Организации не выполняющие запрет на реализацию продукции госнадзор облагает штрафом в размере

Обновлено: 25.06.2024

Разъяснения Ростехнадзора

1) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве (согласно пункту 5 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

2) проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (согласно пункту 6 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

4) обследований гидротехнических сооружений, предшествующих разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых (преддекларационные обследования) в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303;

5) мероприятий по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, предусмотренных Порядком организации работ, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. № 212 (включая осмотр энергоустановок);

7) мероприятий по вводу в эксплуатацию (участие в комиссиях с целью принятия решения о возможности ввода в эксплуатацию), включая осуществление административных процедур в рамках указанной деятельности в отношении объектов, в том числе:

В отношении иных видов федерального государственного контроля (надзора) Постановлением № 438 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, а также предусмотрен особый порядок их проведения.

Сводный план проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020 год таких проверок не содержит.

3. Все проверки, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II, III классов опасности, гидротехнические сооружения I, II, III классов, подлежат исключению из плана проверок на 2020 год в порядке, установленном пунктом 3 Постановления № 438 и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (далее - Правила).

4. Пункты 1, 2, 6, 7 и 7 1 Постановления № 438 устанавливают перечень оснований и формы проведения внеплановых проверок в 2020 г.

При наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. При этом необходимо согласовывать с органами прокуратуры выездной характер таких проверок.

Аналогичные требования установлены для проверок, проводимых в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица территориального управления Ростехнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частями 6, 7, 12 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Внеплановые проверки также проводятся на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверки по данным основаниям могут быть выездными в случае, если такая возможность предусмотрена самими основаниями.

Руководствуясь пунктом 4 Постановления № 440, такие проверки целесообразно проводить в выездной форме при осуществлении лицензирования:

1) эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;

2) деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности).

6. Особенности проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в 2020 г. установлены пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению № 440.

Организация проведения внеплановых проверок осуществляется в общем порядке, установленном Постановлением № 438.

При проведении контрольных мероприятий необходимо обеспечить исполнение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку зерна для государственных нужд, ввоз (вывоз) зерна на территорию Таможенного союза, а также поставку (закладку) зерна в госрезерв, его хранение в составе госрезерва и транспортировку.

Зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей

Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку крупы для государственных нужд, ввоз (вывоз) крупы на территорию Таможенного союза, а также поставку (закладку) крупы в госрезерв, её хранение в составе госрезерва и транспортировку.

статьи 5, 7, 10, 17, 23

Федеральные законы

Предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, осуществляющие формирование и исполнение на контрактной основе заказов закупку и поставку зерна и продуктов его переработки для государственных нужд

Организации, независимо от форм собственности, осуществляющие формирование и исполнение на контрактной основе заказов закупку и поставку зерна и продуктов его переработки для федеральных государственных нужд

Зерно и продукты его переработки, поставляемые по государственному контракту

Зерно и крупа государственного материального резерва

пункты 2, 3 статьи 11.1

Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку продовольственного зерна и крупы для государственных нужд, ввоз (вывоз) продовольственного зерна и крупы на территорию Российской Федерации, а также поставку (закладку) продовольственного зерна и крупы в госрезерв, их хранение в составе госрезерва и транспортировку.

Продовольственное зерно, крупа

статьи 3, 4, 5, 12, 15, 19, 20, 21, 24, 25

Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, ввоз (вывоз) зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации, а также поставку (закладку) зерна и продуктов его переработки в госрезерв, их хранение в составе госрезерва и транспортировку.

Зерно и продукты его переработки

статьи 21, пункт 5

статьи 24, пункт 2

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей.

Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей.

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей.

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ (ч.1 ст. 14.46 - маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей.

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (ч.1. ст.19.5 -невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.

Разъяснения Ростехнадзора

1) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве (согласно пункту 5 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

2) проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (согласно пункту 6 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

4) обследований гидротехнических сооружений, предшествующих разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых (преддекларационные обследования) в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303;

5) мероприятий по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, предусмотренных Порядком организации работ, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. № 212 (включая осмотр энергоустановок);

7) мероприятий по вводу в эксплуатацию (участие в комиссиях с целью принятия решения о возможности ввода в эксплуатацию), включая осуществление административных процедур в рамках указанной деятельности в отношении объектов, в том числе:

В отношении иных видов федерального государственного контроля (надзора) Постановлением № 438 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, а также предусмотрен особый порядок их проведения.

Сводный план проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020 год таких проверок не содержит.

3. Все проверки, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II, III классов опасности, гидротехнические сооружения I, II, III классов, подлежат исключению из плана проверок на 2020 год в порядке, установленном пунктом 3 Постановления № 438 и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (далее - Правила).

4. Пункты 1, 2, 6, 7 и 7 1 Постановления № 438 устанавливают перечень оснований и формы проведения внеплановых проверок в 2020 г.

При наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. При этом необходимо согласовывать с органами прокуратуры выездной характер таких проверок.

Аналогичные требования установлены для проверок, проводимых в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица территориального управления Ростехнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частями 6, 7, 12 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Внеплановые проверки также проводятся на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверки по данным основаниям могут быть выездными в случае, если такая возможность предусмотрена самими основаниями.

Руководствуясь пунктом 4 Постановления № 440, такие проверки целесообразно проводить в выездной форме при осуществлении лицензирования:

1) эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;

2) деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности).

6. Особенности проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в 2020 г. установлены пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению № 440.

Организация проведения внеплановых проверок осуществляется в общем порядке, установленном Постановлением № 438.

При проведении контрольных мероприятий необходимо обеспечить исполнение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


За нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий 1 административная ответственность наступает по ст. 6.3 КоАП РФ. Наказания по этой статье см. в Таблице 1, обратите внимание, что ее части 2 и 3 были введены в апреле 2020 года.

Но не все требования содержатся в нормативных правовых актах федерального уровня. Во время пандемии Президент РФ поручил главам субъектов РФ в зависимости от обстановки в регионе разработать собственные нормы. Верховный Суд РФ, в свою очередь, разъяснил 2 , что за нарушение установленных на региональном уровне правил может применяться также ст. 20.6.1 КоАП РФ (за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) – ее тоже см. в Таблице 1, она тоже была введена в апреле 2020 г.

Штрафы за несоблюдение антиковидных ограничений установлены с целью напугать работодателей и обратить внимание на важность профилактических мер. Суды понимают экстренный характер таких штрафов и часто меняют их на более мягкую меру административного воздействия – ​предупреждение (см., например, постановление Тверского районного суда г. Москвы от 07.10.2020 по делу № 5-731/2020) или назначают штраф ниже низшего предела (см., например, постановление Замоскворецкого районного суда города Москвы от 23.10.2020 по делу № 5-1685/2020). Вместе с дальнейшим смягчением коронавирусных ограничений будет меняться и статистика по штрафам (в сторону их уменьшения).

Но не стоит забывать, что в определенных ситуациях за подобные нарушения могут последовать и более серьезные наказания – ​приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.3 и ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).

Прочитав законодательные нормы, приведенные в Таблицах 1 и 2, можно сделать такой вывод:

  • если нарушение санитарных правил привело к массовому 3 заболеванию (или отравлению) людей либо реальной угрозе 4 наступления таких последствий, то ответственность уголовная:
    • по ч. 1 ст. 236 УК РФ (без смертельных случаев);
    • по ч. 2 ст. 236 УК РФ (смерть 1 человека);
    • по ч. 2 ст. 236 УК РФ (смерть 2 и более людей);

    Таблица 1. Наказания по КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в т.ч. антиковидных ограничений)


    Таблица 2. Уголовные наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в т.ч. антиковидных ограничений)


    Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

    Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

    • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
    • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
    • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
    • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
    • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

    Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

    • по контролю температуры у сотрудников;
    • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
    • соблюдению социальной дистанции;
    • дезинфекции помещений и оборудования;
    • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
    • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

    Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно.

    Читайте также: