Объем налоговых отчислений за предшествующий год

Обновлено: 11.05.2024

Налоговые поступления за восемь месяцев 2020 года сократились на 12% до 13,2 трлн рублей. Об этом стало известно на заседании расширенной коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС).

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Расчет суммы налога не вызовет у вас затруднений, если вы изучите правила, по которым он происходит. Все вычисления делаются по одному принципу. Главное, изначально разобраться, как рассчитываются суммы налогов, чтобы не совершать ошибок. Если полученные вами результаты вызовут у вас хоть малейшее сомнение, то лучше обратиться за помощью к специалистам.

Сумму каких налогов приходится рассчитывать в России

В любой стране существует множество разновидностей налоговых отчислений. В Налоговом Кодексе России (НК РФ) обозначены следующие категории налогов:

  • НДС (на добавленную стоимость);
  • акцизы;
  • НДФЛ (на доходы физических лиц);
  • на прибыль юридических лиц;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование биоресурсами;
  • государственные пошлины;
  • на дополнительные доходы при добыче углеводородов;
  • на имущество юридических лиц;
  • на занятие игорным бизнесом;
  • на транспорт;
  • на землю;
  • на имущество физ. лиц;
  • торговый сбор.

Первые девять из них относятся к федеральным, следующие три к региональным, а три последних к местным. Это означает, что сумма налога, подлежащего уплате, будет зависеть от решения, принятого на соответствующем уровне, а денежные средства поступят в соответствующий бюджет.

При этом, на каждом уровне приняты льготы для разных категорий граждан. Поэтому перед тем как рассчитать сумму налога, необходимо выяснить должны ли вы его уплачивать.

Где взять основные данные для расчета суммы налога

Ст. 17 НК РФ требует при введении налога устанавливать правила обложения. Необходимо определить:

  • налогоплательщиков;
  • объект обложения;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговую ставку;
  • порядок исчисления.

Эти характеристики обозначены во второй части НК РФ. Там на каждый налог выделена отдельная глава.

Также законодательством могут устанавливаться льготы. Те, что установлены на федеральном уровне, указаны в главе НК РФ, посвященной каждому налогу. Региональные и местные органы власти могут устанавливать собственные льготы. Сведения о наличии и характере местных и региональных льгот можно получить в законодательных актах соответствующих органов власти. Федеральная Налоговая Служба (ФНС) предоставляет возможность получить информацию о наличии льгот на своем сайте.

Проверка необходимости расчета суммы налога

Перед тем как заняться расчетом, нужно убедиться. что это необходимо. Чтобы у вас возникла необходимость уплаты, нужно быть налогоплательщиком иобладать объектом налогообложения.

Налогоплательщики — это те физические или юридические лица, на которых обязанность по уплате отчислений возложена законом. Если вы не указаны в качестве налогоплательщика конкретного налога, платить вы его не должны и рассчитывать ничего не нужно.

Объект налогообложения — это обстоятельство, наличие которого вызывает необходимость уплаты налога. Обстоятельства могут быть разными: получение дохода или прибыли, занятие определенным видом бизнеса, наличие в собственности определенного имущества и т. п. Если у вас нет объекта налогообложения — например, вы не получили дохода — уплачивать налог не требуется. Только убедившись в том, что вы или ваша организация являетесь налогоплательщиками, имеет смысл начать рассчитывать сумму налога.

Как рассчитать сумму налога

Порядок исчисления конкретного налога изложен в соответствующей главе НК РФ. В общем случае налоговая база умножается на ставку. Полученный результат является суммой налога. Например, при НДФЛ по стандартной ставке 13% доход в 100 тыс. рублей облагается налогом в 13 тыс.

Налоговая база — это количественная характеристика объекта налогообложения. Это могут быть: денежные суммы полученные в качестве дохода или прибыли; единицы имущества, характеристики имущества (например, объем двигателя транспорта) и другие параметры.

При определении налоговой базы важным показателем является налоговый период. Это срок, за который уплачивается налог. Если, например, по НДФЛ налоговый период — это календарный год, то и в налоговую базу включаются все полученные в нем доходы.

Налоговая ставка — это размер налога, начисляемого на налоговую базу. Ставка может выражаться в процентах от полученных доходов или в виде фиксированной суммы на единицу налоговой базы.

Использование льгот при расчете суммы налога

Установленные федеральным, региональным или местным законодательством льготы сокращают сумму налоговых отчислений. Это может быть полное или частичное освобождение от уплаты налога. Могут применяться и другие варианты. Например, при уплате налога на доходы физических лиц указанные в НК РФ суммы вычитаются из налоговой базы перед умножением ее на ставку.

Налоговые льготы позволяют существенно экономить. Поэтому перед тем как начать рассчитывать сумму налога, обязательно нужно выяснить, нет ли у вас этих льгот.

Быстрый способ расчета суммы налога

В интернете множество калькуляторов для подсчета сумм налогов. Рекомендуем вам пользоваться только калькуляторами государственных и широко известных солидных сайтов. Предлагаем вам ссылки на несколько таких калькуляторов:

Любой из них поможет произвести или проверить расчет налоговых отчислений. Онлайн-калькуляторы учитывают большинство необходимых показателей, поэтому результату их работы можно доверять.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

БК РФ Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 5 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), - по нормативу 15 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, - по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 12 п. 2 ст. 61.1 утрачивает силу со дня перевода в соответствии с федеральным законом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;

(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 и пунктом 2 статьи 61.5 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 4 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 11 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

В бюджеты городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, муниципальных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Читайте также: