Организация налоговых проверок практикум

Обновлено: 14.05.2024

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.


У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.




После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).


Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.


Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

А. Анисимова,
эксперт


Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2021 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2021 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;

Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст. 89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

  • Налоговый кодекс РФ
  • поручение Правительства РФ от 18.03.2020

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.


У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.




После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).


Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.


Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

А. Анисимова,
эксперт

Читайте также: