Оценка налоговых рисков учебник

Обновлено: 17.05.2024

Какие налоговые риски могут помешать работать юридическим лицам? Какие факторы провоцируют рост налоговых рисков?

Существует достаточно большое количество видов налоговых рисков, что приводит к многообразию подходов к их определению и дальнейшему анализу. Для простоты восприятия представлена классификация налоговых рисков (рис.1):

Рисунок 1 – Виды налоговых рисков для юридических лиц

Остановимся более подробно на рисках налогоплательщиков – юридических лиц, которые возникают в результате хозяйственной деятельности и которые можно прогнозировать и планировать.

Одним словом, о рисках, которыми можно управлять. В представленном выше классификаторе – это внутренние и прогнозируемые риски налогоплательщиков.

Существует ряд факторов, при изменении которых происходит рост налоговых рисков:

  • изменение налогового законодательства;
  • наличие неточных формулировок отдельных налоговых норм;
  • смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
  • некомпетентность бухгалтерской службы;
  • подготовка договоров и актов без учета последствий придуманных формулировок для бухгалтерского и налогового учета.

Основным источником потенциального возникновения рисков является выездная налоговая проверка.

Важно знать, что риски налогового контроля налогоплательщик может оценить самостоятельно, используя официальную методику налоговых органов. Путем правильной организации работы соответствующих подразделений можно легко минимизировать риски, управляя показателями, которые подлежат оценке.

Для снижения риска попадания под выездную налоговую проверку Инспекция Федеральной налоговой службы опубликовала Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Они не являются нормативным актом и состоят из 14 показателей, список которых не является исчерпывающим.

При организации анализа и работы по управлению налоговыми рисками, важным моментом является выбор ответственного лица. Многие считают очевидным, что данные функции необходимо возложить на главного бухгалтера. На практике, главный бухгалтер имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков, что уже не изменит сложившейся ситуации в текущем налоговом периоде. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по организации учетной системы и ее контролю.

Таким образом, можно выделить основные принципы, которые необходимо учитывать при организации анализа и управления налоговыми рисками. Это поможет сделать данный бизнес–процесс эффективным и управляемым:

  • назначить специалиста по проблемам мониторинга налоговых рисков, ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
  • разработать процедуры и правила работы налогового управления;
  • определить необходимые инструменты и критерии для возможности управления рисками;
  • разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков, где отразить механизм управления, основанный на учетно-аналитическом обеспечении всех уровней налогового менеджмента организации;
  • детальная разработка налоговой учетной политики, в которой прописан единый подход к спорным моментам налогообложения.

Правильная организация работы по анализу и управлению налоговыми рисками позволит исключить существенные риски, которые, как правило, возникают еще на этапе планирования и принятии ключевых бизнес-решений, а также сделать внутренние риски по-настоящему прогнозируемыми.

Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

MCOB Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

Налоговыми рисками называют вероятность наступления для налогоплательщика неблагоприятных последствий вследствие совершения (или не совершения) им какого-либо действия. Это не просто теоретическая категория - полная оценка налоговых рисков всегда имеет количественное значение: уровень вероятности и сумму денежных средств, которые будут потеряны. Оценка и оптимизация налоговых рисков – это важный управленческий инструмент, который позволяет налогоплательщику заблаговременно прогнозировать свои налоговые обязанности и осознанно вести налоговое планирование.

Виды налоговых рисков

Налоговые риски бывают двух принципиально разных видов:

Налоговая оптимизация позволяет минимизировать указанные риски или устранить вовсе. В конечном счете, анализ налоговых рисков и их минимизация – это инструменты получения дополнительных выгод из Вашей ситуации, нахождение скрытых резервов бизнеса и экономия денежных средств.

Инструмент оценки налоговых рисков

Любой налогоплательщик стремится получить большую выгоду от сделок при меньшем объеме налогообложения. В этом нет ничего предосудительного – во многих случаях существенную налоговую оптимизацию можно достичь в рамках закона и с уважением к его нормам. Однако как при этом ответить на вопрос: где граница между допустимым налоговым планированием и незаконным уклонением от налогообложения?

Единственным, на наш взгляд, полноценным инструментом для оценки правомерности налоговых решений и планирования рисков является комплексный юридический анализ норм права и правоприменительной практики – решений судов всех инстанций, обобщений судебной практики, толкований закона правоприменительными органами.

Опираясь на практику, мы можем достоверно оценить, насколько рискованно Вы ведете свое налоговое планирование или, напротив, сколько возможностей для него Вы упускаете. Мы будем рады помочь Вам сформировать позицию и защититься от рисков с учетом самых последних тенденций и механизмов права.

Наши услуги

Мы предлагаем своим клиентам как юридическую оценку налоговых рисков организации в целом, так и анализ налоговых рисков по отдельным операциям. Мы работаем также с такой специфической категорией рисков, как налоговые риски физических лиц. Для наибольшей эффективности мы проводим оценку налоговых рисков предприятия или лица, привлекая к работе как юристов, так и экономистов. Все наши специалисты имеют высокую квалификацию и огромный опыт работы в налоговом праве.

Оценка налоговых рисков может проводиться в различных целях и по различным методикам, но она всегда должна дать ответы на следующие вопросы:

  • есть ли риск спора с налоговым органом по конкретной операции, льготе или в целом по деятельности? какова его вероятность?
  • если риск существует, то возможно ли отстоять выгодную для налогоплательщика позицию в суде? какова ее вероятность?
  • какие действия необходимо предпринять, чтобы выявленные риски были меньше? насколько эти действия снизят вероятность негативных событий для налогоплательщика?
  • какие действия можно предпринять для оптимизации налогового эффекта от операции или от деятельности? возможно ли это?
  • каковы возможные экономические выгоды от оптимизации налогов, реальная и планируемая налоговая нагрузка?

В результате проведения оценки налоговых рисков организации или физического лица нашими специалистами Вы можете получить полный анализ имеющихся рисков, а также возможные варианты их минимизации. Проведение такой оценки позволит налогоплательщику не только быть готовым к возможным последствиям, но и гарантирует возможность аргументированно отстоять свою позицию перед налоговыми органами в любой спорной ситуации.

Смотрите также

  • Мониторинг налоговых рисков
  • Юридическая оценка налоговых рисков

Клиентом является крупнейший производитель химической продукции в Восточной Европе, лидер отрасли с объемами поставок произведённого сырья до 100 тысяч тонн в год. Консультантом анализировались проблемные вопросы налогового учета, связанные с получением целевого процентного займа в иностранной валюте, а также с порядком учёта в расходах затрат на приобретение экспедиторских услуг при применении различных базисов поставки. Анализируемые вопросы являются важным компонентом деятельности группы компаний, т.к. она осуществляет значительный объем поставок производимой продукции по всей территории России, а также за ее пределы. Полученные клиентом квалифицированные консультации по данным налоговым вопросам имели, по оценке клиента, важное значение для осуществления его предпринимательской деятельности способствовали принятию эффективных бизнес-решений.

Хозяйственная деятельность любого предприятия связана с различными видами финансовых рисков, поэтому умение эффективно управлять ими в современном мире стало необходимым и важным условием для развития компании. Помимо ценовых, валютных и прочих рисков, главная роль отводится именно налоговым, потому что ведение любой хозяйственной деятельности предполагает возникновение налоговых обязательств, размер которых оказывает непосредственное влияние на чистую прибыль.

Понятие налоговых рисков и их причины

Во многом подобные ситуации связаны с тем, что система менеджмента большинства фирм и компаний имеет множество недостатков.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на появление негативных последствий:

  1. Отсутствие контроля над операционными процессами в компании.
  2. Не рациональные планы и слабый учет средств.
  3. Нехватка квалифицированных сотрудников.
  4. Отсутствие программного обеспечения в части управления.

Поэтому управление рисками налогового планирования в условиях экономического развития государства подразумевает целый комплекс мероприятий.

Группы рисков

Налоговые риски можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, при которых действия налогоплательщика при выявлении фактов нарушений могут повлечь за собой финансовые потери. Во вторую группу включены риски, которые напрямую не связаны с утратой денежных средств, но их возникновение тоже оказывает губительное влияние на работу фирмы и может привести к утрате ожидаемой выгоды или появлению дополнительных издержек.

Первая группа включает в себя:

  1. Доначисление сумм налогов, страховых взносов и сборов.
  2. Штрафы и пени при выявлении фактов нарушения.
  3. Отказ в возмещении НДС.
  4. Принудительное взыскание неуплаченных сумм в бюджет.

В процессе камеральных или выездных проверок при выявлении нарушений инспекторы проводят доначисление налогов, штрафов и пеней, которые налогоплательщик обязан уплатить в определенный промежуток времени. При отсутствии или неверном оформлении запрашиваемых документов при возникновении подозрений в нарушении закона инспекция вправе отказать в возмещении НДС. Если от налогоплательщика в установленное время сумма начислений так и не поступила, то его ожидает принудительное взыскание долгов, путем вынесения соответствующего решения государственного органа и списания с расчетного счёта, арест или реализация имеющегося имущества.

Вторая группа в себя следующие риски:

  1. Блокировка расчетных счетов.
  2. Арест имущества.
  3. Вызов на комиссию в инспекцию.
  4. Выездная проверка.

Арест имеющегося на балансе имущества используют как способ по обеспечению исполнения постановлений о взыскании налогов, штрафов и пеней, и может быть как полным, так и частичным ограничением права собственности.

При выявлении подозрений легализации операций или по иным веским причинам, возможен вызов на комиссию в инспекцию, где, соответственно, нужно будет предоставить ответы на вопросы.

В случаях несвоевременного предоставления или полного отсутствия информации существует риск выездной проверки, при таком варианте большая вероятность выявления иных погрешностей в учете непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, что в конечном итоге может привести и к лишним расходам.

Причины возникновения налоговых рисков

В процессе ведения бизнеса довольно часто возникают ситуации, которые могут привести к неблагоприятному положению компании на рынке. Привлечь к себе внимание инспекторов можно как при совершении правонарушения, так и без наличия такового.

В первом случае поводом могут быть несвоевременно поданная декларация или отчет, неоплаченный налог и даже не отправленная в установленный срок квитанция-ответ на входящие документы или требования. В таком случае грозит штраф и начисление пени, могут заблокировать операции по счету. И если все-таки случилось, что счет заблокирован, нужно оперативно предоставить корректирующие данные или документы и оплатить все штрафы и пени. После получения запрашиваемой информации банком разблокировка счета произойдет в течение одного рабочего дня, при этом оперативное предоставление освобождает налогоплательщика от дальнейшего внимания и проверок.

Налоговое планирование и управление рисками

Основные задачи управления рисками налогового планирования заключаются в следующем:

  1. Изучение контрольных точек риска.
  2. Анализ причин возникновения неприятностей.
  3. Разработка методов и рекомендаций по устранению последствий.

Управление рисками налогового планирования позволит просчитывать предполагаемую нагрузку по платежам в бюджет и повысить эффективность рабочих процессов, учитывая, что обязательства перед госбюджетом составляют значительную долю расходов, и одновременно предотвратить санкции.

Чтобы избежать возникновения неблагоприятных ситуаций, необходимо совершить следующие действия:

Налоговое планирование и построение эффективной системы налогообложения по управлению рисками, ориентированной на законы и нормативы, установленные государством, полностью устранит неблагоприятные финансовые риски и позволит рационально развивать бизнес.

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Материал по теме Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Читайте также: