Определяемая с использованием информационного сервиса федеральной налоговой службы
Обновлено: 17.05.2024
ФНС раскрыла, какие проекты намерена внедрить в 2021 году. Из главного — блокчейн-система по предоставлению банкам данных о заемщиках, система нового поколения по контролю за налогами и платформа передачи данных в другие госорганы
В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.
Досье банковских клиентов
Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.
Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.
Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.
Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.
Корректировка мер поддержки бизнеса
В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.
Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.
ФНС как оператор больших данных в России
Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.
Новая система контроля за уплатой налогов
В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:
1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.
3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством
Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%
Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации
Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).
Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.
Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р
Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций
Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий
Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры
Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью
Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России
Цель 1. Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством
Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России (Распределенный реестр)
Количество кредитных организаций - участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки, шт.
Количество ФОИВ - участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки, шт.
Количество информационных сервисов Цифровой платформы ФНС России, осуществляющих автоматическую оценку рисков при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки, шт.
Количество заявок, обработанных сервисами Цифровой платформы ФНС России, поступивших в электронном виде от кредитных организаций и ФОИВ, являющихся участниками информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки, тыс. шт.
Доля голосовых услуг голосового чат-бота интеллектуального веб-чата ФНС России к общему объему обращений в ЕКЦ ФНС России (ИИ),%
В части сопровождения ПО в связи с изменениями в НПА - ввод в ПЭ в соответствии со сроками вступления в силу НПА. В части внедрения нового функционала Ноябрь 2021 - проведена ОЭ декабрь 2021 г. - ПО введено в ПЭ
В части сопровождения ПО в связи с изменениями в НПА - ввод в ПЭ в соответствии со сроками вступления в силу НПА. В части внедрения нового функционала Ноябрь 2022 - проведена ОЭ декабрь 2022 г. - ПО введено в ПЭ
В части сопровождения ПО в связи с изменениями в НПА - ввод в ПЭ в соответствии со сроками вступления в силу НПА. В части внедрения нового функционала Ноябрь 2023 - проведена ОЭ декабрь 2023 г. - ПО введено в ПЭ
Средняя оценка пользователей в AppStore и GooglePlay мобильных приложений личных кабинетов налогоплательщиков (оценка по 5-ти балльной шкале)
Обработка обращений из сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" - декабрь 2021 г.
Среднее время рассмотрения формализованных обращений, поступивших через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физического лица", по трем жизненным ситуациям граждан: - в характеристиках моего имущества есть ошибки;
Доля физических лиц, воспользовавшихся интерактивным сервисом "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, %
1. Разработка и утверждение приказа ФНС России о внесении изменений в приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (II квартал);
2. Разработка приказа ФНС России о внесении изменений в приказ ФНС России от 09.04.2019 N ММВ-7-9/184@ "Об утверждении информационного ресурса "Состояние рассмотрения жалоб" (II квартал);
3. Разработка методических рекомендаций по квалификации жалоб и доведение их до ТНО для использования в работе (I квартал);
4. Реализация индикации (маркировки) проверенных в АИС "Налог-3" результатов рассмотрения жалоб (II квартал)
1. Автоматизация положений приказа ФНС России о внесении изменений в приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (I квартал);
2. Автоматизация положений приказа ФНС России о внесении изменений в приказ ФНС России от 09.04.2019 N ММВ-7-9/184@ "Об утверждении информационного ресурса "Состояние рассмотрения жалоб" (I квартал)
Соотношение количества судебных дел по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, удовлетворенных в пользу налогоплательщиков, и количества жалоб по налоговым спорам, оставленным без удовлетворения, %
1. Интеграция ведомственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного обжалования, с ГИС ТОР КНД (II квартал);
2. Постановка задачи на доработку интернет-сервиса ФНС России "Узнать о жалобе" в части настройки двухканальной (СЭД + АИС "Налог-3") выгрузки в ИР "СРЖ" для трансляции данных на сервис (I квартал)
Доработка интернет-сервиса ФНС России "Узнать о жалобе" в части выгрузки на него информации о поступлении и результатах рассмотрения жалоб, связанных с проведением контрольных (надзорных) мероприятий (I квартал)
Соотношение количества судебных актов, вынесенных в пользу заявителей/истцов на решения об отказе в государственной регистрации, к количеству решений по жалобам на решения об отказе в государственной регистрации, вынесенных в пользу налоговых органов, %
1. Разработка порядка проведения ВКС при досудебном урегулировании споров и автоматизация его положений (IV квартал);
3. Внедрение ПО ИР "Налоговые споры" в промышленную эксплуатацию в АИС "Налог-3" и автоматизация работы с карточками причин возникновения споров (II квартал);
4. Настройка взаимодействия ПО ИР "Налоговые споры" с Реестром рисков и Риск-профилем налогового органа (II квартал);
6. Доработка интернет-сервиса "Обратиться в ФНС России" в части реализации отдельного раздела для подачи и подписания УКЭП жалоб, связанных с вопросами государственной регистрации (IV квартал);
7. Разработка и направление в Минфин России законопроекта по внесению изменений в КоАП РФ в части возможности использования системы ВКС при рассмотрении материалов жалоб в досудебном порядке (IV квартал)
1. Нормативное закрепление возможности направления жалоб по ТКС напрямую в ВНО, а также получения решения (письма) напрямую из ВНО (внесение изменений в приказ ФНС России от 20.12.2020 N ММВ-7-9/645@) (IV квартал);
2. Внедрение искусственного интеллекта в системе досудебного обжалования для подготовки типовых документов (IV квартал);
3. Реализация возможности проведения ВКС при рассмотрении материалов жалоб (возражений) на базе МФЦ (IV квартал)
Развитие АИС "Налог-3" в части автоматизации процессов формирования и контроля за правомерностью выводов в заключении о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства
Создание технологии расширенного информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами ("Налоговый мониторинг")
Удельный вес организаций, в отношении которых проводится (будет проводиться) налоговый мониторинг в общем количестве организаций, соответствующих критериям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации, которые состоят на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и подведомственных межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам,%
Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%
Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов.
Проведение Дней открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц
Получение услуги по государственной регистрации рождения ребенка без личного посещения ведомства заявителем, да/нет
Получение услуги по государственной регистрации смерти без личного посещения ведомства заявителем, да/нет
Июль - Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего предоставление сведений гражданину о себе и о своих несовершеннолетних детях
Декабрь - Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего суперсервис "Утрата близкого человека"
Автоматизация гибкой процессной аналитики, мониторинга технологических процессов на основе данных о протекании технологических процессов с использованием инструментов process mining
май 2021 - разработано ПО в части автоматизации информирования руководства ФНС России о состоянии приоритетных проектов
14 регионов переведены на двухуровневую систему управления; 11 регионов - укрупнение налоговых органов
В 25 регионах проведена реорганизация налоговых органов путем перехода на двухуровневую систему управления и путем укрупнения малочисленных инспекций
В 17 регионах проведена реорганизация налоговых органов путем перехода на двухуровневую систему управления и путем укрупнения малочисленных инспекций
Обучение персонала Центрального аппарата, построение центра компетенций Agile внутри УМНО, первый этап внедрения Agile-практик на проекте "Платформа поставки данных"
Формирование команды; анализ системного ландшафта; выбор средств и модели CI/CD; формирование модели сред в облаке; пилотный проект на небольшой системе; проект на выбранной системе
Разработка модели выпуска интеграционных релизов; выбор 3 - 5 основных систем для внедрения; внедрение CI/CD на выбранных системах
Выбор систем для внедрения CI/CD; внедрение CI/CD на выбранных системах; выбор CI/CD на интеграционных релизах
Развитие АИС "Налог-3" в части реализации проекта "Система комплексного управления и администрирования долга"
DTI - Отношение объема задолженности по налогам и сборам, страховым взносам к объему поступлений по налогам и сборам, страховым взносам, %
Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
Разработка и утверждение форм статистической налоговой отчетности по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, и методических рекомендаций по порядку их заполнения на соответствующий год.
Утверждение форм статистической налоговой отчетности по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, и методических рекомендаций по порядку их заполнения на 2022 год
Утверждение форм статистической налоговой отчетности по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, и методических рекомендаций по порядку их заполнения на 2023 год
Утверждение форм статистической налоговой отчетности по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, и методических рекомендаций по порядку их заполнения на 2024 год
Размещение данных сводных отчетов (свод которых осуществляет Аналитическое управление) на официальном сайте ФНС России, в том числе в разделе "Открытые данные"
Размещение данных сводных отчетов (свод которых осуществляет Аналитическое управление) на официальном сайте ФНС России, в том числе в разделе "Открытые данные"
Размещение данных сводных отчетов (свод которых осуществляет Аналитическое управление) на официальном сайте ФНС России, в том числе в разделе "Открытые данные"
Реализация функций главного администратора доходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в части формирования и представления в федеральные органы исполнительной власти: прогноза поступления доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Минфином России; обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета; прогноза поступления доходов государственных внебюджетных фондов; аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета в установленные законодательством Российской Федерации сроки; сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана.
Представление прогнозов доходов, в сроки, установленные ежегодным графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов
Представление прогнозов доходов, в сроки, установленные ежегодным графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов
Представление прогнозов доходов, в сроки, установленные ежегодным графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов
Направление в Минфин России предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации
Направление в Минфин России предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации
Направление в Минфин России предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации
Количество направленных в Минфин России писем по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации, да/нет
Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения ЕИАП АИС "Налог-3" в части аналитической задачи "Внутриведомственный и управленческий анализ на основе первичных и статистических данных налоговых органов (включая данные внешних источников) и формирования аналитических внешних данных для предоставления пользователям"
Издание приказа о вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения ЕИАП АИС "Налог-3" части аналитической задачи "Внутриведомственный и управленческий анализ на основе первичных и статистических данных налоговых органов (включая данные внешних источников) и формирования аналитических внешних данных для предоставления пользователям"
Методологическая проработка типовых аналитических задач средствами прикладной программной подсистеме ЕИАП АИС "Налог-3", подготовка базовых агрегатов для интеллектуальной аналитики, формирование математических моделей анализа данных налоговых начислений и налоговых поступлений
Реализация типовых аналитических задач средствами прикладной программной подсистемы ЕИАП АИС "Налог-3", подготовка базовых агрегатов для интеллектуальной аналитики. Проведение рассчетов на по математическим моделям налоговых начислений и налоговых поступлений
Развитие прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО), в части развития доработки функционала закрытой (непубличной) части ресурса доступной для федеральных органов исполнительной власти
Нормативное закрепление поддержки предоставления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)
Реализация в ресурсе БФО поддержки предоставления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), публикация на внутреннем ресурсе и учет в агрегированных показателях БФО
Повышение качества сведений бухгалтерской (финансовой) отчетности в ресурсе БФО. Реализация междокументального контроля БФО и повышения качества проверки контрольных соотношений, интеллектуальной аналитики показателей БФО. Повышение качества агрегированных показателей БФО на внутреннем портале
МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) России внедрит цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщиках на основании налоговых данных при оказании им финансовых и других услуг. Об этом говорится в Плане деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденном Минфином РФ и размещенном на сайте ФНС.
Согласно плану, цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России должна быть создана до конца года.
Механизм работы платформы
Как отметили в пресс-службе ФНС, цифровая платформа распределенного реестра ФНС России предназначена для предоставления доступа к информационным сервисам ФНС России, обеспечения доверенной информационной среды и повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом.
"Платформа построена на основе технологии распределенного реестра, которая позволяет в одном информационном пространстве объединять различных участников взаимодействия, как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны бизнеса, при этом обеспечивая на технологическом уровне защиту данных от любых несанкционированных изменений, их согласованность и целостность", - сказали в пресс-службе.
По данным ФНС, каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа обеспечивает автоматизацию процесса проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). В настоящий момент с помощью платформы реализованы задачи и функции в целях исполнения поручений президента Российской Федерации по поддержке граждан и экономики страны от последствий распространения COVID-19", - подчеркнули в пресс-службе ведомства.
В ФНС отмечают, что в настоящее время поступают обращения ведущих кредитных организаций с предложениями о дальнейшем развитии платформы, среди которых расширение функционала платформы для новых государственных программ поддержки бизнеса и перенос существующих программ, развитие процессов безбумажного предоставления услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, в также формирование досье клиента и профилирование его рисков.
Платформа для передачи административных данных
Кроме того, согласно Плану деятельности ФНС на 2021 год, ведомство намерено разработать концепцию автоматизированной информационной системы ФНС четвертого поколения "Налог-4", а также создать цифровую аналитическую платформу для передачи административных данных в государственные органы.
Пресс-служба ФНС сообщает, что цифровая аналитическая платформа для электронного обмена данными с органами государственной власти и иными потребителями данных в настоящее время находится на этапе проектирования. "Состав сведений участвующих в информационном обмене будет определен исходя из существующих требований к предоставлению данных, в рамках действующих нормативно правовых актов и потребностей органов исполнительной власти (сведения содержащихся в налоговых декларациях, задолженности, данные ККТ и другие)", - сказали в пресс-службе.
Предполагается, что поставка данных будет осуществляться в автоматизированным режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, в объеме требуемом для обеспечения деятельности государственных органов.
Налоговые индикаторы развития экономики
Согласно документу, ФНС планирует разработать "Аналитический портал", который будет, в том числе, отражать налоговые индикаторы развития экономики.
В пресс-службе ведомства отметили, что на обновленном портале "Аналитический портал" ФНС России, который должен заработать весной текущего года, вся информация будет сосредоточена по рубрикам, среди которых будет и раздел "налоговые индикаторы экономики". "В индикаторы планируется включить показатели, формируемые на основании отчетности, предоставляемой в ФНС России: количество ИП, организации, самозанятые граждане, субъекты МСП, количество компаний, участвующих в проекте налогового мониторинга, количество работников и объем полученных доходов, выручка организаций, в том числе по контрольно-кассовой технике, прибыль организаций", - сказали в ФНС.
В пресс-службе добавили, что все индикаторы будут отражаться в динамике и сопровождаться официальным комментарием ФНС - что они означают, для чего применяются, какие факторы влияют на изменение динамики и так далее, а вся информация будет представлена в графическом исполнении с возможностью просмотра данных за ряд лет.
Рассмотрение жалоб по видеосвязи
ФНС также планирует разработать порядок рассмотрения жалоб посредством видеосвязи.
Данная мера сократит временные и материальные затраты заявителей на участие в рассмотрении материалов жалоб и будет способствовать охране здоровья всех участников спора. Утвердить порядок планируется к июлю текущего года, отмечается в документе.
Российское законодательство активно вовлекает организации в новый формат взаимодействия друг с другом и органами государственной власти. Электронный документооборот входит в жизнь отечественных компаний, предоставляя им широкий перечень дополнительных преимуществ.
Отчётность через ЭДО: что можно передавать и через кого
Передача отчетности с помощью электронного документооборота происходит через посредника в виде оператора. Операторы электронного документооборота — это организации, которые передают конфиденциальные данные между участниками ЭДО по телекоммуникационным каналам.
Через оператора можно передавать:
- отчётность для ФНС;
- данные об уплате страховых взносов;
- счета-фактуры;
- бухгалтерские отчёты.
Приказ Министерства финансов РФ № 50н обязывает организации выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде только посредством операторов. Оператор — это независимая сторона между двумя контрагентами, поэтому он обеспечивает факт получения каждой стороной представленных документов.
Налоговый кодекс РФ в пункте 3 статьи 80 обязывает организации заключать договоры на оказание услуг с операторами электронного оборота документов в ряде случаев:
- если за прошедший год число сотрудников организации составляло более 100 человек;
- создано или реорганизовано юридическое лицо, в штате которого числится более 100 человек;
- обязанность по сдаче отчётности по определённым налогам или сборам требует представления документации исключительно в цифровом виде.
Если компания подпадает под перечисленные требования, то она обязуется в срок не более 10 дней наладить электронный обмен документами с ФНС с привлечением лицензированного оператора.
Оператор должен подходить под требования, выдвигаемые налоговой службой в Приказе №ММВ-7-6/76. Полный перечень аккредитованных компаний представлен на официальном сайте ФНС. При заключении договора с организацией не из списка налоговый орган откажет в приёме электронных документов.
Преимущества ЭДО с ФНС
Электронный обмен документацией и отчётностью, организованный через оператора, имеет ряд положительных моментов:
Документооборот в цифровом виде освобождает бизнес от организации и хранения документов. Вся отчётность, которая может потребоваться в ходе работы, хранится в электронном виде в систематизированной форме. При необходимости можно быстро найти необходимый отчёт. Загруженные в цифровом виде документы равнозначны по силе действия бумажным аналогам.
Список операторов
Перечень доверенных операторов ЭДО представлен на официальном портале ФНС. В федеральном списке представлено 77 компаний, что значительно затрудняет выбор.
Независимые информационные и правовые порталы на основании данных с официальных сайтов и отзывов клиентов составили рейтинг наиболее востребованных компаний в данной отрасли. В их число вошли:
Необходимо обратить внимание, что головные офисы организаций размещены, как правило, в крупных городах. При заключении договора стоит удостовериться, что у компании есть региональное представительство для оперативного решения возникших проблем.
Как выбрать оператора
Таким требованиям должны соответствовать организации по передаче электронных данных:
- Обеспечение защиты информации. Отчётность и документация содержат коммерческую тайну, соответственно, не подлежат разглашению. При выборе необходимо обратить внимание на применяемые механизмы защиты данных.
- Организация программного доступа. Взаимодействие в рамках электронного обмена документами требует установки и отладки ПО. Это входит в сферу деятельности компаний-операторов и оплачивается в качестве отдельной услуги.
- Техническая поддержка. Для налаживания постоянного и бесперебойного обмена электронными данными требуется постоянная обратная связь от оператора. Это позволит в кратчайшие сроки решить все возникшие проблемы и устранить неполадки.
- Стоимость услуг. большинство организаций работает по системе тарифных планов, устанавливая фиксированную стоимость услуг за месяц, полгода или год обслуживания.
Как подключиться
Чтобы присоединиться к системе электронного документооборота, требуется:
- оставить заявку на подключение к выбранному оператору;
- через регионального представителя ознакомиться с тарифными планами и требованиями к ПК;
- заключить договор на обслуживание;
- установить ПО и начать передачу данных.
Для работы потребуется квалифицированная электронная подпись. При её отсутствии следует обратиться в удостоверяющий центр или заказать у компании-оператора в качестве дополнительной услуги.
Система электронного документооборота в настоящее время стремительно развивается. Ее неотъемлемая часть — специализированные организации-операторы, задача которых состоит в налаживании корректной и качественной связи между компаниями и надзорными органами.
Продукты по направлению
Онлайн-сервис для организации электронного документооборота с контрагентами. Попробовать бесплатно!
Сервис для организации документооборота с вашими контрагентами из программы 1С
Читайте также:
- Организация налогового поста осуществляется на основании решения налогового органа
- Пробелы в налоговом законодательстве
- Территориальная принадлежность налоговой льготы зтр индустриальный парк рик спик тосэр и т д
- Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки
- 66 права и обязанности налогоплательщиков налоговые агенты