Налог на гараж беларусь

Обновлено: 16.06.2024

О том, что продажа физлицом квартиры или жилого дома облагается НДФЛ, знают многие. Договоров о купле-продаже гаражей заключается меньше, поэтому с налогообложением таких сделок сталкивалось гораздо меньшее число налогоплательщиков. Расскажем о том, платят ли налог с продажи гаража бывшие собственники недвижимости.

Нужно ли платить налог с продажи гаража

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ, с доходов от реализации недвижимости, находящейся на территории РФ, уплачивается НДФЛ. Соответственно, с продажи гаража надо платить налог, так как реализация такого имущества относится к облагаемым операциям. Однако в НК РФ перечислен ряд условий, при которых бывший собственник может быть освобожден полностью или частично от перечислений в бюджет.

В каких случаях не нужно платить налог с продажи гаража

  • договора дарения или по наследству от близких родственников (детей, родителей, бабушек, дедушек и т.п.);
  • приватизации недвижимости;
  • договора ренты.

Резидентами считают людей, которые пробыли в РФ более 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Период владения определяется с момента регистрации недвижимости в Росреестре, либо по дате получения акта приема-передачи имущества в гаражно-строительном кооперативе при условии внесения полного паевого взноса (письмо ФНС от 17.06.2021 № БС-19-11/237@).

Какой налог платится с продажи гаража

Для целей налогообложения доходом будет считаться большая из величин – сумма, указанная в договоре купли-продажи или 70% от кадастровой стоимости объекта (п. 2 ст. 214.10 НК РФ). Для определения суммы налога с продажи гаража доход умножают на действующую ставку:

  • для резидентов РФ — 13% (п. 1.1 ст. 224 НК РФ);
  • для нерезидентов — 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Резиденты РФ могут уменьшить налог с продажи гаража, если воспользуются имущественным вычетом по своему выбору (п. 2 ст. 220 НК РФ):

  • 250 000 руб.;
  • расходы, понесенные при приобретении объекта, подтвержденные документально (даже если затраты нес наследодатель или даритель, но не заявлял о них ранее).

Для нерезидентов вычетов в НК РФ не предусмотрено.

Пример 1

Смирнов продал свой гараж в первый год владения им за 230 000 руб. При этом он решил применить вычет 250 000 руб. Кадастровая стоимость объекта – 200 000 руб. (70% от кадастровой стоимости = 140 000 руб., поэтому налоговая база определяется по более высокой сумме сделки).

Так как 230 000 руб. меньше, чем имущественный вычет в 250 000 руб., налог с продажи гаража, в собственности Смирнова находившегося менее года, не начисляется.

Пример 2

Сидоров в 2021 году заключил договор о продаже гаража за 400 000 руб. В собственности Сидорова недвижимость числилась 1,5 года. Платежных документов на приобретение объекта не сохранилось. Кадастровая стоимость объекта 580 000 руб.

Т.к. 70% от кадастровой стоимости больше, чем сумма, указанная в договоре, налогом облагается сумма 406 000 руб. (580 000 х 70%). Чтобы уменьшить сумму к уплате, Сидоров заявил в декларации имущественный вычет 250 000 руб. Налог с продажи гаража в 2021 г. составит (406 000 – 250 000) х 13% = 20 280 руб.

Пример 3

Петров продает капитальный гараж за 1 млн руб. 2 года назад он покупал его за 850 тыс. руб., о чем сохранились документы. Кадастровая стоимость недвижимости 1 020 000 руб. Так как 70% кадастровой стоимости (1 020 000 х 70% = 714 000 руб.) меньше, чем сумма, полученная по договору, облагаемый доход составит 1 млн руб.

Какой налог с продажи гаража заплатит Петров? Т.к. имеются документально подтвержденные расходы на приобретение, сумма к уплате составит (1 000 000 – 850 000) х 13% = 19 500 руб.

Затраты должны быть подтверждены документами – копиями договора на покупку, расписками продавца о получении средств, банковскими выписками, квитанциями и т.п.

Подача декларации

О полученных доходах и начисленном налоге в ИФНС необходимо сообщить до 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 229 НК РФ). Для этого подается декларация 3-НДФЛ, форма которой меняется ежегодно.

С 2020 г. действуют правила (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ), согласно которым, если продавец не отчитается о доходе, ИФНС сама начислит налог с продажи гаража от суммы сделки (запросив пояснения у налогоплательщика) либо от 70%-ной стоимости объекта по кадастру, если у налоговиков не будет информации о цене сделки (п. 3 ст. 214.10 НК РФ). При этом налоговики учитывают имущественный вычет в 250 000 руб. Кроме того, бывшему собственнику предъявят штраф – по 5% от неуплаченного налога за каждый месяц опоздания с отчетом, но не более 30% от суммы неуплаты налога и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ), плюс пени.

Кроме этого, с 2021 года, благодаря Федеральному закону от 02.07.2021 № 305-ФЗ, можно не отчитываться в ИФНС, если сумма дохода от продажи нежилого объекта составляет не более 250 000 руб., то есть, не превышает размер налогового вычета. Для проверки налоговики имеют право запросить у бывшего собственника гаража пояснения.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Летом в НК РФ внесли изменения, предусматривающие единый подход к обложению гаражей и машино-мест физических лиц налогом на имущество. Они должны применяться при подсчете сумм налога за 2017 г., которые указываются в рассылаемых налоговых уведомлениях. Видимо, на этом этапе у инспекций и возник вопрос, можно ли к определенным гаражам применить особую - повышенную - ставку налога.

И Минфин ответил на него утвердительно.

Мы уже рассказывали о том, что этим летом законодатель установил одинаковые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от того, в каком типе зданий они расположены. В том числе и для тех, которые размещены в торгово-офисных объектах, включенных в специальный региональный перечень. Для них действует предельная ставка налога на имущество не более 0,3% (федеральная ставка 0,1%, которую местные власти могут увеличить не более чем в 3 раза) . Причем такие правила должны применяться начиная с расчета налога на имущество за 2017 г.

Разумеется, речь идет о случае, когда налог на имущество физических лиц рассчитывается в регионе исходя из кадастровой стоимости объектов.

Однако при более детальном рассмотрении действующей редакции гл. 32 НК РФ Минфин и ФНС выявили случаи, когда к гаражам должна быть применена повышенная ставка налога на имущество физических лиц - вплоть до 2% .

Так, Минфин с конца августа выпустил несколько писем о том, что гаражи, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., должны облагаться по предельной ставке 2% . Это своего рода разновидность повышенного налогообложения объектов недвижимости, отнесенных к предметам роскоши. Тем самым обнаружилось первое исключение.

Кроме того, в начале сентября ФНС сама обратилась за разъяснениями в Минфин. Вопрос был такой: какую ставку надо применять в случае, если отдельно стоящий гараж включен в специальный региональный перечень объектов недвижимости? Напомним, что в такой перечень власти могут включить, в частности: административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, в которых размещаются офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания. Минфин ответил, что должна применяться повышенная ставка . Таким образом, обнаружилось второе исключение. И этому есть объяснение.

Повышенная ставка налога по гаражам

ХРИТИНИНА Ольга Витальевна

Начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС России

- Отдельно стоящие гаражи могут быть включены в перечни объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (включены по основаниям подп. 2 п. 4, п. 9 ст. 378.2 НК РФ).

Такие объекты должны облагаться по ставке, не превышающей 2% .

Таким образом, по ставкам в пределах 2% облагаются только два типа гаражей граждан:

  • отдельно стоящие гаражи, включенные в специальные региональные перечни;
  • гаражи, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб.

Как видим, повышенная ставка по отдельно стоящим гаражам, стоимость которых не превышает 300 млн руб., может быть применена, только если региональные власти внесли такой гараж в специальный перечень. А для этого должны быть веские основания.

То есть гараж фактически должен использоваться не по прямому назначению.

К примеру, в нем открыт магазин, кафе, шиномонтаж или нечто аналогичное и для этих целей фактически используется не менее 20% общей площади здания, учтенного в реестре недвижимости (ЕГРН) в качестве отдельно стоящего гаража . Собственникам недорогих отдельно стоящих гаражей, которые не переделали их в объекты бытового обслуживания, общепита или торговли, повышенное налогообложение не грозит .

Также если у человека есть, к примеру, машино-место, расположенное в торгово-офисном центре, включенном в региональный перечень, то повышенная ставка налога на имущество не должна по нему применяться. Максимальная ставка налога на такое машино-место - 0,3% .

Владельцы гаражей, по которым должна применяться предельная ставка 2%, вряд ли смогут получить по нему льготу . Напомним, такая льгота позволяет вообще не платить налог на имущество по одному объекту определенного вида, к примеру, если собственник является пенсионером.

подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 406 НК РФ

ч. 5 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ

подп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ

Письма Минфина от 07.09.2018 N 03-01-11/64066, от 05.09.2018 N 03-05-06-01/63240, от 31.08.2018 N 03-04-05/62125

Письмо ФНС от 11.09.2018 N БС-4-21/17678@ вместе с Письмом Минфина от 10.09.2018 N 03-05-04-01/64613

Морозов Юрий Николаевич


адвокат Морозов Юрий Николаевич,
20 апреля 2017

Гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильной стоянки, являются некоммерческими юридическими лицами, правовой статус которых определен п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок (далее – Положение), утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 (далее – Указ).

Согласно п. 1 Положения под гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильной стоянки (далее - кооператив) понимается потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создаваемый на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств.

П. 59 Положения выделяет следующие виды взносов, уплачиваемых членами кооператива для обеспечения его деятельности:

2) паевой (при финансировании строительства самим кооперативом);

Дополнительный взнос представляет собой денежные средства, вносимые членом кооператива на покрытие его убытков (п. 1 Положения). Следует отметить, что с момента принятия Указа в законодательстве существовала коллизия относительно субъекта, уполномоченного на установление размера и сроков уплаты данного вида взносов.

При этом в силу п. 17 Положения понесенные кооперативом убытки при осуществлении его деятельности покрываются за счет дополнительных взносов членов кооператива в соответствии с решением общего собрания (собрания уполномоченных). Иными словами, данная норма прямо предусматривает возможность введения дополнительного взноса не только общим собранием, но и собранием уполномоченных.

Коллизия пунктов 17 и 43 Положения влекла неоднозначную судебную практику, пример из которой рассмотрен ниже.

Член кооператива Г. обратился в суд Советского района г. Минска с иском о признании данного решения недействительным, ссылаясь на то, что определение размера и сроков уплаты дополнительных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания.

Не согласившись с принятым решением, Г. подал кассационную жалобу, в которой указал, что суд первой инстанции применил не подлежащую применению норму материального права, а именно п. 17 вместо п. 43 Положения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 02.06.2016 г. было отменено решение суда Советского района г. Минска и принято новое решение, в соответствии с которым требования кассатора были удовлетворены (решение собрание уполномоченных от 11.09.2014 г. признано недействительным в части введения дополнительного взноса). Ссылаясь на п. 43 Положения, суд второй инстанции констатировал, что дополнительный взнос не может быть введен собранием уполномоченных кооператива.

По мнению ответчика, имеющуюся коллизию представляется необходимым разрешить путем соотнесения общих и специальных норм законодательства. Так, в п. 43 Положения упомянуты все виды взносов, установление которых относится к исключительной компетенции общего собрания (вступительные, паевые членские, целевые и дополнительные). При этом п. 17 Положения посвящен исключительно дополнительным взносам. В частности, указанная норма предусматривает конкретное условие, при котором допускается введение дополнительного взноса (при осуществлении деятельности кооператива были понесены убытки), а также закрепляет, что установление такого взноса относится к компетенции не только общего собрания, но и собрания уполномоченных.

Таким образом, длительное время в законодательстве существовала некоторая неопределенность в части субъекта (органа управления), уполномоченного на установление размера и сроков внесения дополнительных взносов.

С практической точки зрения выбранный способ устранения коллизии представляется более удачным, чем отнесение вопроса об установлении дополнительных взносов к исключительной компетенции общего собрания. В кооперативах с большой численностью членов провести общее собрание нередко представляется затруднительным ввиду отсутствия установленного кворума. Так, общее собрание является правомочным, если на нем присутствуют члены кооператива, обладающие в совокупности более чем половиной голосов от общего их количества (п. 36 Положения). По этой причине кооперативы нередко вынуждены созывать повторное собрание, правомочное при явке членов, обладающих в совокупности не менее чем ¼ голосов от общего их количества (п. 40 Положения).

Изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2016 N 423, вступили в силу 20.02.2017 г. С указанной даты вопрос об установлении размеров и сроков внесения дополнительных, вступительных, паевых (при финансировании строительства самим кооперативом), членских целевых и целевых взносов может быть рассмотрен не только общим собранием, но и собранием уполномоченных кооператива.

Фото из архива

11 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Совещание по вопросам правового регулирования деятельности гаражных кооперативов и использования индивидуальных гаражей в гаражных массивах прошло сегодня под руководством заместителя председателя Палаты представителей Валерия Мицкевича в режиме видеоконференции, сообщает корреспондент БЕЛТА.

В адрес депутатов Палаты представителей поступают многочисленные обращения избирателей, свидетельствующие о накопившихся трудноразрешимых вопросах в сфере деятельности гаражных кооперативов.

"Депутаты готовы активно включиться в работу, потому что здесь, с одной стороны, есть проблемы, которые поднимают граждане. С другой стороны, местные органы власти не имеют соответствующих эффективных рычагов для того, чтобы их разрешать на местах", - отметил Валерий Мицкевич.

В частности, действующим законодательством не предусмотрена примерная или типовая форма устава гаражного кооператива, что приводит в дальнейшем к нарушениям. При этом, с одной стороны, возникают проблемы с принятием управленческих решений - граждане жалуются на действия председателей, просят провести проверку легитимности органов управления. А с другой стороны, не все владельцы или пользователи гаражей вступают в кооператив, соответственно, не уплачивают взносы. Парламентарии уверены, что утверждение примерной или типовой формы устава, упростит создание и деятельность кооператива, будет стимулировать граждан на вступление в кооператив, усилит защиту прав добросовестных владельцев гаражей, а также отрегулирует деятельность гаражных объединений.

Кроме того, требует совершенствования порядок возмещения кооперативу гражданами - не членами кооператива - уплаченных земельного налога и налога на недвижимость, расходов, связанных с эксплуатацией общего имущества.

Невозмещение этих налогов и расходов, неуплата членских взносов ведут к проблемам, связанным с обеспечением соблюдения санитарных и противопожарных норм, правил благоустройства территории. Депутаты предлагают закрепить в законодательстве предельные сроки внесения соответствующих взносов. В настоящий момент такие сроки не установлены.

"В связи с большим количеством гаражей, которые длительное время не используются их владельцами или находятся в аварийном состоянии, отдельно можно выделить проблему правонарушений, совершаемых в гаражном секторе, в том числе осуществление незаконной предпринимательской деятельности", - сказал зампредседателя Палаты представителей. Остро стоит проблема с определением собственников бесхозяйных гаражей. В частности, имеются случаи, когда граждане после смерти владельца гаража по разным причинам не регистрируют право собственности. Председатели гаражных кооперативов поднимали вопрос о возможном закреплении на законодательном уровне положения о необходимости предоставления соответствующими государственными органами кооперативу сведений о смерти владельца гаража, признании его недееспособным.

На наличие многих проблемных вопросов в этой сфере обращают внимание и местные исполнительные и распорядительные, а также контролирующие органы. Как показывает практика, правовые отношения в гаражных кооперативах регулируются рядом нормативных актов, некоторые из которых носят устаревший характер и не решают целый ряд возникающих трудностей. При этом существуют проблемы, не урегулированные на законодательном уровне. Такая ситуация способствует возникновению многочисленных и длительных конфликтов, что приводит к многократным, дублирующим друг друга обращениям в органы внутренних дел, прокуратуры и суды.

По инициативе депутатов Палаты представителей правительство с привлечением широкого круга специалистов заинтересованных государственных органов и общественности проводит работу по оптимизации и совершенствованию действующих нормативных актов о гаражных кооперативах. "Мы предлагаем создать межведомственную группу, куда готовы войти депутаты Палаты представителей, и весь этот перечень вопросов отработать, подготовить соответствующие проекты правового регулирования", - добавил Валерий Мицкевич.-0-




KIA Venga 2013, двигатель бензиновый 1.6 л., 125 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — налоги и пошлины

Машины в продаже

Комментарии 11


Повторяю еще раз налоги платятся ДОБРОВОЛЬНО!
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ ст 45.1 (ред. от 29.09.2019)Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, ДОБРОВОЛЬНО!
перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ ст 45.1 (ред. от 29.09.2019)Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.
3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика — физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.
Ещё интересный момент. "11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации." В валюте рефии. Но как известно код 810 в счетах аннулирован, 643 для внешних взаиморассчётах, а бибарики не имеют кода классификации в ОКВ


у меня 3 гаража в ГСК — налог не плачу





Налог платится на имущество.
Гараж — имущество ГСК, а значит, законность или незаконность неуплаты за него налогов — их головная боль.
Не Ваша.

Наконец, если бы налоговая считала, что Вы чего-то не доплачиваете — прислала бы письмо.
Нет писем (или хотя бы записей на "Госуслугах") — нет проблемы.



Гараж это как раз имущество твое, а вот земля под гаражом — собственность или арендовная ГСК


Вы же описали, что не имеете никаких свидетельств на гараж как недвижимость.




Все правильно написано. Налог платится только с недвижимости оформленной в собственность и если нет свидетельства о государственной регистрации права собственности и соответственно записи в Росреестре, налог Вам платить не надо, т.к. нет предмета и базы для налогоначисления. Если земля ГСК находится в аренде, то правление ГСК и оплачивает эту аренду из средств, получаемых в виде членских взносов.
И еще, Вы у председателя при покупке гаража ознакомились с документами на право аренды и прочими, на основании которых этот самый ГСК построен и функционирует? Очень важный момент, сейчас, при необходимости по закону, нужную землю изымают легко.



Читайте также: