Основные условия применения образовательным учреждением ставки 0 процентов по налогу на прибыль

Обновлено: 02.07.2024

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, гл.25 НК РФ установлены положения, предусматривающие применение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций 0 процентов (ст.284.1 НК РФ).

Для ее применения организация должна осуществлять образовательную деятельность, включенную в особый Перечень, устанавливаемый Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 19.04.2016 г. №03-03-06/1/22477).

Например

В перечень включены такие виды образовательной деятельности как реализация основной образовательной программы дошкольного образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего общего образования (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 г. №201).

Условия для применения нулевой ставки

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям (п.3 ст.284.1 НК РФ):

  • имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 г. №ММВ-7-3/892@ утверждена форма представления сведений о доле доходов, а формат их подачи в электронном виде утвержден Приказом ФНС РФ от 30.12.2011 г. №ЯК-7/1010@.

При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение нулевой ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации образовательных услуг, входящих в Перечень (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной деятельности.

!Образовательная лицензия
!Образовательная лицензия


В том случае если организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по итогам отчетных периодов (например, I квартал, полугодие) не выполнено условие - 90% доходов от осуществления образовательной деятельности и от выполнения НИОКР, а по итогам налогового периода данное условие выполнено, то организация вправе была применять ставку по налогу на прибыль 0 процентов при соблюдении других условий, установленных ст. 284.1 НК РФ, и по итогам отчетных периодов, и по итогам налогового периода (Письмо Минфина и ФНС РФ от 22.05.2013 г. №ЕД-4-3/9198@).

  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговая ставка 0 процентов применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п.2 ст.284.1 НК РФ).

В п.4 ст.284.1 НК РФ установлено, что при несоблюдении данными организациями, перешедшими на применение налоговой ставки 0 процентов, хотя бы одного из указанных условий с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ (т.е. 20 процентов). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Организации, применявшие налоговую ставку 0 процентов и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной п.1 ст.284 НК РФ (т.е. 20 процентов), в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных п. 3 ст.284.1 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 20 процентов (п.8 ст.284.1 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.01.2016 г. №03-03-06/1/615).

В силу п.1 ст.284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Перечень видов образовательной деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций включает в себя, в том числе реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Отметим, что вне зависимости от того, относится образовательное учреждение к государственным или к негосударственным, оно вправе применить нулевую налоговую ставку при исчислении налога на прибыль, если оказывает перечисленные выше образовательные услуги и соответствует критериям, предусмотренным ст.284.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 05.09.2013 г. №ЕД-4-3/16105@).

На практике возникает немало споров по поводу того, может ли учитываться дошкольным образовательным учреждением в составе льготных доходов от образовательной деятельности родительская плата, вносимая за оказание услуги по присмотру и уходу за детьми.

nalog_na_pribyl_organizaciy_-_stavka_2021.jpg


Похожие публикации

Налог на прибыль - основной платеж для крупных и средних предприятий, а также значительной доли малого бизнеса, не перешедшего на спецрежимы. Основная, и применяемая к большинству предприятий, ставка налога составляет 20%. Однако законодательством предусмотрена широкая вариативность ее размера: в зависимости от вида деятельности, специфики отрасли, норм регионального законодательства и даже территории, на которой предприятие работает, ставки налога могут отличаться от основной. Поговорим о величинах ставки налога на прибыль (ННП), актуальных в 2021 году.

Налог на прибыль организаций: ставка 2021 года

Размеры ставки ННП определены в ст. 284 НК РФ. По общим правилам 20% распределяется между бюджетами двух уровней в пропорции: 3% в федеральный бюджет (ФБ), 17% в бюджет региона (РБ), в котором предприятие функционирует. Такая градация будет действовать до окончания 2024 года, а далее планируется увеличение суммы налоговых сборов в РБ до 18% и уменьшение величины налога в ФБ до 2%.

Налоговая ставка налога на прибыль организаций может варьироваться по отношению к основной в большую или меньшую сторону. Например, прибыль по акциям, выпущенным отечественными предприятиями, выплачиваемая лицам, информация о которых не предоставлялась налоговому агенту, облагается по ставке 30% (п. 4.2 ст. 284 НК РФ), ставка на проценты от государственных ценных бумаг и облигаций с ипотечным покрытием, составляет 15%, а от муниципальных ЦБ – 9% (п. 4 ст. 284 НК РФ).

Отдельные ставки применяют к доходам в виде дивидендов: прибыль российских компаний облагается по ставке 13%, а зарубежных – 15% (п.3 ст. 284 НК РФ).

Ставки ННП для зарубежных фирм-налогоплательщиков без постоянных представительств в РФ составляют (п. 2 ст. 284 НК РФ):

  • 20% от всех обычных доходов;
  • 10 % от использования или передачи в аренду любых транспортных средств и контейнеров, участвующих в международном перевозочном процессе.

С 2021 года введены льготы для аккредитованных IT-компаний и изготовителей электронных продуктов, включенных в специальный реестр. С 01.01.2021 ставка налога ни прибыль для них составляет всего 3% (закон № 265-ФЗ от 31.07.2020, п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Льготная ставка применима, если выполняются условия - доля доходов от этой деятельности составляет 90% и выше, а средняя численность работающих - минимум 7 человек. Сумма налога полностью зачисляется в ФБ.

Региональной власти налоговым законодательством дано право устанавливать льготные ставки для отдельных групп плательщиков (п. 1 ст. 284 НК РФ). Так, в регионах ставка может быть понижена до 12,5% при принятии соответствующего решения, но ее размер может быть еще ниже, например:

  • 0% - 10% - для участников региональных инвестпроектов (п. 3 ст. 284.1 и п. 3 ст. 284.3 НК РФ);
  • 0% - 13,5% - для участников СЭЗ и ОЭЗ (п. 1, 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • для резидентов (п. 1.8 ст. 284 НК РФ):
    • территории опережающего социально-экономического развития (закон № 473-ФЗ от 29.12.2014) - 0%,
    • свободного порта Владивосток (закон № 212-ФЗ от 13.07.2015) – 0%,
    • Арктической зоны РФ (закон № 193-ФЗ от 13.07.2020) – 5-10%:

    Налог на прибыль организаций: ставка 0%

    Статьей 284 НК РФ предусмотрено применение нулевых ставок при ведении различных видов деятельности, в частности, социально-ориентированных, а также для предприятий – участников СЭЗ Крыма и Севастополя, реализующих инвестиционные проекты (п. 1.7 ст. 284 НК РФ, закон № 377-ФЗ от 29.11.2014). Например, в Крыму ставка налога на прибыль организаций составляет 0% для зачисления в ФБ, а от 2% до 13,5% с полученной прибыли идет в бюджет региона в зависимости от вида осуществляемой деятельности (закон Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 с изм.). Указанный размер ставки действует до завершения договора о деятельности в СЭЗ.

    Нулевая ставка налога на прибыль организаций является весьма значительной преференцией и для многих социально-ориентированных видов деятельности (п. 1.9 ст.284 НК РФ). Так, данная льгота актуальна для образовательных и медицинских учреждений, предприятий культуры и искусства – библиотек, театров, музеев, учрежденных субъектами РФ или муниципалитетами (п. 1.13 ст. 284 НК РФ), а также для сельхозпроизводителей и рыбохозяйственных предприятий, реализующих собственную продукцию, если доля дохода от такой деятельности составляет не менее 70% (п. 1.3 ст. 284 НК РФ, письмо Минфина от 11.09.2020 № 03-11-06/1/80106).

    Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

    Многочисленные поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ, затронули и налог на прибыль. Так, со следующего года в налогооблагаемой базе не учитываются платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба. Ограничение на перенос убытков для исчисления налога продлено до 2024 года. Для организаций культуры установлены льготы по уплате налога и представлению отчетности. Эксперты 1С рассказывают в статье о важных изменениях.

    Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ внес изменения в главу 25 НК РФ. Некоторые из них распространяют действие на прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

    Продление ограничения на перенос убытка

    По действующим правилам налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2021 гг. можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 % (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это ограничение продлили на три года.

    Прибыль, полученную в 2022-2024 гг., также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 % (п. 40 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    В "1С:Предприятии 8" необходимые изменения поддерживаются. О сроках см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Налог на прибыль" .

    Расширен перечень необлагаемых доходов

    Плательщики налога на прибыль организаций больше не обязаны учитывать в составе доходов стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые:

    получены безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления);

    получены безвозмездно от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ, законодательства субъектов РФ, актов органов местного самоуправления);

    получены от физических или юридических лиц, если оплата стоимости этих работ (услуг, имущественных прав) осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими указанных полномочий по поддержке субъектов МСП и поддержке экспорта.

    Это правило закреплено в новом подпункте 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ (вступил в силу 02.07.2021) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (пп. "в" п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    Таким образом, налогоплательщики, имевшие указанные доходы в 2019 и 2020 годах и заплатившие с них налог, вправе либо представить в ИФНС уточненные декларации по налогу на прибыль за эти периоды, либо уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов (отразив их по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@) за отчетные периоды или налоговые периоды 2021 года). Это следует из пункта 1 статьи 54, пункта 1 статьи 81 НК РФ.

    Новые расходы, не учитываемые в налоговой базе

    Напомним, пени, штрафы (например, за административные правонарушения), иные санкции, перечисляемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    С 01.01.2022 к ним добавятся платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба (п. 39 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    Пониженные региональные налоговые ставки с прибыли от интеллектуальной собственности

    shutterstock_286994576.jpg

    Налогоплательщику придется вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от продажи лицензий, и доходов (расходов) в связи с иной деятельностью. В противном случае применить пониженную налоговую ставку от лицензионной деятельности не получится.

    При этом региональным законом должны быть определены:

    виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке;

    размер этой налоговой ставки;

    дополнительные условия ее применения.

    Временные льготы для организаций культуры и искусства

    Закон № 305-ФЗ установил льготы по налогу на прибыль для организаций культуры и искусства. Такие организации:

    освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 гг.;

    уплачивают налог на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. не позднее 28.03.2022.

    Это распространяется на организации, осуществляющие:

    творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90);

    деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (код ОКВЭД 91).

    Осуществляемая организацией деятельность определяется по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31.12.2020.

    Соответствующие изменения внесены в статьи 286, 287, 289 НК РФ, которые действуют с 02.08.2021 (п. 44, пп. "б" п. 46, п. 47 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    Отметим, что сумма налога за 2020 год и авансовые платежи за I квартал и полугодие 2021 года могут быть уплачены налогоплательщиком. Полагаем, в этом случае он вправе вернуть эти суммы из бюджета или зачесть их в счет предстоящих иных платежей в бюджет (например, по другим налогам) по правилам статьи 78 НК РФ.

    Уточнен порядок амортизации ОС

    Полагаем, уточнения, внесенные Законом № 305-ФЗ в НК РФ, связаны прежде всего со случаями амортизации стоимости модернизации (реконструкции и пр.) полностью самортизированных основных средств (ОС). Поскольку остаточная стоимость таких ОС равна нулю, возникают следующие вопросы:

    нужно ли сумму модернизации прибавлять к первоначальной стоимости такого ОС либо нужно амортизировать только сумму модернизации;

    необходимо ли в этом случае увеличивать срок полезного использования и уменьшать норму амортизации?

    С 01.01.2022 из пункта 2 статьи 257 НК РФ будет следовать, что первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов независимо от размера остаточной стоимости основных средств. При этом если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта срок его полезного использования не увеличился, применяется первоначально установленная норма амортизации (раньше предписывалось учитывать оставшийся срок полезного использования) (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ). Кроме того, в пункте 5 статьи 259.1 НК РФ теперь напрямую указано, что окончание срока полезного использования не является основанием для прекращения начисления амортизации. Как и прежде, таким основанием является только полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо его выбытие из состава такого имущества по любым основаниям.

    Таким образом, исходя из комментируемых изменений, стоимость реконструкции (модернизации и пр.) полностью самортизированного ОС нужно будет списывать через амортизацию либо по норме, которая была определена при введении этого ОС в эксплуатацию, либо по новой (меньшей) норме, рассчитанной исходя из увеличенного срока полезного использования. При этом сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется путем умножения нормы амортизации на первоначальную стоимость, увеличенную на сумму модернизации.

    1С:ИТС
    Как учесть в расходах сумму, потраченную на реконструкцию (модернизацию, достройку, дооборудование) полностью самортизированного имущества, см. в разделе "Консультации по законодательству" . Как в "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0 отразить ремонт и модернизацию основных средств, см. в разделе "Инструкции по учету в программах "1С" .

    Новые полномочия субъектов РФ в отношении инвестиционного налогового вычета

    С 02.08.2021 регионы получили право устанавливать в своих законах (пп. "б" - "г" п. 45 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ):

    объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на инвестиционный налоговый вычет. Ранее к таким объектам указанный вычет не применялся;

    минимальные сроки фактического использования объектов ОС (в отношении которых применялся инвествычет), до истечения которых их реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) влечет, согласно пункту 12 статьи 386.1 НК РФ, восстановление и уплату в бюджет (с начислением пени) суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.

    1С:ИТС
    Более подробную информацию об инвестиционном налоговом вычете см. в разделе "Консультации по законодательству" .

    О подтверждении выплаты постоянному представительству иностранной организации

    Как известно, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации не возникает, если этот доход относится к ее постоянному представительству. Чтобы это подтвердить, у источника дохода должна быть копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет в РФ, заверенная нотариально не ранее чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

    С 02.08.2021 налоговому агенту достаточно иметь копию вышеуказанного документа. Заверять ее нотариально не нужно (п. 49 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    Полагаем, теперь заверить ее должен получатель дохода (иностранная организация в лице ее постоянного представительства).

    Новая статья расходов на НИОКР

    С 01.01.2022 в расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) можно будет включить затраты на приобретение:

    исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав. Это означает, что расходы на перечисленные нематериальные активы (НМА) организация вправе учесть единовременно (не прибегая к амортизации);

    прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

    При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

    Об учете процентов по кредитам на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса

    Напомним, проценты по кредитам на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса, в 2020-2021 гг. учитываются в расходах по мере оплаты.

    Согласно статье 6 Закона № 305-ФЗ, такой порядок будет действовать и в 2022 году.

    1С:ИТС
    Как учитывать проценты по кредитам на поддержку бизнеса, который пострадал от коронавируса, см. в разделе "Консультации по законодательству" . Еще больше полезной информации см. также в специальной Базе знаний "Бизнес в условиях кризиса" .

    От редакции. Об изменениях по налогу на прибыль в 2021 году и об отражении в "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0 см. также видеозапись онлайн-лекции от 27.05.2021 с участием представителя Минфина России и эксперта 1С: О.Д. Хороший. Налог на прибыль новое в 2021 году ; Е. Калинина. Резервы по сомнительным долгам ; Е. Калинина. Налоговый учет убытков ; Е. Калинина. Ответы на вопросы .

    В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.


    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
    • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
    • услуги скорой медицинской помощи населению;
    • дежурство медицинского персонала у постели больного;
    • услуги патологоанатомические;
    • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
    • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

    В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

    Налог на прибыль организаций

    С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

    Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

    Региональные льготы. Налог на имущество

    Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

    Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

    Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

    Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

    - если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

    - если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

    - если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

    - если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
    (п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

    • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
    • о численности работников в штате организации.
    • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

    - плательщики НДФЛ - получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

    Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

    Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

    Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

    Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

    При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг - в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода - суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

    Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

    Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

    Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

    1. Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.

    Для целей настоящей статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

    2. Налоговая ставка 0 процентов в соответствии с настоящей статьей применяется организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), в течение всего налогового периода.

    3. Организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям:

    1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

    3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

    4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

    5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

    4. При несоблюдении организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, перешедшими на применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, хотя бы одного из условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    5. Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Организация вправе уточнить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в пункте 6 настоящей статьи, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей.

    6. Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные настоящей главой для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

    о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

    о численности работников в штате организации.

    Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в штате организации.

    При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в настоящем пункте, в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    Форма представления сведений, указанных в настоящем пункте, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    7. Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, вправе перейти на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. При этом, если указанный переход начинается не с начала нового налогового периода, сумма налога за соответствующий налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    8. Организации, применявшие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

    Комментарий к Ст. 284.1 НК РФ

    Особенности применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, указаны в ст. 284.1 НК РФ.

    Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку в размере 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 Налогового кодекса.

    По окончании каждого налогового периода, в течение которого организации применяли налоговую ставку в размере 0%, в налоговый орган ими представляются сведения, содержащие информацию о выполнении организацией установленных Налоговым кодексом условий.

    Согласно п. п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий или непредставлении указанных выше сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

    Из указанных выше норм НК РФ следует, что при невыполнении условий применения налоговой ставки в размере 0% или при непредставлении сведений организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам (Письмо Минфина России от 28 декабря г. N 01-02-03/03-482).

    Исходя из изложенного следует, что вновь созданные организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность со дня создания, не могут выполнить названных выше условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, то за первый налоговый период они не вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% (Письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/624).

    В соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0% в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, не позднее чем за 1 месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения:

    б) копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности,

    выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 6 ст. 284.1 НК РФ установлено, что организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0%, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

    — о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;

    — о численности работников в штате организации;

    — о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста.

    Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

    При непредставлении в установленные сроки указанных сведений в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ.

    Форма сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации утверждена Приказом ФНС России от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/892@.

    Формат представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 30 декабря 2011 г. N ЯК-7-6/1010@.

    Читайте также: