Нужно ли платить налог при продаже участка который предоставили многодетной семье

Обновлено: 03.05.2024

Для многодетных семей одной из существенных мер государственной поддержки является выделение земельных участков для личного пользования. Обладатели такой территории могут возвести там дом, выращивать огород или просто вести сельское хозяйство. Но далеко не все льготники в действительности нуждаются в использовании земли, выданной по государственной программе.

Поэтому актуален закономерный вопрос: возможно ли компенсировать стоимость данной территории, осуществив сделку купли-продажи? Правомерным ли будет такое решение?

Льготы и статус многодетных семей

Прежде чем взять земельный участок в собственность, семье требуется официально подтвердить статус многодетности, обратившись в территориальный орган Управления соцзащиты населения. Для этого требуется соблюсти одно простое условие – воспитывать трех и больше несовершеннолетних детей.

Процедура подтверждения данного статуса имеет несколько особенностей:

  • Льготы многодетной семье будут предоставлены только при условии наличия всех требуемых документов. Родителям нужно подтвердить личность членов семьи и предоставить выписку из домовой книги о том, что дети прописаны совместно с заявителями.
  • Родители должны обязательно состоять в официальном браке, подтвердив этот факт документом, выданным в ЗАГСе. В другом случае, пользование льготами будет доступно только тому родителю, который обеспечивает их содержание и проживает совместно с ними.
  • При определении статуса многодетности учитываются все дети, включая и усыновленных.
  • Если один из малолетних иждивенцев достигает совершеннолетия, статус многодетности может быть продлен в том случае, если он будет продолжать обучение на очном отделении профессионального обучающего заведения.
  • В случае лишения законных представителей детей родительских прав, статус многодетной семьи снимается автоматически.

Многодетные семьи, подтвердившие свой статус, имеют право воспользоваться многочисленными мерами поддержки, предусмотренными законами РФ. В каждом регионе список льгот различен, но выделяется несколько единых мер, доступных во всех субъектах нашей страны:

  • Компенсация расходов коммунальных услуг;
  • Получение ежемесячных детских пособий;
  • Льготы по обслуживанию в больнице;
  • Льготы на проезд в общественном транспорте;
  • Предоставление мер, связанных с сезонным оздоровлением несовершеннолетних;
  • Первоочередное право на получение места в детских садах и школах.

Условия предоставления земли многодетным

Для получения недвижимости в личное пользование, заявителю необходимо представить следующие документы:

  1. Свидетельства о рождении всех детей, паспорта обоих родителей;
  2. Документ о статусе многодетной семьи;
  3. Справку, удостоверяющую в том, что данная семья ранее не принимала участие в программе;
  4. Заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении земли.

После того, как документы будут предоставлены в местный орган управления, данной семье присваивается номер, по которому они могут отслеживать свою очередь.

Как только заявитель получает извещение о том, что его семье предоставляется данная недвижимость, ее следует зарегистрировать на всех членов семьи в ЕГР, предварительно оплатив госпошлину.

Следующим шагом будет составление и регистрация кадастрового плана, выполнение межевания и топографическая съемка участка, выделенного семье в пользование. В основном по государственной программе выдаются участки, не превышающие 10 соток. Их вполне хватает на то, чтобы построить дом, завести огород или небольшое сельское хозяйство.

Как продать участок, выданный государством?

Для увеличения финансового состояния многие принимают решение все же продавать земельный участок, выделенный многодетным семьям. Но доступно ли это сделать законным способом?

В настоящее время в законе нет запрета и ограничений на совершение подобной сделки. Таким образом, осуществить продажу можно, но следуя условиям, поставленным местными властями.

  • Если земля находится не в собственности, а в аренде, необходимо возвести на ней какой-либо объект, а затем оформить на нее права собственности. Далее можно будет зарегистрировать земельный участок для его будущей продажи.
  • Возможен вариант, при котором земля будет в собственности семьи, но на ней наложено обременение. Ее владельцам также нужно будет возвести на ней недвижимый объект, а затем можно будет снять все ограничения и продать.
  • При долевой собственности реализовать участок можно будет только с согласия всех владельцев, включая несовершеннолетних. Получить его от их лица детей можно, если обратиться в органы опеки и предоставить им все необходимые для этого документы. Как правило, власти разрешают такого рода сделки.
  • При условии, что земля будет находиться в абсолютном праве собственности, продать ее можно будет без помех совершенно законно.

Законодательные нормы

В законодательстве РФ имеется пункт, где прописано, что многодетные семьи могут получить в собственность земельный участок тогда, когда построят на нем недвижимый объект. Во всех остальных возможна лишь аренда данной территории. Таким образом, арендатор никак не сможет продать землю, вверенную ему во временное пользование.

При этом нужно учитывать, что построенный объект должен быть обязательно введен в эксплуатацию. Собственники недвижимости в дальнейшем могут продать его вместе с землей. Органы опеки разрешают проводить подобные сделки, если они не нарушают права несовершеннолетних. Для этого следует удостоверить их в том, что будет приобретен такой же по площади или больший объект, в котором дети будут иметь доли.

В заключении нужно добавить, что каждый случай продажи земельного участка, выделенного многодетным семьям, является индивидуальным и для осуществления подобной сделки необходимо тщательно изучить местные и региональные законы.

Программа предоставления земель для многодетных семей разработана для материальной поддержки этих слоев населения.

Случается, что семья предпочитает участок продать, не желая начинать длительный и дорогостоящий процесс строительства. Может ли семья это сделать, и в каких случаях? Как проходит данная процедура рассмотрим в этой статье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Условия программы

Право на получение земли имеют многодетные семьи (о том, как получить бесплатный надел от государства за рождение третьего ребенка, узнайте тут, а здесь мы рассказали о порядке предоставления земельного участка многодетной семье). В каждом регионе количество детей в семье, называемой многодетной, устанавливается местными органами власти. Во многих регионах многодетными признаются семьи с тремя и более детьми, но в некоторых уголках страны для оформления статуса многодетности должно быть не меньше четырех детей.

Семья должна удовлетворять следующим требованиям:

  • на воспитании находятся три и больше несовершеннолетних детей либо совершеннолетние дети учатся в ВУЗе на очном отделении;
  • все члены семьи – граждане РФ, проживающие в текущем регионе не менее 5 лет;
  • родители зарегистрировали брак;
  • никто из членов семьи не владеет землей.

Важно: одна семья может воспользоваться правом на получение участка только один раз, в отношении последующих детей такое право возникать не будет.

Размер выделенного участка зависит от числа детей в семье, в среднем площадь составляет 6-15 соток. Вместо выделения земли семье может быть выплачена денежная компенсация, если в городском жилфонде нет свободных наделов.

Больше нюансов об условиях, правилах и порядке предоставления земельных наделов многодетным семьям можно узнать в отдельной статье.

Можно ли произвести продажу земли, которую бесплатно дает государство?

Предоставление участков многодетным носит целевой характер. Земли предоставляются под жилищные постройки или ведение подсобного хозяйства. Существует три варианта продажи полученной по программе земли:

  1. Участок дается в аренду на 10 лет, его разрешено продать после строительства жилья и оформления прав на землю.
  2. Участок в долевой собственности у членов семьи. Продажа участка возможна после получения одобрения органов опеки на совершение сделки. При этом нужно соблюсти интересы детей, так как они тоже являются совладельцами участка.
  3. Участок находится в собственности с обременением: владельцы земли обязуются построить на нем жилой дом. Возможно оформление прав владения на недвижимое имущество после постройки дома с последующей продажей земли и построек.

Правила оформления таких сделок отличаются в разных регионах РФ, их можно уточнить в местной администрации.

Разрешено ли это по закону?

Возможности использования земель определяются сразу же при подаче семьей заявления (под строительство, для сельскохозяйственных работ). Правила разнятся в регионах и регулируются местной администрацией.

Условия реализации ЗУ, полученного за третьего ребенка

Чтобы продажа земельного участка была возможной, необходимо соблюсти ряд требований:

  • После продажи недвижимости у семьи есть, где жить и прописать всех членов семьи.
  • Условия проживания на новом месте жительства должны быть не хуже, чем в доме, где семья проживала ранее.

Для продажи может быть две основные причины:

  1. нет денег на строительство жилого помещения;
  2. или семья не хочет жить в сельской местности.

Стоит понимать, что для получения льготы придется приложить много сил. Сразу стоит взвесить все за и против, нужен ли участок семье. Ради получения земли придется стоять в очередях, собирать много документов, посетить несколько инстанций.

Могут возникнуть проблемы и на этапе продажи: опека не всегда дает согласие на проведение сделки, а после реализации недвижимости необходимо платить налог.

Как проходит сделка — пошаговая инструкция

На практике разработан следующий алгоритм действий при продаже полученной по льготной программе земли:

  1. Выяснить условия предоставления земель (аренда, собственность с обременением, долевая собственность).
  2. В случае аренды или обременения, уточнить условия оформления прав владения участком. Как правило, это возможно сделать после строительства дома. Если нет возможности для постройки дома, от идеи продать землю придется отказаться.
  3. Построить дом на участке, находящемся в аренде, после чего оформить права на имущество.
  4. В случае долевой собственности, получить разрешение органов опеки на проведение сделки продажи. Необходимо подтвердить, что условия проживания несовершеннолетних граждан при этом не ухудшатся.
  5. После получения всех разрешений и прав на собственность, найти покупателей на объект.
  6. Составить и подписать соглашение о купле-продаже недвижимости, заверив его у нотариуса.

Считается, что надежнее способ оплаты сделки через банковскую ячейку. Конкретный способ оплаты можно описать в договоре. Для продавца важно знать, что покупатель не передумает и не откажется от сделки, и в этом случае чаще всего в договоре указывается пункт о предоплате или уплате неустойки при отказе от сделки.

Как оформить право собственности на выданный государством надел и дом?

Для регистрации прав собственности на землю и дом необходимо обратиться в Росреестр. При себе нужно иметь следующие документы:

  • заявление в письменном виде;
  • паспорта (свидетельство о рождении для лиц младше 14 лет) будущих владельцев либо нотариально заверенная доверенность при регистрации через посредника;
  • документы об уплате госналога за регистрацию с ксерокопией;
  • справка с кадастровым номером;
  • документы от муниципального органа, подтверждающие передачу прав на собственность.

И земля, и жилое здание должны находиться в долевой собственности в равных долях у каждого члена семьи (в том числе и несовершеннолетних). Эти права оформляются в документах на землю и недвижимость с указанием долей в процентах.

Необходимые документы

Поскольку собственниками льготных земель и дома становятся все члены семьи, включая детей, основной сложностью становится получение разрешения на сделку от органов опеки.

Каждый из владельцев недвижимости в долевой собственности вправе распоряжаться имуществом так, как хочет. В отношении своей доли собственники могут совершать любые действия без согласия других владельцев долей. В случае сделки с землей в собственности несовершеннолетних владельцев, необходимо разрешение обоих родителей и органов опеки.

Необходимые для этого документы составляет довольно внушительный список:

Полученные средства с продажи земли, принадлежащей несовершеннолетним лицам, должны быть перечислены на счета детей пропорционально их долям. Права на распоряжения средствами на счетах принадлежат собственникам счета, которыми они могут воспользоваться после совершеннолетия.

Предварительный и окончательный договор

Предварительный договор купли-продажи (или коротко ПДКП) представляет собой соглашение заключить сделку купли-продажи недвижимости в будущем, с указанием всех значимых нюансов сделки (сроки, цена, способы оплаты). Так, ПДКП – это фактически соглашение о намерениях совершить сделку.

ПДКП нигде не регистрируется, и это его основное отличие от окончательного договора. Нормы ПДКП регулируются статьей 429 ГК РФ.

Такой формой договора часто пользуются застройщики, банки, выдающие ипотеку, и агентства недвижимости. Часто такой договор заключают, чтобы обязать покупателя внести аванс в счет покупки недвижимости.

В договоре ПДКП присутствуют все реквизиты сторон, но он не обязывает их совершать сделку, а только удостоверяет их намерение сделку совершить.

Окончательный договор, подписанный обеими сторонами, обязует их совершить указанные в документе действия (отчуждается недвижимость у продавца и передается во владение покупателю взамен на оплату). В договоре прописываются все детали сделки: вид имущества, его местонахождение, сроки и порядок оплаты и прочее.

Сроки и расходы

Максимальный срок оформления документов в Росреестре, подтверждающих права собственника на недвижимость, составляет 14 дней (если собраны все необходимые документы). Обычно документы бывают готовы и раньше. Окончательный срок зависит от загруженности филиала и сложности сделки.

Среди расходов в качестве основного стоит отметить госпошлину на регистрацию прав на недвижимость. Есть ряд лиц, для которых оплата госпошлины необязательна: сотрудники местной администрации и госорганов власти, малоимущие граждане и собственники, вынужденные проводить сделку из-за внесений корректировок в какие-либо законы.

Для остальных граждан сумма составляет 350 рублей за с/х земли и 2000 рублей за другие типы участков. Среди дополнительных расходов могут значиться расходы на услуги агентства недвижимости, услуги межевания, геодезиста. Услуги одного специалиста составляют сумму от 5000 до 25000 рублей.

Для нотариального удостоверения документов оплачивается пошлина в 200 рублей и услуги нотариуса, цена устанавливается индивидуально (в среднем 0,3-0,6% от цены объекта или по частным фиксированным тарифам).

Особенности налогообложения

Доход с продажи земли облагается налогом на доход физических лиц, и в общем случае сумма его составляет 13% (30% для нерезидентов). Эта обязанность закреплена статьей 207 НК РФ. В качестве налоговой базы берется стоимость земли.

Обязанности уплаты налога не возникает, если земля получена в собственность до 2016 года и срок владения превышает 3 года либо семья владела участком более 5 лет при стоимости не более 5 млн. рублей.

Если земельный участок продается раньше установленного льготного срока, расчет производится одним из нижеперечисленных способов.

  1. Расходный вычет. Доходы от продажи уменьшаются на сумму затрат по покупке земли (включая проценты по кредиту, услуги риэлтора). На остальную сумму уплачивается налог по ставке в 13%.
  2. Имущественный вычет. Размер вычета составляет 1 млн. рублей и не должен превышать эту сумму в одном налоговом периоде. Сумма, уменьшенная на стоимость вычета, облагается налогом по ставке 13%.

В случае применения первого способа все расходы должны быть подтверждены документально.

При продаже земли, находящейся в долевой собственности, имущественный вычет может быть использован один раз и применяется на всю сумму сделки (то есть на весь объект целиком). При продаже долей по различным договорам право воспользоваться имущественным вычетом остается у продавцов в отдельности на сумму 1 млн. рублей для каждого.

Как подтверждает практика, продать земельный участок, полученный на третьего ребенка можно. Нужно только учитывать особенности такой сделки и выполнять законодательно закрепленные условия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Многодетные семьи относятся к одной из предусмотренных законодательством льготных категории жителей РФ, которым государство оказывает социальную и материальную поддержку, в том числе и в виде предоставления земельного участка в пределах населенного пункта для строительства жилья.

Предлагается рассмотреть, на каких условиях многодетные семьи могут рассчитывать на предоставление земли, а также условия и процедуру продажи предмета государственной помощи.

Статус многодетной семьи

Получить социальный статус можно при условии, что на иждивении семьи находится не менее 3 детей (рожденных или усыновленных). Это основополагающее требование, при соблюдении которого законом предусматриваются льготы и преференции со стороны государства.

Для оформления статуса многодетной семьи потребуется обратиться в территориальное подразделение Управления труда и социальной защиты населения.

Требования для получения социального статуса

Чтобы оформить государственную помощь в качестве многодетной семьи потребуется предоставить:

  • документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • выписку из домой книги, с указанием несовершеннолетних детей, проживающих на одной жилплощади;
  • заявление установленного образца на предоставление статуса многодетной семьи;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости, в котором проживают потенциальные получатели льготы;
  • свидетельство о браке.

Важно! Если после оформления статуса многодетной семьи один из детей достиг совершеннолетия, то право на дальнейшее получение государственной поддержки утрачивается, при условии, что ребенок не обучается в ВУЗе на очном отделении.

Если супруги официально не регистрировали брак, то государственная помощь оформляется на одного из родителей, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети.

Получение земельного участка

Земельный надел предоставляется многодетным семьям из собственности государства или муниципалитета.

Внимание! Размер земельного участка для каждой из обратившихся семей может отличаться, однако не может превышать 15 соток. Окончательная площадь передаваемой в собственность земли определяется местными органами власти с учетом количества детей в многодетной семье. Как правило, размер предоставляемого участка составляет до 10 соток.

Земельный участок выделяется в пределах населенного пункта, где проживают супруги, однако администрации городов часто сталкиваются с трудностями предоставления земли по месту проживания льготной категории граждан.

В таких случаях участок закрепляется за пределами населенного пункта или области.

Для получения земли в качестве государственной помощи необходимо обратиться в органы местной власти с заявлением о постановке в очередь.

К заявлению прилагается пакет документов в 2 экземплярах, один из которых с отметкой о принятии возвращается заявителю по завершении проверки.

Законодательством установлен 30-дневный срок для рассмотрения поданной документации, по истечении которого заявителю сообщается о принятом решении. В исключительных случаях период может быть сокращен до 3 дней.

Если ответ положительный, то многодетная семья ставится в очередь. К сожалению, высокий спрос на земельные участки зачастую приводит к необходимости длительного ожидания и пропуску установленных сроков предоставления выдела.

О приближении очереди и наличии подходящего варианта орган местного самоуправления уведомляет претендента.

В течение 5 дней с момента уведомления, заявитель обязуется согласиться или отказаться от предложенной земли.

На каких условиях предоставляется земля?

Для получения земельного участка потребуется соблюсти ряд условий:

  • На иждивении супругов или одного родителя должно находиться не менее 3 несовершеннолетних детей. Исключением является ребенок, получающий образование на очном отделении. В такой ситуации граничный возраст, позволяющий оформить льготу, повышается до 23 лет.
  • Обязательное наличие регистрации в регионе получения земли не менее 5 лет.
  • Официальная регистрация брака.
  • Наличие гражданства РФ.
  • Отсутствие недвижимости в собственности.

Важно! Получить земельный участок в рамках государственной программы помощи можно единожды, независимо от региона проживания.

Реализация земельного участка

Бесплатное получение земли — ощутимая помощь многодетной семье, однако дальнейшая его застройка требует немалых финансовых вложений. В некоторых случаях супруги принимают решение продать землю, а вырученные деньги потратить на иные цели.

Можно ли продать участок, выделенный многодетной семье?

Получатель земельного участка может его продать, однако потребуется пройти ряд сопутствующих правовых процедур, чтобы сделка считалась правомерной и не противоречила действующему законодательству.

Сложность заключается в том, что земля, предоставленная в рамках государственной программы помощи, переходит в собственность при условии возведения на ней недвижимости для жилья. Получая надел, льготная семья получает статус арендаторов, и распорядиться наделом путем его продажи не получится.

После завершения строительства и приема жилья в эксплуатацию, право собственности на землю и размещенные на ней объекты переходят всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних детей.

При каких условиях продажа земли не разрешается?

Законодательно установлены ограничения на право распоряжения предоставленным земельным участком до тех пор, пока на нем не будет построен дом. В противном случае надел передается только в аренду. Кроме того, построенный объект недвижимости в обязательном порядке должен быть введен в эксплуатацию.

Как продать земельный участок, выданный многодетной семье?

При продаже предоставленного в рамках государственной программы помощи земельного участка собственник обязан руководствоваться федеральными и региональными нормами законодательства.

Оформление договора

После получения земельного участка в собственность владелец может приступить к продаже. На практике применяют следующий алгоритм действий:

  • Согласовать с органами опеки возможность продажи земельного участка при условии, что жилищные условия несовершеннолетних детей не будут ухудшены.
  • Найти потенциального покупателя на землю и объекты недвижимости, размещенные на ней.
  • Подготовить договор купли-продажи с последующим заверением у нотариуса.
  • Получить денежные средства, а новому владельцу приступить к переоформлению права собственности.

Важно! Во избежание отказа покупателя от приобретения рекомендуется оговорить в договоре обязанность внести частичную предоплату либо оплатить неустойку за нарушение условий соглашения.

Проверка договора

При заключении сделки купли-продажи важно уделить внимание следующим нюансам:

  • указать сумму, порядок и способ оплаты;
  • четкое описание предмета договора — земельного участка с размещенными на нем объектами;
  • приложить правоустанавливающие документы — кадастровый паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности;
  • акт приема-передачи денежных средств и недвижимости;
  • дополнительное соглашение — при наличии;
  • протокол разногласий и его согласования — если таковые имеются.

Список необходимых документов

Для заключения сделки потребуются следующие документы:

  • Документы, удостоверяющие личность сторон — долевых собственников и покупателя.
  • Акт органа местного самоуправления, свидетельствующего о выделе земли.
  • Межевой или технический план.
  • Подробная схема распределения долей.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Срок регистрации сделки займет не более 1 недели. По истечении указанного периода новые собственники получают правоустанавливающие документы на приобретенную недвижимость.

Поиск покупателей

Существует огромное количество способов найти потенциальных покупателей на земельный участок, находящийся в собственности. Самым оптимальным является подача платного объявления на специализированной интернет-площадке, связанной с размещением объявлений. Можно воспользоваться услугами риелтора, однако потребуется понести дополнительные затраты на выплату комиссионного вознаграждения.

Заключение и регистрация сделки

Чтобы продать конкретный земельный участок, потребуется наличие правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на имущество. Дополнительно необходимо позаботиться о своевременном оформлении технического паспорта на объекты недвижимости, возведенных на земельном участке.

Кроме того, последним основополагающим документов является кадастровый паспорт на землю. Обязанность по регистрации покупки возлагается на покупателя, а расходы оплачиваются по согласованию сторон в сделке купли-продажи.

У вас остались вопросы?

Государственные программы помогают особым категориям населения, предоставляя льготы и бесплатные земельные участки. Но не всегда выделенная территория необходима гражданам. И они стремятся ее реализовать. Поэтому интересуются, можно ли продать земельный участок, выделенный многодетной семье в соответствии с законодательными нормами.

Порядок предоставления земельных участков

Порядок реализации земельной государственной программы имеет свои условия в каждом конкретном регионе. Поэтому уточнять детали необходимо на местном уровне администраций.

Положения по территориальным субъектам во многом схожи, так как за основу берут один и тот же общепринятый акт. Однако ввиду отличий экономического и земельного состояния в разных регионах, расхождения между условиями и требованиями будут. Вопрос о том, можно ли продать участок, выделенный многодетной семье, возникает после того, как они узнают, что эта земля полагается.

Какие документы нужны

Для оформления земельного участка понадобится собрать пакет документов, который включает следующие бумаги.

  1. Письменное заявление на оформление участка земли. Составляется в соответствии с образцом. Бланк заявки выдают сотрудники администрации. Если примера нет, то можно попросить помощи консультанта. Главное при заполнении не забыть указать цель и основание для получения участка.
  2. Копии паспортов обоих супругов из многодетной семьи. Также при подаче заявки нужно взять с собой оригиналы для подтверждения личности.
  3. Оригиналы и ксерокопии детских свидетельств о рождении.
  4. Копии и оригинал свидетельства о заключении брака.
  5. Для подтверждения факта совместного проживания супругов необходима выписка из домовой книги.
  6. Для совершеннолетних детей необходимо документальное подтверждение очного обучения в вузе.
  7. Соответствующая выписка из ЕГРН, которую можно получить в представительствах Росреестра, Кадастровой палаты или в Многофункциональных центрах.

В некоторых случаях сотрудники администрации запрашивают дополнительные бумаги:

  • если фамилия или имя одного из супругов были изменены, то нужно приложить к заявлению свидетельство о замене;
  • если в паспорте нет отметки о месте регистрации, то требуется предоставить справку от Управления Федеральной миграционной службы по месту жительства;
  • форма 4 или форма 25 из ЗАГСА, которые свидетельствуют о расторжении брака или смерти супруга.

В зависимости от условий и обстоятельств конкретной ситуации может понадобиться наличие и других документов и справок.

Можно ли произвести продажу земли, которую бесплатно дает государство

Если граждане не нуждаются в участке земли, то они пытаются реализовать ее. Однако не все знают, можно ли сделать это по закону.

Производить продажу земли, которую государство дает многодетным семьям бесплатно, можно. Однако это удастся только после того, как она будет официально оформлена в собственность. Если супруги не прошли этапы получения и в их распоряжении пока что только договор, осуществить эту процедуру невозможно.

Условия реализации земельного участка полученного за третьего ребенка

Перед реализацией нужно проверить соблюдение всех требований закона. Чтобы знать, как продать землю для многодетных семей, надо уточнить важный момент.

Таковым является оформление права собственности на участок. Это единственный критерий для продажи земельного участка, который дают многодетным бесплатно.

Разрешено ли это по закону

Перед тем, как решаться продать землю, нужно уточнить данную возможность в рамках законодательных норм. И это проверяется на субъектовом уровне.

Закон разрешает продавать участки, которые перешли многодетным семьям от государства бесплатно. Однозначного закона по данному вопросу нет. Ведь каждый регион регулирует его по-своему.

Как проходит сделка

Сделка проходит по стандартному алгоритму, этапы которой отражены ниже.

  1. Заключается договор купли-продажи. Он содержит предмет и цену сделки, то есть подробное описание и содержание земельного надела, конечную стоимость за него.
  2. Подготовка и представление пакета документов в региональные представительства Росреестра.
  3. Финальный шаг – получение выписки из ЕРГН. Эта справка будет документальным подтверждением факта проведения государственной регистрации. Забрать ее нужно лично, либо по запросу получить ее копию в электронном виде.

Если срок владения землей меньше установленного, то с дохода от продажи придется оплатить НДФЛ.

Документы могут быть предоставлены в региональные представительства следующим образом.

  1. Лично в отделении Росреестра или в Многофункциональных центрах. Это можно сделать в филиале организаций вне зависимости от места регистрации и проживания заявителя, местонахождения самого земельного участка.
  2. Заказным почтовым отправлением. Для этого заявляют о ценности письма, описывают его вложения и запрашивают уведомление о вручении его представителям госорганов.
  3. Электронным обращением. Вместо оригиналов документов подаются их отсканированные копии, а заявка оформляется на официальном сайте Росреестра.

Как оформить право собственности на выданный государством надел и дом

Порядок оформления права собственности происходит следующим образом:

  • собирается пакет документов (их перечень описан ниже);
  • заполняется заявление в строгом соответствии с предоставленным образцом;
  • оплачивается государственная пошлина в оглашенном размере;
  • ожидается рассмотрение заявления и анализа документов соответствующими органами;
  • получается документ, подтверждающий отметку в ЕГРП.

Если государственные служащие найдут недочеты в документах, они имеют право отказать заявителю в оформлении права собственности.

Необходимые документы

Перед оформлением участка в собственность, нужно собрать стандартный набор документов:

  • оригинал и копии паспортов заявителей;
  • чек об оплате государственной пошлины;
  • свидетельство о правах на получении участка;
  • кадастровый паспорт земельного надела;
  • стандартная форма заявления с просьбой об оформлении земли в собственность.

Дополнительно сотрудники службы вправе требовать другие документы.

Предварительный и окончательный договор

При оформлении процедуры купли-продажи иногда применяется предварительный и окончательный договоры.

Предварительный договор – соглашение между двумя сторонами сделки, свидетельствующее о намерениях заключить договор в будущем. Он не порождается обязательств и прав.

Окончательный договор – классическая форма договора, которая уже порождает обязательства и права, связанные с материальными благами. Именно он принимается во внимание государственными органами.

Сроки и расходы

Так как многодетная семья состоит из граждан, являющихся физическими лицами, то оплачивается госпошлина в размере 1 000 рублей. Однако цена может возрасти, если планируется строительство.

Особенности налогообложения

При продаже участка придется уплатить НДФЛ. Однако его размер уменьшается при применении налогового вычета или снижении стоимости сделки, чтобы перекрыть налоги.

Автоматически новые владельцы наделов становятся налогоплательщиками за него. За ними также закрепляется право пользования вычетом по имущественному налогу, если участок предназначен для ИЖС или размещен под домом, который приобретают.

Для уточнения, можно ли продать землю, выделенную многодетной семье, нужно обратиться к законодательству. И гражданин получит положительный ответ. Однако это влечет за собой финансовые затраты и требует оформления права собственности.


Дети – это всегда радость, но нужно понимать, что у многодетной семьи помимо радости, возникает ряд сложностей. Одной из ни остается проблема с жильем. Государство позаботилось об этом, так что выдает многодетной семье участок под постройку жилья.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Предусмотрено ли такое право действующим законодательтсвом?

Рассмотрим этот вопрос более подробнее. Сведения из закона Согласно ст.39.6 Земельного кодекса РФ, многодетные семьи, у которых 3-х и более детей, имеют право по закону претендовать на земельный участок в свою собственность, чтобы построить на нем индивидуальное жилье или вести на нем личное хозяйство (как получить ЗУ многодетной семье?). Причем законодательство выдвигает свои условия.

Граждане обязаны нуждаться в жилых помещениях и находиться на учете в соответствующих органах, как те, что нуждаются в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 39.3 ЗК РФ продать земельный участок, выделенный многодетной семье, можно только в случае если все здания сооружения или помещения у них находятся в ее частной собственности.

Все собственники таких зданий построек должны обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ст.39.20 ЗК РФ. Возможно ли?

Можно ли осуществить продажу полученного земельного участка?

Ответить однозначно на этот вопрос не получится. В принципе, это сделать реально, если при этом соблюдать определённые условия. Участок земли, данный многодетной семье, не является их личной собственностью, до того момента, пока они не построят там свой дом. А арендаторы не обладают правом продавать то, что не является их собственностью.

Так что перед продажей участка предстоит официально подтвердить свое право на собственность. Как только постройка дома будет окончена, и он запущен в эксплуатацию, его вместе с участком отправляют в собственность не только родителей, но и их несовершеннолетних детей. Они также имеют долю в собственности и участвуют в ней.

Что может указывать на запрет?

Если многодетная семья решила продать земельный участок, то ей стоит ознакомиться со следующими запретами, которые прописаны в договоре с государством:

На каких условиях оформляют собственность?

Если обратиться к действующему законодательству, то получить точный ответ относительно продажи территориального участка не получится. Так как земельный участок предоставлен на основании региональных законных норм, то возможны следующие варианты продажи:

  1. Земельный участок предоставляется не в собственность семьи, а в аренду. Это говорит о том, что семья не имеет права проводить с ним никаких финансовых операций. Как только дом на территории будет построен, то можно оформить в собственность земельный участок.
  2. Участок земли отдается в личную эксплуатацию сразу, но с обременением. Это говорит о том, что в обязанности семьи входит постройка дома. После этого возможна продажа по схеме, обозначенной в предыдущем пункте.
  3. Территория может быть отдана в долевую собственность. Причем в доле будут находиться и несовершеннолетние члены семьи. Этот вариант наиболее подходящий для МО.

Продажа участка реализуется при согласовании органов опеки. Так что в процессе оформления документации должны приниматься во внимание интересы детей.

Подробная инструкция

Проверка договора

Совершить различные юридические сделки без договора о праве собственности не получиться. Договор купли продажи участка земли содержит приложения:

  • график платежей;
  • описание земельного участка;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • свидетельство о государственной регистрации права.

Договор содержит сопутствующую документацию:

  • акт приема-передачи недвижимости;
  • дополнительное соглашение;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий.

Подготовка документов

Для проведения оформления продажи участка земли, выданного многодетной семье, следует собрать следующий пакет документации:

Поиск покупателей

Чтобы отыскать покупателей на участок, желательно прорекламировать его в СМИ:

  • газетах;
  • интернете;
  • на телевидении.

Как только покупатель будет найден, то нужно взять с него задаток. Это позволит не растерять потенциальных покупателей и не затратить деньги на очередное информирование о продаже, если потенциальный клиент откажется от сделки.

Заключение сделки

Составление и оформление договора купли-продажи выполняется у нотариуса. Как только он будет составлен и подписан, то стоит составить и подписать акт приема-передачи объекта недвижимости. Как только эти процедуры были окончены, то права и ответственность возлагается на покупателей. Они дальше смогут зарегистрировать свои права собственности.

Как только земельный участок был оформлен у нотариуса, то продавцу выдается на руки копия договора купли-продажи объекта у многодетной семьи. Также он получает квитанцию об оплате налога, если у продавец обязан его уплатить.

Покупателю на руки выдается:

  1. Копия договора купли-продажи.
  2. Информационная справка, выданная из государственного реестра, которая подтверждает регистрацию права собственности.

До того, как будет окончена сделка оформления участка у нотариуса, нужно, чтобы продавец и покупатель решили, кто будет вносить денежные средства за услуги нотариуса. После этого обе стороны подписывают документы, покупатель отдает продавцу необходимую сумму денег и на этом сделка завершена.

Каждая семья, в которой три и больше несовершеннолетних детей (не играет роли своих или приемных), располагает правом на получение бесплатного земельного участка. Читайте наши статьи о том, какие документы нужно подготовить, как встать в очередь и узнать номер, а также можно ли вместо земли получить деньги или квартиру.

Государство всячески поддерживает своих граждан, которые повышают демографический рост населения. Если в семье 3 и более человека, то она признается многодетной. Земельный участок, который является полученным от государства может быть использован для улучшения жилищных условий семьи или быть продан, но только при соблюдении определённых условий, одним из которых остается постройка дома и согласие на продажу несовершенных детей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: