При сверке с налоговой выявлена переплата по налогу на прибыль как отразить в учете

Обновлено: 28.06.2024

Из-за технических ошибок при обработке первичных документов и счетов-фактур произошли задвоения сумм расходов, которые привели к завышению расходов признанных в налоговой базе по налогу на прибыль и вычетов по НДС в 2019 году.

Как можно осуществить исправление несущественной ошибки 2019 г., повлекшей за собой занижение налоговой базы по налогу на прибыль?

Бухучет

Существенность следует применять не к отдельной выявленной ошибке (т.к. каждая ошибка может быть незначительной, но в совокупности они могут оказывать существенное влияние на показатели отчетности), а ко всей совокупности выявленных ошибок периода.

Если ошибка признана существенной, то дополнительно необходимо произвести ретроспективный пересчет соответствующих показателей бухгалтерской отчетности предшествующих отчетных периодов (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010). Под ретроспективным пересчетом понимается пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена.

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка. Отметим, что ретроспективный пересчет не производится в случаях, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

При завышении расходов в прошлом отчетном периоде (2019 году), в бухгалтерском учете текущего года (т.е. отчетного периода выявления ошибки) необходимо отразить прочий доход:

Дебет 60 (76) Кредит 19

В бухгалтерском учете на сумму корректировки стоимости задвоенных расходов по услугам в периоде выявления ошибки признается доход, который не учитывается для целей налогообложения прибыли. При этом производится корректировка налоговой базы по налогу на прибыль и суммы налога на прибыль за предыдущий год (за период, в котором услуги выполнены). В связи с этим в учете образуется постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый доход (п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Сумма доначисленного за прошлый год налога на прибыль не формирует условный расход (условный доход) по налогу на прибыль текущего отчетного периода и, соответственно, текущий налог на прибыль.

При этом сумма доначисленного налога формирует в Отчете о финансовых результатах чистую прибыль (убыток) и отражается по отдельной статье (п.20, п.21, п. 22 ПБУ 18/02, приложения к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).

Следовательно, сумма доначисленного налога обособляется на отдельном субсчете или в аналитическом учете по счету учета прибылей и убытков (Дебет 99 Кредит 68).

Налог на прибыль

В случае, когда организация самостоятельно обнаружила ошибку, т.е. в первичной декларации выявлено неправомерное завышение расходов, из-за чего налог уплачен в меньшем размере или не уплачен вовсе, возникает обязанность подать уточненную декларацию за отчетный (налоговый) периоды в которых допущено занижение налога на прибыль или в декларации завышен убыток, предварительно уплатив недостающую сумму налога на прибыль и соответствующие ей пени (п. 1 ст. 81 НК РФ). Это необходимо сделать, чтобы избежать штрафа за неполную уплату налога. При этом важно погасить недоимку и пени до того, как инспекция зафиксирует ошибки в акте камеральной проверки или до получения вами информации о назначении выездной проверки этого периода.

Уточненная декларация по налогу на прибыль составляется по той же форме, что и первичная декларация (п.5 ст. 81 НК РФ).

Как следует из вопроса, в части НДС ошибка привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате. В связи с чем организация обязана представить уточненные налоговые декларации за те налоговые периоды 2019 года, к которым относится искажение вычетов по НДС, предварительно уплатив недостающую сумму НДС и соответствующие ей пени (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на не истекший срок действия договора обязательного страхования или сезонного использования транспортного средства (п. 4 ст. 10 Федерального закона N 40-ФЗ).

Если соответствующая страховая премия не была учтена страхователем в расходах, то ее возврат страховщиком не приводит к возникновению дохода, подлежащего налогообложению у страхователя (письмо Минфина РФ от 05.05.2014 N 03-03-06/1/20922).

Учитывая обязательный характер страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, часть неиспользованной страховой премии, которую страховщик не вернул, может быть учтена страхователем в расходах (письмо Минфина РФ от 18.03.2010 N 03-03-06/3/6).

Если организация просрочила обращение в страховую компанию за возвратом страховой премии, то часть расходов по страховке, относящаяся к периоду от расторжения договора лизинга (с даты прекращения пользования автомобилем для извлечения дохода) до даты обращения за возвратом может быть оспорена, как экономически необоснованный расход (убытки, не отвечающие критериям ст. 252 НК РФ).


Возникают ситуации, когда у экономических субъектов имеется переплата по налогам или страховым взносам, выражаясь иными словами, заплатили в бюджет лишнего. Наш эксперт Надежда Четвергова рассмотрела в статье, как именно нужно зачесть имеющуюся переплату в счёт будущих платежей.

Переплату по налогу или страховым взносам (речь про ОПС, ОМС, ВНИМ) можно зачесть по правилам, установленным в ст. 78 НК РФ.

Также с этой даты с заявлением о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога можно обратиться в любую ИФНС (ст. 78 НК РФ).

Правила зачёта страховых взносов изменения не затронули. Всё как прежде: зачесть переплату можно только по тому же виду взносов. Например, переплату по ОПС можно зачесть только на ОПС, переплату по ОМС в счёт ОМС.

Итак, что нужно сделать, чтобы произвести зачёт налога (все, кроме НДФЛ) и страхового взноса (речь о ОПС, ОМС, ВНИМ) в счёт будущих платежей.

1. Желательно, но необязательно. Провести сверку с налоговой инспекцией.

2. Заполните заявление.

2.1. Как заполнить форму заявления о зачёте переплаты по налогам в счёт предстоящих платежей.

Заявление о зачёте переплаты по налогу (пеням, штрафу) заполните следующим образом.

Далее укажите вид платежа, подлежащий зачёту:

Поле заполняется в следующем формате:

  • первые два знака — налоговый (расчётный) период:
  • следующие два знака после точки — порядковый номер периода:

Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.

С образцами вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс:

2.2. Как заполнить заявление о зачёте суммы излишне уплаченных страховых взносов в счёт предстоящих платежей по тому же виду взноса.

Заявление о зачёте переплаты по страховым взносам (пеням, штрафу) заполните следующим образом.

Далее выберите вид платежа, подлежащий зачёту:

В полях и отразите соответственно код муниципального образования по месту постановки на учёт и код бюджетной классификации платежа.

Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.

3. Следующее, что нужно сделать после того, как заполнили заявление, это его подать, уложившись в отведённый срок.

По общему правилу, срок для обращения в инспекцию с заявлением о зачёте переплаты — три года со дня уплаты налога в излишнем размере ( п. 7 ст. 78 НК РФ).

Однако в этом правиле есть некоторое исключение. Если организация планирует произвести зачёт переплаты по прибыли в случае, когда налог по итогам года меньше уплаченных в течение года авансовых платежей, то срок подачи в налоговый орган заявления о зачёте переплаты в таком случае — три года с даты подачи декларации по итогам года, но не позднее установленного срока её представления ( Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, Письмо Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, Информация ФНС России).

Представить заявление в инспекцию можно одним из следующих способов ( п. п. 4 , 5 ст. 78 НК РФ):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) в налоговый орган или по почте;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

4. Ожидаем результат рассмотрения заявления о зачёте переплаты.

Решение о зачёте переплаты должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления о зачёте или со дня подписания совместного акта сверки, если такая сверка проводилась ( п. 6 ст. 6.1 , п. п. 4 , 5 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция проводит камеральную проверку, срок принятия решения о зачёте начинается ( п. 8.1 ст. 78 НК РФ):

  • а) по истечении 10 рабочих дней со следующего дня после завершения проверки или со дня, когда она должна быть завершена по правилам п. 2 ст. 88 НК РФ;
  • б) со следующего дня после вступления в силу решения по результатам проверки (если в ходе её проведения были выявлены нарушения законодательства).

Инспекция также может отказать в зачёте переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения ( п. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным. Причина отказа будет указана в решении.

Отказ в зачёте вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд ( ст. 137 , п. п. 1 , 2 ст. 138 НК РФ).

Также вы можете обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган произвести зачёт ( п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Мы перечислили все необходимые действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) для осуществления им зачёта переплаты в счёт будущих платежей.

Бывает, что для участия в конкурсе на госзаказ, получения кредита в банке или подтверждения контрагенту своей "чистоты" перед заключением договора организации или предпринимателю требуется справка об отсутствии задолженности по налогам.

Но при ее получении вдруг обнаруживается долг, о котором уже и думать забыли. Как списать такую налоговую задолженность, если гасить ее вы не планируете?

Какой долг перед бюджетом можно списать

Списать с лицевого счета налогоплательщика можно только безнадежную ко взысканию налоговую задолженность (пп. 1, 2 ст. 59 НК РФ; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@). Безнадежной считается такая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам, которую налоговая инспекция уже взыскать не может, например, из-за истечения сроков взыскания (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Внимание. Уплатить налог по требованию налогового органа нужно в указанный в нем срок.

Если срока нет, для его уплаты есть 8 рабочих дней со дня получения требования (п. 4 ст. 69 НК РФ).

ИФНС утрачивает возможность взыскать долг, в частности, если (Постановления 9 ААС от 03.03.2020 N 09АП-824/2020; АС ЗСО от 18.06.2019 N Ф04-2294/2019):

  • не приняты меры по бесспорному (внесудебному) взысканию налоговой задолженности в установленные сроки;
  • пропущены сроки для обращения в суд с иском о взыскании долга.

Срок на взыскание налогового долга надо считать со дня истечения срока исполнения требования о его уплате. При внесудебном взыскании сроки для принятия ИФНС решениястатьи (46, 47 НК РФ):

  • о взыскании с расчетного счета должника - 2 месяца;
  • о взыскании за счет его имущества (если денег на счетах недостаточно) - 1 год.

Для обращения ИФНС в суд сроки составляют:

  • 6 месяцев, если пропущен срок для принятия решения о взыскании с расчетного счета должника;
  • 2 года, если пропущен срок для принятия решения о взыскании за счет имущества должника.

После того как установленные сроки прошли, налоговики утрачивают право на взыскание налоговой задолженности.

Когда можно списать старый налоговый долг

Списать старый долг перед бюджетом можно только через суд. Основанием для списания будут:

  • судебный акт с формулировкой, что задолженность признана безнадежной ко взысканию или что инспекция не вправе взыскать ее из-за истечения срока взыскания;
  • решение налогового органа о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании.

Скорее всего, сама налоговая не будет "чистить" карточку лицевого счета налогоплательщика от "неликвидной" задолженности, поэтому подать иск о признании суммы долга безнадежной ко взысканию придется вам самим (Кассационное определение ВС от 18.03.2020 N 44-КА20-2; п. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). И сделать это лучше, когда вы точно уверены, что все сроки на взыскание вашей задолженности ИФНС действительно пропустила.

При подаче заявления в суд придется уплатить госпошлину в размере 6 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Но в случае выигрыша уплаченную госпошлину можно будет взыскать с ответчика, то есть с налоговой инспекции.

В заявлении укажите, что просите признать сумму налоговой задолженности безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной. Для подтверждения суммы старого долга к заявлению приложите акт сверки с налоговой и справку о состоянии расчетов по установленным формам (Приказы ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@).

Получив судебный акт, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать старый долг, вы можете подать в ИФНС заявление о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании.

К заявлению приложите копию вступившего в силу судебного акта, заверенную гербовой печатью суда (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; п. 5 приложения N 2 к Приказу ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@).

В течение 6 рабочих дней после получения документов ИФНС вынесет решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании. И спишет задолженность из карточки лицевого счета.

Поскольку обязанности вручить вам копию принятого решения у налоговой нет, запросите ее сами, обратившись с письменным заявлением (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ; пп. 3, 5 приложения N 1 к Приказу ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@).

Справка. При отсутствии судебного акта о признании долга безнадежным ко взысканию (до момента вступления его в силу) в выдаваемой ИФНС справке расчеты по налогам, пеням, штрафам отражаются с учетом всех задолженностей. В том числе и тех, возможность принудительного взыскания которых утрачена (п. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). Но в этом случае налоговый орган может указать в справке и об утрате возможности взыскания суммы недоимки из-за истечения срока взыскания.

Как отразить списание налоговой задолженности в учете

Списание задолженности нужно отразить в учете на дату вынесения ИФНС решения. Включать в доходы для расчета налога на прибыль списанную безнадежную кредиторскую задолженность по налогам, пеням и штрафам не надо (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Но есть исключение. При списании недоимок по налогам, которые ранее при начислении учитывались в "прибыльных" расходах, их придется учесть в составе внереализационных доходов в периоде списания как доходы прошлых лет, выявленные в текущем периоде (п. 33 ст. 270 НК РФ). Это, например, недоимка по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, страховым взносам. Уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлые периоды представлять не требуется.

А нужно ли на УСН включать во внереализационные доходы списанные по решению налоговых органов недоимки по налогам, которые в период применения общей системы налогообложения при начислении учитывались в "прибыльных" расходах? Этот вопрос мы задали специалисту. И получили такой ответ.

Включение в "упрощенные" доходы списанной недоимки

КОСОЛАПОВ Александр Ильич. Государственный советник РФ 1 класса

- При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов перед бюджетом, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством или по решению Правительства РФ (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому признанные безнадежными ко взысканию недоимки по налогам, которые при начислении были учтены в расходах, при списании их по решению ИФНС внереализационных доходов не образуют.

Получается, что для упрощенцев никакого исключения нет. И отражать списанный старый налоговый долг в доходах им не надо независимо от того, включали они налог при начислении в расходы или нет.

Пример. Отражение в бухучете списания старого налогового долга

Условие. По решению налоговой инспекции от 19.10.2020 признана безнадежной ко взысканию и списана задолженность организации в общей сумме 372 952 руб., из них:

ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03 04 06/5209, от 25.07.2016 № 03 04 06/43463, 03 04 06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@).

Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03 04 06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@. Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).


Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации - налоговому агенту?

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного НДФЛ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:

  • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
  • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

Порядок возврата ндфл, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет.

Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обратите внимание:

Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@, Минфина РФ от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112 (п. 2)).

Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

Если сумма предстоящих платежей по ндфл больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику.

Пример 1.

20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.

Как в этом случае зачесть НДФЛ?

возврат излишнего ндфл

Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.

Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.

На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 - 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 - 5 000).

Пример 2.

20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.05.2017 – 18 000 руб.

Как в данном случае зачесть НДФЛ?

Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишнего НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишнего НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):

1) заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
2) выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
3) справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
4) документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).

В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный ндфл сотруднику.

Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

К сведению:

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если сумма ндфл, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику.

излишне уплаченный ндфл

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в срок, установленный ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Кроме заявления организация – налоговый агент должна представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишние удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).

Обратите внимание:

До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.

Порядок возврата переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

Порядок зачета переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

От редакции:

Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

К сведению:

Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

В заключение обозначим следующее:

1) для возврата излишне удержанного с доходов физического лица НДФЛ организация – налоговый агент обязана письменно сообщить работнику об излишнем удержании налога. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда была обнаружена ошибка. Далее необходимо получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денег. Вернуть НДФЛ наличными денежными средствами нельзя. Подать такое заявление работник должен до истечения трехлетнего срока со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога;

2) если сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по данному налогу (излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), организация должна обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (например, с платежным поручением, выпиской). После этого в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ в течение месяца со дня подачи таких документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации;

3) если организация ошибочно перечислила по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, ее можно будет зачесть в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида или вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

М.Н. Волкова, эксперт журнала

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении", апрель, 2017 год

Читайте также: