Оценка организации с позиции налоговых органов

Обновлено: 13.05.2024

от 1 сентября 2003 года N БГ-3-06/481

Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной
работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации

В целях повышения эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации за соблюдением законодательства о налогах и сборах

Методику оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Методика) (приложение N 1 к настоящему приказу);

Критерии оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу);

Формулы и алгоритмы для расчета показателей, по которым производится оценка эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации за 2003 год (приложение N 3 к настоящему приказу);

Условный пример оценки контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации (приложение N 4 к настоящему приказу).

2. Возложить на Департамент организации налогового контроля (В.В.Сашичев):

проведение оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации по критериям, предусмотренным в Методике;

подготовку докладов руководству МНС России по результатам оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации ежеквартально в срок до 30-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

3. Департаменту информационных технологий (А.Б.Иконников), Департаменту организации налогового контроля (В.В.Сашичев), ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (Ю.П.Калинин) включить в План информатизации на 2003 год работу по модернизации программных средств для реализации задачи "Оценка эффективности контрольной работы".

4. Департаменту организации налогового контроля (В.В.Сашичев) в месячный срок передать ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (Ю.П.Калинин) необходимые материалы для реализации задачи "Оценка эффективности контрольной работы".

5. ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (Ю.П.Калинин) в двухмесячный срок после получения исходных материалов от Департамента организации налогового контроля провести модернизацию программных средств для реализации задачи "Оценка эффективности контрольной работы".

6. Признать утратившим силу приказ МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 "Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирнова.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.Букаев

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом МНС РФ
от 1 сентября 2003 года N БГ-3-06/481

МЕТОДИКА
оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России
по субъектам Российской Федерации

Настоящая Методика подготовлена в соответствии с решением Коллегии МНС России от 14 ноября 2001 года "О мерах по повышению эффективности контрольной работы налоговых органов", с учетом результатов оценки контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации по итогам 2002 года и предложений, высказанных на семинаре-совещании органов МНС России, проведенном 14-18 апреля 2003 года по вопросам совершенствования организации налогового контроля и повышения уровня правового обеспечения деятельности налоговых органов.

Методика позволит комплексно и объективно оценить деятельность управлений МНС России по субъектам Российской Федерации по основным параметрам контрольной работы.

Оценка контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации включает:

общую оценку показателей эффективности контрольной работы;

оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;

оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;

оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими "нулевую" отчетность.

Для оценки работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации предусмотрены следующие критерии.

1. По общей оценке показателей эффективности контрольной работы:

удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы от общей суммы начисленных платежей по декларациям (расчетам) за отчетный период;

сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Российской Федерации за отчетный период;

удельный вес сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок от общей суммы дополнительно начисленных платежей за отчетный период;

изменение удельного веса сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок от общей суммы дополнительно начисленных платежей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

сумма дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Российской Федерации за отчетный период;

удельный вес сумм, по которым отказано в возмещении НДС по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, от общей суммы доначисленных неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пеней) и неправомерно предъявленного к возмещению НДС, выявленного по результатам налоговых проверок по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, за отчетный период.

2. По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок:

удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) от общей суммы дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) за отчетный период;

изменение удельного веса дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) от общей суммы дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период.

3. По оценке показателей организации и проведения выездных проверок:

удельный вес результативных выездных проверок (отношение количества выездных проверок организаций, выявивших нарушения, к их общему количеству) за отчетный период;

сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период;

удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей за отчетный период;

процентное соотношение количества выездных проверок обособленных подразделений организаций, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период;

процентное соотношение количества встречных проверок, проведенных по запросам управлений МНС России других регионов, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период.

4. По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими "нулевую" отчетность:

удельный вес количества организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете, за отчетный период;

изменение удельного веса количества организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года;

удельный вес количества индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, за отчетный период;

изменение удельного веса количества индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года.

Критерии оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2 к приказу МНС России об утверждении настоящей Методики.

Для комплексной сравнительной оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации применяются коэффициенты корректировки, которые классифицируют отдельно взятый показатель контрольной работы каждого управления МНС России по субъекту Российской Федерации по результатам контрольной работы:

- соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Российской Федерации;

- соответствующий максимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Российской Федерации из общих показателей по Министерству;

- соответствующий минимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Российской Федерации из общих показателей по Министерству.

При использовании коэффициента корректировки соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Российской Федерации упорядочивается в порядке убывания результата контрольной работы, при использовании коэффициента корректировки - в порядке возрастания.

Оценка результатов контрольной работы, рассчитанных при сопоставлении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года удельных весов отдельно взятых показателей, проводится только по позитивным показателям. В случаях, если изменение удельного веса по сравнению с соответствующим периодом прошлого года имеет негативную тенденцию, то этому показателю присваивается нулевое значение. При этом в расчетах с применением коэффициента корректировки нулевое значение присваивается изменению удельного веса, полученному со знаком "-", а с использованием - нулевое значение имеет результат со знаком "+".

В случаях, когда при определении показателей по указанным в пунктах 1.2 и 1.3 приложения 2 к приказу критериям, удельный вес сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок от общей суммы дополнительно начисленных платежей получен свыше 100%, предельный уровень устанавливается 100 процентов.

Итоговая оценка результатов контрольной работы каждого отдельного управления МНС России по субъекту Российской Федерации осуществляется при суммировании всех показателей, приведенных выше.

Общее количество баллов по перечисленным выше показателям выводится путем суммирования, при этом максимальное количество баллов равно 63, минимальное - (-3) балла.

Оценка достигнутых результатов по организации и проведению контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности управлений МНС России по субъектам Российской Федерации за 1 квартал (по состоянию на 01.04.), за 6 месяцев (по состоянию на 01.07.), за 9 месяцев (по состоянию на 01.10.), за год (по состоянию на 01.01. года, следующего за отчетным).

В приложениях N 3 и N 4 к приказу МНС России об утверждении Методики приведены формулы и алгоритмы для расчета показателей, по которым производится оценка эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, и условный пример оценки общих показателей контрольной работы по бальной системе.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МНС РФ
от 1 сентября 2003 года N БГ-3-06/481

КРИТЕРИИ
оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России
по субъектам Российской Федерации

Оценка эффективности контрольной работы с учетом коэффициента корректировки*

1. Общая оценка показателей эффективности контрольной работы

Максимальное количество баллов - 31

1.1. Удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы от общей суммы начисленных платежей по декларациям (расчетам) за отчетный период

1.2. Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Российской Федерации за отчетный период

1.3. Удельный вес сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок от общей суммы дополнительно начисленных платежей за отчетный период

1.4. Изменение удельного веса сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок от общей суммы дополнительно начисленных платежей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года

1.5. Сумма дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Российской Федерации за отчетный период

1.6. Удельный вес сумм, по которым отказано в возмещении НДС по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, от общей суммы доначисленных неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пеней) и неправомерно предъявленного к возмещению НДС, выявленного по результатам налоговых проверок по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, за отчетный период

2. Оценка показателей организации и проведения камеральных проверок

Максимальное количество баллов - 12

2.1. Удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета сумм пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) от общей суммы дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета сумм пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) за отчетный период

2.2. Изменение удельного веса дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета сумм пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) от общей суммы дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета сумм пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года

2.3. Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период

3. Оценка показателей организации и проведения выездных проверок

Максимальное количество баллов - 13

3.1. Удельный вес результативных выездных проверок (отношение количества выездных проверок организаций, выявивших нарушения, к их общему количеству) за отчетный период

3.2. Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период

3.3. Удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей за отчетный период

-3 балла (вычитается)

-3 х (количество баллов с учетом коэффициента корректировки вычитается)

3.4. Процентное соотношение количества выездных проверок обособленных подразделений организаций, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период

3.5. Процентное соотношение количества встречных проверок, проведенных по запросам управлений МНС России других регионов, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период

4. Оценка работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими "нулевую" отчетность

Максимальное количество баллов - 7

4.1. Удельный вес количества организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете, за отчетный период

4.2. Изменение удельного веса количества организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года

4.3. Удельный вес количества индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, за отчетный период

4.4. Изменение удельного веса количества индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года


От редакции: в интернете можно найти подробные методики скоринга. Проблема для пользователей не в ее создании, а в наполнении информацией и настройке бальной системы. Эта статья — описание инструмента с примерами балльных расчетов.

Почему проверка контрагентов снова выходит на первый план

А между тем за последние три года информационные системные интеграторы сделали большой шаг вперед, и у налоговых органов появились новые возможности для мониторинга налогоплательщиков. Возможно, это одна из причин для ФНС напомнить налоговым органам на местах о некоторых положениях и принципах налоговых проверок, а налогоплательщикам о необходимости помнить в своей хозяйственной деятельности о рисках которые несет для них применение налоговыми органами статьи 54.1 НК РФ. Поэтому предпринимателям есть повод еще раз задуматься о рисках своих контрагентов.

Этими рисками следует управлять и иметь формальные доказательства, подтверждающие добросовестность вас и вашего контрагента. Последнее также актуально и для самих предпринимателей. Ведь от надежности контрагента зависит и их бизнес.

За три года практика применения статьи 54.1 НК РФ показала, что система оценки надежности контрагента в том или ином виде должна стать частью управления бизнесом. Система должна уметь увидеть признаки повышения рисков контрагентов, как для целей бизнеса, так и в целях подтверждения для налоговых органов. К сожалению, полноценное управление рисками контрагента — это дорогое удовольствие, особенно, для малых и средних предприятий. Их работа в этом направлении ограничивается проверкой контрагента при заключении контракта в одном или нескольких системных интеграторах.

В России существуют несколько систем, интегрирующих данные из государственных источников, таких как ФНС России, Росстат, Федеральной нотариальной палаты, Росреестра, Российского кредитного бюро и других. Есть информационные сервисы СПАРК, СКАН, Налог.ру, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и другие.

На их информационной базе возможно создание системы оценки надежности контрагентов. Однако для полноценного и надежного функционирования системы требуется достаточно много дополнительной информации.

Ключевым недостатком информационных сервисов является недостаточная полнота и своевременность информации, на основании которой можно сделать выводы о надежности контрагента.

Эти недостатки обусловлены в первую очередь законодательством РФ , которое определило перечень открытой к публикации информации о хозяйствующих субъектах, их учредителях и финансовом положении.

Бизнес процессы оценки надежности контрагента, оценки рисков контрагентов, неплатежеспособности контрагентов, кредитного риска и рисков ликвидности — это все множество вариантов названий бизнес процессов, реализуются в так называемых скоринговых системах.

Что такое скоринг

Первоначально скоринг как название системы оценки клиентов применялся и применяется банками, но в последнее десятилетие скоринг все активнее применяют и компании реального сектора. Скоринговый подход к оценке контрагента в финансово экономическом управлении применяется в качестве инструмента управления рисками ликвидности и кредитными рисками. При этом банковский подход к оценке надежности заемщика существенно отличается от применяемого в компаниях реального сектора. Промежуточными по подходам между банковскими скоринговыми системами и скоринговыми системами организаций реального сектора являются скоринговые системы факторинговых компаний.

В рамках статьи рассмотрим информационную основу скоринговых расчетов надежности контрагента для организаций реального сектора не только в плане прогнозирования или оценки рисков банкротства и ликвидности, но и в части минимизации налоговых рисков, связанных с применением налоговыми органами статьи 54.1 НК РФ.

Информация о контрагенте, о событиях влияющих на его бизнес, об экономической ситуации и уровне спроса и многое другое — это все множественные факторы, влияющие на скоринговые расчеты.

В основе надежности скоринговой системы лежит правильная оценка влияния информации о событии. События могут быть как долговременными, так и разовыми.

В качестве примера долговременного события можно привести результат влияния макроэкономической среды в сфере деятельности, в которой работает бизнес.

Примером разового события, имеющего значительное влияние на оценку надежности контрагента, может быть информация о подаче заявления в регистрирующий орган о реорганизации, опубликованные результаты арбитражного процесса с участием контрагента, факт смены собственника или высшего менеджмента.

Отдельно стоит отметить информацию, которая влияет на налоговые риски связанные с контрагентом.

Также значение имеет косвенная информация, например наличие лицензий, публикации в СМИ, штатная численность, наличие вакансий и т.д.

При создании скоринговой системы в организации реального сектора необходимо четко определить задачи, стоящие перед системой, перечень необходимой информации, которую следует оценить с точки зрения ее полноты, своевременности и надежности. Надо сказать, что информации, полностью удовлетворяющей требованиям полноты, своевременности и надежности, практически нет. Наиболее надежной и достоверной является только информация о разовых событиях и информация, формируемая внутри хозяйствующего субьекта .

На практике в условиях недостаточности и несвоевременности информации результат скоринговых расчетов формируется на основании нескольких оценок посредством применения весов влияния каждой оценки.

Несмотря на сложность и неоднозначность скоринговых расчетов, накоплена достаточно большая методология и практика скоринга. Интеграторы данных предлагают собственные скоринговые расчеты по организациям. И их оценки также могут быть полезны в вашей системе.

В качестве примера можно привести Репутационный индекс, формируемый в СПАРК по организациям реального сектора .

Это комплексный показатель, определяющий факторы риска по информации из СПАРК , который определяется по наихудшему значению из трех индексов:

  • должной осмотрительности;
  • финансового риска;
  • платежной дисциплины.

1.Индекс должной осмотрительности (ИДО).

2. Индекс финансового риска (ИФР).

ИФР оценивает вероятность неплатежеспособности или возникновения финансовых проблем у контрагента. Индекс базируется на методологии финансового анализа и требует постоянного уточнения.

3. Индекс платежной дисциплины (Paydex).

Это аналитический показатель, отражающий средний фактический срок исполнения компанией своих финансовых обязательств по контракта. Индекс важен своими изменениями по времени, по нему можно судить о тенденциях финансового положения у контрагента.

Основным недостатком в использовании данных СПАРК является запаздывание информации. Наибольшая задержка — по финансовым индексам, так как они определяются по данным годовых отчетов. Также, часть информации, например, для расчета платежной дисциплины — может отсутствовать.

Схема простой системы скоринга

Ниже приводится принципиальная схема простой системы скоринга, не требующей построения сложных вычислительных систем доступной для любого квалифицированного бухгалтера владеющего навыками работы с компьютером.

Вся информация о контрагенте разделены на 6 групп:

  1. Показатели профиля;
  2. Репутация
  3. Финансовая оценка;
  4. Налоговые и прочие социальные обязательства;
  5. Показатели, основанных на истории взаимоотношений с контрагентом;
  6. Макроэкономические показатели.

И источники информации — это:

1. Данные, предоставляемые непосредственно контрагентом (что должно быть предусмотрено договором на этапе его заключения).

2. Данные из открытых внешних источников (СПАРК), а также кредитных учреждений.

3. Собственные данные.

Примерный перечень показателей и их источник приводится ниже.

Группа показателей

Перечень исходных показателей в группе

Источник информации

1 группа показателей

1.1. Организационно-правовая форма;

1.2.Принадлежность к холдингу, группе, аффилированность;

1.5.Доля на рынке;

1.7.Подтверждение срока активности на рынке;

1.8.Структура акционерного капитала компании;

2 группа показателей

2.1.Репутационные индексы СПАРК:

2.1.2. Финансовый риск,

2.1.3. Платежная дисциплина.

2.2. Арбитражные дела

3 группа показателей

Показатели бухгалтерской отчетности контрагента (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и прочих расшифровок к ним)

Данные контрагента, СПАРК

4 группа показателей

Задолженность по бюджетным обязательствам, по заработной плате, во внебюджетные фонды.

Данные контрагента, СПАРК

5 группа показателей

5.1.Период взаимоотношений с контрагентом в рамках договоров.

5.2. Просрочки платежей.

5.3.Объемы выполняемых работ по текущим сделкам (договорам) , а также выполненные объемы работ по сделкам (договорам) если их выполнение пришлось на период за два предыдущих календарных года

5.4. Просроченная задолженность.

5.5. Отсутствие контрагента в списке неблагонадежных контрагентов.

6 группа показателей

6.3.Критические изменения в отрасли/области деятельности (серьёзный обвал, повышение цен на рынке, катастрофы, форс-мажор, изменение законодательства и т.п.).

Внешняя информация, СПАРК

Укрупненное описание бизнес процесса скорингового расчета выглядит примерно так:

Цель расчета — определение уровня рисков надежности контрагента.

  • от 80 до 100 баллов — это показатель высокой надежности контрагента;
  • от 50 до 79 баллов — приемлемой надежности;
  • от 25 до 49 баллов — низкой надежности;
  • ниже 24 считаем уровнем ненадежности.

Таблица 2 (цифры условные)

Бальная оценка показателя

Уровень надежности

Определяем оценку влияния каждой группы показателей на конечный результат оценки. Наиболее сильно и значимо на надежность контрагента влияет его финансовое состояние. Поэтому на него падает 50-60 % влияния. Финансовое состояние, как правило, определяется методами финансового анализа. Выбор показателей и методик для оценки финансового состояния очень обширен и органичен только количеством информации.

Также, исходя из здравого смысла и опыта, оценивается влияние других показателей.

Таблица 3 (цифры условные)

Группа показателей

Степень влияния в %

4.Налоговые и прочие социальные обязательства;

5.Показатели, основанных на истории взаимоотношений с контрагентом;

Внутри группы каждый показатель оценивается как минимум по трем-четырем позициям , и каждой позиции присваивается балл.Таб.4(цифры условные)

Оценка показателя

Хорошо

Приемлемо

Удовлетворительно

Плохо

Баллы оценки

Чем позиций больше, тем более чувствительной и точной будет модель.

В наиболее чувствительных моделях бальная оценка может иметь сложный подбор показателя. В этом случае таблица 4 будет иметь более сложный вид.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Критерии для вступления
в налоговый мониторинг

С 1 июля 2021 года критерии вступления в налоговый мониторинг смягчили в три раза (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Теперь не только крупный, но и средний бизнес попал в список тех, кто может стать участниками налогового мониторинга.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Для перехода организации на налоговый мониторинг нужно, чтобы по итогам года, предшествующего подаче заявления, выполнялось одновременно три условия.

В таблице представлены требования, действовавшие до 1 июля 2021 года, и новые критерии.

Критерий Было Стало
Сумма налогов, подлежащих уплате 300 млн рублей * 100 млн рублей **
Доходы по данным бухотчетности 3 млрд рублей 1 млрд рублей
Балансовая стоимость активов на 31 декабря 3 млрд рублей 1 млрд рублей

* — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ

** — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, страховые взносы

Для организаций, которые уже участвуют в мониторинге, выполнение этих требований необязательно. Аналогично для участников КГН.

Правительство рекомендовало подумать о переходе на налоговый мониторинг ряду акционерных обществ и их дочерних компаний из специального перечня госкомпаний (распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р). Туда вошли компании из сферы авиаперевозок, нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, финансово-кредитные организации и другие.

Преимущества
для участников

Снижение
нагрузки

За период мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки.

Уменьшается количество требований и запросов от органов.

Компания, проходящая мониторинг, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов.

Ускорение
процессов

Срок налоговой проверки календарного года сокращается с 4 лет 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

НДС и акцизы можно возмещать быстрее в заявительном порядке.

Удобное взаимодействие с ФНС

Налоговые органы предупреждают, если находят нарушения и ошибки, которые могут привести к штрафам и доначислениям в будущем.

Обмениваться документами и информацией с налоговой можно в режиме реального времени.

В любой момент можно обратиться к инспекторам за мотивированным мнением по сложным вопросам.

Сделайте работу
по новым правилам проще

Работа с данными

Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.

Информационное взаимодействие с ФНС

Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.

Визуализация

Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.

Хранение данных

Все документы хранятся в течение требуемого периода времени.

Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто


Вопросы и ответы

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля. Проверяющие следят, чтобы организация правильно рассчитывала, полностью и вовремя платила налоги, сборы и взносы. Его главное отличие от других контрольных мероприятий — участие в мониторинге добровольное.

В процессе налогового мониторинга организация взаимодействует с проверяющими в режиме реального времени:

  • предоставляет отчетность, регистры и учетные данные для анализа;
  • дает пояснения, документы и информацию по запросам от налогового органа;
  • исправляет ошибки по замечаниям контроллеров;
  • запрашивает разъяснения по своим вопросам.

Особенность налогового мониторинга в том, что все взаимодействие происходит онлайн — организация дает проверяющим удаленный доступ к своей информации и отчетности. Это можно сделать, предоставив им полный доступ к информационной системе, витрине данных или направляя отдельные сведения и документы по ТКС через оператора ЭДО. Такая схема работы уменьшает количество запрашиваемых документов и помогает предвидеть риски и некорректные действия компании, что поможет избежать нарушений.

Так как налоговый мониторинг идет непрерывно, обычных камеральных и выездных проверок за его период не будет. Проверки возможны только в исключительных случаях, например, при досрочном прекращении налогового мониторинга или при проверке работы ваших инспекторов вышестоящим налоговым органом (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).

Он поможет получить освобождение от стандартных выездных и камеральных проверок. Во время мониторинга вы сможете получать от налоговой мотивированное мнение по возникающим вопросам, которое защитит от штрафов и пеней в случае ошибки. А за счет постоянного контроля можно будет предотвратить возможные нарушения.

В мировой практике основная цель налогового мониторинга — укрепить взаимное доверие между бизнесом и государством и сделать так, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.

Подход и цели ФНС России сформулированы в Концепции налогового мониторинга. Его основная задача — обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и взносов, повысить эффективность налогового контроля и снизить затраты на налоговое администрирование, уменьшить налоговые риски для организаций.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

В стандартном случае за период налогового мониторинга проверки не проводят. Они возможны только при следующих обстоятельствах:

  • мониторинг прекращен досрочно;
  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов;
  • мотивированное мнение налоговой не исполнено в срок;
  • подана уточненная декларация за период мониторинга, в которой уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (акциза) или увеличена сумму убытка.

Период налогового мониторинга — один календарный год. Срок его проведения — 1 год и 9 месяцев (ст. 105.26 НК РФ).

Пример. Организация подала заявление о переходе на мониторинг до 1 сентября 2022 года. В этом случае проверять будут период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Сам мониторинг начнется 1 января 2023 года и закончится 1 октября 2024 года.

Если не отказаться от проведения налогового мониторинга, инспекция будет его автоматически продлевать на следующий год (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Срок мониторинга может быть увеличен по инициативе руководителя или заместителя руководителя ИФНС. Такое возможно, если налогоплательщик подает уточненную декларацию или расчет за периоды мониторинга, наступившие после 1 июля 2021 года. Максимальное продление — шесть месяцев для уточненок по НДС и акцизам к возмещению и три месяца для других деклараций и расчетов.

Стандартный срок мониторинга одного календарного года — 1 год и 9 месяцев. Он может быть продлен при подаче уточненных деклараций или прекращен досрочно за нарушения.

Чтобы стать участником налогового мониторинга со следующего года, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Это делается только один раз, повторно подавать заявление для продления мониторинга на следующий год не требуется.

Документы для вступления в налоговый мониторинг

Вместе заявлением подайте следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
  • учетная политика;
  • документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).

Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Порядок подачи заявления и документов

Заявление и документы направьте в ИФНС по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают их в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Сделать это всем следует до 1 сентября.

Отказать в мониторинге могут в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • поданы не все документы;
  • выполнены не все условия для вступления;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • СВК не соответствует требованиям.

Налоговая рассмотрит документы до 1 ноября и примет решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. В течение пяти рабочих дней после принятия ИФНС направит свое решение организации. Если оно положительное, то с 1 января следующего года начнется мониторинг.

Чтобы пройти мониторинг в следующем году, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Их примет ИФНС по месту нахождения, проверит, а затем вынесет решение о проведении либо об отказе в проведении мониторинга.

Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.

Нал. орг. обращ. вним-е на пок-ли, кот. свид-ют о том, что орг-я уплатила или по кр. мере была в сост.и уплат. соответ.налоги из разл. источ.в. Если орг-я имеет выруч., то для нал. рг. это означ., что она уплат. НДС, акцизы и аналог. бяз. платежи. Ряд налогов вкл. в себес-ть прод-и. Т.о., если орг-ия им. приб. от продажи,то для нал. рг. это означ., она уплат. указ. налоги. Ряд налогов . уплач.ся из приб.отч. года (до налогообл.я). Т.о., если орг.я им. приб., то она уплат. эти налоги. Кредит. банк ориен-ся на показатели ликв.и и платежесп-ти. Для харак-ки ликв-и орг-ии исп-т: общий к-нт покр-я, промеж. коэф. покрытия,коэф.абс. ликв-и, коэф. тек.ликв-ти. Общ. коэф. пок-я (Кои) указ., в какой степ. все ликв. об. ср-ва перекрыв. имеющуюся у орг-и кр-ср.зад-ть расч-ся как отн-е общ.суммы ликв. об.ср-в к сумме кр-ср. обяз-в . Уровень тек. платежесп-ти орг-и на опр. дату м.б. опред-н дел-ем факт. общ. коэф-та покр-я на норматив(3-4).. Промеж. Коэф-т покр-я (Кпп) (0,7-0,8) пок-ет, какая часть кр-ср. обяз-в орг-и м.б. погаш. без привлеч-я мат. обор. ср-в, Это отн-е суммы ден ср-в, краткосроч фин влож-й и краткосроч дебит задолж-сти к краткосроч обяз-вам. К-нт абс. ликв-и.(0,2-0,25) хар-ет возм-ть мгновен. реал-и кр-ср. обяз-в и пок-ет, какая их часть м.б. немед-но погаш. за сч.наибол. мобил. части активов . К-нт тек. ликв-и (2) хар-ет общ.обеспеч-ть орг-и обор. ср-ми для вед-я хоз. деят-ти и своеврем.погаш-я наибол.ср. обяз-в и рас-ся как отн-е общ. суммы ликв. обор. ср-в к наиболее сроч обяз-вам. Для постав-в наибол. интерес предс. К-нт абс. ликв-и. Для кредитующего банка- к-нт общ. ликв-ти. Потенц. инвес-ы – общ. К-нт покр-я. Пок-ль платежесп-ти орг-и –К-нт автономии (0,6), кот. опред. отн-ем собс. кап к общ. сумме источ-в ср-в орг-ии,харак-ет удел..вес собст. ср-в во всей сумме источ-в фин-ия и выраж. соот-е интересов собственников орг-и, ее кредиторов и инвесторов. О степени завис-ти орг-ии от внеш. источ-в свид-ет К-нт соот-я заем. и собст. ср-в (1)(плечо фин. рычага)), кот. опр-ют дел-ем велич. аем. ср-в на велич. обст.капитала Он пок-ет, ск-ко заем.ср-в орг-я привлекла на 1 руб. влож-го в ак­-ы собств. кап-ла, и харак-ет фин.независ-ть орг-и от привл-я заем.ср-в. К-нт концен-ии заем. капит опр-ет степень зав-сти орг-ции от заем ср-в.опред-т отн-ем общ.суммы заем. ср-в к общ. сумме источ-в ср-в орг-ии. К-нт общ. платежесп-ти )= отнош.ст-ти реал. ак-в к общ.сумме заем. ср-в . Коэф чистой выручки= деление суммы прибыли от обыч деят-сти и начисленного износа основ средств на выручку от продажиПартнеров по дог. отн-ям интерес. ликв-ть и платежесп-ть орг-и. Для партнеров важны фин.уст-ть орг-и, ее спос-ть маневрир-ь собств. ср-ми. Для уст-я фин. уст-ти д.б. вып-ен ан-з дин-ки валюты бал-са орг-ции. Доля оборот ср-в в активах(мобильность имущ-ва)= отн-ние всей суммы оброт активов к ст-сти имущ-ва в распоряжении орг-ции. К-нт обесп-ти собст. обор. сред-ми (0,1) пок-ет, какая часть обор. ак-в фин-ся за счет собс.ср-в орг-и, опр-ся как отн-е собс. обор. ср-в к факт. их ст-ти . К-нт обесп-ти мат-х запасов собств. обор. сред-ми (1) уст-ся как частное от дел-я суммы собств.обор. ср-в на велич.им-ся в орг-ии мат. зап-в, хара-ет то, в какой мере мат. запасы покрыты собс.ист-ми и не нуж-ся в привл-и заем-х. К-нт манев-ти соб-х ср-в опр-ет долю собств.обор.ср-в в общ. велич.источ-в собств.кап-а и расч-ся дел-ем суммы собств. об.ср-в на ст-ть собств. кап-а . Для оц. фин. уст-ти орг.и по сос-ю ее осн. ср-в используют ряд показателей. К-нт реал. ст-ти им-ва рассчит-ют дел-ем суммы реал. ак-в на общ. ст-ть им-ва в распор-и орг-и. К-нт пост. ак-ва (КП) рас-ют как отн-е ст-ти внеоб. ак-в к ст-ти собств. кап. К-нт долгосроч привл-я заем. ср-в опр-ют отн-ем суммы долгоср. обяз-в к сумме собств. и долгосроч.заем.ср-в. К-нт стр-ры покр-я д-ср. влож-ий опр-ют как отн-е суммы д-ср. обяз-в к сумме внеоб.ак-в. Доля осн-х ср-в в ак-ах выр-ся отн-ем ос­н. ср-в по остат. ст-ти к ст-ти им-ва в расп-ии орг-ии. Доля актив. части осн. сре-в в общ. их ст-ти по состоянию на конец года в оценке по первонач ст-сти. Коэфф износа основных средств = отношение начисленной суммы износа по ОС к их баланс ст-сти на конец года, К-т год-ти осн. ср-в = 1 – коэф износа;К-т износа актив. ч-ти осн. ср-в; = отн-е начисленного износа актив части ОС к их баланс ст-сти на конец года К-т обновл-я осн. ср-в; = отн-е ст-сти поступивших за год ОС к их баланс ст-сти К-т прироста осн. ср-в = отн-е разности ОС, поступивших и выбывших за год, к ОС в нач года. Акционеров в 1ю оч-дь интересуют ур-нь и гарантии получ-я дивид-в. Для оценки сте-и надеж-ти вл-я кап-ла акц-ров в цен бумаги общ-ва и получ-я дивид-в исп-ся К-нт покр-я этих бумаг. Ур-нь покр-я див-в по привилегир. ак-м показ., ск-ко раз всей суммой чист.прибыли общ-ва м/о покрыть объявленные див-ды по этим акциям. Для владельцев обык. акций предс. интерес ур-нь выпл-ы див-дов. Он расч-ся отн-ем суммы див-ов на обык. акцию к чист. прибыли на нее. Один из важ пок-лей для оценки общ-ва со стороны акционеров – это ст-сть чистых активов в расчете на акцию Под банкр-ом поним. неспос-ть орг-и удовлет-ть треб-я кред-ров по опл. тов-в, раб., усл., несп-сть обеспеч. обяз. платежи в бюджет, во внебюдж. фонды в связи с неудовлетв. струк-ой бал-са. Внеш. признак банк-ва — приост-е внеш.платежей, когда орг-я не обеспеч. или не м/т обеспеч.вып-е треб-ий кредит-в в течение 3 мес со дня наступ-я ср. их исполнения. Критериев платежесп-ти : к-ты тек. ликв-ти и обесп-ти собств. обор. ср-ми . Осн. пок-ли, харак-щие реал- возм-ть восстан-ть платежесп-ть в те­ч-е опред.времени, — к-ты вос-ния или утраты платежесп-ти. К-нт вос-ния платежесп-ти за 6 мес, рассчит., если хотя бы один из указ-х выше крит-ев им.зн-е меньше нормат-го. Он исч-ся как отн-е расчет. К-та тек. ликв-ти к его норматив. зн-ю. К-нт вос-я платежесп-и больше 1, это свиет о наличии у орг-и реал. возм-ти восс-ть платежесп.ть в указанный срок. К-нт утраты платежесп-ти за 3 мес, рассчитывают как отн-е расчет. К-та тек.ликв-ти к его нормат. зн.ю. Если коэф больше 1 орг-я в теч 3 мес может утратить платежесп-сть. Кв = Ктлф+ 6:Т (Ктлф - Ктлн)/ Ктлн; Ку = Ктлф+ 3:Т (Ктлф - Ктлн)/ Ктлн

Читайте также: