Объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты налога в сша год

Обновлено: 25.06.2024

Конституция Соединенных Штатов – высший законодательный акт страны, который регламентирует принципы федерального управления.
Она была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном конвенте в Филадельфии.
Каждый штат считается независимым государством.
Конституция призвана защищать права граждан.

Наибольший вклад в разработку Конституции внесли Томас Джефферсон и Джон Адамс.
Дедушка Адамса имел фамилию Адамчук, родом со Львова.

В истории США было принято 27 поправок к Конституции США.
Данные поправки затрагивают проблемы и вызовы времени, с которыми сталкивались США в процессе своего развития.
Право толковать понимание положений Конституций и Поправок дано Верховному суду США, как главному органу конституционного правосудия.

Первые десять поправок получили название Билль о правах.
Они были приняты 25 сентября 1789, вступили в силу 15 декабря 1791.
1. Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции
2. Право хранить и носить оружие
3. Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца
4. Запрет произвольных обысков и арестов
5. Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях
6. Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
7. Право на суд присяжных в гражданских делах
8. Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
9. Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав
10. Полномочия, которые Конституция не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами

11. Судебный иммунитет штатов: иски, поданные против какого-либо из штатов, должны рассматриваться не федеральным судом, а судом этого штата 4 марта 1794
12. Изменение процедуры голосования выборщиков на президентских выборах 9 декабря 1803
13. Отмена рабства 31 января 1865
14. Гарантируется равенство граждан США и запрещается принятие каким-либо штатом дискриминационных законов (в том числе это означает действие Билля о правах на всей территории США); если при выборах какой-либо из штатов ограничивает права какой-либо категории граждан, норма представительства этого штата в палате Представителей должна быть пропорционально уменьшена, запрет занимать должности для участников восстания против США; запрет возмещения гражданам убытков, связанных с их враждебной США деятельностью или освобождением их рабов 13 июня 1866
15. Вводится активное избирательное право для цветного населения и бывших рабов 26 февраля 1869
16. Вводится федеральный подоходный налог, поступления от которого целиком поступают в федеральный бюджет 12 июля 1909
17. Вводятся прямые выборы в сенат (ранее сенаторов избирали законодательные собрания штатов) 13 мая 1912
18. Вводится Сухой закон (отменена Двадцать первой поправкой) 18 декабря 1917
19. Вводится активное избирательное право для женщин 4 июня 1919
20. Установлена дата истечения сроков конгресса и президента 2 марта 1932
21. Отмена 18 поправки; при этом допускаются ограничения на оборот алкоголя на уровне штатов 20 февраля 1933
22. Один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков 24 марта 1947
23. На Президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат 16 июня 1960
24. Запрет ограничения избирательных прав по основаниям неуплаты налога 14 сентября 1962
25. Определяется порядок осуществления полномочий президента при досрочном прекращении полномочий президента (президентом становится вице-президент) 6 июля 1965
26. Вводится всеобщее активное избирательное право с 18 лет на всей территории США 23 марта 1971
27. Закон, которым изменяется жалование сенаторов и представителей, вступает в силу только после переизбрания палаты представителей 25 сентября 1992


За последние 55 лет после 1965 года было принято всего лишь 2 поправки.

За два столетия с рождения Конституции страна Америка значительно увеличилась в размерах и растянулась на весь континент.
Население и экономика разрослись так, что авторы Конституции и помыслить о подобном не могли.
Несмотря на все изменения, Конституция выстояла и адаптировалась.
Конституция США считается самой маленькой и самой устойчивой Конституцией в мире.

United States Constitution в переводе с английского языка обозначает Конституция Соединенных Штатов Америки. Основной закон страны наделен высшей юридической силой. Он был принят в Филадельфии 17 сентября 1787 года Конституционным Конвентом. Затем 30 штатов, образованных к тому моменту, ратифицировали ее. Документ имеет семь статей. За весь период действия к Конституции было сделано 27 поправок, являющихся ее составной частью. Конституция США основана на принципе разделения законодательной (осуществляемой Конгрессом), исполнительной (реализуемой Президентом) и судебной (Верховным и нижестоящими судами) властей. Штаты США обладают широкими правами в законодательной области.

  • Как создавалась Конституция США
  • О структуре Конституции США
  • Об истории вносимых в Конституцию США поправок
  • Билль о правах
  • Поправки к основному закону США XVIII-XIX столетий
  • История 13 поправки к Конституции
  • Поправки к Конституции XX века

Как создавалась Конституция США

Первый конституционный документ, названный Статьями Конфедерации, был принят Вторым Континентальным конгрессом в 1777 году. Он определил США конфедерации и закрепил полномочия центральных органов страны. Его ратифицировали 13 штатов, существовавших к 1781 году, после чего документ приобрел законную силу. По мнению многих политиков, документ был слабым:

  1. Статьями Конфедерации центральные органы были наделены минимальными полномочиями.
  2. При проведении голосования в высшем органе власти Конгрессе Конфедерации любой вопрос требовал единогласного решения штатов. Это обозначало, что голос одного штата блокировал его принятие.

Решение назревших проблем по внесению поправок в Статьи Конфедерации планировалось на собрании 5 штатов (Виргинии, Делавэра, Пенсильвании, Нью-Йорка, Нью-Джерси) в Аннаполисе (сентябрь 1786 года). Вопрос стоял о внесении поправки, отменяющей таможенные барьеры, существующие между штатами. Однако представительство на заседании Конфедерации было недостаточно представительным, поскольку отдельные делегаты не прибыл, а часть из них не добрались к положенному сроку. Результатом собрания стало обращение делегатов в Конгресс Конфедерации, в котором была выражена просьба о созыве в 1787 году в Филадельфии конференции. Она должна обеспечить присутствие представителей всех штатов и иметь полномочия на пересмотр Статей Конфедерации.

Филадельфийским конвентом, состоявшимся в 1787 году (2-го 1 февраля) была принята резолюция о проведении Конвента. Повесткой его дня должен был стать единственный вопрос, касающийся пересмотра содержания Статей Конфедерации. Делегаты 12 штатов, кроме Род-Айленда, приняли решение, создать Конституцию США. Она должна была утвердить:

  • устройство территории федерации;
  • систему органов власти.

Затем ее ратифицировали все штаты, и в 1788 году (13 сентября)она была введена в действие Континентальным Конгрессом США.

О структуре Конституции США

O strukture Konstitutsii SSHA - Поправки к конституции США

Источник: warhead.su

В составе Основного закона страны, действующего в настоящее время, содержится преамбула, 7 статей и 27 поправок, 10 из которых являются содержанием Билля о правах. Открывает документ Преамбула, разъясняющая его предназначение. В ней намечено 5 целей:

  • закрепление оптимального варианта кооперативных действий штатов;
  • обеспечение справедливого отношения к гражданам страны и поддержание порядка в обществе;
  • защита свобод на протяжении существования страны;
  • работа по обеспечению процветания населения;
  • гарантированная защита от внешнего вмешательства.

В Преамбуле сделан акцент на то, что Основной Закон страны принят всем народом США. В ней нет главы о свободах и правах американцев, поскольку на них указано в Преамбуле. Когда был принят Билль о правах, отсутствие этой главы было отчасти компенсировано. Конституция США – это более совершенный документ в сравнении со Статьями Конфедерации, так как она предусматривает:

В первой статье Конституции США речь идет о законодательной власти, олицетворением которой является Конгресс. Вторая глава посвящена исполнительной власти, осуществляемой Президентом страны. В третьей главе описывается судебная система, в состав которой входит Верховный суд и нижестоящие суды, учреждаемые Конгрессом США. Четвертая глава посвящена взаимоотношениям между федерацией и штатами. В 5 статье речь идет о процессе изменения Конституции, размещен список поправок, принятых после ее утверждения. Шестой статьей закреплен приоритет федеральных правовых актов. Седьмой статьей утвержден порядок ратификации Конституции США.

Об истории вносимых в Конституцию США поправок

За длительный период времени после принятия Конституции США она претерпела определенные изменения. Это происходило в связи тем, что ранее принятые положения с течением времени в изменившихся условиях утрачивали свою актуальность (нормы, касающиеся непрямых выборов или рабства). Таких поправок за время существования Основного Закона страны было внесено 27. Десять из них вошли в состав Билля о правах. В содержание Основного закона вносились изменения в федеральном законодательстве и решения Верховного суда. Особенностью Конституции является то, что отменяемые поправкой или изменяемые положения, утратившие силу закона, не удаляются из текста документа.

Билль о правах

Это документ, в котором содержатся первые 10 поправок к Основному закону страны. В них изложены положения, дающие гарантии отдельных личных прав гражданам США. Внесение поправок предложил Джеймс Мэдисон на Первом Конгрессе США (1789 год). В том же году поправки были одобрены Конгрессом и в 1791 году ратифицированы штатами. Инициатива принятия Билля о правах принадлежала публицистам. Им казалось, что Преамбулы с целями Конституции недостаточно, поскольку в дальнейшем это станет причиной для ущемления прав. По их мнению, это было недостатком Основного Закона, поэтому они предложили включить перечень базовых прав граждан в Билль о правах.

У публицистов были оппоненты (Александр Гамельтон), считавшие такие документы пережитком. Примером этого могут служить хартии, где перечислялись лишь отдельные права. Такой документ давал почву для подозрений в покушении на права, которые не были записаны в документе.

На начальном этапе Билль о правах имел отношение только к федеральным законам. 1-я поправка напрямую касалась только законов Конгресса, что не имело отношения к легислатурам штатов. Это было основанием для отдельных штатов в установлении официальной религии. Отменяя рабовладение, она определила, что штатами не имеют права на издание законов, ограничивающих льготы и привилегии граждан. Она гласила, что у штатов нет прав:

  • на отказ гражданам в защите в пределах юридической компетенции;
  • лишение собственности;
  • свободы;
  • жизни.

Все эти действия они могут проводить только в соответствии с законной правовой процедурой. Длительное время, даже уже после того, как поправка приобрела силу закона, применение Билля о правах в штатах продолжало оспариваться.

В действительности, сразу (1789 год) внесено было не 10, 12 поправок. Поправки, внесенные в Билль о правах шли под номерами с 3 по 12. Ратификация по первой поправке, устанавливающей размеры округов для проведения выборов (1789-17982гг) была проведена только 11-ю штатами, так и не приобрела законной силы. 2-я поправка о законе, по изменению заработной платы сенаторам и представителям не могла приобрести силу закона до очередных выборов. Она была ратифицирована через 200 лет (1992 год), став двадцать седьмой.

Поправки к основному закону США XVIII-XIX столетий

В 1794 году ввели 11 поправку, ратифицированную в 1795 году. Она закрепляла положение об иске, который может подаваться в суд определенного штата.

12-ю поправку ввели в 1803, а ратификация прошла в 1804 году. Ее содержание относилось к голосованию выборщиков. До внесения изменений во время выборов у выборщиков было по 2 голоса: один для президента, другой – для вице-президента. Результатом таких выборов в 1796 году президент и его заместитель оказались из различных партий. Во время выборной компании 1800 года были избраны выдвиженцы партии большинства (Томас Джефферсон и Аарон Бурр), которые набрали равное количество избирательских голосов. В такой ситуации Президент был избран Палатой представителей. Поправкой было установлено, что голосование за главу государства и его заместителя проводится поотдельности. В 1803 году Верховным судом было признано противоречие Основному закону. Данное право Верховный суд имел в XIX столетии, но в Основном законе отражения оно так и не нашло.

Во время Гражданской войны в стране из состава США вышло 11 штатов, создавших свою Конфедерацию, но основной закон страны продолжал действовать. Южные Штаты указали причину выхода из Федерации, заключающуюся в нарушении Штатами Севера требований, предписанных Основным Законом страны. Первым вышел штат Южная Каролина (1860 год), выдвинув причиной своих действий невыполнение требований 4 статьи Основного Закона, по которой Северные Штаты должны были возвращать беглых рабов.

Последствием данных событий стал выход сразу трех поправок к Конституции (13, 14, 15), принятых после завершения Гражданской войны. Все они были направлены на отмену рабства:

  1. 13 поправка запрещала его. Она же стала причиной изменения 2 раздела 4 статьи, по содействию побегу рабов.
  2. 14 поправка содержала важные пункты, затрагивающие интересы бывших рабов (запрет на ликвидацию прав только по решению суда, а также предоставления гражданства людям, рожденным в США).
  3. 15 поправкой запрещалось наложение ограничения на активное избирательное право по причине прежнего положения раба, в связи с цветом кожи, расой.

14-ой поправкой практически было отменено действие норм статьи первой, второго раздела, в которой ранее во время определения числа представителей от каждого штата в Палату представителей было учтено 3/5 из всего количества рабов.

История 13 поправки к Конституции

Она была принята в 1865 году. Правило содержало запрет на подневольные работы и рабство в стране, которое существовало в ней с 1619 года. Началом его послужило появление африканских рабов в североамериканской колонии Джеймстаун. Они прибыли для оказания помощи при производстве табака. После этого на протяжении XVII-XIX столетий рабство процветало в Америке. Уже в конце 70-х годов XVIII столетия появились идеи, касающиеся устранения торговли рабами из других государств. Участники данного движения надеялись на то, что запрет на ввоз рабов – иностранцев приведет к его полному искоренению. Но запрет работорговли в США 1808 года не привел к отмене рабства.

К 30-м годам XIX столетия поднялась новая волна аболиционизма. Она продолжалась вплоть до завершения Гражданской войны в Соединенных Штатах. Сторонники движения настаивали на немедленной отмене рабства и безусловном освобождении рабов. Избрание в 1860 году на пост Президента США республиканца Авраама Линкольна, убежденного сторонника отмены рабства, послужило отправной точкой для Юга США. В Конгресс поступил ультиматум о санкционировании рабства законом во всей стране. В случае невыполнения ультиматума Юг грозил тем, что выйдет из состава федерации. Конгресс отверг ультиматум. За этим последовали следующие действия:

  • 11-ю южными штатами был создан Союз Конфедерации.
  • Им была принята Конституция.
  • Избран Президент Джефферсон Дэвис.
  • Столицу обосновали в городе Ричмонде.

В 1861 году началась Гражданская война в Штатах. В 1862 году Авраамом Линкольном, Президентом США, была издана Прокламация, объявлявшая рабов страны свободными навечно с 01. 01. 1863 года. Но данная мера не положила конца рабству. И Президент согласился с необходимостью конституционной поправки. Она набрала нужное большинство на рассмотрении Сената в 1864 году (8 апреля). Но при рассмотрении ее в 1864 году (14-14 июня) не набрала большинства, равного 2/3 голосов. В декабре этого же года (6-го) в 4-м ежегодном обращении, направляемом Конгрессу США, он сделал предложение о рассмотрении поправки на сессии. 13 поправка к Конституции США была принята Палатой представителей в 1965 году (31 января). Резолюцией Конгресса, подписанной Авраамом Линкольном в 1865 году (1 февраля), 13 поправка была внесена в Конституцию США и в декабре ратифицирована. 1 февраля стало Национальным днем свободы.

Поправки к Конституции XX века

В 1913 году ратифицировали 17 поправку. Она вводила прямые выборы в Сенат. Ранее сенаторов избирали законодательные собрания в штатах. После Гражданской войны при выборах в Сенат появились скандалы. Из-за разногласий в партийной среде, избрание в Сенат продолжалось на протяжении ряда лет. В период, составивший 40 лет (1866-1906 гг) в принятии взяток было обвинено 9 членов Сената. 17-ю поправку, с 1893 года вносили на рассмотрения, но она каждый раз была отклонена сенаторами. Первым данное положение ввели в штате Орегона (1907 год), а к введению поправки его приняло еще 28 штатов. Положительное решение вопроса относят к тому, что большинство сенаторов было избрано прямыми выборами.

  • производство;
  • перевозку;
  • импорт;
  • экспорт всех видов алкоголя.

Результат непопулярных мер не заставил себя ждать. Появляются нелегальное производство спиртных напитков и их контрабанда, что немедленно стало приносить громадные доходы теневой экономике.

19 поправку приняли в 1920 году. Она предоставляла возможность для женщин участвовать в избирательных кампаниях и приобрести избирательные права наравне с мужчинами. В Конституции США нет правил, которыми бы руководствовались избиратели на выборах. Раздел 2-й 1-й статьи указывает, что в штатах избирателям необходимо соответствовать правилам, которые предъявляются к ним законодательным собранием. Причина активного права избирателей, даже на всеобщих выборах крылась содержании данных правил. В компетенцию федеративного регулирования входили только поправки, которые запрещали любые проявления дискриминации.

20-й поправкой (1932 год) был сокращен срок, проходящий между полномочиями Конгресса и Президента настоящего и предыдущего созывов и выборами. До внесения изменений избранный Президент приступал к выполнению своих обязанностей после 4 месяцев. Этот период фактически создавал условия для двоевластия в стране. Два раза подобная политическая ситуация заканчивалась кризисом:

Поправка переносила даты на 3 января (для Конгресса) и на 20 для начала деятельности избранного Президента.

22-я поправка введена сразу после того, как умер Президент Рузвельт, который занимавший данный пост в течении четырех сроков. Она вошла в законную силу в 1951 году и закрепила положение о том, что пребывании на президентском посту может длиться не более двух сроков. В свое время, будучи действующим Президентом США, Джордж Вашингтон отказался от выдвижения своей кандидатуры в 3-й раз на пост Главы государства. У Тома Джефферсона по этому поводу есть высказывание о том, что ограничение на президентскую власть должно быть закреплено конституционно, в противном случае срочная должность может превратиться в пожизненную.

23 поправку приняли в 1961 году. Она обеспечивала право на избрание в Коллегию выборщиков. Однако и сегодня Колумбия, которая так и не стала одним из штатов, так и не получила представительство в Конгрессе страны.

24 поправкой была запрещена возможность участвовать в выборах федерации, если не уплачен налог. Поправку нужно было принять из-за политики отдельных штатов, стремящихся не дать возможности голосовать бедным слоям населения. Верховным судом страны была подтверждена неконституционность подобных запретов в выборах в рамках штатов, так как они входили в противоречие с 14 поправкой.

25 поправку предложили в 1965 году, а ратифицировали в 1967. Ею был закреплен процесс замены Вице-президента и Президента при невозможности выполнять данные обязанности. В связи с установкой Основным Законом страны конкретных сроков перевыборов в Конгресс и на пост Президента Соединенных Штатов, если полномочия прекращаются досрочно, выборы не проводятся. Пост временно замещает заместитель. Нечеткое правило не давало ясности, является ли замещающий Президентом или исполняет его обязанности. 25 поправка закрепила это правило на конституционном уровне. Серьезное влияние оказало ее действие на политическую карьеру Джеральда Форда, назначенного Вице-президентом. После импичмента Никсона он занял пост Президента.

26-ю поправку ввели в 1971 году. Она стала началом введения избирательного права с 18 лет. Требования возраста возникли в связи с событиями во Вьетнаме. Граждане становились военнообязанными раньше, чем получали право на участии в выборах. Такое положение казалось им несправедливым.

27 поправку (последнюю на данный период времени) приняли в мае 1992 года, хотя впервые она была предложена в 1789 году. Дело в том, что ее ратификация была закончена лишь к этому сроку. Она устанавливала, что закон, который меняет размеры жалованья представителям и сенаторам будет вступать в силу после проведения следующих выборов Палаты представителей.

Первые 10 поправок был внесены в 1791 году. Далее Конституция США совершенствовалась свыше 2-х столетий. За этот период было принято еще 17 поправок. Они законодательно закрепляли требуемые историческим моментом положения, совершенствовал существующие правила и нормы. Основной закон станы корректировала сама жизнь. Упразднялись или редактировались законы, которые перестали отвечать требованиям времени, имели нечеткую, расплывчатую формулировку, дающую почву для злоупотреблений, дополняли положения, проигнорированные ранее. Все 27 поправок после процедуры утверждения их Конгрессом, стали полноправными статьями Конституции США, получившими силу Основного закона страны.

ЛЕБЕДЕВ Иван

Некоторые называют его крайне необходимой и самой радикальной перестройкой избирательной системы США со времен реформ, проведенных после Уотергейтского скандала в 1970-х. Другие считают этот законопроект, получивший громкое название "Акт для народа" (For The People Act), абсолютно неконституционным. Однако все понимают, что старые правила надо менять и какие-то шаги на федеральном или местном уровне сделать придется.


Неудивительно, что 800-страничный документ, которому присвоен первый порядковый номер в обеих палатах американского Конгресса 117-го созыва (в Палате представителей обозначение H.R.1, а в Сенате S.1), вызвал предельно жесткое столкновение демократов и республиканцев. Для многих он стал символом уже начавшейся борьбы на промежуточных выборах 2022 года, где будет переизбрана треть Сената и полностью Палата представителей. Еще важнее то, что он запросто может повлиять на исход президентских выборов в 2024-м.

На прошлой неделе администрация Джо Байдена в очередной раз решительно высказалась в поддержку этой инициативы, одобренной большинством Палаты представителей, — 220 против 210 голосов, которые разделились почти строго по партийной принадлежности. "Акт для народа" считается едва ли не визитной карточкой демократов и, соответственно, вызывает открытую неприязнь у республиканцев. Споры между ними по этому поводу обострились после выборов-2020, которые, с одной стороны, продемонстрировали серьезные недостатки избирательной системы США, а с другой — доказали ее способность выстоять даже в самых сложных ситуациях.

Кому выгодно?

В дебатах на эту тему по-прежнему сталкиваются два взгляда на избирательный процесс, или, как говорят американцы, две "философии". Носители первой из них, которых принято считать либералами, утверждают, что самое главное — обеспечить избирательное право каждого гражданина, то есть дать ему возможность проголосовать на выборах. Сторонники второй (консерваторы) доказывают, что важнее всего гарантировать создание условий для честных выборов, свободных от нарушений и фальсификаций. Первый путь ведет к снятию ограничений, второй, напротив, предусматривает ужесточение правил регистрации избирателей и порядка голосования.

Либеральный курс?

Казалось бы, в позициях и тех и других есть определенный резон. Так почему бы не попытаться найти золотую середину, не прийти к компромиссу? Тем более что все согласны с необходимостью реформировать архаичную систему. По данным опросов, "Акт для народа" пользуется поддержкой большинства американских избирателей. Исследование, проведенное социологической службой Data for Progress, показало, что за принятие законопроекта выступают 77% демократов, 68% независимых и даже 56% республиканцев.

Несмотря на результаты исследования, лидеры республиканской партии — от руководителя их фракции в Сенате Митча Макконнелла до экс-президента Дональда Трампа — объявили этому законопроекту войну. Демократы, со своей стороны, отступать не намерены и хотят всеми правдами и неправдами добиться его принятия. На карту поставлены исключительно узкопартийные интересы, но ставки высоки. Документ под первым номером выгоден демократам и крайне невыгоден республиканцам. И, кажется, все вновь упирается в извечный вопрос: cui prodest? (Кому от этого польза?)

Этим и объясняются позиции обеих сторон при обсуждении законопроекта в Конгрессе. И неслучайно в его поддержку вместе с администрацией Байдена высказались едва ли не все либеральные общественные организации США (вплоть до экологической Sierra Club), а против — их оппоненты из консервативных "мозговых трестов". Одобрить законопроект призвали в своих редакционных статьях газеты The Washington Post и The New York Times. Критические замечания последовали от редколлегии The Wall Street Journal.

Поттер против Пенса

"Каждое отдельное изменение, предложенное в H.R.1, служит одной и только одной цели: предоставить левым силам постоянные, нечестные и неконституционные преимущества внутри нашей политической системы", — написал бывший вице-президент США Майкл Пенс в статье, опубликованной на интернет-платформе Daily Signal консервативного вашингтонского фонда "Наследие". Эксперты этой организации вслед за законодателями-республиканцами заявили, что "Акт для народа" нарушает Конституцию США, поскольку навязывает всем 50 штатам общие правила, хотя они сами могут устанавливать у себя такие порядки на выборах, какие сочтут нужными.

Перенастройка инструментов.

Подобные утверждения пытаются опровергнуть не только демократы, но и, что важно, некоторые республиканцы. В их числе — авторитетный юрист Тревор Поттер, занимавший в свое время высокие государственные должности, а также являвшийся советником президента Джорджа Буша — старшего и сенатора Джона Маккейна. "Как бывший председатель Федеральной комиссии по выборам, я знаю, что конституция безоговорочно гарантирует Конгрессу право "в любое время" устанавливать или изменять "время, место и порядок" проведения федеральных выборов", — подчеркнул он в письме в редакцию The Wall Street Journal, сославшись на 4-й раздел 1-й статьи основного закона США.

"Утверждать, что этот законопроект "выгоден только демократам", неправильно, — отметил Поттер. — В те годы, когда я занимался в интересах республиканцев проблемами выборов, многие из них поддерживали те идеи, которые воплощены в этом законопроекте, включая положения, касающиеся регистрации избирателей и голосования по почте".

А при чем здесь саламандра?

В американском политическом лексиконе есть забавное слово "джерримендеринг" (gerrymandering). Оно означает произвольную демаркацию избирательных округов в целях изменения баланса политических сил. Своим происхождением оно обязано пятому вице-президенту США Элбриджу Герри. В 1812 году он, будучи тогда еще губернатором Массачусетса, умудрился так ловко нарезать в своем штате избирательные округа, что его Демократическо-республиканская партия (была в Америке и такая) легко победила на выборах противников-федералистов. Однако все оказалось настолько шито белыми нитками, что в местной газете появилась карикатура с изображением массачусетских округов совершенно неестественной формы. Своими очертаниями они напоминали мифическую саламандру, а подпись под рисунком гласила: "Gerrymander".

Со временем это слово перекочевало из английского в другие языки, а твердый звук "г" из фамилии ушлого губернатора превратился в мягкий "дж". И что бы ни говорили о подобной "политической геометрии" все эти годы, "джерримендеринг" благополучно существует в США и по сей день. Положить конец подобным манипуляциям как раз и призван "Акт для народа", предусматривающий создание независимых комиссий для уточнения границ округов. В связи с серьезными демографическими изменениями провести такую работу в США планируется в текущем году, однако республиканцы вовсе не заинтересованы в том, чтобы делать ее как-то по-новому. Они контролируют органы власти в большинстве штатов и держат процесс нарезки округов в своих руках.

Аста ла виста, джерримендеринг!

Не менее серьезные разногласия между двумя партиями вызвали и другие пункты законопроекта, которые можно разделить на три большие категории: права избирателей, правила финансирования кампаний и этические нормы. В первой из них предусмотрены такие шаги, как автоматическая регистрация избирателей на основе информации из официальных баз данных, самостоятельная регистрация избирателей онлайн, досрочное голосование в течение 15 дней и работа участков не менее десяти часов в день, рассылка бюллетеней в конвертах с предоплатой для голосования по почте, а также восстановление в избирательных правах заключенных, полностью отбывших свой срок.

Во второй категории содержатся предложения, которые, по замыслам авторов, должны ограничить роль больших денег в процессе выборов и сделать финансирование кандидатов более открытым. В их числе: создание федерального фонда для поддержки избирательных кампаний, который будет пополняться за счет штрафов, выплачиваемых за нарушения банками и корпорациями; раскрытие так называемыми суперкомитетами политических действий своих финансовых доноров; публикация соцсетями, в том числе Twitter и Facebook, сведений о заказчиках размещаемой у них политической рекламы.

Что касается этических норм, то законопроект обязывает кандидатов на пост президента и вице-президента публиковать свои налоговые декларации за последние десять лет (напомним, что Трамп, в отличие от Байдена, до сих пор отказывается сделать это), запрещает сенаторам и конгрессменам собирать пожертвования налогоплательщиков для своей юридической защиты в случае обвинения в сексуальных преступлениях или домогательствах, а также расширяет права независимой госструктуры — Управления правительственной этики — при осуществлении контроля за лоббистской деятельностью в интересах других государств (Закон о регистрации иностранных агентов).

Надо сказать, что и республиканцы не сидели сложа руки и тоже подготовили свои предложения по реформе избирательной системы. Однако, в отличие от демократов, осуществить изменения они хотели бы не в общегосударственном масштабе, а на уровне отдельных штатов — в соответствии со столь дорогим им принципом федерализма. По подсчетам Центра юстиции имени Бреннана при Университете Нью-Йорка, в законодательных собраниях по меньшей мере 33 штатов разработаны или уже одобрены 165 законопроектов, которые предусматривают ужесточение правил регистрации избирателей и голосования на выборах. Несколько спорных дел, касающихся этой проблемы, находятся на рассмотрении Верховного суда США.

В плену у флибустьеров

В действительности "Акт для народа" появился на свет не вчера и даже не в этом году. Такой законопроект был разработан еще в Конгрессе прошлого созыва, а теперь он просто получил новую жизнь. В 2020-м Палата представителей приняла его 234 голосами против 193, но Сенат, где большинство мест принадлежало республиканцам, отказался поставить его на голосование.

Оборонная автономия.

Сейчас в Сенате обе партии имеют равное количество мест — по 50, и в случае ничейного результата при голосовании решающее слово может сказать вице-президент США Камала Харрис, которая по должности является еще и председателем верхней палаты Конгресса. Однако для того, чтобы вынести вопрос на голосование, требуется не просто большинство, а "супербольшинство" в 60 голосов, которых у демократов нет. Перетянуть на свою сторону десяток политических оппонентов им не под силу.

Поэтому республиканцы вновь, как и год назад, могут заблокировать этот документ с помощью небезызвестной процедуры "флибустьерства" — захвата трибуны и затягивания дебатов на бесконечно долгое время. В Конгрессе есть те, кто уже давно требует запретить эту пиратскую тактику, но даже внутри Демократической партии единство мнений на сей счет отсутствует (а вдруг самим еще пригодится?).

В такой ситуации демократам не остается ничего иного, как тоже искать обходные пути и лазейки в законе, чтобы переиграть своих политических противников. Сенатор Эми Клобушар (от штата Миннесота), возглавляющая процедурный комитет, сообщила, что планирует провести 24 марта слушания по законопроекту "Акт для народа", а затем, возможно, предложить его для голосования и посмотреть, что из этого получится. Пока же реформа избирательной системы США остается заложником межпартийной борьбы.

Леонид Фридкин

Действительно, в Штатах налоговые преступления относятся к наиболее опасным деяниям в экономической сфере, а соответствующие санкции, собранные в разделе 26 Свода законов США, весьма разнообразны. Впрочем, и все налоговое законодательство, пожалуй, куда сложнее белорусского, а структура ветвей власти и законодательства отличается от нашей еще больше.

Бешеные сроки

К уголовной ответственности за налоговые преступления в США могут привлекаться не только физические лица, но и юридические. При этом в делах по уклонению от уплаты налогов изучается налоговый статус корпорации, а также индивидуальный статус обвиняемого должностного лица, чтобы установить, в чьих интересах оно действовало. Ведь если компания уходит от налогов, значит, это нужно конкретным людям, набивающим свои карманы, но руководители в любом случае считаются виновными в преступном заговоре.

В США возможна как гражданско-правовая, так и административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. По степени тяжести преступления там подразделяются на 2 категории.

Первая группа — мисдиминоры (misdemeanor — менее тяжкие). Здесь виновным признается лицо, которое не уплатило любой исчисленный налог, не подало в установленный срок налоговую декларацию или иной полагающийся отчет. Максимальный штраф здесь составляет до $25 тыс., возможно и лишение свободы на срок до 1 года. Частному лицу, которое обманывает своего работодателя, представляя ему намеренно ложную информацию относительно налоговых льгот или намеренно не предоставляя ее, грозит штраф в размере $1 тыс. и (или) лишение свободы сроком до 1 года. Штрафы за отдельные нарушения существенно выше, чем у нас (как, впрочем, и заработки), а некоторые примерно равны.

Тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелони. Наказание здесь куда серьезнее. Например, умышленная попытка любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога грозит штрафом до $100 тыс., в некоторых случаях — до $250 тыс., а также лишением свободы на срок до 5 лет. За намеренное представление налоговому органу фальшивой декларации или иного содержащего ложную информацию документа, подделку подписей и записей в бухгалтерских регистрах, иные действия, направленные на сокрытие имущества и доходов, — такой же штраф и до 3 лет тюрьмы. За иные налоговые преступления — вроде незаконного оборота марок, купонов, билетов, алкоголя и табачных изделий — штрафы поменьше, но тюремный срок в основном ограничивается 5 годами. Исключение — нелегальная торговля оружием: здесь можно сесть и на 10 лет. Штрафы для корпораций, признанных виновными в подобных нарушениях налогового законодательства, составляют до $500 тыс.

Кроме того, с нарушителя налогового законодательства взимается скрытая от казны сумма налогов, штраф в размере 5% от нее и 50% суммы, которую можно было бы получить, если положить эти деньги в банк по стандартным ставкам. Таким образом, выгода от неуплаты налогов может обернуться весьма серьезными убытками — в 2−3-кратном размере.

Для сравнения: у нас сроки по ст. 243 УК составляют от 3 до 7 лет — в зависимости от суммы ущерба, в России по ст. 199 УК РФ — тоже до 6−7 лет. Плюс взыскание недоплаченных налогов, штрафы и пеня. Так что по части жесткости и бешенства сроков мы с американцами на равных, если не круче.

Кстати, в США налоговиков карают за преступления против налогоплательщиков и бюджета не менее строго. За намеренные нарушения в сборе налогов и начисление их в излишних размерах полагается штраф до $10 тыс. и (или) лишение свободы на срок до 5 лет. Вымогательство у налогоплательщиков или сговор с другими лицами с целью нанести ущерб США путем подложных подписей и ложных записей в учетных регистрах и иных документах грозит штрафом до $10 тыс. и (или) лишением свободы до 1 года, а разглашение налоговой информации — штрафом до $5 тыс. и (или) лишением свободы до 5 лет.

Весьма интересны обстоятельства, исключающие и смягчающие уголовную ответственность за налоговые преступления в США. Здесь в качестве уважительных причин, способствующих смягчению наказания, могут приниматься незнание закона (если обвиняемый докажет, что в силу различных обстоятельств он не мог и не должен был знать о налоговых обязанностях, а потому не имел сознательного намерения уклониться от уплаты налогов), намерение уплатить налог позднее из-за нехватки средств, добровольное содействие в раскрытии преступления и возмещении ущерба, состояние здоровья, а также… добросовестное исполнение советов юриста или бухгалтера. Тем за вредные советы мало не покажется, но это — отдельная тема. Смягчает участь уклониста и хорошая репутация.

Где жестче посадка

Где справедливость

Сравним еще кое-что. Платить налоги никто не любит. Но чем больше государство пытается выжать из бизнеса и граждан, тем меньше у них желания платить. К примеру, МВФ отметил в США снижение налоговой нагрузки за последние 3 года с 26,78 до 24,3%, а в Беларуси оценивает ее в 37,8%. Правда, наш Минфин уверяет, что нагрузка 25−26% (без учета ФСЗН), но вопрос не только в том, какую долю забирают, а сколько реально денег остается у налогоплательщиков.

Читайте также: