Облагается ли ндс простой транспортного средства

Обновлено: 28.06.2024

Для ответа на этот вопрос в первую очередь нужно определить суть платежа, взимаемого за простой: это штраф или услуга? Ведь если это штраф, тогда плата за простой не должна включаться в базу обложения НДС ( п. 188.1 НКУ), а если это услуга — то сумма, уплачиваемая за время простоя, является объектом обложения НДС.


Правовая природа платы за простой в законодательстве четко не урегулирована. Хотя нам не привыкать .

Если заглянуть, к примеру, в п. 142 Устава автомобильного транспорта*, то там простоем автомобиля считается задержка или неиспользование транспортного средства сверх установленных сроков. Логично в этом свете плата за простой определена именно как штрафная санкция.

Подчеркнем: в качестве штрафной санкции вышеназванный Устав определяет плату именно за сверхнормативный простой автотранспорта (когда транспорт задержали /использовали сверх нормы времени, установленной договором).

На практике, как правило, в договоре перевозки устанавливают:

— нормативные сроки простоя (получается, что с точки зрения Устава это вообще не простой). Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией в любом случае считаться не может! А значит, является компенсацией стоимости услуги и должна облагаться НДС;


Ведь в этом случае имеем дело с выполнением сторонами договорных обязательств в установленный ими срок.

— сверхнормативные сроки простоя. Оговорки в договорах на практике могут быть самыми разными. Одни прямо определяют плату за свехнормативный простой как штрафную санкцию, другие ограничиваются фиксацией стоимости каждого часа сверхнормативного простоя без указания на то, что это штрафная санкция.

Хозсуды в большинстве случаев склонны считать, что плата за сверхнормативный простой является по своей природе штрафной санкцией за невыполнение обязательства в установленный срок.


См., в частности, решения Хозяйственного суда Винницкой области от 12.07.2016 г. по делу № 902/1586/15 и Хозяйственного суда Киевской области от 12.03.2013 г. по делу № 5/103-12.

Собственно говоря, в случае сверхнормативного простоя действительно можно считать, что сторона не выполнила обязательство в установленные договором нормативные сроки, а значит, это является ничем иным, как нарушением договорных обязательств.

Впрочем, есть и решение ВАСУ, в котором суд признает, что демередж не может считаться штрафной санкцией — это не что иное, как плата за дополнительное время пребывания судна под разгрузочно-погрузочными работами, предусмотренная условиями договора (определение ВАСУ от 29.10.2013 г. по делу № К/9991/43317/12).


Впрочем, налоговики считают, что даже простой в течение контрсталийного времени является штрафной санкцией ( письмо ГФСУ от 12.01.2016 г. № 355/6/99-99-19-03-02-15).

Учитывая законодательную неурегулированность вопроса, очень важное значение имеет то, как стороны в договоре пропишут условия о плате за простой.


Отметим и такой риск. Если, к примеру, вы обозначите сверхнормативный простой в качестве платы за услуги (а не как штраф) и начислите НДС, то учитывая мнение о том, что сверхнормативный простой — это санкция, налоговики могут снять налоговый кредит у заказчика по этой сумме .

Плата за сверхнормативный простой — штраф. Выплачиваемые заказчиком суммы за сверхнормативный простой не облагаются НДС. Ведь согласно п. 188.1 НКУ в состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), полученные налогоплательщиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. Поэтому перевозчик, получивший штраф от заказчика, не должен составлять налоговую накладную. Понятно, что у заказчика, уплачивающего штраф, не может быть и мыслей о налоговом кредите по НДС.


По факту признания штрафа заказчик делает проводку Дт 948 — Кт 631 (685); а перевозчик — Дт 374 — Кт 715.

Читайте также: