Оптимизация налогов через самозанятых

Обновлено: 19.05.2024

Самозанятость как новое социальное, экономическое и правовое явление – одна из наиболее обсуждаемых сейчас проблем. Эксперты прогнозируют, что количество самозанятых граждан к концу года вырастет с 850 тысяч до 1,5 млн.

Кто такие самозанятые и чем они отличаются от индивидуальных предпринимателей?

Прежде всего необходимо определить, какую часть населения можно отнести к самозанятым. И уже тут возникает проблема: единства мнений по этому вопросу нет. Если брать во внимание п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, то самозанятыми являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд.

Возникает вопрос: чем отличается индивидуальный предприниматель, который не состоит ни с кем в трудовых правоотношениях, от самозанятого лица? Однозначный ответ на данный вопрос дать невозможно, поскольку самозанятые – это особая категория налогоплательщиков, которая включает в себя в том числе индивидуальных предпринимателей при соблюдении ими ряда условий.

Особенностью правового режима налогообложения самозанятых граждан является то, что физлица и ИП, которые переходят на него, могут платить только налог на профессиональный доход по льготной ставке – 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без риска назначения штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность.

Можно совмещать осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с самозанятостью при соблюдении определенных законом условий. Но физлицо, будучи одновременно ИП и самозанятым, не может использовать сразу два налоговых режима – новый и другие специальные режимы, такие как УСН, ЕНВД и ЕСХН.

Преимущества и нюансы нового налогового режима

Самозанятый должен быть внимателен к нюансам. Он не может нанимать персонал и применять параллельно другие специальные налоговые режимы. Права самозанятого не защищены в рамках трудового законодательства: компания вправе отказаться от договора с ним в любое время, и он не может рассчитывать на охрану труда, оплату больничных и отпусков.

Однако самозанятось имеет и безусловные преимущества.

Особенности работы самозанятых в условиях пандемии: дополнительные преимущества

В нынешней эпидемиологической обстановке у самозанятых есть несколько неоспоримых преимуществ.

Во-вторых, в то время как налогоплательщики в условиях распространения коронавируса не освобождены от уплаты налогов – им предоставлена лишь отсрочка, самозанятые граждане, не осуществляющие деятельность во время пандемии, не должны будут уплачивать налог ввиду отсутствия прибыли. Иными словами, если дохода в течение налогового периода нет, то нет и обязанности по уплате обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медпомощь.

В-третьих, работодатели понимают: завтра режим самоизоляции из-за пандемии могут ввести повторно, а это означает, что компании недополучат доходы. В случае сокращения штата или численности работников сообщить об этом придется за 2 месяца. Увольнение работников повлечет дополнительные расходы: работодатель должен будет выплатить им выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск и до трех средних заработков. В таких условиях выгоднее сотрудничать с самозанятыми, чем набирать сотрудников в штат.

Схема работы самозанятого: особенности регистрации и документооборота

Когда клиент расплатится, самозанятый в приложении должен заявить о поступлении денежных средств как о доходе. Тут же, в приложении, формируется ссылка на чек – его надо передать клиенту. Передать чек можно любыми способами:

Самозанятый сам решает, какой чек выдать – электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать бумажный чек, если уже получил электронный.

3. Счета и карты для получения платежей от клиентов

Закон прямо не предусматривает обязанности самозанятого гражданина по открытию специальных банковских счетов или иному разделению категорий поступающих платежей. Так, в Информационном письме от 19 декабря 2019 г. № ИН-014-12/94 Центральный банк РФ разъяснил: принимая во внимание, что в Федеральном законе № 422-ФЗ не установлена необходимость использования физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, конкретных видов банковских счетов, использование ими своих текущих счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ.

Однако во избежание проблем с банком клиенту целесообразно при открытии счета сообщить о том, что он является самозанятым. Если же счет открывается до регистрации, уведомить об этом банк можно позже. При этом с точки зрения здравого смысла на одном счете нежелательно смешивать доходы от профессиональной деятельности и обычные платежи. Значит, нужно как-то отмечать переводы, связанные с профессиональной деятельностью, с доходов от которой уплачивается налог, либо все-таки заводить для платежей клиентов отдельный счет, чтобы у банка не возникали вопросы и чтобы не нарваться на блокировку счета и отказ в обслуживании. Также рекомендуется заключать договоры с клиентами, особенно с юрлицами, и формировать чеки по каждой операции. Если операция вызовет сомнения у налоговой или банка, то вы сможете предоставить подтверждающие документы.

Риски организаций, сотрудничающих с самозанятыми, и рекомендации им

А граждан – за то, что не зарегистрировались в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Как избежать доначисления налогов и штрафов?

Так, п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работодателем и работником. Работодателя могут оштрафовать: как организацию – на сумму от 50 до 100 тыс. руб., как должностное лицо – на сумму от 10 до 20 тыс. руб.

Налоговый орган также может доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались на протяжении всего периода взаимодействия по переквалифицированному договору с самозанятым. Причем не с момента, когда произошла переквалификация, а с даты заключения договора. Это существенный финансовый риск. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности.

Самозанятый гражданин, договор с которым переквалифицировали в трудовой, имеет право обратиться к работодателю со своими финансовыми требованиями – об оплате больничных, отпусков и перечислении прочих выплат, которые он имел право получать как сотрудник, но не получал, потому что был заключен гражданско-правовой договор.

Чтобы минимизировать подобные риски, необходимо быть внимательным к существенным условиям гражданско-правового договора, заключаемого с самозанятым гражданином. Важны как его форма, так и содержание. У заказчика (компании или ИП) и самозанятого взаимоотношения могут быть только гражданские. В договоре недопустимы расплывчатые формулировки трудовых функций, задачи должны быть прописаны четко. Конкретизируются: задание, результат и процесс работы (мини-регламент).

При заключении договора нужно учесть, что самозанятый не может:

  • принимать участие в непрерывном технологическом процессе;
  • выполнять трудовую функцию или требования должностной инструкции;
  • подчиняться трудовому режиму; время работы самозанятый определяет сам, в договоре указываются только сроки начала и окончания работ;
  • числиться в табеле учета рабочего времени;
  • получать аванс и зарплату регулярно – дважды в месяц, как штатные сотрудники;
  • претендовать на соцпакет и социальные гарантии – согласовывать отпуска, получать материальную помощь, выплаты по больничному листу и иные компенсации.

Договор, удовлетворяющий одному из перечисленных признаков, может быть переквалифицирован в трудовой договор с применением вышеназванных последствий. Избежать их организации помогут надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие специфику взаимоотношений с самозанятым:

Как максимально сэкономить на зарплатных налогах и не попасть на штрафы или не сесть в тюрьму

  • 50 000 рублей ÷ 0,87 = 57 471 рубль.
  • НДФЛ по ставке 13% — 7 471 рубль.
  • 12 792 рубля 30% = 3 837,6 рубля.
  • 12 792 рубля — это МРОТ, который действует с 1 января 2021 года. И эта сумма будет облагаться по полной ставке страховых взносов.
  • (57 471 рубль – 12 792 рубля) × 15% = 6 701,9 рубля.

Конечно, такое положение вещей, да еще при снижении рентабельности бизнеса, не может радовать бизнес. А если бизнес не относится к субъектам малого предпринимательства, то налоговая нагрузка может составлять до половины размера заработной платы.

Какие существуют легальные пути снижения зарплатных налогов?

ИП-управляющий вместо штатного директора

Самая высокая зарплата в компании, как правило, у ее директора. А значит и самые высокие страховые взносы в ПФР — до той поры, пока предельная величина не достигнет 1,465 миллиона рублей в год. А если годовой доход директора превысит 5 миллионов рублей, то с суммы такого превышения НДФЛ будет рассчитываться по ставке 15%.

Для того чтобы избежать подобных претензий со стороны налоговиков, нужно грамотно составить договор на управление компанией. Иначе налоговики могут переквалифицировать договор с управляющим-ИП на трудовой договор и, соответственно, доначислить страховые взносы и НДФЛ по полной программе. Конечно, особенно опасно заключать подобные договоры с бывшим директором, который на днях уволился и сразу зарегистрировался как ИП.

Использование самозанятых граждан

  • в рамках трудовых отношений;
  • от оказания ими услуг, работ по гражданско-правовым договорам, если заказчиками услуг, работ выступают их работодатели или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Однако, невзирая на эти препятствия, некоторые работодатели все равно заключают договоры с бывшими работниками, а ныне — самозанятыми лицами. Но налоговики легко установят таких работников, ведь у них в базе есть сведения на всех работников компании.

В результате экономия страховых взносов у компании составляет 30%: Пенсионный фонд — 22%, в Фонд социального страхования — 2,9%, Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.

Для самих самозанятых граждан предусмотрено применение налоговой ставки для работы с компанией 6%. При этом самозанятые единожды могут воспользоваться налоговым вычетом в размере 10 тысяч рублей в момент регистрации в качестве самозанятых граждан.

Вместо штатного работника компания заключила договор с самозанятым гражданином и перечислила ему 57 471 рубль.

А компания с перечисленной суммы самозанятому лицу не заплатит никаких страховых взносов и НДФЛ, а возьмет в налоговые расходы сумму вознаграждения в размере 2 299 рублей.

Но не всегда можно воспользоваться услугами самозанятого. Необходимо постоянно контролировать величину выплачиваемого дохода. Если годовой доход самозанятого превысил 2,4 миллиона рублей, то он теряет свой статус.

Использование ИП

  • размер вознаграждения соответствовал заработной плате;
  • со всеми ИП были заключены типовые, шаблонные формы договоров, не зависящие от индивидуальной специфики конкретного вида оказываемых услуг;
  • договоры перезаключались на аналогичных условиях с одними и теми же физическими лицами в течение длительного периода времени;
  • выплаты носили регулярный характер и совпадали с днем выплаты заработной платы.

Аренда личного имущества

В практике организаций часто встречаются ситуации, когда личное имущество работников используется в служебных целях. Наиболее популярным способом использования личного транспортного средства работника являются договоры аренды автомобиля без экипажа. Привлекательность этих договоров, прежде всего, состоит в том, что платежи, производимые работнику по договору аренды автомобиля без экипажа, не подлежат обложению страховыми взносами. В отношении НДФЛ льгот нет — полученные доходы работника облагаются в общем порядке.

Еще в 2017 году высшие судьи подтвердили, что под обложение страховыми взносами должна подпадать вся сумма арендной платы, если отдельно не выделена стоимость услуг аренды.

Даже если компания закрепит в трудовом договоре разъездной характер работы сотрудника и (или) обязанность по управлению автомобилем в служебных целях, не исключено, что налоговики все равно будет доказывать фактическое выполнение одновременно арендодателем и работником организации услуг управления транспортным средством.

На сегодняшний день самым безопасным является заключение двух договоров: аренды транспортного средства без экипажа и оказания услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. В первом случае никаких страховых взносов не перечисляется, а во втором — только со стоимости управления, которая, как правило, является мизерной.

В Письме ФНС от 16.09.2021 г. № АБ-4-20/13183@ указаны признаки, по которым можно понять, что налогоплательщик на НПД по факту лишен самостоятельности при ведении бизнеса. В этом случае контрагенты-заказчики подвергаются существенным налоговым рискам.

Как самостоятельно провести оценку налоговых рисков

Юридические лица или ИП могут сами оценить налоговые риски по итогам своей финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. при выборе партнеров. Для этого они могут ориентироваться на критерии, которые налоговики используют при выборе объектов для осуществления выездных налоговых проверок.

Эти критерии утверждены Приказом ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. К примеру, по 12-му критерию организации или ИП нужно проанализировать определенные риски, которые свидетельствуют о высокой вероятности признания налоговиками бизнес-партнера проблемным (компанией-однодневкой), а сделок, которые проводятся с ним, — сомнительными.

В ст. 54.1 НК предусмотрены:

  • определенные действия налогоплательщика, которые считаются злоупотреблением правами;
  • условия, которые требуется соблюсти для учета расходов и заявления вычетов по налогам.

Вместе с тем, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет способ ведения деятельности, которая осуществляется для получения прибыли. В таком случае появляется вопрос — как ИНФС оценивает обстоятельства организации бизнес-процессов, в т.ч. в части привлечения к выполнению работ налогоплательщиков на НПД?

Инспекторы будут анализировать, правомерно ли отображены итоги деятельности в налоговой отчетности. Для ИФНС важна самодостаточная работа с применением необходимых трудовых, производственных, материальных и иных ресурсов. Бывает так, что от имени формально самостоятельных субъектов производится единая деятельность, которая координируется одними и теми же лицами, с использованием общих ресурсов и (или) средств индивидуализации.

Когда стоит опасаться претензий налоговиков к обязательствам с партнерами? Такая ситуация наступит, если ИФНС обнаружит факты злоупотребления, подтверждающие недобросовестные действия, которые проводятся с целью ухода от налогов.

ФНС отметила, что полный список документов, на основании которых совершенные сделки не могут считаться в качестве злоупотребления по правилам ст. 54.1 НК, нельзя определить законодательно или через какие-то официальные разъяснения. Дело в том, что при осуществлении контрольных мероприятий могут обнаружиться факты, свидетельствующие о направленности действий на неуплату налога и о применении формального документооборота для неправомерного отражения расходов и заявления вычетов по НДС.

Налоговики напомнили, что рекомендации по налоговому контролю с учетом положений ст. 54.1 НК указаны в Письме от 10.03.2021 г. № БВ-4-7/3060@. В нем, в частности, сказано, что в оправдательных документах должна быть достоверная информация о реальной хозяйственной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.

Осторожность при работе с самозанятыми

Типичные способы получения необоснованной налоговой выгоды, в т.ч. при маскировке трудовых отношений гражданско-правовыми с налогоплательщиками на НПД учтены в проекте изменений к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. На данный момент проект проходит согласование в структурных подразделениях ФНС.

Здесь речь идет о характерных признаках использования схем, в основе которых лежит указанная подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Маскировка направлена на незаконную оптимизацию страхвзносов и НДФЛ.

Некоторые признаки указанных схем:

  • организационная зависимость налогоплательщика на НПД от заказчика, т.е.:
    • регистрация физлица как самозанятого является обязательным условием заказчика;
    • заказчик распределяет указанных физлиц по объектам или маршрутам на основании производственной необходимости;
    • заказчик устанавливает режим работы налогоплательщика на НПД, в т.ч. продолжительность рабочего дня или смены, а также время отдыха;
    • работник заказчика непосредственно руководит налогоплательщиком на НПД и контролирует его трудовую деятельность;

    Указанные признаки свидетельствуют о том, что налогоплательщика на НПД по факту лишили предпринимательской самостоятельности.

    Налоговики напомнили о том, что самозанятые должны передавать информацию о расчетах в ИФНС, формировать чеки и передавать их покупателям (заказчикам) Они могут делать это через:

    Об этом указано в ч. 1 ст. 14 Закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ.

    Контроль со стороны ИФНС

    Некоторые компании действительно используют указанную схему, но инспекторы активно борются с ней. Доказательством является информация ФНС от 26.11.2019 г.

    Все чаще ИФНС выявляют случаи, когда налогоплательщики на НПД при заключении с компаниями или ИП договоры на оказание услуг по факту работают у них. В таком случае заказчики за счет этого минимизируют страхвзносы и не выполняют обязанности налогового агента по НДФЛ.

    ФНС и Роструд договорились о том, чтобы проводить одновременные проверки таких работодателей. При обнаружении признаков трудовых отношений им грозят:

    • доначисления НДФЛ и страхвзносов с сумм, выплаченных самозанятым, а также пени и штрафы;
    • приостановка деятельности на срок до 90 дней (по КоАП РФ).

    Нужно учесть, что при наличии таких признаков работодатель может избежать доначислений, если отразит выплаты налогоплательщику на НПД в отчетности по НДФЛ и в РСВ.

    Инспекторы ИФНС приняли эту информацию для осуществления своей работы (Письмо УФНС по МО от 27.07.2020 г. № 10-17/051757@).

    Что необходимо помнить при работе с самозанятыми специалистами

    При правильном построении работы с самозанятыми специалистами компания сможет максимально сэкономить свой бюджет и укрепить свои позиции на рынке.

    Особенности договора ГПХ

    Заключение договора ГПХ подходит для разных ситуаций, будь то доработка программного обеспечения, разработка макета визиток, проведение развлекательного мероприятия, разовая перевозка личным автомобилем и т.д. Отличительной особенностью такого вида взаимоотношений является то, что исполнитель выполняет конкретную работу, указанную в соглашении.

    Если с ним заключается несколько договоров за определенный срок, то желательно, чтобы задачи, требующие выполнения, не были однотипными, повторяющимися каждый раз. В противном случае налоговая служба и трудовая инспекция могут посчитать, что за гражданско-правовым договором скрываются трудовые отношения. Подобное нарушение влечет административную ответственность, за которую положены штрафы.

    Договор ГПХ регулирует не трудовые, а гражданско-правовые взаимоотношения, а потому он не должен содержать в себе признаки трудовых отношений. Чтобы договор ГПХ не вызвал претензий со стороны проверяющих органов, необходимо позаботиться о следующих моментах:

    • график работы. Человеку, выполняющему задание по договору ГПХ, не устанавливается график работы. Он самостоятельно решает, когда будет выполнять поставленные задачи, поскольку главное - чтобы он уложился в обозначенные сроки, то есть важен именно конечный результат. Если же человек работает по конкретному графику, то он соблюдает правила внутреннего трудового распорядка компании, а потому является ее штатным сотрудником;
    • договор о материальной ответственности. Физлицо, с которым заключен договор ГПХ, не несет материальной ответственности. Если же она на него возлагается, это является явным признаком, что он сотрудник компании;
    • расчетные листки и ведомости о выплате зарплаты. Работнику, с которым заключен договор ГПХ, не нужно выдавать расчетные листки о начислении зарплаты. Кроме того, расчет с ним должен производиться не по ведомости на зарплату, а по расходным кассовым ордерам или безналичным платежом на лицевой счет. Кроме того, регулярные одинаковые платежи могут свидетельствовать о трудовых отношениях, поскольку при договоре ГПХ устанавливаются разные задачи, за которые и оплата должна различаться;
    • первичная документация. При сотрудничестве по договору ГПХ не должна оформляться первичная документация, как при обычном трудовом процессе, например, путевые листы водителей транспортных средств, заявки на транспортировку груза и т.д.;
    • акт выполненных работ. Данный документ оформляется при договоре ГПХ, однако не должен формироваться по итогам каждого месяца. Он заполняется на каждый договор по окончании срока исполнения порученного задания;
    • журнал посетителей. Если информация о человеке будет слишком часто фигурировать в журнале посещений, это вполне может насторожить налоговую инспекцию, которая посчитает его штатным сотрудником. Кроме того, физлицо все же должно появляться в офисе компании хотя бы раз в месяц для заключения договора и подписания акта выполненных работ;
    • локальные документы. В таких документах компании, например, в правилах внутреннего трудового распорядка, положении об оплате труда и т.д. не должно быть подписи физлица, работающего по договору ГПХ. Исключением может быть журнал инструктажа, поскольку Министерство труда придерживается мнения, что вводный и первичный инструктаж для таких граждан проводить нужно (Письмо Минтруда от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157);
    • внутренняя переписка. Налоговая инспекция может проверить переписку компании с исполнителем. Если работодатель ежедневно контролирует выполнение работы физическим лицом, то отношения носят трудовой характер. В этом случае заключение договора ГПХ недопустимо, за что положен штраф.

    Отражение договора ГПХ в 1С

    1С: ЗУП позволяет не запутаться при отражении договора ГПХ в бухучете, а также при расчете НДФЛ или страховых взносов и формировании отчетности. Внесение информации в программу имеет некоторые нюансы и особенности, поскольку отношения характеризуются как гражданско-правовые, а не как трудовые.

    Предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией по отражению договора ГПХ в программе 1С. Если у вас останутся вопросы, закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

    Заработная плата – одна из самых затратных статей расходов любого предприятия. В сумме налоги на зарплату составляют 43%. При этом для предпринимателей и ООО на ОСНО заработная плата и выплаченные с нее налоги не снижают сумму НДС к уплате. Поэтому понятно стремление собственников бизнеса легальными методами оптимизировать зарплатные налоги.

    В этой статье собраны 6 проверенных способов законного снижения отчислений в бюджет.

    1. Наем самозанятых

    Тем не менее прибегать к услугам самозанятых по гражданско-правовому договору вместо оформления работника в штат гораздо выгоднее. Работодателю не нужно сдавать лишнюю отчетность, платить НДФЛ и взносы, а затраты на оплату услуг специалиста можно учитывать в расходах.

    Пользоваться таким способом оптимизации зарплатных налогов можно, только если соискатель раньше не был сотрудником данной компании или ИП, или если он до этого работал неофициально. Но злоупотреблять наймом самозанятых не стоит – можно попасть под пристальное внимание со стороны налоговиков. Если ФНС покажутся сомнительными многочисленные выплаты работодателя специалисту, то владельца бизнеса могут вызвать на беседу в налоговую.

    2. Сотрудничество с ИП

    До сих пор это один из самых популярных методов оптимизации налогов на зарплату. Хотя многочисленные судебные разбирательства по оспариванию договоров с ИП, а также по серьезным обвинениям в дроблении компании с помощью ИП и уклонении от уплаты налогов доказывают, делать это нужно очень продуманно.

    Если бездумно разделять последовательные бизнес-процессы на деятельность разных ИП или переводить всех своих сотрудников в статус предпринимателей, то можно получить штрафы и доначисления от налоговой инспекции. Привлечение ИП обязано иметь понятные для налоговиков деловые цели, а предприниматель должен быть независим от заказчика. Не должно быть признаков того, что ИП ежедневно вместе со штатными сотрудниками выполняет свои обязанности в офисе компании и использует оборудование и материалы нанимателя.

    3. ИП-управляющий

    Компании на ОСНО могут нанимать управляющего-ИП. Поскольку у этих сотрудников достаточно высокие зарплаты, то и размер зарплатных налогов получается немаленьким.

    4. Высокая зарплата директора

    Чтобы не выплачивать зарплату сразу нескольким сотрудникам и не платить с каждой налоги, можно оплачивать услуги одного топ-менеджера. Суть способа заключается в лимитах страховых баз.

    В 2021 году предельная величина базы для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 1 465 000 рублей, при превышении этой суммы применяется пониженный тариф – 10% вместо обычных 22%. Лимит оплаты на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности – 966 000 рублей, а взносы с сумм, превышающих лимит, вообще не начисляются.

    При использовании такого способа нужно уметь аргументировано доказать налоговикам, что труд одного работника гораздо более выгоден для компании, чем наем нескольких квалифицированных сотрудников. Также нужно будет доказать, что высокая оплата топ-менеджера действительно связана с его уникальными способностями и большим опытом.

    5. Заключение договоров ГПХ

    Экономия на зарплатных отчислениях здесь в том, что работодатель не делает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности. Также нет необходимости выплачивать работнику различные компенсации, оплачивать больничные и отпускные, предоставлять другие гарантии, обязательные по Трудовому кодексу.

    Риск для предприятия в том, что договора гражданско-правового характера достаточно легко оспариваются в суде и переквалифицируются в трудовые. Результатом может стать ответственность за нарушение законодательства об охране труда и штрафы.

    6. Аренда имущества

    Оплата компании физическому лицу за пользование его имуществом по договору аренды не облагается страховыми взносами. Во многих компаниях у сотрудников есть личный автомобиль, который они используют для проведения выездных переговоров, деловых встреч и других поездок в рабочее время.

    Арендовать машину у физлица – это экономически обоснованная статья затрат, но только при правильно оформленной документации.

    Как контролируется уровень налогов на заработную плату

    Читайте также: