Основные проблемы выездных налоговых проверок

Обновлено: 28.06.2024

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Камеральная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас 🙂

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Эффективное функционирование системы государственного финансового контроля направлено на защиту финансовых интересов не только государства, но и юридических и физических лиц. Государственный финансовый контроль многообразен и включает различные виды контроля:

  • налоговый;
  • бюджетный;
  • банковский;
  • валютный;
  • таможенный.

Существование теневой экономики неизбежно для любого современного общества и подтверждает наличие проблем и противоречий в нем. Одной из характерных черт секторов теневой экономики считается уклонение от налогов. В мировой и российской налоговой практике известны разнообразные схемы уклонения от уплаты налогов. В связи с этим повышение эффективности налогового контроля не теряет своей актуальности.

Эффективность выездной налоговой проверки обусловлена тем, что она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Удельный вес доначислений, произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет около 70 % всех доначисленных сумм по результатам контрольной работы, проведенной налоговыми органами [1].

Несмотря на эффективность данной формы налогового контроля, проведение таких проверок сопряжено с многочисленными проблемами. Остановимся на главных из них. Наиболее актуальными проблемами являются вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок.

Важными критериями налоговых рисков являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые обязательно сравниваются со средними показателями по отрасли. Такое сравнение, по мнению автора, является некорректным, так как среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности не могут являться ориентиром и обеспечивать достаточную базу для вывода о наличии нарушений налогового законодательства.

  • Во-первых, организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или резкий рост вышеназванных показателей.
  • Во-вторых, среднеотраслевые показатели напрямую зависят от таких факторов, как вид деятельности налогоплательщика, численность сотрудников [7].
  • В-третьих, соответствие фактических значений среднеотраслевым показателям не является свидетельством отсутствия занижения налогоплательщиком доходов, отраженных в налоговой отчетности, или завышения расходов в целях снижения налогооблагаемой базы. Налоговая нагрузка в среднем по России за последние годы снизилась на 3,7 %, а рентабельность - на 4,1 % (рис. 1).

Снижение налоговой нагрузки и рентабельности непосредственно повлияло на количество выездных налоговых проверок (рис. 2).

Для обеспечения единообразия проведения мероприятий налогового контроля ФНС России в 2013 г. подготовила для территориальных налоговых органов рекомендации по проведению выездных налоговых проверок. Следует заметить, что в данном документе содержится решение ряда методических вопросов по организации выездных налоговых проверок. В частности, перечислены ограничения при проведении выездных налоговых проверок (по предмету проверки, проверяемому периоду, количеству проверок). Детально описан порядок проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, уделено внимание месту, сроку, окончанию выездной налоговой проверки, направлению акта проверки проверяемому лицу [5].

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок предлагаются следующие мероприятия:

  • создание единой методики анализа, планирования и проведения налоговых проверок;
  • совершенствование критериев отбора налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок;
  • изучение практики налогового контроля в зарубежных станах в области применения автоматизированных информационных средств в технологиях налоговых проверок;
  • обязательный анализ сравнения сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок.

Совершенствование модели организации и планирования выездных налоговых проверок позволит оптимизировать работу налоговой службы и увеличит эффективность и качество ее работы.

3. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

6. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 510 с.

7. Рыманов А.Ю., Карманская Н.Д. Методологические аспекты экономического анализа налоговых преступлений // Финансы и бизнес. 2010. № 4. С. 131-136.


Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи, позволяющие выполнять свои функции качественно и эффективно. Осуществление такой задачи ФНС как организация эффективного налогового контроля за налогоплательщиками требует особого внимания.

Законодательство о налогах и сборах предусматривает несколько форм налогового контроля. В данной статье рассмотрен выездной налоговый контроль.

После отбора налогоплательщиков налоговый орган по местонахождению организации выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. Собственно так и начинается выездная налоговая проверка. Итогом всех этих действий становится в идеале взыскание ранее не уплаченных сумм налогов и сборов, начисление штрафов и пеней. Но планируемые результаты иногда отличаются от фактически полученных и теперь следует перейти к анализу результатов выездных налоговых проверок. Ниже представлена диаграмма о реальном поступлении денежных средств от доначислений в ходе выездных налоговых проверок.


Рис. 1. Сравнение данных о суммах доначисленных и взысканных по выездным налоговым проверкам за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

В 2015 году по результатам выездных налоговых проверок было доначислено 270,3 млрд. р., в 2016 352,5 млрд. р., в 2017 324,3 млрд. р. Но суммы доначислений не всегда равны суммам, реально полученным в бюджет. По результатам выездных проверок реально взыскано в 2015 г. 144,56 млрд. руб., в 2016 г. 172,9 млрд. руб., в 2017 г. 184,83 млрд. руб. Сопоставив данные о доначисленных суммах и реально взысканных можно сделать вывод, что имеется разрыв в 1,5–2 раза: в 2015 году реально в бюджет поступили только 53,48 % от сумм доначислений, в 2016 49,04 %, а в 2017 56,99 %.

После подсчета стоит задуматься, почему в бюджет не поступают суммы недоимки, ведь казалось, что законодательством четко регламентирован порядок взыскания недоимки и доначислений, но система почему-то не работает.

При выявлении налоговым органом недоимки и доначислении сумм налогов по результатам проверки, налогоплательщик не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки, обязан заплатить эти суммы в бюджет. Налогоплательщик не заплатил — налоговый орган взыскивает через арбитражный суд. Если денег на счетах налогоплательщика нет, то налоговый орган вправе взыскать недоимку через реализацию имущества налогоплательщика. В большинстве случаев имущество, которым пользуется налогоплательщик, не принадлежит самому налогоплательщику, а взято в аренду: получается, что взыскать не с чего. Это первая причина недополучения сумм в бюджет.

Одним из немаловажных факторов служит проверка контрагентов самой организацией. При применении организацией общей системы налогообложения стоит уделить особое внимание проверке контрагентов (т. к. применяется метод начисления). Стоит отметить, что сейчас много способов проверить контрагентов. На сайте ФНС РФ запущен сервис по проверке контрагентов через ИНН/ОРГН, либо наименование юр. лица. Также в открытых ресурсах можно найти много информации, но как показывает практика, даже такие меры не всегда дают положительный результат.

Для того, чтобы повысить результативность выездных проверок и увеличить суммы реальных взысканий, нужно законодательно закрепить не только обязанность осуществлять внутренний контроль, но и формы, методы его проведения, типовые планы осуществления внутреннего контроля. Данная мера поможет налогоплательщику в составлении плана внутреннего контроля для своей организации и построении эффективной системы внутреннего контроля в целом. Необходимо развивать ресурсы для проверки контрагентов организации, создать платформы и приложения для предпринимателей, где можно смотреть отзывы от партнеров организации, где будут рейтинг лучших организаций среди своей отрасли, оценки работы компаний.

Результативность зависит от качества методик, которые используют налоговые инспекторы во время осуществления налоговых проверок. Тщательно должна разрабатываться программа выездной проверки: здесь важна работа отдела предпроверочного анализа для более подробной детализации фактов нарушений налогового законодательства.

Очень важно совершенствовать законодательство, регулирующее проведение выездных проверок. Ввиду отсутствия в настоящее время единой системы подхода к проведению выездных налоговых проверок следует разработать методику проведения выездных налоговых проверок по каждому налогу. Следует разделить процесс выездного контроля на проверку методологии налогового учета и проведение налоговых расследований, выявление фактов нарушений налогового законодательства.

Для того, чтобы усовершенствовать процесс выездного контроля, необходимо подробно изучить этапы выездного контроля и понять, какой этап требует доработки.

Первый этап — ознакомление руководителя организации с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписание им решения.

Второй этап содержит истребование документов у налогоплательщика посредством предоставления ему требования, где содержится перечень документов. В срок 10 календарных дней руководитель обязан предоставить истребуемые документы.

Третий этап самый наполненный и сложный: проводится собственно сама проверка. На данном этапе проверяются:

‒ правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

‒ правильность и полнота учета документов;

‒ правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

‒ полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

‒ своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету. Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

Четвертый этап содержит в себе кропотливую работу инспектора, но уже в налоговом органе. Инспектор на основе полученных данных делает выводы о фактах совершения/не совершения налоговых правонарушений, тщательно изучает доказательную базу. По необходимости, инспектор может провести встречную проверку у контрагентов организации, привлечь сотрудников других исполнительных органов, может приостановить проверку в связи с различными запросами в разные органы о налогоплательщике.

На этом этапе очень важен профессионализм налогового инспектора и точное соблюдение всех требований законодательства, умение использовать все технические средства и информационные ресурсы для сбора нужной информации и доказательной базы. На сегодняшний день для совершенствования работы налоговых органов, и в том числе выездных отделов, ФНС разрабатывает программное обеспечение, заключает межведомственные соглашения об обмене информацией, применяет различные способы для отслеживания реальных денежных потоков (на примере онлайн-касс), ужесточает меры ответственности за налоговые правонарушения.

Пятый этап — составление справки об окончании проверки и составление акта выездной налоговой проверки, вручение акта руководителю организации. Этот этап может быть последним, но чаще всего возникают несогласия с вынесенным решением, которые рассматриваются для принятия окончательного решения на шестом этапе проверки.

Шестой этап проходит непосредственно в арбитражном суде, где стороны предъявляют свои доказательства и суд выносит решение. Здесь необходимо внести некоторые поправки. Как показывает практика, арбитражные суды разных регионов по схожим делам выносят разные решения, это создает неопределенность для ведения учета бухгалтерами, т. к. в некоторых ситуациях при внесении фактов хозяйственной жизни в учетные регистры возникают спорные вопросы, для решения которых необходимо использовать альтернативные источники информации, например как раз арбитражную практику. Следует принять нормативные акты, где будут прописаны четкие инструкции для учета нетипичных фактов хозяйственной деятельности. Для совершенствования процесса выездных проверок поможет ускорение взаимодействия между исполнительными органами, а именно сокращение сроков обработки запросов при межведомственном взаимодействии, что поможет сократить время проверки и соответственно провести больше проверок, повысить итоговые результаты работы.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что налоговые органы совершенствуют свои методики посредством внедрения новых технологий, разрабатывают информационные системы, базы данных, различные программы для обмена с другими органами исполнительной власти. Возможно, что через несколько лет контакт с налогоплательщиками будет сведен к минимуму, что сейчас и происходит небольшими шагами. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, проверка, выездной контроль, налоговое законодательство, налоговый учет, налогоплательщик, проверка контрагентов, сумма.


Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивный вид налогового контроля, следствием которого могут явиться как серьезные финансовые санкции в отношении проверяемого субъекта, так и уголовно-правовые последствия для его уполномоченных лиц. В ходе ВНП проверяются правильность, полнота исчислений и своевременность уплаты одного или несколько налогов за определенный промежуток времени, который не может превышать трехлетний период, предшествующий году вынесения решения о назначении ВНП. Есть неофициальные данные, что фонд оплаты труда проверяющих зависит от количества выявленных нарушений, а также сумм взысканных по ним недоимок.

Задача налогоплательщика:

— избежать уголовно-правовых последствий для уполномоченных лиц;

— минимизировать финансовые санкции;

— постараться сохранить бизнес.

ВНП – серьезная проблема. Чем раньше она диагностируется (то есть в полной мере осознается наличие рисков наступления негативных последствий), и чем адекватнее определяет бюджет ее решения, тем ниже будут совокупные потери.

Можно сказать, что это легитимный рэкет, которым государство в лице Федеральной Налоговой Службы вытрясает из карманов налогоплательщиков то, что по мнению законодателя неправомочно там осталось. Однако, никто не запрещает использовать налогоплательщику все формы и приемы защиты, предусмотренные действующей системой права.

Практика показывает, что полное осознание уполномоченных лиц налогоплательщика (директора, учредителей, главного бухгалтера) приходит либо уже на стадии возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению, либо в момент получения копии заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве налогоплательщика, либо в судебном разбирательстве о компенсации причиненных бюджету убытков в порядке применения фискалами ст. 15 ГК РФ.

Проведение выездной налоговой проверки:

1. Любой налогоплательщик может быть проверен по истечению налогового периода и наступления сроков предоставления декларации.

2. Риск ВНП прогнозируем. Все критерии, по которым осуществляется отбор налогоплательщиков для ВНП лежат в открытом доступе на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы (ФНС).

3. ВНП регламентирована ст. 89 НК РФ. Более подробно рекомендуемые действия проверяющих описаны в Письмах ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@, а также от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@

4. Каждой ВНП предшествует глубокий предпроверочный анализ, продолжительность которого может достигать нескольких месяцев. В ходе анализа, c помощью специализированного программного обеспечения анализируются платежеспособность и финансовые показатели налогоплательщиков, рассчитывается налоговая нагрузка, вероятность совершения налоговых правонарушений, выявляются возможные схемы незаконной налоговой оптимизации и получения необоснованной налоговой выгоды. На основе полученных данных делаются выводы и формируются планы проведения проверок.

Однако, стоит помнить, что тяжесть уголовно-правовых последствий антикоррупционного законодательства на порядок выше, чем законодательства о налоговых преступлениях.

7. В подавляющем большинстве случаев, можно практически точно рассчитать сумму возможных финансовых санкций по грядущей проверке и, соответственно, определить порядок контрдействий налогоплательщика.

8. Алгоритм проверяющих обычно прост, но эффективен, как АК-47: выявление недобросовестных контрагентов и их цепочек, перерасчёт налоговых последствий сделок с ними в сторону увеличения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. Как следствие, выявление налоговых правонарушений, выразившихся в неуплате (неполной уплате) указанных налогов, привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафов с начислением пени за весь период просрочки.

Для кучи, незначительные нарушения по другим налогам, например, по транспортному налогу или налогу на имущество.

9. Любой налогоплательщик, лицевые счета которого уходят в значительный минус на многомиллионные суммы недоимок, естественно, ухудшает сводные показатели работы налогового органа. Поэтому, во-первых, платежеспособность налогоплательщика будет играть ключевую роль при назначении ВНП, во-вторых, налоговый орган будет использовать все возможные приемы взыскания – от уголовного дела до банкротства и компенсации убытков, причиненных бюджету за счет личного имущества уполномоченных лиц.

10. Как правило, тематические ВНП (по одному налогу) не проводятся. Предметом комплексной проверки являются все налоги за период, не превышающий трех лет до года, в котором вынесено решение о проведении проверки.

11. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. Обязательный срок уведомления налогоплательщика об этом решении законодательством не установлен.

Дата получения решения указывается в самом решении о ВНП (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

12.С момента принятия инспекцией решения о проведении проверки начинает исчисляться ее срок. Теоретически, он не может длиться более двух месяцев со дня вынесения решения и до дня составления инспекцией справки о проведенной проверке. Однако на практике общий срок проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 Кодекса, Письма ФНС от 21.09.2015 № ЕД-4-2/16584, Минфина от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

14. Вся работа инспекторов осуществляется на основании программы ВНП, в которую включены все необходимые проверочные мероприятия по информации, выявленной в ходе предпроверочного анализа. Руководитель проверяющей группы регулярно отчитывается перед начальником отдела и (или) курирующим заместителем начальника инспекции.

15.Смена региона местонахождения в ходе ВНП, смена руководителя, участников, реорганизация не являются препятствиями для осуществления ВНП, а лишь служат дополнительными подтверждениями недобросовестности налогоплательщика.

16. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков) либо по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Подготовка к выездной налоговой проверке:

Конечно, лучшее решение — обратится за профессиональной юридической помощью.

Подготовить доказательства проявления должной осмотрительности. Подтвердить экономическую выгоду по сделкам с проблемными контрагентами.

Обеспечить пакеты учредительных документов, налоговых деклараций деловых партнеров — любых фактов, которые могут свидетельствовать об отсутствии умысла получения необоснованной налоговой выгоды, вплоть до подготовки свидетелей, распечаток с официального сайта ФНС, заверенных в установленном порядке

3. Определить место для ВНП. Если позволяют площади, то изолированное помещение, минимально связанное с текущим информационным потоком по хозяйственной деятельности.

5. Осуществить меры, направленные на сохранение действующего бизнеса. При этом, стоит обратить внимание, что такие мероприятия, как, например, регистрация юридического лица с похожим названием и идентичными ОКВЭДами, по тому же юридическому адресу, резкий перевод на него всех текущих договоров уже не выводит схему бизнеса из-под возможного удара.

Ходы должны быть и эстетичнее и сложнее.

Стратегия прохождения выездной налоговой проверки.

Проверяющих будет интересовать прежде всего недобросовестность, взаимозависимость, аффилированность контрагентов, отсутствие экономического смысла в проведенных с ними операциях – т.е. четыре основных фактора, доказывающих необоснованность налоговой выгоды, полученной налогоплательщиком в проверяемый период.

Тактика прохождения ВНП и некоторые приемы защиты:

2. Налогоплательщик является добросовестным, пока не доказано обратное.(п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 108 НК РФ). Какая-бы организация не была, нужно свято в это верить. Паника и чувство вины могут быть более деструктивны, чем это кажется на первый взгляд.

Поэтому не следует ничего предоставлять лишь по устному требованию инспектора. Не стоит давать доступ и к электронным базам бухгалтерской информации вроде 1С и тем более к рабочему месту главного бухгалтера.

4. Для получения необходимых документов, проверяющие должны истребовать их в виде копий или в электронном виде в порядке ст. 93 НК РФ, направив соответствующее требование. Представлять документы в копиях или в электронном виде следует точно в срок, никак не ранее.

То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.

6. Оригиналы документов, конечно, следует беречь, но не нарываясь на их выемку. Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них соответствующего Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. А сама передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи.

7. Даже неформальное общение с проверяющими должно осуществлятся только уполномоченным для этого лицом.

8. Получение письменных объяснений должно осуществляться только в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля) также с обязательным присутствием уполномоченного лица.

9. Если доказательства должной осмотрительности собрать совсем не удается, схемы полузаконной налоговой оптимизации торчат как гвозди из мешка — имеет смысл подать уточненные декларации по одному или нескольким налогам, если, конечно еще позволяет временной фактор. Добровольное признание финансовых санкций в виде штрафов и пени в ряде случаев может спасти от уголовного преследования. 10.

Надо отдать должное, год от года качество работы ФНС становится лучше. Повышается эффективность налогового администрирования, увеличиваются суммы взысканных недоимок.

Происходит это прежде всего по причине глубокого анализа недобросовестного поведения налогоплательщиков – схем незаконной налоговой оптимизации, способов избежать налоговой ответственности, алгоритмов вывода активов из-под государственных санкций, проводимых налоговой службой. Поэтому и налогоплательщикам рекомендуется уделять должное количество времени отслеживанию тенденции правоприменительной практики и не стоять на месте.

Читайте также: