Организация корпоративного налогового менеджмента в узком смысле это

Обновлено: 08.05.2024

Корпоративный налоговый менеджмент призван решать проблемы управления финансовыми и налоговыми отношениями предприятий и организаций с государством, возникающих в связи с исполнениями ими обязанностей по уплате налогов и сборов. Он является важнейшей частью общей системы менеджмента организации.

По мере роста количественных и качественных показателей организации решение проблем, связанных с налоговыми обязательствами, становятся все более сложными и ответственными. Недостаточный учет этой стороны финансовой деятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом могут привести к серьезным финансовым и моральным издержкам, вплоть до банкротства и ликвидации предприятия.

В связи с важностью этих проблем корпоративный налоговый менеджмент, как специфическая часть общего менеджмента организации все больше входит в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций России.

Он развивается как на самих предприятиях и в организациях, путем создания соответствующих организационных структур, так и путем образования рыночной инфраструктуры в виде аудиторских и консультационных фирм, оказывающих соответствующие услуги в сфере налогообложения по договорам с налогоплательщиками.

Предметом изучения корпоративного налогового менеджмента являются процессы управления финансовыми отношениями с государством, потоками ресурсов предприятий и организаций в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов), порядок осуществления которых строго регламентирован налоговым законодательством.

Объектом изучения корпоративного налогового менеджмента является система отношений, возникающая при организации на уровне предприятий денежных потоков в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов) от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней.

Корпоративный налоговый менеджмент как составная часть менеджмента организации должен выполнять следующие основные управленческие функции:

— организацию налогового менеджмента;

Рассмотрим более подробно эти составляющие.

В литературе в настоящее время существует довольно много определений понятия корпоративного налогового планирования.

Представляется наиболее правильным не "сводить налоговое планирование лишь к минимизации налоговых платежей, как это зачастую имеет место, а рассматривать его с общих целевых установок организации.

В связи с этим под корпоративным налоговым планированием мы будем понимать процесс предварительного рассмотрения и оценки решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и обеспечение выбора из них наилучших решений с позиции общих целевых установок организации. В конечном итоге организацию интересует не сумма уплачиваемых налогов как таковая, а эффективность в рамках общей стратегии организации.

Под налоговым регулированием в общем случае понимается процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирование и введение при необходимости новых налоговых режимов. Эта важная стадия процесса управления, связывающая планирование и налоговый контроль.

На уровне корпоративного налогового менеджмента эту функцию управления фактически не выделяют, предполагая, что она выполняется частично в рамках налогового планирования, частично в рамках организации управления налогообложением на предприятии и внутреннего налогового контроля.

Понятие организации корпоративного налогового менеджмента с точки зрения системного подхода значительно шире и содержательнее, чем формальное представление структуры со сложившимися юридически закрепленными отношениями соподчинения (организационно-хозяйственные структуры).

В широком смысле организацию следует понимать как средство решения проблем управления с помощью специально созданного механизма, обеспечивающего наилучшее использование всех возможностей для достижения поставленных целей.

С этих позиций реализация функций организации системы управления налогообложением на предприятии предполагает:

1) разделение общей сложной задачи на более простые позиции;

2) закрепление этих подзадач за конкретными частями системы с делегированием соответствующих полномочий;

3) установление всех необходимых связей между частями системы для обеспечения должного взаимодействия и обмена информацией при совместном решении задач.

Мотивацию как функцию налогового менеджмента в настоящее время зачастую недооценивают и не выделяют в качестве самостоятельной, полагая, что эта функция должна реализовываться только на уровне государственного налогового менеджмента.

С точки зрения общей теории управления под мотивацией понимают возможность целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач системы управления.

В системе корпоративного налогового менеджмента функция мотивации также должна рассматриваться как одна из важнейших, поскольку собственные интересы и целевые установки людей и коллективов зачастую могут не совпадать с общими целями организации.

И здесь необходимо исходить из общих известных способов мотивации:

2) с помощью стимулирования;

3) сочетанием принуждения и стимулирования.

Мотивация через принуждение должна базироваться в организации на нормах налогового, гражданского и трудового законодательства, а также на системе внутренних нормативных документов (приказов, инструкций, рекомендаций), определяющих ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей.

В системе материального и морального стимулирования, действующих на предприятии, должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия для целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач налогового менеджмента.

Налоговый контроль занимает существенное место в системе корпоративного налогового менеджмента.

Содержание, формы и способы его осуществления существенным образом могут отличаться в зависимости от величины предприятия, его организационно-правовых особенностей и т.п.

Однако в основу корпоративного (внутреннего) налогового контроля должны быть положены общие принципы реализации этой важнейшей функции управления.

С позиции теории управления контроль предполагает:

1) выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за рассматриваемый период времени;

2) сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами;

3) разработку и применение действий, направляемых на устранение выявленных отклонений.

В связи с этими общими установками под корпоративным (внутренним) налоговым контролем понимают целенаправленную и систематическую деятельность, направленную на организацию налогового учета на предприятии; контроль за правильностью расчета налогов и своевременностью их уплаты; выявление и устранение допущенных налоговых ошибок и налоговых правонарушений (до проверки налоговых органов); минимизацию финансовых и административных последствий налоговых правонарушений.

Вместе с тем корпоративный налоговый контроль должен удовлетворять некоторым специфическим организационно-экономическим принципам:

1) обеспечение в процессе контроля интересов как государства, так и предприятия, а также его экономических контрагентов;

2) доступность результатов корпоративного контроля для их анализа государственными налоговыми и таможенными органами, другими контролирующими органами, а также банками;

3) аналитичность и содержательность отчета по внутреннему налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств;

4) простота и доступность для компьютерной обработки налоговой информации.

Организационная структура, процедура и система технологий корпоративного налогового контроля существенным образом зависит от масштаба предприятия, сферы его деятельности, перечня налогов, которое оно уплачивает, и других факторов.

Построение системы эффективного внутреннего контроля, особенно в условиях несовершенства и нестабильности российского законодательства представляется довольно сложной задачей, имеющей свои специфические особенности.

Наиболее полно и последовательно процедуры и система технологий корпоративного налогового контроля проработаны Р.Ф.Га-лимзяновым1.

Как показали исследования, подавляющую роль в возникновении налоговых ошибок играет субъективный фактор. По данным Р.Ф.Галимзянова 75% налоговых ошибок связано с человеческим фактором, а именно: недостаточной квалификацией работников, ошибками из-за невнимательности, недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей и т.п.

В связи с этим система корпоративного контроля должна максимально компенсировать негативное влияние субъективного фактора в налоговых расчетах и устранять налоговые ошибки при реализации предприятием налоговых обязательств.

При построении системы корпоративного налогового контроля представляется целесообразным использовать предложенную Р.Ф. Галимзяновым технологическую схему внутреннего контроля налоговых расчетов, основанную на анализе практической деятельности предприятия.

В практической деятельности предприятия часто возникают ошибки, которые можно классифицировать по причинам их возникновения:

1) отсутствие или неправильное оформление (с точки зрения налогового законодательства) первичных документов (приказы, акты, договоры, накладные, счета, счета-фактуры и пр.);

2) ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства;

3) несвоевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;

4) арифметические ошибки;

5) несвоевременное представление отчетной документации в налоговую инспекцию;

6) нарушение сроков уплаты налогов.

Общая идея технологии внутреннего контроля налоговых расчетов состоит в том, что на предприятии должен быть создан банк (в более простых случаях таблица) типовых хозяйственных операций с указанием необходимых для их оформления первичных документов, нормативных актов, бухгалтерских проводок с указанием элементов налогообложения, с которым корреспондируется данная операция. Это означает, что для каждой хозяйственной операции, начиная от оформления этой операции первичными документами, далее описанием налоговых решений, принимаемым по этой операции, налогового расчета и кончая процедурой уплаты налога, должна быть четко расписана вся совокупность действий.

Это позволяет вместо спонтанных, субъективных решений отдельных лиц положить в основу налоговых решений процедурный принцип, где каждый последовательный этап принятия налогового решения вплоть до уплаты налога четко определен, закреплен за конкретным исполнителем, несущим ответственность за свою деятельность, и всесторонне проверен. Организационно внутренний контроль поддерживается группой сотрудников во главе с налоговым менеджером, между которыми распределены функции контролеров, проверяющих работу исполнителей, и налоговых экспертов, обосновывающих налоговые решения. Численность группы определяется размерами предприятия и сложностью налоговых расчетов.

Функциями этих групп (экспертных комиссий), на которые ложится главная задача в системе налогового контроля, являются:

— разработка типовых хозяйственных операций и их ежемесячный контроль;

— анализ нетипичных хозяйственных операций, ситуаций и формирование для них карты налоговых решений;

— анализ и контроль исполнения других технологических документов.

Помимо превентивных контрольных действий система внутреннего налогового контроля предусматривает осуществление регулярных проверок по отдельным налогам и сборам. По результатам текущего планового контроля заполняются специальные карточки учета, записи в которых затем дополнительно контролируются, что повышает надежность контрольных действий.

Таким образом, правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок и тем самым свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам камеральных и выездных проверок налоговыми органами.

Кроме того, правильно организованный корпоративный налоговый контроль обеспечивает руководству организаций уверенность в надежности решений с позиций налогообложения, освобождает от необходимости решать налоговые проблемы после внешних налоговых проверок.

Рекомендовано к изданию научно-методическими Советом ЮИМ (протокол № 8 от 14.04.2015 г.)

© Издательство ЮИМ, 2015

© Белоусова А.В., Белоусова А.А., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта 5

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации. 5

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель. 6

3. Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации. 7

Лекция 2: Организационный механизм функционирования налогового менеджмента в организациях 9

1. Характеристика организационных структур корпоративного налогового менеджмента 9

2. Последовательность формирования налогового менеджмента на предприятии 10

3. Взаимодействие подразделений налогового менеджмента с другими структурами хозяйствующего субъекта 12

Лекция 3: Информационное обеспечение налогового менеджмента. 13

1. Роль информации в повышении эффективности корпоративного налогового менеджмента 13

2. Требования, предъявляемые к формированию информационной системы налогового менеджмента 14

3. Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте 15

Лекция 4: Документационное обеспечение налогового менеджмента. 15

1. Учетная политика организации для целей налогообложения. 15

2. Договорная политика организации. 17

3. Ценовая политика организации. 18

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия 19

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта 19

2. Характеристика этапов налогового планирования. 20

3. Способы налогового планирования. 21

4. Налоговый бюджет организации. 22

Лекция 6: Оценка эффективности принимаемых управленческих решений в области налогового менеджмента 23

1. Оценка эффективности налогового менеджмента. 23

2. Налоговые риски в корпоративном менеджменте. 24

Лекция 7: Зарубежный опыт налогового менеджмента в организациях. 25

1. Организация корпоративного налогового менеджмента в экономически развитых странах 25

2. Возможности применения зарубежного опыта в РФ. 28

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

3.Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации

Содержание и элементы налогового менеджмента организации

Налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и не противоречащих действующему законодательству методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Субъектами налогового менеджмента выступают сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом корпоративного налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на микроуровне.

Предмет корпоративного налогового менеджмента включает в себя:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управление налоговыми платежами в большинстве российских организаций занимается либо специалист финансового отдела, либо бухгалтерии. Реже практикуется внешнее управление налогами.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента позволяет:

1) получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

2) более полно учесть изменения внешней среды;

3) стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений создавать предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

4) обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

5) повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налоговой нагрузки. Если удельный вес налоговых издержек (налоговая нагрузка) не превышает 15% общей суммы выручки хозяйствующего субъекта, то потребность в налоговом планировании и оптимизации налоговых затрат минимальная. При более высоком уровне налоговой нагрузки необходима организация полноценного налогового менеджмента.

Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

Налоговый менеджмент, прежде всего, связан с оптимизацией издержек и налоговым планированием. Довольно часто можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к простому сокращению своих налоговых обязательств. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании содержит в себе и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, применения налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая даёт возможность не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Читайте также: