Органы осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества являющегося объектом налогообложения

Обновлено: 18.05.2024

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 374 НК РФ

Для определения наличия объекта налогообложения налогом на имущество организаций необходимо определение, является ли объект имуществом.

Имущество может быть движимым и недвижимым. Определение, каким является конкретное имущество, следует производить на основании положений ГК РФ.

Условием признания имущества объектом налогообложения является его учет на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (см. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Для отнесения имущества к объектам основных средств и, соответственно, для включения его в состав объектов обложения налогом на имущество необходимо одновременное соблюдение перечисленных в ПБУ 6/01 и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств условий. В случае если имущество не отвечает хотя бы одному из указанных условий, отнесение его к основным средствам является неправомерным.

Из положений ГК РФ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 8 статьи 258 НК РФ следует, что недвижимое имущество не может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств до подачи документов на государственную регистрацию права собственности в Едином государственном реестре прав.

Согласно письму Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154 передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства" и, следовательно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В соответствии с письмами Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, в связи с чем, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

В этой связи, по мнению Минфина России, при установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные статьей 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Как подчеркнул Минфин России, такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Аналогичная позиция выражена в письме ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/[email protected]

gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-nedvizhimoe-imushhestvo-i-sdelok-s-nim

Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.

Термины и понятия

Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:

  • земельные участки;
  • недра;
  • объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).

Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.

Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.

Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.


Обратите внимание! Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – единственное доказательство права и может быть оспорено только в суде.

Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.

Наиболее важными из них являются:

Цели и задачи


Прежде всего, это обеспечение безопасности собственников и лиц, имеющих обременения, защита их прав. Все, кто участвуют в правоотношениях, равно получают услуги регистратора по изменению статуса собственника на объекты владения, долевого участия, его готовность выполнить другие действия, по предоставлению подтверждающих документов. В случае если участники возникших отношений нарушают условия сделки, то им отказывают в регистрации.

Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.

Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.

Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.

Права и сделки, подлежащие регистрации

Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:

  1. Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
  2. Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.

Процесс регистрации

Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.

Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.

Для проведения сделок нужны такие документы:

  1. Личные паспорта участников процесса.
  2. Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
  3. Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.


Могут возникнуть и дополнительные требования. Это зависит от того, кем являются собственники, их дееспособность и статус. Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то необходимо участие органов опеки, либо согласие одного из родителей, заверенное нотариально, – если собственность общая. Так же необходимо письменное согласие, заверенное у нотариуса, со стороны лиц которым принадлежат доли в недвижимости. Заявление на проведение государственной регистрация прав на недвижимое имущество оформляется через МФЦ или в Росреестре.

Результаты процедуры регистрации права недвижимости

Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.

Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:

В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.

Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.

Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.

Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.

МИФНС № 46

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.


ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА


Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных указанной главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Плательщики налога

Кто платит налог

Кто не платит налог

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

Налоговая база

Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ.

Порядок определения налоговой базы

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения в еличин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Пример расчета средней стоимости:

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Пример расчета среднегодовой стоимости:

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175
1 мая 740 350
1 июня 723 525
1 июля 706 700
1 августа 689 875
1 сентября 673 050
1 октября 656 225
1 ноября 639 400
1 декабря 622 575
31 декабря 605 750

СрГодСт = (26 400 руб. + 25 200 руб. + 24 000 руб. + 757 175 руб. + 740 350 руб. + 723 525 руб. + 706 700 руб. + 689 875 руб. + 673 050 руб. + 656 225 руб. + 639 400 руб. + 622 575 руб. + 605 750 руб.) / (12 мес. + 1 мес.) = 530 017,31 руб.

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НКРФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В данной статье даны определения указанных выше объектов.

Налоговый период. Отчетный период

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая ставка

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования,
  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

не могут превышать:

  • в 2013 году 0,4 процента,
  • в 2014 году — 0,7 процента,
  • в 2015 году — 1,0 процента,
  • в 2016 году — 1,3 процента,
  • в 2017 году — 1,6 процента,
  • в 2018 году — 1,9 процента.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

  • в 2014 году – 1,5%
  • в 2015 году – 1,7%
  • в 2016 году и последующие годы – 2%
  • в 2014 году – 1,0%
  • в 2015 году – 1,5%
  • в 2016 году и последующие годы – 2%

Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Льготы

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Читайте также: