Обязанности налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками

Обновлено: 25.06.2024

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Целью прохождения учебной практики в Межрайонной инспекции ФНС России №37 по Республике Башкортостан явилось закрепление и углубление теоретических знаний по теории налогообложения, их применении, умении использования законодательства в конкретных случаях, приобретение первоначального практического опыта, повышении профессиональной подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ ознакомиться с организационной структурой Межрайонной ИФНС №37;

¾ изучить функции и задачи как налогового органа в целом, так и его отдельных подразделений;

¾ знакомство с целями и задачами налоговых органов, полномочиями и компетенциями, организацией работы по учету и работы с налогоплательщиками.

1. Общая характеристика и организационная структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России
№ 37 по Республике Башкортостан

Межрайонная ИФНС России №37 по Республике Башкортостан была создана в 1990г. Инспекция осуществляет налоговый контроль в Абзелиловском, Хайбуллинском, Баймакском, Зилаирском районах и городе Сибай. Инспекцию возглавляет руководитель, в подчинении которого три заместителя. Инспекция состоит из следующих отделов:

¾ отдел общего обеспечения, который выполняет следующие функции: общее делопроизводство, формирование и ведение архива документов инспекции;

¾ правовой отдел - оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и Арбитражные суды исков по всем основам в соответствии с законодательством РФ, правовая экспертиза документов;

¾ отдел учета и работы с налогоплательщиками - государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка и снятие с учета обособленных подразделений и ведение территориальных разделов единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков; прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности;

¾ отдел информатизации - обеспечение работоспособности системного и прикладного программного обеспечения общего применения; ввод данных поступивших деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Республики Башкортостан и Российской Федерации;

¾ аналитический отдел - взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами и органами местного самоуправления по всем вопросам уровней доходов бюджетов;

¾ отдел камеральных проверок - проведение камеральных проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиков;

¾ отдел выездных проверок - проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Республики Башкортостан и Российской Федерации, налоговых агентов.

Основные положения работы отдела учета и работы с налогоплательщиками

Отдел учета и работы с налогоплательщиками (далее – Отдел) является структурным подразделением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №37 по Республике Башкортостан. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, положением о территориальном органе ФНС России, нормативными и иными правовыми актами ФНС России, правовыми актами вышестоящего территориального органа ФНС России.

1. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

2. Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

3. Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

4. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

5. Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

6. Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

7. Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

8. Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

9. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

10. Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

11. Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях записи. Прием сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку. Прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур, копий счетов-фактур, заявлений о выдаче справок налогоплательщикам - экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей и других документов, представленных экспортерами. Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами. Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков. Прием заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

13. Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов.

14. Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

15. Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

16. Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также другим вопросам общего характера. Взаимодействие с отделами инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

18. Организация публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и контрольных функций не выполняют. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, есть ли на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает документы в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверкой расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.

Помимо приема отчетности и других документов от налогоплательщиков специалисты отделов работы с налогоплательщиками оказывают консультационную помощь налогоплательщикам и проводят информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации. Во всех отделах работы с налогоплательщиками налоговых инспекций действуют справочные телефоны, по которым специалисты отделов консультируют налогоплательщиков. Отдел работы с налогоплательщиками по новому законодательству обязан проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о правилах исчисления и уплаты налогов и сборов. Эти обязанности прямо связаны с эффективностью налогового контроля. Проводя разъяснительную работу среди налогоплательщиков, отдел работы с налогоплательщиками создает условия для сокращения ошибок при начислении и уплате налогов, резко сокращают объем рутинной работы в ходе налоговых проверок и тем самым повышают эффективность управления по проведению налогового контроля.

Обязанность отдела по работе с налогоплательщиками проводить разъяснительную работу среди налогоплательщиков соответствует праву налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о других актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также правах и обязанностях налогоплательщиков.

Также отдел работы с налогоплательщиками осуществляет следующую деятельность:

¾ организация работы по улучшению обслуживания налогоплательщиков;

¾ внедрение бесконтактного метода работы с налогоплательщиками;

¾ методическое обеспечение вопросов применения нормативно-распорядительных документов, курируемых отделом;

¾ участие в контрольно-ревизионной работе;

¾ разработка методических рекомендаций и обзоров по проблемным вопросам;

¾ организация и проведения тематических проверок;

¾ подготовка в установленные сроки заключений по жалобам налогоплательщиков по вопросам, курируемым отделом;

¾ проведение мероприятий по обучению и повышению квалификации работников налоговых органов по предмету деятельности отдела;

¾ работа с письмами и заявлениями налогоплательщиков, а также органов государственной власти по вопросам, курируемым отделом;

Налоговый инспектор отвечает за то, чтобы жители Российской Федерации вовремя платили налоги. В полном объеме. А также проверяет предприятия на то, чтобы они не скрывали, не занижали свои доходы. И чтобы казна регулярно пополнялась отчислениями.

Мы расскажем о том, как стать налоговым инспектором. Как выучиться на специалиста. И как построить карьеру в этой области.

Чем занимается налоговый инспектор?


Налоговый инспектор работает на государство. Он занимается документацией. Проверяет компании на предмет того, правильно ли они платят налоги. Не занижают ли искусственно свою прибыль. Не платят ли работникам зарплату "в конвертах".

Периодически налоговый инспектор устраивает проверки. Приезжает в компанию и начинает изучать документацию. После этого он анализирует полученные результаты. И, в случае выявления нарушений, выписывает компании штрафы.

Если подросток хорошо знает экономику, а также алгебру, геометрию, то специальность налоговый инспектор - для него.

Что еще входит в обязанности инспектора налоговой?

Инспектор по налогам также имеет ряд других обязанностей. Он:

  1. Связывается как с частными, так и юридическими лицами. Требует от них уплаты налогов в том объеме, который предусматривает законодательство страны.
  2. Формирует отчетность о том, сколько налогов было уплачено. А какое их количество требуется для пополнения бюджета страны.
  3. Формирует отчетность о том, кто сколько денег должен перевести в казну в качестве налогов.
  4. Контролирует, чтобы компании и физические лица действовали в соответствии с налоговым кодексом.
  5. Проводит беседы с налогоплательщиками. Рассказывает им особенности определенных законов. Советует им, как нужно поступить, чтобы не получить штраф.
  6. Дает консультации, которые связаны с уплатой налогов.

Помимо этого, специалисты ФНС должны изучать всю документацию плательщиков налогов. Различные отчеты. Ордеры. Сметы. Также, в обязанности инспекторов входит проверка различных налоговых деклараций. И бухгалтерских книг.

Обязанностей у инспектора по налогам очень много. Мы перечислили только самые главные из них.

Преимущества и недостатки специальности налоговый инспектор

Преимущества


Плюсы профессии налоговый инспектор - следующие:

  1. Престижность. Работать в Федеральной Налоговой Службе - не только интересно, но и полезно для общества. Инспекторы отвечают за жизнедеятельность государства. Без налогов, которые поступают в казну в том числе, и благодаря им, Россия не смогла бы полноценно функционировать. Большинство социальных сфер перестали бы работать.
  2. Стабильность. Работа в налоговой - государственная служба. Сотрудникам органа регулярно выплачивают заработную плату. Обеспечивают их хорошим социальным пакетом, страховкой. И предоставляют возможности для карьерного роста.
  3. Возможность более раннего выхода на пенсию. Налоговики, как и другие госслужащие, имеют право выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные люди. Ее уровень будет очень высоким. Это большое преимущество.

Недостатки

У профессии налоговый инспектор есть и свои недостатки:

  1. Работа с огромными массивами информации. Инспектору всегда нужно быть внимательным и сконцентрированным. Если он отвлечется хотя бы на секунду, то может упустить что-то важное. В результате, компания, которую он проверил, заплатит меньше налогов, чем нужно.
  2. Необходимость постоянно обучаться. Законодательство России не стоит на месте. Государственная Дума регулярно обновляет его. Поэтому тинейджеру предстоит постоянно изучать новые налоговые законы.
  3. Монотонная работа. Большую часть времени тинейджеру предстоит сидеть в офисе. И анализировать различную документацию. Это может понравиться далеко не всем.

Уровень зарплаты у налогового инспектора


Уровень заработной платы формируется из нескольких частей:

  1. Оклада. Он может быть либо низким, либо высоким. В зависимости от региона Российской Федерации.
  2. Отдела, в котором работает инспектор.
  3. И его должности.
  4. Премии, которую инспекторам выплачивают каждые 30 дней. Ее размер зависит от эффективности работы сотрудника налоговой.
  5. Надбавок, а также дополнительных выплат. Некоторые отделения ФНС могут выдавать их.

Какие перспективы работы есть у налогового инспектора?

В налоговой инспекции предусмотрен стабильный карьерный рост. С последующим увеличением заработной платы. Все зависит от того, какой чин у налогового инспектора. Он может быть специалистом первого, второго или третьего ранга.

Новые чины сотрудникам налоговой присваиваются регулярно. В частности, тем работникам, которые хорошо проявили себя.

Где сможет работать инспектор?


Специалисты могут работать в двух местах:

  1. В ФНС. Федеральной Налоговой Службе.
  2. Любых других государственных органах, которые специализируются на сборах задолженностей у жителей страны.

Какими качествами должен обладать налоговый инспектор?

Налоговый инспектор должен обладать следующими качествами:

Какими знаниями должен обладать налоговый инспектор?


Налоговый инспектор в обязательном порядке должен:

  1. Знать законы Российской Федерации в сфере налогов.
  2. Разбираться в бухгалтерском учете. Уметь делать отчеты.
  3. Уметь правильно составлять отчеты. Знать, какие данные нужно туда вносить. А какие - нет.
  4. Знать, как работает арбитраж.
  5. Обладать навыками менеджера.
  6. Знать основы статистики.
  7. Знать, как осуществлять контроль за финансовой частью работы проверяемой компании.
  8. Знать, как проводить аудит компаний.
  9. Досконально знать экономику.
  10. Идеально разбираться в праве.
  11. Уметь анализировать информацию. Знать основы этого процесса.
  12. Разбираться в том, как построена система сбора налогов.
  13. Разбираться в консалтинге.
  14. Знать особенности экономической безопасности предприятия.

Как выучиться на налогового инспектора?

Чтобы стать налоговым инспектором, подросток может поступить либо в ВУЗ, либо в колледж. Для этого ему нужно закончить специальность под названием "Налоги и налогообложение". Мы рекомендуем отдавать предпочтение именно высшим учебным заведениям. Поскольку без диплома университета достичь высот в этой должности будет невозможно. Для продвижения по карьерной лестнице подростку предстоит в любом случае получать высшее образование.

Холерикам работа налогового инспектора не подойдет


Если подросток холерик по типу темперамента, то ему работа налогового инспектора не подойдет. Здесь очень важна стрессоустойчивость. Умение контролировать себя. Сдерживать негативные эмоции. И быть максимально усидчивым.

К сожалению, холерики - довольно резкий тип характера. Они не смогут выдержать большую нагрузку. И могут сломаться под давлением обязанностей своей должности.

Работать налоговым инспектором - очень интересно

Налоговый инспектор - это, в некотором роде, следователь. Он изучает документацию. Распутывает мошеннические схемы. А также пути обхода системы уплаты налогов.

Это очень интересная работа. Если подросток всегда хотел расследовать серые схемы, то в обязательном порядке отправьте его учиться на налоговика. В будущем он будет приносить огромную пользу своему государству. А страна будет отплачивать ему льготами и хорошим социальным пакетом.

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов; и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

    ;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Налоговый инспектор назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы местного самоуправления по представлению начальника финансово-экономического отдела.

Налоговый инспектор подчиняется непосредственно заведующему сектором по доходам - старшему налоговому инспектору и начальнику финансово-экономического отдела - главному бухгалтеру.

При отсутствии налогового инспектора его функции выполняет другой работник отдела, назначаемый распоряжением главы местного самоуправления.

Налоговый инспектор в своей работе руководствуется законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, регламентирующими бюджетно-налоговые, денежно-кредитные и расчетно-платежные отношения, а также инструктивно-методологическими положениями Министерства финансов Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики, Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Государственной комиссии по стандартам финансовой отчетности и аудиту при Правительстве Кыргызской Республики, решениями местного кенеша, айыл окмоту, уставом местного сообщества и настоящей инструкцией.

Функциональные обязанности налогового инспектора

Налоговый инспектор обязан:

- проводить работу по формированию доходной части бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную (на три года) перспективу, на основе данных прогноза социально-экономического развития территории местного сообщества, с учетом сложившейся динамики поступления действующих на территории местных налогов и сборов, введенных решениями кенеша, а также отчислений от общегосударственных налогов, исходя из макроэкономических показателей организаций, учреждений и предприятий и установленных нормативов отчислений в доходы местного бюджета;

- контролировать своевременное поступление платежей в бюджет айыл окмоту, проводить регулярные проверки, в том числе встречные, по соблюдению налогоплательщиками платежной и финансовой дисциплины;

- принимать меры в рамках законодательства Кыргызской Республики к хозяйствующим субъектам-нарушителям платежной дисциплины;

- готовить необходимые материалы по показателям доходной части бюджета айыл окмоту на рассмотрение бюджетной комиссии кенеша, в вышестоящие финансовые органы;

- составлять план платежей в бюджет с поквартальной разбивкой, доводить его до хозяйствующих субъектов и обеспечивать его исполнение;

- обеспечивать своевременное составление и представление установленной финансовой отчетности;

- периодически (ежемесячно, ежеквартально) проводить анализ поступления установленных на территории платежей в бюджет и вносить соответствующие предложения;

- оказывать консультационную помощь юридическим и физическим лицам по разъяснению и применению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения.

Права налогового инспектора

Налоговый инспектор вправе:

- проводить проверки по соблюдению налогового законодательства, в том числе встречных, с посещением организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов, расположенных на территории айыл окмоту;

- вносить предложения по совершенствованию работы по налогообложению;

- докладывать главе местного самоуправления, начальнику финансово-экономического отдела о выявленных недостатках в пределах своей должностной компетенции;

- знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, условиями продвижения по службе;

- требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для выполнения им должностных обязанностей;

- запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных айыл окмоту структур и должностных лиц информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

- знакомиться с материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

- обращаться к главе местного самоуправления или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;

- быть членом профессиональных союзов;

- претендовать на повышение профессионального уровня (подготовку, переподготовку, переквалификацию, повышение квалификации) за счет средств местного бюджета;

- участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей муниципальной и государственной службы;

- требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- требовать письменного подтверждения устного распоряжения руководителя, в случаях возникновения сомнения в законности данного распоряжения;

- требовать обеспечения безопасных условий труда;

- уволиться по собственному желанию в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Ответственность налогового инспектора

Налоговый инспектор несет ответственность за:

- своевременное и полное поступление платежей, предусмотренных в местном бюджете;

- качественные проверки по соблюдению налогового законодательства на местах, достоверность представляемой информации по поступлению платежей, а также за меры по устранению выявленных недостатков;

- своевременное исполнение поручений начальника отдела.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговым инспектором возложенных на него обязанностей (должностной проступок) глава местного самоуправления вправе налагать на налогового инспектора дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы.

В случае допущения должностного проступка налоговый инспектор может быть временно (до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности) отстранен от исполнения должностных обязанностей без сохранения денежного содержания.

Отстранение производится на основании распоряжения главы местного самоуправления и допускается на срок не более одного месяца.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Налоговый инспектор несет предусмотренную законодательством Кыргызской Республики ответственность за действие или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.

Квалификационные требования

На должность налогового инспектора назначается на конкурсной основе лицо, имеющее среднее специальное или высшее экономическое (финансово-экономическое) образование и стаж работы не менее 2 лет.

При приеме на должность налогового инспектора учитываются:

- знание финансово-бюджетного и налогового законодательства;

- навыки по формированию доходной части бюджета, особенности работы с хозяйствующими субъектами - плательщиками налогов;

- умение проводить документальные (счетные) проверки по соблюдению налогового законодательства;

- знание основ организации бухгалтерского учета и отчетности, а также экономики;

- навыки работы со средствами вычислительной техники, телекоммуникаций и связи.

Edwarddab 20 марта 2021

Привет всем! Нашел в интернете сайт с интересными видеороликами. Я в восторге. Советую Тренды Интернет Рекламы в 2021 - Что изменится в контекстной рекламе? @@-=

Инструкции по категориям

Цитаты о коррупции

При работе с информационными источниками Трансперенси Интернешнл Кыргызстан строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст. 20 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. Вся представленная на сайте информация получена из открытых источников в СМИ.

© Copyright 2018 - “TI Антикоррупционный журнал”
Все права защищены. Разработка сайта web studio SpinStyle.

Читайте также: