Объем налогов и неналоговых платежей в затратах предприятий энергетической отрасли составляет около
Обновлено: 28.04.2024
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 41. Виды доходов бюджетов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 41 БК РФ
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в пункт 2 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 216-ФЗ
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
ГАРАНТ:
Положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)
- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.
- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 5 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
ГАРАНТ:
Положения пункта 5 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ):
- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.
- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", а также случаев, предусмотренных абзацами девятым, десятым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;
консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, за исключением случая, когда предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, - по нормативу 100 процентов;
платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае, когда предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, - по нормативу 50 процентов;
платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае подачи заявления о предоставлении сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в электронной форме и выдачи указанных документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;
сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов;
утилизационных сборов - по нормативу 100 процентов;
разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения), - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации - по нормативу 40 процентов;
регулярных платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком, состоящим из акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности, или ее части, - по нормативу 100 процентов;
платы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр (кроме участков недр местного значения) - по нормативу 100 процентов;
платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), - по нормативу 100 процентов;
платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), - по нормативу 100 процентов;
исполнительского сбора - по нормативу 100 процентов;
платы, полученной по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, находящимся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
платы за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации) и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов.
2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
абзац исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ;
средства, полученные организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
средства, полученные от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Самые крупные налоговые доходы приходятся на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Затем по итогам 2020 г. идут ХМАО-Югра и Краснодарский край.
Топ-15 субъектов РФ по размеру налоговых и неналоговых доходов за 2020 г., млрд руб.
О налоговых поступлениях Москвы мы уже говорили, а в этой статье остановимся на других крупных налогоплательщиках — Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Московская область
По данным ФНС России , в 2020 г. Московская область перечислила в федеральный бюджет 325,2 млрд руб. Общий размер налоговых доходов консолидированного бюджета по итогам прошлого года составил 683,3 млрд руб.
В структуре налоговых доходов Московской области на долю НДФЛ приходится около 43%, налог на прибыль организаций составляет 26,4%, прочие налоги и сборы — 13,1%. НДФЛ поступает в региональный бюджет, а налог на прибыль организации частично в федеральный и региональный бюджеты.
Структура налоговых доходов Московской области, %
В отраслевой структуре налоговых поступлений Московской области преобладают следующие секторы экономики: торговля и ремонт автотранспорта (около 20%), обрабатывающие производства (более 14%) и операции с недвижимостью (около 10%).
Отраслевая структура налоговых доходов Московской области, %
Также в 2020 г. одними из крупнейших налогоплательщиков в Московской области стали следующие предприятия.
Санкт-Петербург
По данным Правительства Санкт-Петербурга , по итогам 2020 г. более 61% налогов от общей суммы поступлений были перечислены в федеральный бюджет. Вклад налоговых доходов Санкт-Петербурга составляет около 8%.
В структуре налоговых доходов города бо́льшую половину составляет НДФЛ, налог на прибыль организаций — около 30%, прочие налоги — 13,4%.
Структура налоговых доходов Санкт-Петербурга, %
В 2020 г. в структуре налоговых доходов Санкт-Петербурга преобладают организации, которые осуществляют деятельность в сфере торговли (около 19%), обрабатывающем производстве (около 17%) и в сегменте науки и консалтинга (10,3%).
Отраслевая структура налоговых доходов Санкт-Петербурга, %
Краснодарский край
По данным Министерства финансов Краснодарского края , в 2020 г. в структуре налоговых доходов преобладает НДФЛ и налог на прибыль организаций.
Структура налоговых доходов Краснодарского края, %
В структуре поступлений налоговых доходов в бюджетную систему России по отраслям в Краснодарском крае преобладает сфера торговли (20,3%), обрабатывающие производства (18,3%), а также транспортировка и хранение (10,7%).
Отраслевая структура налоговых доходов Краснодарского края, %
Какие отрасли в регионах платят больше всего налогов?
Благосостояние субъекта определяет наличие на его территории крупнейших системообразующих предприятий, которые дают самую большую прибыль, рабочие места и перечисляют самые большие суммы налогов в бюджет.
В Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае самыми прибыльными отраслями, которые платят больше всего налогов, является торговля, фармацевтика, нефтегазовая отрасль и обрабатывающие производства.
Работа в отношении урегулирования системы принятия неналоговых платежей активно ведется Минфином. В результате должен сформироваться новый ФЗ, который войдет в состав Налогового Кодекса.
Возникла необходимость урегулирования данного вопроса в связи с тем, что у предпринимателей и организаций формируются перед государством обязательства в отношении уплаты кроме налоговых платежей прочих не имеющих отношение к налоговым, например, экологический или утилизационный сбор.
Определение понятия
Согласно законопроекту о платежах, не относящихся к налогам – это все платежи, не включенные в законодательство о налогах и сборах, таможенных и страховых уплатах, а также не определяющихся в процессе конкурсов и аукционов.
Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.
Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.
Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:
Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж
Налог | Неналоговый платеж |
Безвозмездность | Уплата за услугу государства |
Установлены законодательством о налогах и сборах | Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей |
Высокая фискальная значимость | Отсутствие такой важной значимости |
Принудительный характер взыскания | По большей части на добровольной основе |
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер | Выплаты происходят одноразово |
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества | Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа |
Цели и порядок систематизации
На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:
- часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
- основная часть полностью урегулирована законодательством;
- условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.
Что этапу систематизации предшествовало
Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.
Недочеты заключались в следующем:
- отсутствие четкого определения самого понятия;
- большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.
Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.
Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ.
Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.
По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.
Группы и виды платежей
Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:
Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:
- в результате применения имущества государственного и муниципального. Тут вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
- прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
- поступления от оказания платных услуг государственными органами;
- средства от самообложения граждан;
- деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.
Обстоятельства относительно реестра сегодня
Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.
Платежи, не вошедшие в НК РФ
Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.
Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.
Мнение чиновников
Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.
Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.
Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ
В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка. Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.
Какие платежи нужно урегулировать законодательно?
В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее. При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. Здесь вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам.
На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.
Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:
- откуда взялась сумма;
- почему ее размер таков;
- как он может измениться.
Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах.
Заключение
Неналоговые платежи ежегодно появляются новые, их применение во многом имеет большое значение, поэтому основная задача рабочей группы урегулировать их возникновение и применение в рамках НК РФ, таким образом, чтобы основные моменты не были упущены.
В Налоговый кодекс собираются добавить отдельной главой неналоговые платежи – больше информации тут:
Цели законопроекта
Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:
- часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
- основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.
Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.
Предыстория
В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.
Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.
Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.
В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.
- экологический сбор;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.
Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.
Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.
Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.
Будет ли реестр неналоговых платежей?
Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.
Платежи, которых в НК РФ не будет
Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.
Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы. Портовый сбор.
Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.
Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования
Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.
Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.
Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.
Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.
Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.
Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.
По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:
- откуда берется платеж;
- как определяется его размер;
- как он может меняться.
Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.
Минфин против обхода НК РФ
Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.
Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.
Источник: интервью Директора Департамента доходов Минфина России Елены Лебединской.
Читайте также: