Облагаются ли ндс рекламные услуги

Обновлено: 25.05.2024

Разберемся, на какой системе налогообложения выгоднее работать диджитал-агентствам, как снизить налоговую нагрузку и получать дополнительный доход. Текст поможет составить общее представление о теме, но без консультации бухгалтера не обойтись в любом случае.

Ведете рекламу клиентам?

Разбираемся с понятиями: ОСН и УСН

УСН — это упрощенная система налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели на УСН не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество, их заменяет единый налог. Работать на УСН может не каждый, есть ряд требований:


Условия применения УСН. Источник: сайт ФНС.

Размер единого налога на УСН зависит от объекта налогообложения — того, с чего именно вы будете платить налог. Объект налогообложения выбирает сам налогоплательщик, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.

Есть два варианта для объекта налогообложения на УСН:

Узнать налоговую ставку для конкретного региона можно на официальном сайте ФНС. Например, в Санкт-Петербурге она будет такой:


Как мы обозначили выше, ИП и юрлица на УСН освобождены от уплаты НДС. Но если к компании на УСН обращается крупный клиент, который является плательщиком НДС, надо искать удобную схему работы. Далее мы на примерах разберем, как действовать компаниям и ИП на УСН и ОСН, когда клиент просит или не просит счет-фактуру.

Представим: мы работаем на УСН, к нам обратился крупный клиент

И хочет, чтобы мы запустили ему рекламу в Яндекс.Директе. Допустим, его бюджет на рекламу — 100 ₽ (специально возьмем сумму поменьше, чтобы было удобнее считать).

Чтобы потратить на рекламу 100 ₽, мы должны перевести в Яндекс.Директ 120 ₽ (так как необходимо заплатить еще и 20% НДС). Почему при оплате рекламы мы должны платить НДС, если работаем на УСН: мы приобретаем услуги у компании, которая работает на ОСН, поэтому платим НДС, включенный в стоимость услуг.

Не забудем и о дополнительных расходах, которые будут влиять на итоговый счет, выставленный клиенту. Например:

  • Аренда офиса: 10 ₽.
  • Заработная плата: 30 ₽.
  • Налоги с фонда оплаты труда сотрудников: 10 ₽.

Посчитаем сумму счета для клиента: 120 + 10 + 30 + 10 = 170 ₽. Добавим сюда еще 2 ₽ за дополнительные услуги и выставим клиенту счет на 172 ₽. Возможность уменьшения налоговой выплаты зависит от того, нужен ли клиенту счет-фактура.

УСН: клиент не просит счет-фактуру

Вспомним, сколько нам заплатит клиент и сколько мы потратим:


Если следовать этой схеме, то наш доход: 172 − 170 = 2 ₽.

Казалось бы, всё хорошо, если взять реальные суммы. Но не следует забывать, что при УСН мы должны еще заплатить единый налог.

Напомним, единый налог зависит от объекта налогообложения.:

Если в прошлом году вы заплатили минимальный налог (1%), то в этом году при уплате единого налога можно учесть сумму, на которую минимальный налог превысил единый налог. Но это далеко не всё: подробный список можно найти в статье 346.16 НК РФ.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда вы работаете на УСН и ваш клиент просит счет-фактуру.

УСН: клиент просит счет-фактуру

Представим, что к нам обратился крупный клиент, который является плательщиком НДС, ему потребуется счет-фактура. В этом случае мы должны будем перевести в бюджет сумму НДС. Основание — пункт 5 статьи 173 НК РФ.

Возвращаемся к уже знакомой нам таблице и смотрим, что изменилось:


Считаем: 143 − (120 + 10 + 30 + 10) = −27. В итоге имеем убыток 27 ₽. И при этом мы не можем возместить НДС с перевода в рекламную систему. Основание — постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда мы работаем на ОСН.

Представим: мы работаем на ОСН, к нам обратился крупный клиент

Теперь у нас основная система налогообложения, а это значит, что мы являемся плательщиками НДС. Как и в случае с УСН, рассмотрим две ситуации: когда клиент просит и не просит счет-фактуру.

ОСН: клиент не просит счет-фактуру

В этом случае клиент может платить деньги нам напрямую, а мы самостоятельно будем переводить их в рекламные системы и актировать. Наша таблица будет выглядеть так:


Считаем прибыль: 172 − (120 + 10 + 30 + 10) + 20 = 22 ₽.

Так как работаем на ОСН, можем применить вычет по НДС (в примере выше это уже учтено).

Теперь рассмотрим кейс, когда мы работаем на ОСН и наш клиент просит счет-фактуру.

ОСН: клиент просит счет-фактуру

В этом случае наша таблица будет выглядеть так:


Считаем: 143 − (120 + 10 + 30 + 10) + 20 = −7. В итоге мы получили убыток 7 ₽, даже приняв во внимание то, что можем возместить НДС (20 ₽).

Откуда убыток? Разберемся.

Есть понятие — налоговый вычет. Это сумма, которая может уменьшить налогооблагаемую базу. В нашем случае получается, что агентство может применить налоговый вычет за НДС, уплаченный при переводе денег в рекламную систему. А также налоговый вычет смогут применить клиенты агентства, которые работают с НДС.

Еще есть входящий и исходящий НДС:

Вернемся к нашему примеру. Исходящий НДС − входящий НДС = (172 − 172 ÷ 1,2) − (120 − 120 ÷ 1,2) = 28 − 20 = 8 ₽.

  • Мы работаем на ОСН.
  • Клиент платит деньги нам напрямую, мы самостоятельно их актируем.
  • Мы сами переводим деньги в рекламную систему.
  • Клиент хочет перевести нам 120 ₽, вся эта сумма пойдет на оплату рекламы.
  • Мы выставляем счет клиенту на 120 ₽ (он уже включает НДС 20%).
  • Мы обязаны заплатить 20 ₽ государству.
  • Декларация по НДС сдается по итогам квартала, сумма налога выплачивается в течение следующего квартала.
  • Мы переводим 120 ₽ на рекламу в Яндекс.Директ и получаем счет с включенным НДС.
  • Благодаря налоговому вычету мы компенсируем 20 ₽.

Но не всё так просто:

  • Обычно за один отчетный период откручивается 80–90% всех денег, которые клиент платит агентству.
  • Сумма расходов для налогового вычета уменьшается.
  • На практике в отчетный период удается вернуть не 20% от расходов, а 14–16%.

История примерно такая:


В итоге: 20 − 19,2 = 0,8 ₽ (эта сумма — наш долг государству). Возместить 0,8 ₽ мы сможем только тогда, когда потратим на рекламу оставшиеся 24 ₽, которые нам заплатил клиент.

Подведем итог всему, что разбирали выше.

ОСН или УСН: итоговое сравнение


Судя по этой таблице, работать на УСН выгоднее. Но есть проблемы: если к нам обратится крупный клиент, который является плательщиком НДС, то мы можем согласиться работать с ним, но при этом должны платить НДС без возможности его возместить.

А есть еще третий вариант — работать с такими клиентами через eLama.

Агентство на УСН и крупный клиент: схема работы через eLama

  • Ваш клиент самостоятельно переводит деньги на рекламу в eLama.
  • Вы работаете на аккаунте клиента в eLama: переводите деньги в рекламные системы, запускаете рекламу и так далее.
  • eLama самостоятельно предоставляет вашему клиенту необходимые закрывающие документы, в том числе и счет-фактуру, который нужен для заявки на вычет НДС.

Почему это выгодно агентству на УСН

  • Вы можете прекрасно работать с клиентом, который является плательщиком НДС, а все вопросы с документами будет решать eLama.
  • Агентство получает удобный кабинет для работы: единый кошелек, с помощью которого можно распределять деньги на рекламные системы, а также доступ к 15+ инструментам для всех этапов работы с рекламой.
  • У eLama есть партнерская программа для агентств и фрилансеров. Ее участники могут получать ежемесячное агентское вознаграждение. Подробнее о партнерской программе — далее.

Партнерская программа eLama для агентств и фрилансеров

В партнерской программе eLama могут участвовать юридические лица и ИП из РФ на ОСН и УСН, а также физические лица.

Чем интересна партнерская программа eLama

  • Один кабинет для работы и единый бюджет, с которого удобно распределять деньги на разные системы и сервисы.
  • eLama предоставляет закрывающие документы для каждого вашего клиента. Вы можете получать ежемесячное агентское вознаграждение.
  • Юрлицам и ИП доступна кредитная линия. Это возможность оплачивать рекламные расходы с отсрочкой. Получить кредитную линию можно после проверки специалистами eLama по финансам.

Чтобы получать ежемесячное агентское вознаграждение, нужно:

  • Самостоятельно вести рекламу через eLama минимум 3 клиентам.
  • Суммарный оборот клиентов в рекламных системах должен быть не менее 30 000 руб/мес без НДС.

Максимальный размер ежемесячного вознаграждения — 10% от оборотов клиентов в рекламных системах.

Всю информацию о партнерской программе и ежемесячном вознаграждении можно найти в подробных условиях →


Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Со справочно-правовой системой КонсультантПлюс вы будете держать руку на пульсе НДС: изменения, примеры расчетов, разбор сложных ситуаций, судебная практика.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Интересные примеры по электронным услугам

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также: