Ошибка в поле 107 в платежном поручении ндфл письмо уточнение

Обновлено: 14.05.2024

При заполнении платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов компании нередко допускают ошибки.

Ошибки в платежном поручении на перечисление налога, в результате которых деньги в бюджет не поступили

Когда налог придется перечислить заново

Налог не считается уплаченным, если в платежном поручении налогоплательщик неправильно указал номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае налогоплательщику придется повторно заплатить налог (письма ФНС России от 06.09.13 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.11 № ЗН-4-1/14772@). Указав в платежном поручении правильные реквизиты получателя платежа (номер счета УФК, ИФНС России) и правильное наименования банка, в котором открыт счет УФК. При этом проверяющие могут начислить пени (ст. 75 НК РФ) и привлечь к ответственности за неуплату налога (ст. 122 и 123 НК РФ).

Поскольку деньги все же поступили в бюджет, то некоторые суды приходят к выводу о том, что налоговый платеж считается уплаченным. Ошибка в номере счета УФК еще не означает, что налог не уплачен (постановление ФАС Московского округа от 03.04.12 № А40-42830/11-99-19).

Иногда налог может не поступить в бюджет по вине банка. Например, если кредитное учреждение допустило ошибку при формировании реквизитов платежного поручения (наименование и номер счета получателя платежа). В этом случае компания вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы о возмещении банком причиненного ущерба (абз. 9 ст. 12 и ст. 15 ГК РФ). Поскольку обязанность по уплате налога признают неисполненной.

Инспекция может начислить пени (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Ведь налоговый орган пересчитывает пени в том случае, если обязанность по уплате налогов (сборов) исполнена. Пункт 7 статьи 45 НК РФ не содержит положений, позволяющих инспекторам осуществить уточнение реквизитов счета Федерального казначейства и при этом пересчитать пени.

Как вернуть налог, если в платежном поручении допущена ошибка

Если компания допустила ошибку в счете УФК или в наименовании банка получателя, то уточнить платеж не получится. Поскольку налог не считается уплаченным (подп. 4 п. 4 и абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Если платеж не исполнен, то за возвратом перечисленной суммы налога нужно обратиться в банк. Если деньги списаны с расчетного счета, но на счет Федерального казначейства нужного региона так и не поступили, налог можно вернуть в порядке статьи 78 НК РФ.

В течение 10 дней со дня получения указанного заявления инспекция обратится в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению контролеры должны приложить копию заявления налогоплательщика о возврате платежа.

Ошибки в платежках на уплату налога, несмотря на которые деньги в бюджет поступили

Когда налоговый платеж можно уточнить

Как оформить заявление на уточнение налогового платежа

Чтобы уточнить реквизиты в платежном поручении на перечисление налога, нужно подать заявление в инспекцию в произвольной форме (см. образец ниже). А также платежки и другие документы, которые подтвердят перечисление налога в бюджет.


Эти бумаги являются основанием для принятия решения об уточнении платежа (приложение № 2 к приказу ФНС России от 02.04.07 № ММ-3-10/187). В заявлении указывают, какая именно ошибка была допущена в платежке, и просят инспекторов уточнить платеж (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Чтобы принять решение, налоговики могут провести сверку расчетов компании с бюджетом (п. 7 ст. 45 НК РФ). Решение об уточнении платежа принимается в течение 10 рабочих дней с момента получения от организации заявления и соответствующих документов. Или с момента подписания акта сверки расчетов с бюджетом (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 7 ст. 45 и абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 31.07.08 № 03-02-07/1-324).

В течение пяти рабочих дней контролеры должны уведомить налогоплательщика о принятом решении (абз. 6 п. 7 ст. 45 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Поскольку контролеры уточняют платеж на тот день, когда компания фактически уплатила налог, то они должны пересчитать пени, которые были начислены за период со дня уплаты налога до дня принятия решения об уточнении платежа (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).


Уточнение реквизитов в платежке на перечисление налога может производиться только в пределах одного и того же налога (письмо ФНС России от 26.10.15 № ЗН-4-1/18643). Это относится в том числе к уточнению наименования КБК (письмо ФНС России от 22.12.11 № ЗН-4-1/21889). В то же время суды указывают, что при указании неверного КБК налог считается уплаченным. И уточнение платежа возможно, даже если указан КБК другого налога (например, постановления ФАС Северо-Западного от 27.07.10 № А56-41798/2009, Дальневосточного от 30.03.09 № Ф03-1121/2009 и Западно-Сибирского от 08.10.29 № А45-8082/2009 округов).

Если инспекторы отказали компании в уточнении платежа по КБК, который относится к другому налогу, то организация вправе обжаловать это решение в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 и п. 1 ст. 138 НК РФ).

Ошибки в платежках на уплату страховых взносов

Когда страховые взносы придется перечислить заново

Если страховые взносы не поступили в бюджет соответствующего внебюджетного фонда, уточнить платежное поручение нельзя. Это произойдет в случаях, если в платежке неправильно указан номер счета казначейства и наименование банка получателя денежных средств (подп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ).

По аналогии с налоговыми платежами за возвратом средств нужно будет обратиться в банк (если платеж не исполнен) или в отделение фонда (если деньги списаны со счета, но не поступили на счет казначейства нужного региона).

Когда платеж по страховым взносам можно уточнить


Нельзя уточнить платеж на уплату взносов в ФФОМС, если из-за ошибки в КБК они были зачислены в бюджет ПФР, и наоборот (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ и приложение к постановлению Правления ПФР от 11.05.12 № 113п).

Как оформить заявление на уточнение платежа по страховым взносам

Если по ошибочной платежке были уплачены страховые взносы в ПФР или ФФОМС, заявление об уточнении платежа нужно подать в территориальное отделение ПФР, по месту нахождения которого уплачивались взносы. Если по ошибочному платежному поручению были уплачены взносы в ФСС РФ, заявление нужно подать в территориальное отделение ФСС, по месту нахождения которого уплачивались взносы. В ПФР заявление подается по рекомендованной форме (приложение к письму Пенсионного фонда РФ от 06.04.11 № ТМ-30-25/3445).

Заявление в ФСС РФ подается в произвольной форме. В заявлении нужно указать реквизиты платежного поручения, в котором допущена ошибка, реквизит, который заполнен неверно, и верное его значение. А также приложить платежку, в которой допущена ошибка.

На основании заявления ревизоры примут решение об уточнении платежа (утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.05.12 № 113). И пересчитают пени (п. 11 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ). Перед принятием соответствующего решения ревизоры могут провести сверку по уплаченным страховым взносам (п. 9 и 11 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ).

Бухгалтеру следует помнить, что порядок учета и налогообложения операций по приобретению чая и кофе для сотрудников напрямую зависит от того, предусмотрено это коллективным договором или нет

Какие ошибки встречаются

Все недочеты по платежкам делят на три категории:

  • критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
  • некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
  • несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.

Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.

Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.

Какие ошибки считают критичными:

  1. Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
  2. Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.

Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.

Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет.

Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут.

Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет.

Какие ошибки можно не исправлять

Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.

Для исправления недочетов необходимо обратиться в ИФНС для уточнения платежа. Корректировку производят исключительно в заявительном порядке. Это значит, что от плательщика потребуется составить специальное заявление.

Так как ошибок довольно много, унифицированный пример письма в налоговую об уточнении платежа не предусмотрен. Составьте его в произвольном виде. Заявление заверяет руководитель. Подпись главного бухгалтера не обязательна, но желательна.

Подготовьте письмо в налоговую об уточнении платежа сразу в двух экземплярах, если подаете документы лично. Одна копия заявления останется в ФНС, а на второй принимающий инспектор поставит отметку о приемке. Допускается подать бумаги по почте, через доверенного представителя или в электронном виде (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Срок рассмотрения заявления об уточнении ИФНС — 10 рабочих дней. О принятом решении инспектура уведомит заявителя отдельно. Срок направления уведомления о принятом решении — 5 рабочих дней.

Как составить заявление

При составлении письма об уточнении платежа учитываем важные рекомендации ФНС:

Требования к оформлению

Подготовьте письмо об уточнении на фирменном бланке организации. Либо в шапке бланка укажите все реквизиты компании заявителя (наименование, ИНН, КПП и адрес). Эти сведения необходимы для идентификации заявителя в базе данных ФНС.

Требования к структуре

Указываем наименование должности начальника и самой ИФНС, в которую подаем заявление. Ниже прописываем адрес места нахождения инспекции.

Раскрываем сведения о заявителе. Обязательно указываем наименование, ИНН, КПП и адрес. Вписываем контактные данные для связи.

Указываем дату составления и номер регистрации в журнале исходящей документации.

Заявление об уточнении платежа

Указываем в обязательном порядке:

  • сведения о платежном поручении, в котором обнаружена ошибка;
  • информацию о самой ошибке;
  • правильные реквизиты платежа;
  • основания для внесения исправлений (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Причины, по которым допущен недочет, указывать не обязательно.

Отдельным списком оформите перечень приложений к письму. Здесь обязательно впишите реквизиты платежки с ошибкой. Допускается приложить иные документы, подтверждающие обстоятельства. Например, выписка из банка, копия квитанции и прочее.

К заявлению приложите копии подтверждающих документов.

Что делать, если ошибся банк

Если фискальный транш не поступил в ФНС по вине банковского работника, об этом плательщик узнает только от ФНС. Инспектура пришлет требование уплатить недоимку и начисленные пени. Порядок действий для плательщика такой:

  1. Проверьте платежку и банковскую выписку. Удостоверьтесь, что в бумагах нет ошибок.
  2. Обратитесь в банк за уточнением платежа. Возьмите с собой копии платежки и выписок.
  3. Решив проблему с банковской ошибкой, обратитесь в ФНС. Подготовьте ходатайство в произвольном виде с просьбой отменить начисление пеней. Укажите, что недочет допущен работниками банка. Приложите документы об исправлении банковской ошибки к ходатайству. Например, это объяснительная банка и квитанция о зачислении денег в бюджет.

ФНС рассмотрит ходатайство. Если плательщик не виноват, то начисление пеней отменят.

Образец обращения в ФНС

Используйте в работе актуальный образец письма в налоговую об уточнении платежа. Пример подойдет для ситуации, когда ошибка допущена в КБК.

Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве

Адрес: ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1,

Адрес: ул. Примерная, д. 12, корп. 9,

Исх. № 144 от 12.09.2019

об уточнении платежа

В платежном поручении от 20.07.2019 № 505 на перечисление НДС за 2 квартал 2020 г. в поле 104 в качестве КБК ошибочно указан код 18210301000012100110.

Правильное значение поля 104 — 18210301000011000110.

Просим уточнить ошибочный платеж на основании п. 7 ст. 45 НК РФ.

Копия платежного поручения от 20.07.2019 № 505.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: