Обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента появления объекта налогообложения

Обновлено: 14.05.2024

КАК ПРИМЕНЯТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ РАСЧЕТЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА?

Классический случай, когда выбывает транспортное средство – это его продажа.

Расчет авансовых платежей производится поквартально и если, например, транспорт был продан в середине года, то налог корректируется на коэффициент выбытия.

Это означает, что транспортный налог за одно и тоже транспортное средство уплачивается один раз – либо продавцом, либо покупателем.

Например, регистрация автомобиля произошла до 15 числа, а снятие с регистрации – после 15 числа. Транспортный налог рассчитывается как за полный месяц.

В том случае если регистрация автомобиля произошла после 15 числа, а снятие с регистрации – до 15 числа, то налог не рассчитывается за этот месяц.

Например, компания сняла с учета автомобиль 10 октября 2021 года. За октябрь 2021 г. компания-продавец уже не заплатит налог, транспортный налог за октябрь 2021 г. заплатит покупатель, если зарегистрирует транспорт до 15 октября 2021 г. включительно (п.3 ст.362 НК РФ).

Компании важно правильно подобрать дату регистрации и снятия с учета. Тогда налог за месяц уплачивать совсем не придется (письма Минфина РФ от 27.08.2021 г. №03-05-05-04/69241, от 16.02.2021 г. №03-05-06-04/10474).

Так, налог не платится, если автомобиль:

  • снят с учета и поставлен на учет в интервале с 1 по 15 число включительно одного месяца;

Например, автомобиль снят с учета 12 октября 2021 г., а поставлен на учет – 15 октября 2021 г.

В этом случае регистрация и снятие учета автомобиля произошло в периоде менее одного месяца.

  • снят с учета и поставлен на учет в интервале с 16 по 30 число включительно одного месяца;

Например, автомобиль снят с учета 18 октября 2021 г., а поставлен на учет – 29 октября 2021 г.

  • поставлен на учет после 16 числа одного месяца, а снят с учета в интервале с 1 по 15 число включительно другого месяца.

Например, автомобиль поставлен на учет – 18 октября 2021 г., а снят с учета 1 ноября 2021 г.

Если все регистрационные действия сделать в эти периоды, то коэффициент владения будет равен нулю.

КАК РАССЧИТЫВАТЬ НАЛОГ ПРИ УГОНЕ АВТОМОБИЛЯ?

Для того чтобы не платить транспортный налог при угоне автомобиля, у потерпевшей компании должны быть подтверждающие факт угона документы (письмо Минфина и ФНС РФ от 12.02.2021 г. №СД-2-21/250@). Это могут быть: справка МВД, постановление о возбуждении уголовного дела в связи с кражей автомобиля (письмо ФНС РФ от 28.08.2020 г. №АБ-4-21/13878@).

В том случае если автомобиль угнан или в розыске, то в период с начала розыска до момента возврата автомобиля транспортный налог не начисляется (пп.7 п.2 ст.358 НК РФ).

В том случае если в результате розыска автомобиль найден, то начисление транспортного налога возобновляется. Транспортный налог будет считаться с месяца, в котором автомобиль возвращен.

Если розыск прекращен и автомобиль не найден, то транспортный налог не начисляется.

Налоговики рассчитывают налог сами, а ГИБДД в рамках межведомственного взаимодействия сообщает налоговикам о прекращении розыска автомобиля. И перед тем как возобновить расчет транспортного налога налоговики должны заручиться официальными документами от МВД, что автомобиль вернули (письмо ФНС РФ от 29.06.2021 г. №БС-4-21/9062@).

КАК РАССЧИТЫВАТЬ НАЛОГ ПРИ ГИБЕЛИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИИ ТРАНСПОРТА?

Еще один случай, когда не нужно платить транспортный налог – это гибель или уничтожение транспортных средств, например, при аварии или стихийном бедствии.

В этом случае налог не должен платиться с 1-ого числа месяца, в котором произошло уничтожение транспорта. При этом у компании должны быть документы, подтверждающие факт уничтожения. Это может быть акт утилизации или иной подобный документ (письмо ФНС РФ от 06.07.2021 г. №БС-4-21/9471@).

Но даже если у компании не будет подтверждающих документов, налоговики по сведениям, которые содержатся в заявлении компании, должны запросить необходимую информацию у МВД, управления МЧС и т.п.

КАК РАССЧИТЫВАТЬ НАЛОГ ПРИ ИЗЪЯТИИ ТРАНСПОРТА?

Еще одним поводом для неуплаты налога является принудительное изъятие или конфискация транспорта за долги.

Многие организации приобретают и регистрируют на свои фирмы машины и другие транспортные средства. Это влечёт за собой необходимость начислять и уплачивать транспортный налог, а также представлять соответствующую отчетность. Какие организации и как это должны делать расскажем в статье, используя в качестве примера Смоленскую область.

История транспортного налога в России

К 1981 году технический прогресс привел к исключению из числа налогоплательщиков велосипедистов, владельцев лошадей и прочих ездовых животных. С этого года на величину транспортного налога стала влиять только мощность автомобиля. В 1991 году впервые ставки налога на транспорт дифференцировали в зависимости от их мощности.

Еще через 10 лет Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках приблизил их к тем значениям, которые выглядят привычными и сегодня. Это означало одно – резкое увеличение налоговых ставок, при этом региональные власти могли их увеличивать либо уменьшать. Ранее, до указанной реформы, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии. Сейчас же весь транспортный налог идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.

01. Чем регулируется транспортный налог

02. Налогоплательщики транспортного налога юрлиц

При этом индивидуальные предприниматели не названы в качестве налогоплательщиков транспортного налога, исходя из чего они его уплачивают как физические лица.

03. Объект налогообложения

Еще один немаловажный момент – транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, - это не только привычные в понимании легковые автомобили и грузовики, но и множество других видов транспортных средств, в т.ч. мотоциклы, снегоходы, моторные лодки с двигателем свыше 5 лошадиных сил (полный перечень см. в ст. 358 НК РФ).

Исключения, например:

04. Налоговая база

Налоговая база по транспортному налогу организациями определяется отдельно по каждому транспортному средству:

  • для транспортных средств, имеющих двигатели, (в т.ч. водных и воздушных) - это мощность в лошадиных силах (определяется исходя из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах);
  • для остальных водных и воздушных транспортных средств – это единица транспортного средства;
  • для несамоходных (буксируемых) транспортных средств – валовая вместимость.

Кроме того, отдельно предусмотрен расчет в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (подробнее в ст. 359 НК РФ).

05. Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по транспортному налогу для организаций являются 1, 2 и 3 квартал при утверждении таковых субъектами РФ.

К слову, в Смоленской области отчетные периоды утверждены, т.е. раз в квартал организации должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по налогу (авансовые расчеты при этом в ФНС представлять не надо).

06. Налоговая ставка

Налоговая ставка по транспортному налогу устанавливается в рублях субъектами РФ в зависимости от вида налоговой базы и ее количественного измерения в пределах, установленных в статье 361 НК РФ.
В Смоленской области ставки для организаций и физических лиц одни и те же. Например:

  • для легковых авто мощностью до 100 лошадиных сил (далее – л.с.) – 10 рублей с каждой л.с., а от 100 до 150 л.с. – 20 рублей;
  • для мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 л.с. включительно – ставка составит 5 руб.;
  • для грузовых машин до 100 л.с. – 20 руб., от 100 до 150 л.с. – 31 руб.

07. Расчет налога

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. В общем случае транспортный налог рассчитывается по формулам:

Сумма налога за налоговый период = Налоговая база х Налоговая ставка
Сумма налога к уплате за налоговый период = Сумма налога за налоговый период – Суммы авансовых платежей, уплаченные в течение налогового периода
Авансовые платежи = ¼ х (Налоговая база х Налоговая ставка)

Повышающий коэффициент для дорогих авто

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент (п.2 ст. 362 НК РФ). Перечень указанных автомобилей ежегодно не позднее 1 марта размещается на официальном сайте Минпромторга России. Обратите внимание, что Минпромторг России публикует указанную информацию для конкретного налогового периода - Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей.

При использовании повышающего коэффициента необходимо также учитывать количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, при подсчете которых сам год выпуска также входит в расчет. Например, если автомобиль выпущен в 2013 году, то в 2013 году количество лет, прошедших с года его выпуска составит 1 год, в 2014 – 2 года и т.д. Обратите внимание, что не имеет значения, за сколько и когда организация приобрела автомобиль и когда поставила на учет.

Транспортные средства, находящиеся в розыске

Расчет транспортного налога по таким транспортным средствам производится с учетом количества месяцев, в течение которых они находились во владении налогоплательщика. При этом необходимо представить в ФНС подлинник или копию справки об угоне, выданной соответствующим подразделением ОВД России после подачи заявления о краже транспортного средства.

Пример1 Расчет транспортного налога при стандартной купле-продаже автомобиля

В случае продажи автомобиля обязанность перерегистрации возложена на нового собственника законодательно (в течение 10 дней после приобретения). Кроме того, организация – бывший владелец может прописать такую обязанность в договоре. НО это не гарантирует выполнение новым собственником указанных обязательств. Ответственность за нарушение для нового владельца – административный штраф. Причём срок давности привлечения к ответственности составляет всего 2 месяца и исчисляется по прошествии 10 дней с момента, когда новый владелец должен изменить регистрационные данные. Таким образом, бывший собственник транспортного средства несет связанный с данными обстоятельствами риск остаться плательщиком транспортного долга еще несколько месяцев после осуществления продажи. Возможное решение - перерегистрация транспортного средства по заявлению прежнего собственника (продавца) в случае неисполнения покупателем рассмотренных выше обязанностей в течение 10 дней со дня приобретения автомобиля при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Пример2 Расчет транспортного налога при полном владении автомобилем

Транспортный налог за 2020 г. = 20 руб. х 120 л.с. = 2400 руб. Аналогично расчету в примере 1 рассчитывайте транспортный налог, когда владеете транспортным средством неполный год (в т.ч. в случае угона авто).

Калькулятор транспортного налога

Если ставка зависит от возраста машины, считайте его с года, следующего за годом выпуска. Существует множество сайтов с калькуляторами транспортного налога. ФНС разработала свой вариант калькулятора для физических лиц и достаточно неплохой. При его использовании не забудьте выбрать вверху страницы нужный Вам регион. Т.к. рассчитывать транспортный налог сервис будет по выбранному региону и для него же предложит список льгот. Кроме того, в данном калькуляторе предусмотрена возможность расчета транспортного налога для дорогих авто из вышеупомянутого списка Минпромторга России. Для организаций Смоленской области он так же весьма успешно может использоваться, т.к. налоговые ставки для физ. лиц и организаций одинаковы.

Внимание! На практике приходилось сталкиваться с некоторой задержкой в обновлении данных в сервисе. Поэтому при его использовании для расчета налогов и составления налоговых деклараций в подтверждение их обоснованности сделайте скриншоты интернет-страниц с полученными из сервиса данными. Распечатайте их с указанием даты и времени создания снимка экрана, адреса интернет-страницы, с которого он выполнен, подписи и сведений о лице, сделавшем и распечатавшем снимок экрана. Указанные действия займут немного времени, зато в случае спора будут весомым аргументом в пользу налогоплательщика.

08. Налоговые льготы

  • в отношении машин скорой помощи и санитарных автомобилей, а также пожарных машин;
  • выполняющие мобилизационные задания по созданию специальных формирований в виде автотранспортных формирований, - в отношении автотранспортных средств, зачисленных в штат указанных формирований;
  • религиозные организации, общественные организации инвалидов – при определенных ограничениях.

Внимание! С 2020 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам организаций. Говоря своими словами, с 2020 года организации должны сообщать о льготах по транспортному налогу специальным заявлением. ФНС пояснила: подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года.

09. Уплата налога

Уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств. Сроки уплаты ранее устанавливались субъектами РФ. С 1 января 2021 года сроки для всех регионов стали едиными: в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом), а сумму налога по истечении налогового периода - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

10. Транспортный налог - отчетность

С 1 января 2021 налоговую декларацию по транспортному налогу отменили. Последний раз организации должны были отчитаться за 2019 год.

Транспортный налог, в том числе авансовые платежи по нему, за 2020 год организации должны самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет без подачи декларации.

  • либо уточнят свой расчет и уменьшат сумму налога, если организация докажет, что она завышена;
  • либо выставят организации требование о погашении недоимки, если не примут возражения организации.

11. Ответственность налогоплательщика

11.1 Просрочка платежа

В случае несвоевременной уплаты суммы налога налогоплательщику, помимо суммы транспортного налога, следует уплатить и пеню. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени рассчитайте за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). Если недоимка возникла после 30 сентября 2017 года, пени за просрочку более 30 дней рассчитайте исходя из 1/150 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога. Если продолжительность просрочки менее 30 дней или если недоимка возникла до 1 октября 2017 года, пени рассчитайте исходя из 1/300 ставки рефинансирования.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений. Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

11.2 Неуплата налога

Если неуплата транспортного налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ).
В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной и к уголовной ответственности:

  • Административная ответственность может наступить за занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Это влечёт наложение штрафа на должностных лиц от 5 000 руб. до 10 000 руб., а за повторное нарушение – от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КОАП);
  • Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере (ст. 199 УК РФ). Указанной статьёй предусмотрены виды наказаний, начиная от штрафов от 100 000 руб. и заканчивая лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога составляет 20 % от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 %.
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

11.3 Непредставление налоговой декларации (не действует, тк сдавать декларацию не требуется с 2021)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 (одна) тысяча руб (ст. 119 НК РФ). Таким образом, за непредставление налоговой декларации минимальный размер штрафа составляет 1 (одна) тысяча руб.

За нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ответственность и ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Бухгалтерские услуги для ООО от Фирммейкер, январь 2018 (обновляем каждый год)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

ФНС подготовила обзор правовых позиций Конституционного и Верховного судов по вопросам налогообложения: когда налогоплательщик не обязан уплачивать транспортный налог, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля; когда пени по одному налогу не начисляются при наличии переплаты по другому; как квалифицируется имущество в качестве движимого и недвижимого; от чего зависит взимание налога на имущество.

В феврале 2021 г. ФНС подготовила обзор правовых позиций, которые отражены в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в VI квартале 2020 г. по вопросам налогообложения 1 . Именно эти позиции должны использовать налоговые органы на местах в целях единообразного применения налогового законодательства.

В статье мы рассмотрим наиболее важные из них. С учетом сложности налогового законодательства изучение правовых позиций, включаемых ФНС в такие обзоры, является критически важным для всех налогоплательщиков. Подобные разъяснения позволяют сделать вывод о том, как следует исполнять ту или иную норму права.

Недопустимо начисление пени за период оформления налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога, если налогоплательщик заблаговременно представил заявление о зачете

Фабула дела следующая. У налогоплательщика одновременно возникли переплата по налогу на прибыль и обязанность по уплате НДС на меньшую сумму. Налогоплательщик подал заявление о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет платежей по НДС, но пока ждал ответа инспекции, ему были начислены пени. Конечно, согласиться с этим было нельзя.

Перед подготовкой декларации по НДФЛ узнайте, придется ли уплатить налог, если работодатель компенсировал стоимость вашей поездки; как рассчитывается минимальный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ и предоставляется налоговый вычет

Суд подчеркивает, что период рассмотрения заявления о зачете зависит от усмотрения налогового органа. И это значит, что права налогоплательщика в данный период не должны быть ущемлены, ведь он своевременно исполнил свою обязанность, направив заявление о зачете. По мнению Суда, исполнение налоговых обязательств без лишних затрат и усилий должно быть частью повседневной деятельности налогоплательщиков.

Магистральные проводы являются недвижимым имуществом, а значит, на налогоплательщика возлагается обязанность уплатить налог на имущество организации

С начала года организации освободили от обязанности платить налоги за движимое имущество. Но разграничить движимые и недвижимые вещи часто оказывается непросто. ФНС разъяснила, как квалифицировать имущество

Остается надеяться, что в дальнейшем суды будут индивидуально подходить к квалификации имущества, не решать спорные вопросы, исходя лишь из наличия тех или иных формальных признаков.

Определение кадастровой стоимости имущества не предусматривает увеличение стоимости на сумму НДС

Возможно ли скорректировать показатели кадастровой стоимости налогооблагаемого имущества на сумму НДС? В ст. 146 НК РФ закреплено определение объекта обложения НДС: определение рыночной стоимости объекта без намерения дальнейшей реализации имущества не образует объекта налогообложения. Кроме того, законодательством предусмотрена отдельная процедура оспаривания показателей кадастровой стоимости, не предполагающая указанную корректировку. Таким образом, обозначенный выше вывод Суда очевиден и логичен.

Налогоплательщик не обязан уплачивать транспортный налог в случае отсутствия транспортного средства

Законодательством предусмотрена процедура снятия транспортного средства с регистрационного учета, что будет являться подтверждением отсутствия объекта налогообложения. Однако не всегда налогоплательщик может осуществить эту процедуру, хотя транспортным средством уже и не владеет, например если оно уничтожено в результате аварии, утонуло или сгорело.

ВС РФ указал, что налоговый орган должен устанавливать наличие транспортного средства в каждом отдельном случае. Так, реализация транспортного средства в принудительном порядке на основании исполнительного листа не является безусловным основанием для прежнего владельца исполнить обязанность по уплате транспортного налога. А при уничтожении транспортного средства в результате пожара объект налогообложения отсутствует вовсе. Таким образом, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля в уполномоченном органе, налогоплательщик не обязан уплачивать транспортный налог.

Взимание налога на имущество должно зависеть не от назначения земельного участка, на котором оно расположено, а от предназначения и фактического использования объекта

Применение налогового законодательства должно быть гармонизировано с нормами иных отраслей права

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена норма, направленная на ускоренное освоение земельного участка без цели его дальнейшей перепродажи. Так, п. 15 ст. 396 НК РФ установлен повышающий коэффициент 2 к ставке земельного налога, если собственник в течение 3-летнего срока с даты государственной регистрации прав на земельный участок не осуществил жилищное строительство.

Так, выполнение работ по договору о развитии застроенной территории в соответствии с градостроительным законодательством предусматривает наличие объектов, подлежащих сносу. Учитывая объем необходимых работ, собственник не сможет в течение 3 лет выполнить строительство и подтвердить данный факт государственной регистрацией прав на объекты.

Таким образом, при формальном толковании указанной нормы жилищное строительство в рамках развития застроенной территории является более обременительным, нежели иная форма строительства. Применение п. 15 ст. 396 НК РФ должно соответствовать целям налогового законодательства и учитывать положения иных отраслей права.

1 Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2021 г. № БВ-4-7/1078@.

2 Определение Верховного Суда РФ от 23 ноября 2020 г. № 305-ЭС20-2879 по делу № А40-86746/2019.

3 Определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2019 г. № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018.

4 Определение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2020 г. № 306-ЭС20-13858 по делу № А49-3817/2019.

5 Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2020 г. № 305-ЭС20-12979 по делу А40-85398/2019.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 г. № 46-П.

7 Определение Верховного Суда РФ от 15 октября 2020 г. № 309-ЭС20-11143 по делу № А60-50402/2019.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, изменяющий правила расчета налога на имущество физлиц и транспортного налога. Закон уже вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки. БУХ.1С рассказывает, что изменилось в расчете имущественных налогов.

Налог на имущество физлиц

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

shutterstock_117398371.jpg

Также поправками отменяются ограничения в части количества налоговых периодов, за которые можно проводить перерасчет налога на имущество физлиц в связи с заявлением о предоставлении льготы, право на которую возникло более трех лет назад.

Напомним, сейчас в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ при обращении физлица с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физлиц перерасчет налога производится не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году обращения. С 1 января 2021 года эта норма утратит силу. Соответственно, с нового года перерасчет налога можно будет производить за 3 и более налоговых периода (п. 56 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Другое важное изменение касается введения понижающего коэффициента 0,6, который будет применяться при исчислении налога на имущество физлиц для вновь образованных объектов недвижимости.

Сейчас понижающий коэффициент 0,6 в целях снижения уплачиваемого физлицами налога применяется только в течение третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Начиная же с четвертого квартала налог на имущество уплачивается физлицами в полном объеме. То есть без применения понижающих коэффициентов (п. 8 ст. 408 НК РФ). С 1 января 2021 года для вновь образованных объектов недвижимости вводится понижающий коэффициент в размере 0,6. Он станет применяться при расчете налога с четвертого периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости (будущий пункт 8.2 ст. 408 НК РФ).

Еще одно изменение направлено на расширение перечня физлиц, которым налоговые льготы предоставляются в беззаявительном порядке.

С 2021 года в указанный перечень будут включены ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). При этом в беззаявительном порядке ветеранам будут предоставляться льготы не только по налогу на имущество физлиц, но также по транспортному и земельному налогу. Подавать какие-либо заявления и подтверждающие документы в целях получения льгот по указанным налогам ветераны боевых действий больше не будут. Всю необходимую информацию в ИФНС направит ПФР.

Транспортный налог

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или

shutterstock_1423147256.jpg

уничтожение транспортного средства (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.

По общему правилу заявление о гибели или уничтожении транспортного средства в целях освобождения от обязанности по уплате налога станет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Однако в случаях направления ИФНС запросов о подтверждении факта уничтожения/гибели транспортного средства данный срок разрешается продлить еще на 30 дней.

В уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого заявитель вправе не платить транспортный налог в отношении уничтоженного транспорта.

Отметим, что в настоящее время форма заявления о гибели/уничтожении транспортного средства ФНС России еще не утверждена. Поэтому до момента утверждения указанной формы плательщикам разрешается представлять данное заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Читайте также: