увеличить свои резервы у ЦБ. При продаже бумаг, ЦБ пополняет свои резервы, а также при увеличении предложения и снижении стоимости бумаг, соответственно растет доходность, что побуждает все большее количество инвесторов обратить на них внимание.

4) Валютные интервенции.

Называют прямое вмешательство ЦБ на курс национальной валюты с целью поддержанию его в некотором диапазоне, а также сглаживания экстремальных колебаний.

5) И другие, оказывающие незначительное влияние на рынок…

Основные виды денежно-кредитной политики (ДКП):

При разных экономических ситуациях в государстве, актуальна определенная стратегия по ДКП, а именно по ее виду, она может быть, стимулирующая либо сдерживающая.

1) Стимулирующая политика в области ДКП.

Реализуется во время спада в экономике, деловой активности, сокращения ВВП, призвана дать импульс и поддержать экономику в период стагнации, повлиять на уровень занятости населения.

2) Сдерживающая политика в области ДКП.


Плюсы и минусы кредитно-денежной политики:

1) Скорость принятия решения и такая-же быстро влияния на рынок в целом.
2) Небольшая зависимость от политического давления, довольно тонкая политика в отличии от фискальной (к примеру при повышении налогов), поэтому ее легче применить.
3) Монетаризм, бытует мнение в среде экспертов экономистов, о том, что количество денег в обращении один из единственных факторов деловой активности.

1) Циклическая асимметрия. Это когда выдаются деньги под как кажется одни цели, а идут они совсем на другие. К примеру, ЦБ решил уменьшить норматив резервов с надеждой, что банки будут больше кредитовать экономику, а на практике, эти деньги часто идут на погашение суд, облигаций, на валютный рынок и т.д.
К примеру, как происходит с так называемым количественным смягчением (QE), центральные банки печатая валюту, скупают облигации, тем самым увеличивая резервы банков в надежде, на кредитование ими экономики, но опять-же на практике, все наоборот, они решают собственные проблемы.
2) Влияние на скорость обращения денег. Существует теория в кейнсианстве, что при инфляции, центральным банков, а также правительством, зажимается денежная ликвидность, в связи с этим возрастает скорость обращения денег и наоборот.
3) Влияние инвестиций, денежно-кредитная политика не всегда может являться эффективной, к примеру при сдерживании ЦБ кредитования банками, но большой деловой активностью и спросом на наличность (ожидание), политика будет не сильно эффективна. То-есть на ДКП влияет множество факторов и нельзя их игнорировать при принятии решения.

Фискальная политика (налогово-бюджетная политика) – совокупность мер государства (в частности правительства), проводимых с целью влияние на экономику, сглаживания бизнес-циклов в экономике, стабильность цен в краткосрочном промежутке. В общем, это политика регулирования всего совокупного спроса.


Инструменты фискальной политики

Как правило, выделяют три инструмента, которые влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение:

• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.

Основные виды фискальной политики

В зависимости от ситуации, государство применяет разные меры в налогово-бюджетной среде, вот главные из них:

1) Стимулирующая фискальная политика.

Проводится во время спада (депрессии) в экономике, с целью стимулировать либо совокупный спрос, либо совокупное предложение или оба сразу.

2) Сдерживающая фискальная политика.

Проводится в случае сильного, бесконтрольного подъема экономики, в данном случае все проводится наоборот, уменьшают трансферты, увеличивают налоги и т.д., с целью получить более предсказуемую ситуацию в экономики, снизить инфляцию, а также улучшения жизни населения (в долгосрочной перспективе).

3) Автоматическая фискальная политика.

В данном случае идет работа встроенных стабилизаторов (налоги, трансферты и т.д.) при разных ситуациях размер налогов для домохозяйств может как расти, так и падать (прогрессивные шкалы).

4) Дискреционая фискальная политика.

Когда государство прямо заявляет и изменяет налогово-бюджетную политику в стране.

Плюсы и минусы фискальной политики:

1) Мультипликативный эффект, все инструменты, в целом эффективно влияют на уровень равновесного совокупного выпуска.
2) Отсутствие внешнего лага. При принятии решений по фискальной политики, первые результаты на экономику проявляются достаточно быстро.
3) Наличие встроенных стабилизаторов. (Подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности и т.д.).

1) Эффект вытеснения, при финансировании гос. расходов министерство финансов, ЦБ, часто выходит на денежный рынок, тем самым повышая ставки на наличность, что косвенно затрудняет возможность банкам и компаниям привлекать дешевый капитал.
2) Наличие внутреннего лага. Период времени между временем необходимым его принятия и временем, когда это решение принято.
3) Из-за величины экономик и масштабности данных, трудно принять максимально взвешенное решение.
4) Довольно важная проблема, рост государственно долга в период кризиса, который в будущем может привести к дефолту государств. Так называемое отношение ВВП/гос. долг. Эта проблема особенно остро стоит в развитых и развивающихся странах.

В заключении надо сказать, что при принятии инвестиционных решении, нужно руководствоваться всеми данными, как монетарной, так и фискальной составляющей, но и понимать, что нету таких механизмов, которые на 100% бы сказали Вам, что тут надо продавать или покупать. Есть решения, которые практически точно приведут к такому развитию ситуации, а есть такие, что вообще не ясно, на финансовых рынках все очень индивидуально.

Читайте также: