Неуплата государственной пошлины при подаче искового заявления является основанием для

Обновлено: 16.05.2024

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области

Порядок уплаты государственной пошлины для обращения в суд общей юрисдикции

Порядок уплаты государственной пошлины для обращения в суд общей юрисдикции


По общему правилу уплата государственной пошлины осуществляется до обращения в суд общей юрисдикции в порядке Гражданско-процессуального кодекса РФ, а также в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ – с исками (заявлениями), административными исками, жалобами (частными, апелляционными, кассационными).

Оплата государственной пошлины осуществляется по месту обращения в суд в наличной или безналичной форме.

Доказательства уплаты государственной пошлины необходимо прикладывать к иску (заявлению), жалобам.

Их непредставление — основание для оставления поданных иска (заявления) либо жалобы без движения. В рамках указанной процессуальной процедуры суд устанавливает срок, в течение которого возможно представить необходимые документы. Однако неустранение данного недостатка будет являться основанием для возвращения судом иска (заявления), жалобы лицу, обратившимся с указанными документами.

Порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей к уплате при обращении в суд общей юрисдикции (ст.333.19 Налогового кодекса РФ).

- при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей; от 20001 рубля до 100000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100001 рубля до 200000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей; от 200001 рубля до 1 000000 рублей — 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей; свыше 1 000000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000000 рублей, но не более 60000 рублей.

К исковым заявлениям данной категории относятся, например, иски о взыскании долга, о разделе имущества супругов, о возмещении материального ущерба, о признании права собственности, о признании сделки недействительной и др.

Необходимо знать, что:

- цена иска о взыскании денежных средств определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы;

- цена иска об истребовании имущества — исходя из стоимости истребуемого имущества;

- цена иска о срочных платежах и выдачах, — исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

- по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объекта;

- по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Однако при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления, размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 6 000 рублей;

К данной категории исков относятся такие, как: об устранении препятствий в пользовании имуществом, о прекращении права пользования жилым помещением, о предоставлении жилого помещения, о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, о лишении родительских прав, об установлении порядка общения с ребенком и др.
При подаче искового заявления о расторжении брака размер уплаты государственной пошлины составляет 600 рублей.

В случае, когда при подаче искового заявления о расторжении брака одновременно заявлено требование о разделе совместно нажитого имущества, государственная пошлина устанавливается как для исков о расторжении брака, так и для исков имущественного характера.
При оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 4 500 рублей;

При подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 2 000 рублей;

При подаче заявления по делам особого производства размер государственной пошлины составляет 300 рублей. К таким делам относятся дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 6 000 рублей;

При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины исходя из имущественного положения истца (заявителя) (ст.333.41 Налогового кодекса РФ).
Для этого необходимо одновременно с подачей иска (заявления) представить ходатайство о предоставлении отсрочки (рассрочки) с приложением документов, подтверждающих доводы лица о тяжелом материальном положении (например, справки о доходах семьи, размере получаемой пенсии; документов о наличии на иждивении малолетних, несовершеннолетних, нетрудоспособных иждивенцах; удостоверения матери-одиночки; справки из центра занятости о нахождении на учете и др.).

В ряде случае закон освобождает граждан от уплаты государственной пошлины (ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

В частности, освобождены от уплаты государственной пошлины истцы:

1. по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2. по искам о взыскании алиментов;

3. по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4. по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

5. по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

6. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

7. вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

8. физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

9. при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

10. по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

11. организации и физические лица — при подаче в суд: заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

12. административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.

Освобождены от уплаты государственной пошлины также стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом.

Помимо этого, при подаче в суды общей юрисдикции исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2. истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;

3. ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4. истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5. истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Вместе с тем, в случае если цена иска превышает 1000000 рублей, вышеуказанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с общими размерами госпошлины и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

На практике у лиц, обращающихся с исками (заявлениями) в суд общей юрисдикции, возникают трудности с определением размера государственной пошлины, подлежащей уплате.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 93 ГПК РФ

1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены ст. 333.40 НК РФ. Согласно закрепленным здесь положениям уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции.

2. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Таким образом, действующее законодательство не допускает двоякого толкования по вопросу, куда должен обратиться гражданин с заявлением о возврате излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины, и четко определяет, что таким органом является налоговый орган по месту совершения действий, за которые уплачена государственная пошлина .

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5. [Электронный ресурс]. М., 2006.

4. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

5. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

6. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

7. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

8. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

9. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

10. См. также комментарии к ст. 92, 103, 125, 134 - 136, 220, 222, 324, 342 и 379.1 ГПК РФ.

по кассационной жалобе Яндиевой З.И. на определение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселева А.П., объяснения представителя Яндиевой З.И. - Вербицкой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Яндиева З.И. обратилась в суд с иском к Потапову С.Н. о взыскании суммы долга по договору займа. В обоснование требований указала, что 8 августа 2011 г. передала Потапову С.Н. денежные средства в размере 2 000 000 рублей, которые ответчик обязался вернуть до 8 ноября 2011 г. Принятые на себя обязательства по возврату долга Потаповым С.Н. не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г. исковое заявление Яндиевой З.И. оставлено без движения ввиду несоблюдения требований статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установлен срок до 6 апреля 2015 г. для устранения недостатков.

Яндиевой З.И. представлено уточненное исковое заявление, копия долговой расписки, а также заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины по причине тяжелого финансового положения.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины Яндиевой З.И. отказано, исковое заявление возвращено заявительнице в связи с неустранением недостатков, указанных в определении Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Яндиевой З.И. ставится вопрос об отмене определения Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г., как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 5 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении данного дела.

В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно статье 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить уплату государственной пошлины в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты пошлины должно быть подтверждено документально (пункт 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим к заявлению прилагаются документы, подтверждающие неудовлетворительное имущественное положение плательщика, например справка о размере заработной платы, стипендии, пенсии, документы, свидетельствующие о нахождении на иждивении заявителя несовершеннолетних детей, нетрудоспособных лиц и др.

Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины непосредственно до рассмотрения дела в суде не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

Определением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г. об оставлении искового заявления без движения Яндиевой З.И. указано на необходимость уплаты государственной пошлины от цены иска.

Не имея возможности уплатить государственную пошлину в полном объеме, заявителем было подано ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, к которому была приложена копия трудовой книжки.

Возвращая исковое заявление Яндиевой З.И. определением от 14 апреля 2015 г., судья указал, что заявителем не оплачена в полном объеме государственная пошлина и, таким образом, не выполнены требования, изложенные в определении от 19 марта 2015 г. об оставлении искового заявления без движения.

Этим же определением судья отказал в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, указав, что не представлены документы, подтверждающие, что имущественное положение заявителя не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме.

Между тем, такие документы, а именно копия трудовой книжки Яндиевой З.И., подтверждающей ее безработность (уволена в связи с сокращением штата) представлены были, однако судья указал, что данный документ не является достаточным и достоверным доказательством, поскольку в полной мере не отражает имущественное положение заявителя и не является безусловным основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины.

Как указывалось Яндиевой З.И., в настоящий момент ее имущественное положение исключает возможность уплаты государственной пошлины, определенной исходя из цены иска, иных документов, свидетельствующих о ее материальном положении, кроме приложенного к ходатайству, представить не может, поскольку на учете в службе занятости населения в качестве безработной не состоит, не имеет банковских счетов, а справка об имуществе и доходах физическим лицам налоговым органом не выдается.

Отклоняя ходатайство Яндиевой З.И., суд указанным доводам оценки не дал, в нарушение части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мотивов, по которым пришел к выводу о том, что представленный Яндиевой З.И. документ, подтверждающий ее материальное положение, не являлся достаточным основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, не привел.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что Яндиева З.И. была лишена права на доступ к правосудию, гарантированного Конституцией Российской Федерации, что существенно нарушило ее права гражданина Российской Федерации.

Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что определение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене, а материал - направлению на рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Читайте также: