Ндс для рыбохозяйственных водоемов

Обновлено: 18.05.2024

Настоящий стандарт предназначен для водопользователей, а также проектно-конструкторских, наладочных и научно-исследовательских организаций, выполняющих расчеты нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующие права.

Настоящий стандарт устанавливает:

- состав исходных данных и материалов, используемых при разработке нормативов допустимых сбросов;

- методы расчета нормативов допустимого сброса;

- порядок расчета и утверждения нормативов допустимого сброса.

Область применения настоящего стандарта распространяется на установление нормативов допустимого сброса в поверхностные водные объекты: в водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, водохранилища) и прибрежные части морей.

Область применения настоящего стандарта не распространяется на нормирование сброса сточных вод в подземные водные объекты (артезианские бассейны, водоносные горизонты), болота, ледники, снежники, водосборные площади, емкости, гидравлически не связанные с поверхностными водными объектами и относящиеся к недвижимому имуществу (испарители, накопители). Действие настоящего стандарта не распространяется на установление условий приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в системы канализации, и на разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Нормативы допустимого сброса входят в состав обосновывающих документов для выдачи разрешения на право использования водных объектов, в том числе решения о праве использования водных объектов для сброса сточных вод; при определении лимитов и квот на сбросы сточных вод, а также применяются при осуществлении государственного надзора (контроля) за использованием водных ресурсов, установлении размеров платежей, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба в случае нарушения водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий и других задач, связанных с рациональным природопользованием.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы и стандарты:

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Основные термины и определения

ГОСТ 27065-86 Качество воды. Термины и определения

ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения

ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков

3.1 контрольный створ: Поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

3.2 нормируемые загрязняющие вещества: Загрязняющие вещества, по которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ.

НДВ - нормативы допустимого воздействия

НДС - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

ЛПВ - лимитирующий признак вредности

ОДУ - ориентировочно допустимый уровень

ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия

ПДК - предельно допустимая концентрация

ПДКв - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного использования

ПДКр - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта рыбохозяйственного использования

СКИОВО - схема комплексного использования и охраны водных объектов

5.1 НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод ТЭС и котельных, исходя из условия недопустимости превышения нормативов качества вод в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом ассимилирующей способности водного объекта. Нормативы качества воды водных объектов устанавливаются исходя из условий их целевого назначения.

5.3 Для ТЭС и котельных производится расчет НДС, выполняемый водопользователем или по его заказу специализированными научными, проектными и др. организациями, имеющими право на проведение подобных работ, на основании предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) данных о гидрологических и гидрохимических характеристиках водного объекта.

5.4 Условия сброса сточных вод с установленными НДС для отдельного выпуска должны учитывать общие ограничения и требования, установленные СанПиН 2.1.5.980-00 [1], к которым относятся:

- определение водных объектов или их участков, сброс на которые запрещен либо требует особых критериев;

- наличие или отсутствие возможности учета ассимилирующей способности водного объекта, включая степень смешения;

- определение возможности индивидуального расчета;

- установление контрольного створа;

5.5 Для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, здравоохранения, рекреации, установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде водного объекта. Гигиенические нормативы регламентируются:

- Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 [1]

5.6 Для водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях (сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов), устанавливаются рыбохозяйственные нормативы состава и свойств воды, предусмотренные Приказом Росрыболовства [9].

5.7 Для поверхностных водных объектов, используемых в других целях, устанавливаются соответствующие нормативы состава и свойств воды, отвечающие условиям целевого использования данного поверхностного водного объекта или его части.

5.8 В случаях использования водного объекта в различных целях к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормативы качества воды из числа установленных.

5.9 Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам, являющимся компонентами природного состава воды (фоновым показателям), наблюдается превышение соответствующих нормативов качества воды, то НДС по этим показателям устанавливается исходя из условий соблюдения в контрольном створе сформировавшегося фонового качества воды.

В таком случае могут быть установлены региональные (для речной системы) и локальные (для участка поверхностного водного объекта) нормативы качества вод.

Региональные гигиенические нормативы качества вод должны быть согласованы и утверждены Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации по заключению Главного Государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации;

Региональные нормативы качества вод рыбохозяйственных водных объектов устанавливаются в соответствии с Приказом Росрыболовства [8] и должны быть согласованы и утверждены федеральным органом рыбоохраны по представлению территориального органа рыбоохраны.

5.10 При сбросе теплообменных вод ТЭС нормативы допустимых сбросов устанавливаются с учетом допустимых приращений к концентрациям нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом). Величина приращения при неизменной массе загрязнений определяется технологически обоснованными потерями воды на испарение. Если забор исходной и сброс охлаждающей воды производятся в разные водные объекты, то при расчете НДС следует учитывать природные региональные нормативы качества воды (фон).

При сбросе теплосодержащих теплообменных вод должен соблюдаться температурный режим водного объекта.

5.11 НДС устанавливаются только для веществ, которые были привнесены в водный объект водопользователем в процессе производственной и/или иной деятельности, и сброс которых в водные объекты оказывает или может оказать на них негативное воздействие.

5.12 По эпидемиологическому критерию сброс сточных вод в водные объекты разрешен только после очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 500 (для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест) и КОЕ/100 см 3 ≤ 1000 (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности), числа колифагов БОЕ/100 см 3 £ 10 [1].

Сброс сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы, в водный объект не допускается [1].

5.13 Сброс веществ на уровне установленных НДС допускается на основании Разрешений, выданных территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [7].

5.14 Расчетные гидрологические характеристики для установления НДС в зависимости от типа водоприемника принимаются следующие:

- для незарегулированных водотоков - минимальный среднемесячный расход зимней и летней межени года 95 % обеспеченности;

- для зарегулированных водотоков - установленный гарантированный расход воды ниже створа регулирования;

- для водоемов - наименее благоприятный режим, определенный путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водоемов.

5.15 Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, при всех видах водопользования НДС устанавливаются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций указанных веществ к соответствующим ПДК не превышала 1 (единицу).

5.16 НДС устанавливается:

- на срок до 5 лет для постоянных источников загрязнения;

- на срок до 3 лет для периодических источников загрязнения.

Досрочному пересмотру НДС подлежат в случаях:

- изменения водохозяйственной обстановки;

- изменения гидрологических характеристик водного объекта;

- изменения вида и объема выпускаемой продукции, потребляемого сырья, технологии производства и связанного с этим изменения состава сточных вод;

- изменения объемов водоотведения, пересмотра норм водоотведения и связанных с этим изменений концентраций веществ в сточных водах;

- изменения нормативов качества воды в водном объекте;

- получения новых данных о степени опасности вещества, содержащегося в сточных водах;

- изменения иных параметров, используемых при расчете НДС.

5.17 При использовании ориентировочно допустимых уровней (ОДУ) химических веществ в качестве норм качества воды в водных объектах, НДС на эти вещества устанавливаются на срок не более трех лет - до установления ПДК, при использовании рыбохозяйственных ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) НДС устанавливаются на срок не более двух лет - до установления ПДК на эти вещества.

5.18 Вопрос о продлении срока действия НДС решается на основании информации, ежегодно представляемой водопользователем, о неизменности технологических процессов и состава сточных вод, достоверность которой подтверждается результатами государственного экологического контроля или результатами проведения очередной инвентаризации сброса, а также на основании информации о качественном изменении состава воды в водном объекте и других необходимых сведений.

5.19 При наличии утвержденных НДВ по водному объекту или его участку НДС разрабатывается на основании НДВ по химическому и тепловому воздействию в соответствии с Методическими указаниями [6].

В настоящей Методике приведены способы расчета НДС веществ и тепла в водный объект, для которого НДВ не разработаны.

6.2 Лимиты устанавливаются на текущий момент и ближайшую перспективу с учетом нормативных сроков реализации плана водоохранных мероприятий. При наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год со дня выдачи разрешения.

6.4 Лимиты на сбросы должны быть технологически достижимыми и экономически приемлемыми.

6.5 Предельные величины показателей загрязнения и концентраций загрязняющих веществ, регламентируемых лимитами на сбросы, не могут быть:

- больше фактически достигаемых с применением реализованных на момент установления лимитов технологии производства или очистки воды;

- меньше достигаемых с применением наилучшей существующей (доступной) технологии производства или очистки воды;

- меньше, чем рассчитанные при установлении НДС.

6.6 Для установления лимитов сточные воды должны быть очищены до уровней, соответствующих проектным параметрам очистки действующих очистных сооружений.

6.7 Для проектируемых предприятий, предполагающих сброс сточных вод в водные объекты, лимиты на сбросы не устанавливаются.

В Приложении А приведена классификация сточных вод ТЭС и мероприятия по сокращению поступления загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

7.1 Исходные параметры

Исходные параметры для расчета НДС должны содержать:

- данные об использовании водного объекта (экологическое состояние, виды использования, баланс водопотребления и водоотведения, схема расположения водозаборов и выпусков сточных вод);

- фоновые (естественные) показатели качества воды в водном объекте;

- гидрологические характеристики водного объекта в год 95 % обеспеченности (расход, скорость течения, глубина);

- показатели качества исходной воды;

- расходы забираемой воды из водного объекта на производственные и другие нужды;

- расход сточных вод;

- данные о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

- информация о допустимости использования веществ и препаратов, применяемых в производственном цикле;

- перечень нормируемых и контролируемых веществ;

Фоновые показатели должны содержаться в государственном водном реестре и выдаваться территориальными органами Минприроды РФ по запросам водопользователей.

Объемы забираемой из водных объектов воды на хозяйственные нужды и расходы сточных вод принимаются по данным формы 2ТП-водхоз, разрешительной документации на забор воды и сброс стоков или по проектным данным.

7.2 Нормируемые и контролируемые показатели качества исходной и сточной воды

Перечень нормируемых и контролируемых показателей качества исходной и сточной воды формируется на основе информации об использовании реагентов, материалов, препаратов и других веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве воды, забранной из водного объекта; о качестве воды, поступающей из других источников и качестве собственно сточных вод. Если доказано, что источником сброса перечисленных веществ является указанное предприятие (водопользователь), вещества включаются в список нормируемых, даже если их содержание в сточной воде не превышает ПДК.

Для ТЭС и котельных обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод приведен в таблицах 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1 Обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод ТЭС (Перечень показателей сточных вод из системы гидрозолоудаления согласуется дополнительно в зависимости от марки сжигаемого угля)

Водный кодекс > Глава 4 Водного кодекса. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ > Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах

1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 35 ВК РФ

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и водным законодательством.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" предусматриваются понятия "природоохранные нормативы", "нормативы качества окружающей среды", "нормативы допустимого воздействия на окружающую среду", "нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду", "нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ", в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, "технологические нормативы", "нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ", в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и др., имеющих отношение к нормативам допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта; предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира .

См.: Боголюбов С.А., Емельянова В.Г., Жариков Ю.Г., Панкратов И.Ф. Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" // Законодательство и экономика.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются государственными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения их объемов до предусмотренных предельных величин. При нарушении нормативов качества окружающей среды могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливаются как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксируются в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования, наряду с ними развивается и экологическое нормирование.

На территории России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные правила могут быть временными и вводиться при отсутствии федеральных: в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их ужесточения, с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния здоровья населения. В переходный период до принятия нового российского законодательства и нормативов действуют иногда нормативы, утвержденные Минздравом СССР. По мере разработки и уточнения их заменяют новые российские нормативы ПДК.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового водопользования, а также в водах контрольных створов, используемых для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Они установлены для полутора тысяч вредных веществ: требования к качеству воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, более жесткие, чем для водных объектов иного назначения.

К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты подогретых вод. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на три градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах температуры воды должна быть не более пяти градусов Цельсия выше естественной.

Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено в Федеральном законе от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности". Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и принятия других документов.

Эти нормативы не должны противоречить положениям Закона о радиационной безопасности. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г. До этого проведены работы для реального обеспечения новых нормативов, что потребовало значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических решений.

Одной из серьезных экологических проблем сегодня является защита окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Основные требования к нормированию качества окружающей среды предусматриваются в статьях 19 - 31 Закона об охране окружающей среды, где регулируются основы природоохранного нормирования, требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допустимых физических воздействий на окружающую среду, допустимого изъятия компонентов природной среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке либо по предписанию федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора (см. комментарий к ст. 10 и ст. 41).

Нормативы, инструкции и правила в области использования и охраны водных объектов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в пределах предоставленной компетенции Федеральным агентством водного хозяйства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Госсанэпиднадзором, Росприроднадзором.

Нормирование в области использования и охраны водных объектов в XX в. заключалось в установлении следующих правил и стандартов:

- Оросительная система с использованием животноводческих стоков. В СН 33-82. Минсельхозстрой;

- ГОСТ 17.1.3.01-82 (СТ СЭВ 3077-81). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами;

- ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями;

- Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов. Минводхоз СССР, 1988;

- Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками сельскохозяйственных комплексов. Минводхоз СССР, 1984;

- Пособие по согласованию условий при выдаче разрушений на специальное водопользование и осуществление контроля над использованием и охраной вод на оросительных системах с использованием сточных вод животноводческих комплексов. Минводхоз СССР, 1985;

- ГОСТ 17.1.3.01-16. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве;

- ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка;

- Правила перевозки грузов, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114;

- Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов, утв. Приказом Минморфлота СССР от 2 апреля 1981 г. N НТУ-3-48/586.

Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр - соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения; предотвращение загрязнения недр при сбросе сточных вод; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных прорывов воды; ликвидация в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию (ст. ст. 22, 23 и 24 Закона о недрах).

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Лица, виновные в невыполнении этих требований, несут административную или уголовную ответственность (ст. 26 и ст. 49 Закона о недрах).

Серьезное влияние на нормирование и установление стандартов и нормативов оказывают требования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому стандарты должны разрабатываться самими производителями и потребителями продукции, а на государственном уровне технические регламенты будут утверждаться федеральными законами, заменяя прежние стандарты.

19 декабря 1996 г. принято Постановление Правительства РФ N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" (в ред. от 25 января 2006 г. N 33).

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная".

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ

"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

(с изменениями от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г.)

Содержание

  1. Глава I. Общие положения
    1. Статья 1. Основные понятия
    2. Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    3. Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    4. Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    5. Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах
    6. Статья 6. Сфера действия законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    7. Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    8. Статья 7.1 . Производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов
    9. Статья 7.2 . Рыбохозяйственные мероприятия
    10. Статьи 8 - 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ.
    1. Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы
    2. Статья 11. Право собственности на водные биоресурсы
    3. Статья 12. Ограничения права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    4. Статья 13. Прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    5. Статья 14. Способы защиты права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    6. Статья 14.1 . Защита конкуренции в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    1. Статья 15. Объекты рыболовства
    2. Статья 16. Виды рыболовства
    3. Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения
    4. Статья 18. Рыбопромысловые участки
    5. Статья 19. Промышленное рыболовство
    6. Статья 20. Прибрежное рыболовство
    7. Статья 21. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях
    8. Статья 22. Рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях
    9. Статья 23. Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов
    10. Статья 24. Любительское и спортивное рыболовство
    11. Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
    12. Статья 26. Ограничения рыболовства
    13. Статья 26.1 . Приостановление рыболовства
    14. Статья 27. Ограничение добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов
    15. Статья 28. Общий допустимый улов водных биоресурсов
    16. Статья 29. Добыча (вылов) видов водных биоресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, или водных биоресурсов в новых районах их добычи (вылова)
    17. Статья 29. . Добыча (вылов) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации
    18. Статья 29. . Прилов водных биоресурсов
    19. Статья 30. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов
    20. Статья 31. Распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов
    21. Статья 32. Переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу
    22. Статья 33. Бассейновые научно-промысловые советы и территориальные рыбохозяйственные советы
    1. Статья 33.1 . Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов
    2. Статья 33.2 . Решение о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование
    3. Статья 33. 3 . Договор о предоставлении рыбопромыслового участка
    4. Статья 33.4 . Договор пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    5. Статья 33. 5 . Досрочное расторжение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    6. Статья 33. 6 . Изменение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка, договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    1. Статья 34. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов
    2. Статья 35. Содержание разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов
    3. Статья 36. Оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения
    4. Статья 37. Приостановление действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и аннулирование разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов
    5. Статья 38. Аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    6. Статьи 39 - 41. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ.
    1. Статья 42. Государственный мониторинг водных биоресурсов
    2. Статья 43. Государственный рыбохозяйственный реестр
    3. Статья 43. . Правила рыболовства
    1. Статья 44. Рыбохозяйственная мелиорация водных объектов
    2. Статья 45. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов
    3. Статья 46. Акклиматизация водных биоресурсов
    4. Статья 47. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения
    5. Статья 48. Рыбоохранные зоны
    6. Статья 49. Рыбохозяйственные заповедные зоны
    7. Статья 50. Требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности
    1. Статья 51. Порядок разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    2. Статья 52. Ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    3. Статья 53. Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам
    4. Статья 54. Изъятие незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов
    1. Статья 55. О действии актов законодательства Союза ССР в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    2. Статья 56. О зонах с особыми условиями использования территорий, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
    3. Статья 57. Возникновение права на добычу (вылов) водных биоресурсов у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года

    20 декабря 2004 года N 166-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

    Принят
    Государственной Думой
    26 ноября 2004 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    8 декабря 2004 года

    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
    от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
    от 29.12.2006 N 260-ФЗ, 20.04.2007 N 57-ФЗ,
    от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    • 1) водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;
    • 2) анадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;
    • 3) катадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
    • 4) трансграничные виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;
    • 5) трансзональные виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;
    • 6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;
    • 7) сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;
    • 8) добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;
    • 9) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;


    I- водоемы питьевого и культурно-бытового назначения;

    II- водоемы рыбохозяйственного назначения.

    Состав и свойства воды в водоемах II типа должны соответствовать нормам в месте выпуска сточных вод при рассеивающем выпуске (при наличии течений), а при отсутствии рассеивающего выпуска - не далее чем 500 м от места выпуска.

    Правилами установлены нормируемые значения для следующих параметров воды водоемов: содержание плавающих примесей и взвешенных частиц, запах, привкус, окраска и температура воды, значение рН, состав и концентрация минеральных примесей и растворенного в воде кислорода, биологическая потребность воды в кислороде, состав и предельно допустимая концентрация (ПДК) ядовитых и вредных веществ и болезнетворных бактерий.

    Предельно допустимая концентрация - концентрация вредного (ядовитого) вещества в воде водоема, которая при ежедневном воздействии в течение длительного времени на организм человека не вызывает каких-либо патологических изменений и заболеваний, в том числе и у последующих поколений, обнаруживаемых современными методами исследований и диагностики, а также не нарушает биологического оптимума в водоеме.

    Вредные и ядовитые вещества разнообразны по своему составу, в связи, с чем их нормируют по принципу лимитирующего показателя вредности (ЛПВ), под которым понимают наиболее вероятное неблагоприятное воздействие данного вещества.

    Для водоемов первого типа используют три вида ЛПВ: санитарно-токсикологический, обще-санитарный и органолептический, для водоемов второго типа - дополнительно еще два вида: токсикологический и рыбохозяйственный.

    Установлены ПДК для более 400 вредных основных веществ в водоемах питьевого и культурно-бытового назначения, а также более 100 вредных основных веществ в водоемах рыбохозяйственного назначения. В таблице 1 приведены ПДК некоторых веществ, поступающих в воду водоемов.

    Таблица 1. Норматив ПДК очищенной сточной воды, поступающей в водоем рыбохозяйственного назначения.

    № п/п

    Наименование показателя

    Норматив ПДК очищенной сточной воды, поступающей в водоем рыбохозяйственного назначения

    Аммоний (по азоту)

    Критерий качества (пригодности) воды для рыбохозяйственного водопользования определяется наличием в воде условий, обеспечивающих запасы промысловых рыб и других водных организмов и определенный уровень их уловов. Предельно допустимой считается концентрация вещества, которая не влияет отрицательно на санитарный режим водоема и водные организмы наиболее слабого биологического звена по отношению к данному веществу

    Таблица 2.ЛПВ и ПДК некоторых веществ для различных видов водопользования

    Нормативы качества воды водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, установлены применительно к двум видам водопользования: к первому виду относятся водоемы, используемые для воспроизводства и сохранения ценнызх сортов рыб; ко второму — водоемы, используемые для всех других рыбохозяйственных целей. Вид рыбохозяйственного использования водоема определяется органами Рыбоохраны с учетом перспективного развития рыбного хозяйства и промысла

    Сопоставляя предельно допустимые концентрации, разработанные нами для рыбохозяйственных водоемов, с утвержденными ГСИ для водоемов общественного пользования, видим, что они не всегда совпадают. Это и понятно, так как единых нормативных требований к водоемам разного водопользования быть не может. Интересы здравоохранения и рыбного хозяйства в проблеме охраны водоемов от загрязнения являются довольно близкими, но не всегда совпадают, так как вредные вещества, содержащиеся в сточных водах, различным образом влияют на человека и на рыб, а также на кормовые объекты последних

    Таблица 3. Общие требования к составу и свойствам воды

    Показатели состава и свойств воды водных объектов

    Категория водопользования

    высшая и первая

    Вторая

    При сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем, производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на:

    В водных объектах рыбохозяйственного значения при содержании в межень более 30 мг/дм3 природных взвешенных веществ допускается увеличение содержания их в воде в пределах 5%.

    Возвратные (сточные) воды, содержащие взвешенные вещества со скоростью осаждения более 0,4 мм/сек., запрещается сбрасывать в водотоки и более 0,2 мм/сек. – водоемы

    Плавающие примеси (вещества)

    На поверхности воды не должны обнаруживаться пленки нефтепродуктов, масел, жиров и скопления других примесей

    Температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5 °C, с общим повышением температуры не более чем до 20 °C летом и 5 °C зимой для водных объектов, где обитают холодолюбивые рыбы (лососевые и сиговые) и не более чем до 28 °C летом и 8 °C зимой в остальных случаях.

    В местах нерестилищ налима запрещается повышать температуру воды зимой более чем на 2 °C

    Водородный показатель (pH)

    Не должен выходить за пределы 6,5 - 8,5

    Нормируется согласно категориям рыбохозяйственных водных объектов или его участков

    В зимний (подледный) период должен быть не менее

    В летний (открытый) период во всех водных объектах должен быть не менее 6 мг/дм3

    Показатели состава и свойств воды водных объектов

    Категория водопользования

    высшая и первая

    Вторая

    Биохимическое потребление кислорода БПК

    При температуре 20 °C не должно превышать

    Если в зимний период содержание растворенного кислорода в водных объектах высшей и первой категории снижается до 6,0 мг/дм3, а в водных объектах второй категории до 4 мг/дм3, то можно допустить сброс в них только тех сточных вод, которые не изменяют БПК воды

    Не должны содержаться в воде водных объектов рыбохозяйственного значения в концентрациях, превышающих нормативы ПДК веществ

    Сточная вода на выпуске в водный объект не должна оказывать острого токсического действия на тест - объекты.

    Вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест – объекты

    Влияние экологических факторов на рыб

    Температура действует не только в случае экстремальных значений, определяющих границы существования вида, но и в пределах оптимальной зоны в целом, определяя скорость и характер всех жизненных процессов. Влияние ее не ограничивается непосредственным воздействием на живые организмы, а сказывается и косвенно, через другие абиотические факторы. Например, важнейшие для жизни физические свойства воды — плотность и вязкость, определяемые количеством растворенных солей, в значительной мере зависят от температуры. То же относится и к растворимости в воде газов.

    Экологическое значение температуры в первую очередь проявляется через воздействие на распределение гидробионтов в водоемах и на скорость протекания различных жизненных процессов, количественно связанных с температурой. Амплитуда колебаний температуры, при которой могут жить рыбы, для разных видов различна. Виды, существующие в широком температурном диапазоне, называются эвритермными, в узком — стенотермными. Рыбы средних широт приспособлены к широким колебаниям температуры.

    Особенно велико влияние температуры на ранних стадиях развития организмов. Эмбриональное развитие разных видов рыб может нормально протекать в строго определенных границах температуры.

    Воздействие температуры, близкой к пороговой, при инкубации икры, например, приводит к увеличению числа аномалий личинок и их смертности. Изменение морфологических признаков личинок может быть вызвано слишком высокой или низкой температурой в период их эмбрионального и раннего постэмбрионального развития

    Большое влияние температура воды оказывает на питание, пищеварение, белковый, жировой и углеводный обмен рыб. При повышенной температуре воды активность питания и пищеварения возрастает. Так, у двухлетков карпа время пребывания пищи в кишечнике сокращается с 12 до 3 ч при повышении температуры от 22 до 31 °С. Максимальные приросты наблюдаются при температуре 25. 27 °С, при этом в кишечнике пища находится 5. 8 ч.

    Изменение температуры влияет на направление белкового обмена и меняет соотношение частей усвоенного белка, используемого организмом для определенных целей. При повышении температуры заметно активизируются процессы биосинтеза липидов по сравнению с биосинтезом белков, что и обусловливает раннее накопление жира в организме рыб, выращиваемых на теплых сбросных водах. Изменение обмена веществ при повышении или понижении температуры требует приспособления всех функций организма, т. е. адаптации особей.

    Таблица 4. Оптимальные температуры для выращивания рыб

    Группа рыб

    Температура активного роста, °C

    Рыбы

    Чукучан, голец и палия, угорь, лосось, форель, белорыбица, нельма, уголь, лосось, хариус, тихоокеанские лососи, храмуля, щука и д.р.

    Стерлядь, русский осетр и бестер, ленский осетр, белуга, севанская форель, шемая, подуст, голавль, судак, усач, серебряный карась, рыбец, вырезуб, линь, сом, лещ

    Пиленгас, лобан, сингиль, форелеокунь, белый амур, тиляпия, веслонос, канальный сом, сазан и карп, толстолобик, черный амур, буффало, роху, змееголов, колоссома и др.

    Кислород необходим рыбам для обеспечения аэробного энергообмена в индивидуальном развитии, и они могут обходиться без него самое короткое время только на ранних стадиях. Гликолиз у рыб чаще всего имеет место в зрелых половых клетках и у эмбрионов, т.е. в самом начале становления новых организмов.

    В подавляющем большинстве рыбы используют кислород, растворенный в воде, и лишь некоторые виды способны дополнительно использовать атмосферный кислород .

    По отношению к кислороду рыб делят на следующие группы:нуждающиеся в высоком содержании кислорода (7-12 мг/л), при снижении его содержания до 5-6 мг/л дыхание невозможно (форели, сиги);нуждающиеся в высоком содержании кислорода (5-8 мг/л), но выдерживающих его уменьшение до 5 мг/л (многочисленная группа пресноводных рыб: хариус, подуст, пескарь, налим); менее требовательные к содержанию кислорода, легко переносящие его уменьшение до 5 мг/л (окунь, карп, плотва, щука); довольствующиеся содержанием кислорода в 2,0-0,5 мг/л (линь, сазан, карась).

    Морские рыбы более чувствительны к понижению содержания кислорода, чем речные, и задыхаются при уменьшении его содержания до 60-70% нормы.

    Потребление кислорода рыбами зависит от вида, возраста, подвижности, плотности посадки, физиологического состояния и солености воды.Молодь рыб более чувствительна к содержанию кислорода, чем старшие возрастные группы. Подвижные рыбы больше потребляют кислорода, чем малоподвижные.

    Перед нерестом потребление кислорода рыбами возрастает на 23-30% по сравнению с другими периодами.

    В холодной воде кислорода растворяется больше, чем в теплой, следовательно, при низких температурах рыба нуждается в меньшем количестве гемоглобина.

    Рыбам вреден не только недостаток кислорода, но и его избыток который вызывает анемию и удушье.

    Обогащение воды кислородом происходит в основном двумя путями: продуцированием кислорода фтосинтезирующими растениями и поступлением его из атмосферы. Расходуется кислород на обеспечение процессов жизнедеятельности гидробионтов и окисление органических и минеральных веществ. Следовательно, любые воздействия на водоем, которые снижающие продуцирование кислорода или увеличивающие его расход, могут принести к нарушению кислородного режима водоема, к возникновению в нем кратковременного или длительного дефицита.

    Даже в нормальных условиях концентрация растворенного кислорода в пресных водоемах претерпевает значительные изменения в зависимости от интенсивности фотосинтеза и степени насыщения воды воздухом. В теплых поверхностных.

    pH. О том, является ли вода кислой или щелочной говорит водородный показатель – pH. Он обозначает концентрацию ионов водорода в воде и представляет собой её отрицательный десятичный логарифм — -log[H+]. Вода считается кислой, если pH ниже 7 единиц, и щелочной – если более 7. Значения pH, как правило, колеблются от 0 до 14 единиц.

    В аквакультуре диапазон кислотности составляет – 6.5-9.0. Рыбы и другие позвоночные имеют кровь со значением pH 7.4. Кровь рыб находится в тесном контакте с водой (граница раздела – 1-2 клеточных слоя). В пруду рекомендуется поддерживать диапазон, близкий к pH крови рыб – 7.0-8.0. Если водородный показатель упадет ниже 5 единиц или поднимется выше 10 (т.е. низкая щелочность, вместе с активным фотосинтезом водорослей), рыба почувствует себя плохо и погибнет.

    Углекислый газ редко напрямую оказывает токсическое влияние на рыб. Однако его высокие концентрации снижают pH и, вследствие снижения pH в крови жабр, ограничивают возможность крови рыб переносить кислород. При заданной концентрации кислорода (например, 2 мг/л) рыба может задохнуться, когда уровень CO2 высокий, либо остаться невредимой, когда уровень CO2 низкий В водохранилище или естественном пруду концентрация CO2 редко превышает 5-10 мг/л.

    Высокие значения концентрации углекислого газа практически всегда обусловлены низкими концентрациями растворенного кислорода (высокая дыхательная активность). Для повышения низких значений кислорода проводится аэрация воды. Она же помогает снизить высокий уровень CO2, вследствие обратной диффузии газа в атмосферу. Хронически высокая концентрация CO2 снижается внесением гидратной извести Ca(OH)2.

    Примерно 1 мг/л извести удаляет 1 мг/л углекислого газа. Однако такую обработку нельзя производить в воде с плохими буферными свойствами (низкая щелочность), потому что pH поднимется до смертельного для рыб уровня. Кроме того, возникает опасность для рыб, если известь вносится в воду с избытком уровнем аммония. Высокий pH усугубляет токсическое влияние аммония.

    Жесткость определяется по концентрации двухвалентных ионов — кальцием, магнием и/или железом.

    Жесткость образцов воды выражается в миллиграммах на литр в эквиваленте карбоната кальция (мг/л CaCO3). Кальциевая карбонатная жесткость основной индикатор количества двухвалентных солей, который не проводит различий между кальцием, магнием и солями других двухвалентных элементов. Часто жесткость путают с щелочностью (общая концентрация оснований). Путаница возникает из-за того, что оба параметра измеряются в мг/л эквивалента CaCO3.

    Если известняк ответственен за оба параметра, жесткость и щелочность, их концентрация будет схожей. Однако, если в растворе, где на щелочность влияет NaHCO3, жесткость будет низкой, а щелочность, напротив, высокой. Кислые, подземные и колодезные воды могут иметь низкую или высокую жесткость и очень низкую щелочность (либо вообще не иметь её). Кальций и магний важны для протекания ряда биологических процессов в организме рыб (формирование костей и чешуи, свертывании крови и других метаболических реакциях).

    Рыбы способны абсорбировать кальций и магний непосредственно из воды или с кормом. Кальций наиболее важный двухвалентный элемент в культуральной воде. Присутствие свободного (ион) кальция в воде помогает снизить потери других солей (т.е. натрия и калия) из внутренних жидкостей рыб (крови). Натрий и калий входят в состав крови рыб. Они участвуют в реализации ряда процессов, в том числе, деятельности сердца, иннервации и мышечной деятельности.

    Исследования показали, что кальций окружающей среды также требуется для реабсорбции потерянных солей натрия и калия. В воде с низкой концентрацией кальция моет наблюдаться утечка значительных количеств натрия и калия в воду. Для вторичного впитывания этих элементов затрачивается энергия тела. Для некоторых видов рыб (Sciaenops ocellatus, Morone saxatilis) для выживания важно высокое значение кальциевой жесткости. Рекомендуемый диапазон свободного кальция в культуральной воде составляет 25-100 мг/л (65-250 мг/л CaCO3).

    Для выращивания Sciaenops ocellatus, Morone saxatilis или раков желательна концентрация свободного кальция 40-100 мг/л (100-250 мг/л CaCO3), что соответствует концентрации кальция в крови рыб (100 мг/л Ca или 250 мг/л CaCO3).

    Соленость. В воде рек, озер, морей и океанов содержится большое количество различных элементов и минеральных солей. В зависимости от количества растворенных солей различают воду пресную (до 0,5%0), солоноватую (0,5—25%о), морскую (25—40%0) и пересоленную (более 40%о).

    С повышением солености возрастает плотность воды. Растворенные в воде минеральные соли поддерживают у рыб постоянное осмотическое давление, обеспечивающее работу всех внутренних органов: всасывание в кровь через стенки кишечника питательных веществ, а также выделение продуктов обмена. Рыбы в течение своего эволюционного развития приспособились жить в воде с более или менее постоянным солевым составом, который определяет и постоянство осмотического давления в их организме. Различия в осмотическом давлении воды разной солености являются основным препятствием перехода рыб из одной среды в другую.

    Читайте также: