Основные принципы налогового права презентация
Обновлено: 07.07.2024
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность налоговых органов, норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговыми органами являются Федеральная Служба РФ по налогам и сборам и его подразделения. Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Ниже представлена структура налоговых органов России.
Межрайонные налоговые инспекции в основном созданы путем объединения инспекций нескольких административных районов, поэтому вновь образованные инспекции контролируют деятельность налогоплательщиков на территории нескольких районов. В результате такого объединения число инспекции по стране сократилось с 2600 до 1500.
Права налоговых органов
- Проводить налоговые проверки;
- Требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы;
- Проводить осмотр помещений налогоплательщика, используемых для извлечения дохода, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- Привлекать для проведения налоговых проверок специалистов, экспертов, переводчиков;
- Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в случае неуплаты налога в срок;
- Взыскивать недоимки по налогам и пени;
- Предъявлять в суды иски к налогоплательщикам;
- Определять суммы налогов расчетным путем в случае отказа налогоплательщиков допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений, используемых для извлечения дохода, не представления в течение более двух месяцев налоговому агенту необходимых для расчета налогов документов и др.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
В налоговой системе РФ имеются также сборы, под которыми понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Виды налогов
Система налогов России строится по территориальному принципу и имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Порядок установления налогов и сборов
- Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории РФ.
- Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов Федерации, вводятся в соответствии с Кодексом и обязательны на территории соответствующих субъектов федерации.
- Местные налоги и сборы устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
- Не могут устанавливаться региональные или местные налоги , которые не предусмотрены Налоговым кодексом РФ
Функции налогов
Функции налогов показывают как реализуется общественное назначение налогов, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Обычно выделяют следующие функции налогов:
- Фискальная;
- Регулирующая;
- Распределительная;
- Контрольная;
- Стимулирующая.
Фискальная функция
Регулирующая функция
проявляется в использовании налогов в целях организации социальной и хозяйственной жизни в стране. Регулирующая функция может быть стимулирующей (предоставление льгот) и дестимулирующей (повышение налоговых ставок).
Распределительная (социальная) функция
Через налоги происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения
Контрольная функция
Проявляется в том, что государство через налоги контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники их доходов и расходов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.
Поощрительная функция
Через налоги государство признает особые заслуги отдельных граждан перед отечеством и предоставляет им льготы по налогам. Например, льготы участникам войн, героям страны и др.
Принципы налогообложения
Принципы – это ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами считаются базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Выделяют различные системы принципов:
- экономические принципы;
- юридические принципы;
- организационные принципы.
В статье три НК изложены принципы налогообложения, которые положены в основу налоговой системы РФ:
- принципы всеобщности и равенства налогообложения;
- налоги не могут иметь дискриминационный характер и дифференцироваться по налогоплательщикам исходя из социальных, религиозных критериев;
- не должно быть дифференциации ставок налога в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц;
- налоги не могут быть произвольными, должны иметь экономическое основание;
- принцип ясности и доступности налогового законодательства;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков.
- При создании налоговой системы России стояла задача реализации принципа равенства правовых статусов субъектов Федерации и разграничения полномочий между Федеральными и региональными управлениями власти в сфере налоготворчества и бюджетных отношений. Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти определило трех уровневую систему России, включающую Федеральные, региональные и местные налоги.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
- прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
- федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
- налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
- пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
- по целевому назначению налога (общие, специальные).
Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей и т.д., т.е непосредственно с объектом налогообложения. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя.
Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя. Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик.
- Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов.
- Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
- Налог считается прогрессивным, если с увеличением дохода ставка налога увеличивается.
Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).
Сравнение налоговой системы РФ с другими странами
Налоговая система Германии
Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.
В результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.
Важнейшие принципы построения системы налогообложения:
- налоги по возможности д.б. минимальными;
- минимальны затраты необходимые на их взимание;
- налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
- налоги соответствуют структурной политике;
- налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
- налоговая система исключает двойное налогообложение;
- величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) перенеся бремя налогов с доходов на потребление (расходы).
Основные виды налогов в Германии
- подоходный налог на физических лиц,
- налог на корпорации,
- налог на добавленную стоимость,
- промысловый налог,
- налог на имущество,
- поземельный налог,
- налог, уплачиваемый при покупке земельного участка
- страховые взносы,
- налог с наследства и дарения,
- автомобильный налог,
- налог на содержание пожарной охраны,
- акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино-водочные и табачные изделия,
- таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет до 28 % второе место после подоходного налога. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.
Налоговая система Швеции
Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная:
- налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти.
- Виды налогов определяет парламент страны, а ставки устанавливают местные власти.
Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.
Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.
Читайте также:
- Зарегистрировать иин ребенка в налоговой казахстан как
- Предоставление налоговых и иных льгот не осуществляется при экологическое право
- Презентация водный налог 2020
- Как в условиях абсолютизма были организованы армия налоговая и экономическая политика
- Налогоплательщик направил по почте в налоговый орган запрос связанный с порядком исчисления налога