Организационные технические и налоговые аспекты учетной политики
Обновлено: 18.05.2024
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации [42]. Как и любой иной нормативный документ, учетная политика организации имеет свою структуру.
Учетная политика, для целей бухгалтерского учета, состоит из двух разделов – организационно-технического и методического, в которых последовательно изложены способы бухгалтерского учета, избранные организацией для своей учетной работы.
Характеристика аспектов учетной политики для целей бухгалтерского учета приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Характеристика аспектов учетной политики для целей бухгалтерского учета
Аспект учетной политики | Определение | Цель | Задачи |
Организационный | Способы организации ведения бухгалтерского учета, выражающиеся в порядке ведения бухгалтерского учета | Построение рациональной организации бухгалтерского учета, основанной на локальном документе - учетная политика организации | - разработка оптимального графика документооборота и его движение по бухгалтерско-финансовой службе; - подготовка пакетов документов по учетной политике, носящих организационно-распорядительный характер |
Технический | Форма реализации аспектов учетной политики | Раскрытие учетной политики в разрезе всех ее аспектов | - разработка рабочих планов счетов; - разработка форм первичных документов; - разработка и утверждение графиков документооборота; - разработка и утверждение структуры учетных регистров; - утверждение графика инвентаризации имущества и обязательств; - разработка форм отчетности |
Методический | Совокупность возможных способов ведения учета, наиболее отвечающих специфике организации и интересам пользователей | Рациональность в способах ведения учета | - определение объекта учета, подлежащего отражению в учетной политике; - выбор из имеющихся способов более рациональный для организации; - определение влияния выбранного способа на бухгалтерскую финансовую отчетность организации |
Организационно-технический раздел, в частности, включает:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета и аналитические счета;
- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни;
- формы регистров бухгалтерского учета;
В методическом разделе описывают конкретные способы ведения бухгалтерского учета.
Для удобства наличия информации высокоэффективным является составление учетной политики в одном документе в разрезе всех её аспектов [70].
Состав информации, подлежащей к раскрытию в учетной политике, представлен на рисунке 3.
- изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенное изменение условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. [42].
Рисунок 3 – Состав информации, подлежащей к раскрытию в учетной политике
Не относится к изменению учетной политики, утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
При этом Закон № 402-ФЗ уточняет, что изменение учетной политики может производиться лишь при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а не всех нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
Согласно ПБУ 1/2008 изменять учетную политику также необходимо при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Закон № 402-ФЗ уточняет, что разработанный/выбранный экономическим субъектом способ должен именно повышать качество информации об объекте бухгалтерского учета.
Дополнением учетной политики считается включение в нее способов ведения бухгалтерского учета новых фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации [42].
Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.
Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). И применяются они сразу же после утверждения руководителем организации.
В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.
При формировании учетной политики руководителю следует помнить, что организации предоставлено право выбирать из различных разрешенных способов учета те, которые будут наиболее соответствовать особенностям организации; ее структуре, виду деятельности и технической обеспеченности.
Факторы, влияющие на содержание и порядок формирование учетной политики, представлены на рис. 4.
Факторы, влияющие на содержание и порядок формирования учетной политики организации
Организационно - правовая форма (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.)
Вид экономической деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность и т.д.)
Объемы деятельности, среднесписочная численность работающих и т.п.
Соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению)
Степень свободы самостоятельного решения в вопросах ценообразования, выбора контрагента
Стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития организации на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации, ожидаемые направления инвестиций, тактические решения к подходу задач)
Система информационного обеспечения организации (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям)
Уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров, инициативности и предприимчивости руководителей организации;
Система материальной заинтересованности в эффективности работы организации и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей
Рисунок 4 - Факторы, влияющие на содержание и порядок формирования учетной политики организации
Организационно-технические аспекты учетной политики
Организационно-технический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета состоит из приемов и методов организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы. В нем должна быть закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета, то есть необходимо решить вопрос о том, кто и каким образом будет его вести.
Перечень основных элементов, которые необходимо отразить в учетной политике организации в части организационно-технических аспектов, представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Основные организационно-технические элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета организации
№ п/п | Элемент учетной политики | Возможный вариант | Комментарий |
1. | Организация ведения бухгалтерского учета (п. п. 3 и 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ) | 1. Ведение учета возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо. 2. Заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета. 3. Учет ведет лично руководитель. | Лично вести учет может только руководитель организации малого или среднего бизнеса. К главным бухгалтерам ОАО, а также некоторых иных организаций предъявляются особые требования: высшее профобразование определенный стаж работы, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики. |
2. | Утверждение форм первичных учетных документов (п. 4 ст.9 Закона № 402-ФЗ) | 1. Отдельным приказом. 2. Приложением к учетной политике. | Формы первичных документов должен утвердить руководитель. При этом разрабатывать собственные не обязательно. Можно продолжить применять унифицированные. Этот момент следует отразить в учетной политике |
3. | Утверждение графика документооборота (п. 15 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н) | 1. Отдельным приказом. 2. Приложением к учетной политике. | Организация должна самостоятельно разработать форму. Также можно указать периодичность утверждения (раз в год или иной вариант) |
4. | Периодичность проведения плановой инвентаризации имущества и обязательств (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ) | 1. Ежемесячно. 2. Ежеквартально. 3. Иной вариант. | Организация должна определить не только сроки, но и порядок проведения инвентаризации а также состав инвентаризационной комиссии |
5. | Технология обработки учетной информации (п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н) | 1. Журнально-ордерная 2. Мемориально-ордерная. 3. Автоматизированная. 4. Упрощенная. | Журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы в настоящее время исполь-зуются редко. Поскольку большинство организации ведут учет с помощью компьютерных программ. Упрощенную форму учета могут использовать только малые предприятия |
6. | Утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008) | 1. Типовой План счетов. 2. Собственный рабочий план счетов. | Собственный рабочий план счетов можно привести в приложении к учетной политике |
7. | Утверждение используемых форм регистров бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ) | 1. Отдельным приказом. 2. Приложением к учетной политике. | Формы регистров должен утвердить руководитель. Они должны содержать обязательные реквизиты |
Читайте также: