Можно ли учесть затраты на проведение аудита аудиторской организацией при исчислении налога на прибыль

Обновлено: 14.05.2024

Анализ факторов расчета себестоимости аудиторской проверки, существующие методы включения затрат в стоимость продукции, методологические основы стоимости. Методики учета расходов, связанных с аудитом. Рекомендации по расчету стоимости, оценка результатов.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 12.11.2010
Размер файла 95,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Работа допущена к защите

Направление: 080100 - Экономика

Специальность: 080109.65 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Выполнил студент группы в6077/22 ______________ Д.В. Латышева

Руководитель ______________ Ю.Е. Путихин

Рецензент главный бухгалтер

ООО "Олимпия Консалтинг групп" ______________ И.В.Жибарева

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОВЕРКИ, МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАТРАТ НА АУДИТОРСКИЕ ПРОВЕРКИ В СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКИ УЧЕТА РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С АУДИТОМ

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.3 Выбор темы дипломной работы

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ и оценка существующих методов включения затрат на аудиторские проверки в стоимость продукции

2.2 Методологические основы стоимости аудиторских проверок

2.3 Сравнительный анализ существующих методик учета расходов, связанных с аудитом

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

3.2 Оценка результатов аудиторских проверок

4. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО МЕТОДА ВКЛЮЧЕНИЯ РАСХОДОВ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наверное, главным вопросом, волнующим все компании, кто проводил или только собирается провести аудит своей бухгалтерской отчетности, является проблема учета расходов на проведение аудита при налогообложении прибыли.

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса организации имеют право учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на аудиторские услуги. При этом Кодекс не делает различия между обязательным и добровольным аудитом и не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению затрат на аудиторские услуги в состав расходов для целей налогообложения прибыли при проведении добровольного аудита (письмо Минфина от 6 июня 2006 г. № 03-11-04/3/282).

Однако на практике фирмы часто сталкиваются с противоположным мнением налоговых органов, которые зачастую отказывают в правомерности учета данных расходов. Инспекторы в подобной ситуации ссылаются на несоответствие расходов на добровольный аудит требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса, а именно на их экономическую необоснованность.

В этом случае компании вынуждены доказывать свою правоту в суде. И арбитры в данном вопросе, как правило, встают на их сторону. Они указывают на тот факт, что обязательность аудиторских услуг не является непременным условием для включения в налоговую базу расходов на их оплату.

В данной работе было бы целесообразно рассмотреть еще один вопрос. Дело в том, что в настоящее время отдельные предприятия составляют отчетность не только по российским, но и по международным стандартам (МСФО). Можно ли учесть расходы на проверку такой отчетности?

Несколько ранее финансисты разрешали включать затраты на аудит отчетности, составленной по международным стандартам, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК(2)). Но сделать это можно было лишь в том случае, если компания обязана представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Если же подобная обязанность на фирму не возлагается, то она не имеет права относить подобные траты к расходам на аудиторские услуги. Рассматриваемые затраты по-прежнему можно включить в прочие расходы при условии их экономической обоснованности (пп. 49 п. 1 ст. 264и ст. 252 НК)(2).

К примеру, по мнению сотрудников финансового ведомства, допустимо отнести к прочим расходам средства на проведение аудиторской проверки, составленной по МСФО, в случае, когда отчетность представлялась акционеру, который составляет консолидированную отчетность по МСФО.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Главное направление компании - ведение бухгалтерского и налогового учета (бухгалтерский аутсорсинг) юридическим лицам (в том числе работающим по упрощенной системе налогообложения) и предпринимателям без образования юридического лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

· Качественное комплексное обслуживание клиентов. Обратившись к нам, мы не только возьмем на себя обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, но и поможем в осуществлении задач по налоговому планированию.

· Все для клиента. Налаженная обратная связь с нашими клиентами. Индивидуальный подход к потребностям клиента, внимание к его проблемам и пожеланиям, независимо от масштабов бизнеса.

· Универсальность. Расширение перечня и повышение качества предоставляемых услуг. Клиент должен найти в нашей компании решение всех проблем, связанных с бухгалтерией.

· Профессионализм. Тщательный подбор персонала, проведение тестирований, конкурсов и аттестаций. Сплочение коллектива и воспитание его духе единой команды.

· Компетентность и оперативность. Использование самых последних знаний в области бухгалтерского учета.

Цель компании - предоставить клиентам качественный сервис, основанный на наших знаниях и умениях, обширном опыте ведения учета на таких предприятиях.

Преимущества линейных организационных структур:

1. Четкое разграничение ответственности и компетенции.

2. Простой контроль.

3. Быстрые и экономичные формы принятия решения.

4. Простые иерархические коммуникации.

5. Персонифицированная ответственность.

1. Высокие профессиональные требования к генеральному директору.

2. Сложные коммуникации между исполнителями.

3. Низкий уровень специализации руководителей.

4. Ярко выраженный авторитарный стиль ген. Директора.

5. Перегрузка заместителя директора.

Выручка на предприятии за период с 2006 по 2008 годы возрастает. Так, в 2006 году она составила 337 тыс. руб., в 2007 году выручка увеличилась на 237,3 процента (на 799,7 тыс. руб.) и составила 1 136,7 тыс. руб., а в 2008 на 66,1 процент (751,9 тыс.руб.) и составила 1 888,6 тыс.руб. Влияние на ее величину оказали внешние факторы, изменение (увеличение) спроса на предоставляемые услуги.

Чистая прибыль в 2007 г. увеличилась на 2005,9 процента (на 545,6 тыс.руб.) и составила 572,8 тыс.руб., а в 2008 г. - на 15 процентов (85,7 тыс.руб.). Это связано, в первую очередь с увеличением выручки.

По итогам 2006 года величина оборотных активов на предприятии составила 8 105 руб., в 2007 году увеличилась на 171,8 тыс.руб. или на 2221 процента и составила 179,9 тыс. руб. В 2008 году по сравнению с 2007 величина оборотных активов увеличивается на 566 тыс.руб. (на 414,6 процента) и составила 745,9 тыс.руб.

Величина основных средств также увеличивалась каждый год и составила в 2006 году 43,1 тыс.руб., в 2007 году - 349,3 тыс.руб., в 2008 году - 368,8 тыс.руб. Это является хорошим показателем эффективной финансово-хозяйственной деятельности организации.

Финансовый анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений развития в перспективном периоде.

Целью анализа финансовых показателей является:

· оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

· оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

· выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

· спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

Читайте также: