Об отдельных вопросах налогообложения внутригрупповых услуг акционерная деятельность

Обновлено: 15.05.2024

Внутригрупповые услуги находятся на особом внимании налоговиков. Рассмотрим, в чем состоят их основные претензии и какие действия нужно предпринять компаниям, чтобы избежать налоговых рисков.

Оказание внутригрупповых услуг — обычная практика в среде международных групп компаний с участием иностранных и российских взаимозависимых юридических лиц, позволяющая из общего корпоративного центра централизованно осуществлять проекты по повышению деловой эффективности дочерних обществ на основе единых стандартов.

Несмотря на то что последние разъяснения ФНС России формируют правовую определенность и обеспечивают предсказуемость правил игры, оказание внутригрупповых услуг внутри холдинга по-прежнему несет для налогоплательщиков значительные риски и требует внимательного подхода к структурированию и документальному сопровождению данного вида сделок.

Типовые претензии налоговых органов к внутригрупповым услугам

В российской деловой среде сложилась следующая схема оказания внутригрупповых услуг: в рамках международного холдинга зарубежная компания — исполнитель оказывает российской дочерней компании — заказчику различного рода услуги делового характера, например консультирование по выходу на новые рынки сбыта и поиску покупателей.

Поскольку внутригрупповые услуги оказываются на возмездной основе, российские компании — заказчики несут расходы, которые затем учитывают в уменьшение базы по налогу на прибыль.

Что касается иностранного исполнителя, то, если его деятельность не приводит к образованию постоянного представительства, доходы от оказания услуг налогом на прибыль у источника выплаты не облагаются (п. 2 ст. 309 НК РФ).

До недавнего времени налоговики активно оспаривали правомерность включения затрат на внутригрупповые услуги в состав расходов по налогу на прибыль.

Подобная тактика позволяла налоговому органу одновременно достичь следующих целей:

исключить оплату услуг из расходной базы по налогу на прибыль российского заказчика как не соответствующую критериям ст. 252 НК РФ;

провести коррекцию налоговых обязательств зарубежного исполнителя внутригрупповых услуг, доход которого мог не облагаться в силу прямого указания НК РФ либо положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для отказа в принятии расходов на оплату внутригрупповых услуг со стороны налоговиков использовались следующие доводы:

наличие в штатном расписании заказчика должностных позиций с функционалом, аналогичным предмету заказанных внутригрупповых услуг;

недостатки в оформлении подтверждающей документации, из содержания которой определить действия исполнителя и конечный результат оказанных услуг не представляется возможным.

Подобная судебная практика формировала для налогоплательщиков серьезные риски.

Новые подходы ФНС России к проверкам внутригрупповых услуг

Эксперты отмечают, что подходы, сформированные данным Письмом, распространяются не только на международные группы компаний, но и на внутригрупповые услуги, оказываемые внутри российских холдингов, без участия иностранных корпоративных структур.

Ключевой особенностью Письма является посыл ФНС России нижестоящим инспекциям не применять формальный шаблонный подход при оценке правомерности действий налогоплательщиков в данном виде операций, а также наличие подробного алгоритма действий налогового органа при проверке внутригрупповых услуг, в котором определены критерии поэтапного тестирования, включая тесты на реальность внутригрупповых услуг, их дублирование, экономическую ценность и обоснованность.

Тест на реальность внутригрупповых услуг

В первую очередь ФНС России ориентирует нижестоящие инспекции на анализ того, оказывались услуги или нет. В Письме налоговое ведомство обращает внимание на то, что перечень внутригрупповых услуг является открытым.

Согласно п. 1 Письма по своей природе такие услуги могут представлять собой — включая, но не ограничиваясь — регулярную (текущую) поддержку по административным вопросам; услуги в области финансов; юридического консультирования; кадрового производства; внутреннего контроля; внутреннего аудита; услуги, связанные с развитием производства и продаж (например, услуги в области рекламы и маркетинга, повышения эффективности деятельности российской организации); услуги в области информационных технологий (например, услуги по разработке и внедрению программных продуктов, их технической поддержке, по обеспечению работоспособности программных продуктов и каналов связи, по хранению и обработке данных, консультированию по вопросам обслуживания информационных систем и центров данных), а также иные услуги.

Примечательно, что ФНС России также предполагает открытый перечень документов, которые могут подтверждать оказание услуг (п. 3 Письма). Так, например, инспекция не может отказать в учете расходов только на том основании, что акты сдачи-приемки услуг носят шаблонный характер. В этом случае инспектор должен запросить иные документы у налогоплательщика.

Тест на дублирование внутригрупповых услуг

В ходе данного теста инспекцией выявляются возможные факты осуществления платежей компании за аналогичные услуги другим поставщикам, а также наличие у налогоплательщика собственных специалистов по данному виду услуг.

ФНС России обращает внимание нижестоящих инспекторов, что при проведении анализа внутригрупповых услуг на предмет дублирования налоговики должны отойти от формального подхода.

В пункте 4 Письма указано, что при оценке того, является ли оказанная услуга дублирующей по отношению к функциям организации-заказчика, налоговым органам следует осуществить анализ функционала, опыта и компетенций, которые получает российский налогоплательщик, а не ограничиваться установлением факта совпадения названий отделов или наличия в штате сотрудников на должностях с похожими названиями.

Для этих целей по требованию налогового органа налогоплательщик может предоставить, например, описание организационной структуры, штатное расписание, должностные инструкции, положение о подразделении и иные аналогичные документы.

Тест на экономическую ценность и обоснованность внутригрупповых услуг

Налоговые органы должны оценить, готовы ли сторонние третьи лица оказывать или покупать такие услуги. Это позволяет удостовериться, что налогоплательщик использует данные услуги в своей реальной хозяйственной жизни.

При этом отрицательный финансовый результат от услуг не может являться критерием для признания понесенных заказчиком расходов в качестве необоснованных (п. 5 Письма).

В Письме отражено важное положение: в силу прямого запрета, установленного абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, налоговики на местах не имеют права проводить анализ ценообразования внутригрупповых услуг в рамках текущих камеральных и выездных налоговых мероприятий. Это прерогатива ФНС России.

Тест на акционерную деятельность

ФНС России обращает внимание нижестоящих инспекций на то, что они должны разграничивать внутригрупповые услуги и акционерную деятельность, которая связана с потребностью акционера осуществлять контроль за своими вложениями в дочерние компании (п. 7 Письма).

В качестве примера в Письме приведен типовой перечень видов акционерной деятельности, распространяемой на все компании холдинга. Так, например, не могут считаться оказанием услуг:

получение информации о деятельности компании, входящей в группу (включая ознакомление с бухгалтерскими книгами и иной документацией);

участие в распределении прибыли;

участие в общем собрании акционеров, реализация права на получение дивидендов;

деятельность, связанная с обеспечением соблюдения другими компаниями группы законодательства других стран (включая аудит и подготовку консолидированной отчетности);

деятельность по покупке акций/долей (включая расходы, связанные с отношениями материнской компании с инвесторами);

деятельность по соблюдению другими компаниями группы (включая непосредственного участника российской организации) требований иностранной фондовой биржи;

любая вспомогательная деятельность по обеспечению корпоративного управления группой.

Учитывая, что в правоприменительной практике на местах могут возникнуть сложности с разграничением акционерной деятельности и внутригрупповых услуг, ФНС России зимой 2021 г. подготовила дополнительное письмо (от 12.02.2021 № ШЮ-4-13/1749@). В нем ведомство отмечает, что внутригрупповая услуга — результат осознанных и скоординированных действий участников международного холдинга, эффект от которого распространяется именно на компанию — получателя услуги.

Например, внутригрупповой услугой будет являться разработка политик и методик, направленных на повышение продуктивности отдельной компании группы, которая может продемонстрировать положительную динамику в бизнесе до внедрения документа и после. В то же время разрабатываемая общая политика (методика), распространяемая на все компании холдинга, — это акционерная деятельность.

Рекомендации для снижения налоговых рисков

Компаниям рекомендуется провести анализ налоговых рисков и подготовить надлежащее документальное обоснование понесенных расходов, в том числе подтверждающее:

Дополнительно, на случай возможного допроса работников заказчика в качестве свидетелей, сотрудникам, непосредственно взаимодействующим с исполнителем внутригрупповых услуг, следует разъяснить цели и задачи заключенного договора, а также подготовить их к возможному вызову в инспекцию.

Кроме того, следует заранее смоделировать процессы оказания внутригрупповых услуг, что позволит избежать нестыковок между деятельностью исполнителя и планируемого по договору результата, которые могут привести налоговиков к обоснованным подозрениям, что услуги имеют фиктивный характер.

Например, в деле, рассмотренном АС Волго-Вятского округа, инспекция смогла доказать, что привлекаемая для оказания агентских услуг по поиску покупателей иностранная компания своих функций реально не выполняла — все вопросы по производству и реализации продукции были согласованы заказчиком и найденным конечным покупателем до привлечения агента (постановление от 24.07.2019 № Ф01-3384/2019 по делу № А11-11199/2017);

2) отсутствие дублирования. Налогоплательщику рекомендуется заранее провести анализ штатного расписания и должностных инструкций работников. Если имеется дублирование между предметом договора и имеющимся функционалом работников, необходимо подготовить формализованные обоснования на уровне протоколов совещаний, служебных записок.

3) наличие экономической ценности. Следует подготовить пакет документов, подтверждающий, что оказанные услуги действительно имеют для заказчика коммерческую и экономическую выгоду и направлены на повышение операционной эффективности бизнеса.

В качестве обоснования могут быть представлены разработанные стратегии и политики, финансовые модели, положительная динамика ключевых показателей эффективности;

4) отсутствие акционерной деятельности. Компании рекомендуется провести тщательный анализ планируемого к заключению договора на предмет конечного выгодоприобретателя услуг — им должна стать компания-заказчик, а не ее акционер.

Принять к сведению

Среди таких подтверждающих документов могут быть приняты во внимание в том числе деловая переписка и электронная корреспонденция, детализация телефонных звонков, протоколы встреч, служебные записки и справки, табели учета рабочего времени, отчеты об оказанных услугах, включающие в себя детализацию услуг с описанием действий контрагента, презентации, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера, перечень сотрудников контрагента, участвовавших в процессе оказания услуг, и перечень сотрудников налогоплательщика, участвовавших в приемке услуг, письменные пояснения и заверения сторон, функциональный анализ оказываемых услуг (то есть соотношение полученных услуг с внутренними функциями компании — получателя услуги) и другие.

Также налоговым органам следует проанализировать иные доказательства (при их наличии), полученные в ходе проведения контрольных мероприятий, как то: результат оказания услуг, свидетельские показания, путевые листы, журналы учета рабочего времени, акты сверки взаимных расчетов.

При этом ввиду отсутствия конкретного перечня документов, предоставляемых в качестве подтверждения реальности оказания услуг, российскому налогоплательщику дана возможность представлять документы, оформленные в том числе в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого поставщиком услуг были произведены соответствующие расходы, а также обосновывать необходимость совершения сделок (операций) в выбранной форме и потребность в вовлечении иностранных компаний международных групп компаний в процессы и сделки (операции), реальность получения услуг. В этом случае следует проанализировать предоставленные налогоплательщиком подтверждения, что это действительно является обычаем делового оборота, и (или) документы (содержащие реквизиты, отвечающие требованиям законодательства о бухгалтерском учете), подтверждающие произведенные поставщиком услуг расходы. Предоставляемые первичные документы должны соответствовать стандартам бухгалтерского учета соответствующего государства и не противоречить общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета.

Налоговое ведомство пытается установить единые критерии проведения проверок при оказании внутригрупповых услуг взаимозависимых компаний. Это было сделано в письме ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@ (далее по тексту Письмо). Как теперь будут действовать контролеры?

Пошаговая инструкция

Письмо содержит пошаговый алгоритм действий инспекторов – что и в какой последовательности необходимо выявить при проведении проверки.

Оказаны ли реальные услуги

В Письме указано на то, что услуги могут носить самый разнообразный характер, их перечень не может быть закрытым. Поэтому внимание следует обращать на доказательства реального характера услуг любого вида, причем разнообразие доказательств факта оказания услуг также ничем не ограничено.

Компания может, к примеру, представить проверяющим:

- детализацию телефонных переговоров;

- протоколы деловых встреч;

- табели учета рабочего времени;

- перечень действий партнеров и контрагентов;

- снимки с экранов мониторов;

- перечень сотрудников контрагента, принимавших участие в оказании услуг;

- пояснения сторон сделки;

- сведения о передаче функций по оказанию услуг третьим лицам либо конкретным исполнителям.

Имело ли место дублирование услуг

Контролеры должны выявить, имеют ли место расходы на аналогичные услуги. Учитывать следует не только (и не столько) наименование, а функционал, то есть конкретное содержание услуг, оказанных налогоплательщику, а также наличие необходимых для их оказания компетенции и опыта исполнителя.

Насколько ценными для потребителя являются услуги

Следует выяснить, готовы ли потребители услуг приобретать их вместо того, чтобы организовать их исполнение собственными силами, то есть за свой счет путем использования собственного либо дополнительно привлеченного персонала. Использует ли получатель услуг их результаты к собственной пользе? Если использование услуг приносит получателю убытки – это не является основанием для отказа от признания расходов на их приобретение необоснованными (следует учитывать такой фактор, как обоснованный хозяйственный риск).

Отсутствие затрат на акционерную деятельность

Акционерная деятельность, как известно, применяется для контроля инвестиций в дочки головной компании. И учет компенсации на такую деятельность налогоплательщику запрещен.

Но для того, чтобы отнести деятельность акционера именно к такому виду деятельности, требуется провести сравнительный анализ: готов ли налогоплательщик использовать услуги того же рода, оказанные независимым исполнителем.

В Письме содержится перечень признаков, присущих именно акционерной деятельности:

- доступ к информации о деятельности компании, включая ознакомление с бухгалтерскими книгами и иной документацией;

- получение дивидендов и иных выплат из чистой прибыли;

- участие в собрании акционеров;

- аудит и подготовка консолидированной отчетности;

- купля-продажа акций или долей дочерней компании и иная деятельность, связанная с отношениями материнской компании с инвесторами;

- деятельность по соблюдению компаниями группы требований иностранной фондовой биржи;

- вспомогательная деятельность по корпоративному управлению.

Контроль цен

Судебная практика

Давайте посмотрим, как могут решаться в суде споры после использования контролерами обозначенного выше алгоритма.

Компания не смогла привести весомые доказательства того, что оказанные ей взаимозависимой зарубежной компанией услуги носили реальный характер. Суду не были представлены документы, подтверждающие способ формирования цены на конкретные виды услуг:

- калькуляция, расчет цен и протокол их согласования, спецификации;

- рекомендации и консультации по всем разделам заключаемых договоров;

- перечень сотрудников, получавших консультации и ведущих переговоры;

- перечень контрактов, заключенных по итогам переговоров и консультаций;

- коммюнике по устранению противоречий между сторонами;

- перечень организаций, с которыми велись переговоры по поводу оказания аналогичных услуг.

(См. определение ВС от 25.04.2019 № 301-ЭС19-2319).

Обратный пример. Компания убедила суд в том, что услуги, оплаченные ею, носили реальный характер (маркетинг и продажа продукции предприятия). В качестве доказательств были использованы письма покупателей продукции, показания бывших сотрудников компании и ее зарубежного контрагента. Кроме того, суд учел, что у компании не был сформирован собственный отдел продаж, так что использование услуг маркетингового характера носило целесообразный характер (см. постановление Тринадцатого ААС от 07.11.2019 № 13АП-26573/2019).

В пользу налогоплательщика

Следует признать, что идеология рассматриваемого нами Письма носит отчетливо либеральный (по отношению к налогоплательщику) характер. Так, ФНС решила не закрывать перечень видов документов, подтверждающий реальный характер внутригрупповых услуг. Инспекторам было указано на то, что объем доказательств должен коррелироваться с объемом оказанных услуг, то есть необходимо соблюдать принцип разумной достаточности.

В Письме также отмечено, что ценовой контроль находится вне рамок полномочий территориальных налоговых, а цена должна определяться путем суммирования стоимости услуг поставщика и обычной для данного вида деятельности наценки в соответствии со сложившейся практикой делового оборота. Это правило в полной мере применимо для анализа оказания внутригрупповых услуг при наличии зарубежных участников.

Характерный пример из судебной практики.

Суд пришел к выводу о том, что увеличение затрат налогоплательщика на оплату внутригрупповых услуг более чем в 25 раз носило необоснованный характер. Такой рост цен не коррелировал росту объема подобных услуг. Тем самым оплата услуг в повышенном объеме была призвана замаскировать перераспределение доходов между российским и зарубежным участниками группы, что должно было соответствовать принципам ОЭСР о ТЦО (пропорциональность дохода выручке, полученной компанией на внутрироссийском рынке).

ФНС и аллокация

Сегодня достаточно актуальным способом распределения ресурсов внутри группы компаний является аллокация. Но Письмо эту проблему никак не затрагивает. В то же время, провозглашенный ФНС более либеральный подход к оценке оказания услуг внутри группы компаний с зарубежными участниками позволяет надеяться на то, что в отсутствие иного метода ценообразования ключи аллокации будут также признаваться вполне легитимным способом и не будет создавать препятствий при учете расходов.

Будем надеяться на то, что контролеры регионального уровня станут исполнять рекомендации своего федерального начальства и учитывать в своей деятельности не только интересы бюджета, но и содействовать (или хотя бы не препятствовать) развитию отечественного бизнеса.

Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля по вопросам налогообложения расходов по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми организациями (далее – внутригрупповые услуги), сообщает следующее.

В ходе рассмотрения материалов налоговых проверок было выявлено увеличение количества эпизодов по рассмотрению налоговыми органами вопросов правомерности признания для налоговых целей расходов российских организаций по оплате услуг, поставщиками которых являются взаимозависимые (аффилированные) иностранные организации, участники международных групп компаний (далее – МГК), и соответствие понесенных российской организацией расходов условиям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

При осуществлении предпринимательской деятельности российские налогоплательщики могут нести такие расходы, если они соответствуют действующему налоговому законодательству Российской Федерации, а также получать доходы от оказания услуг таким иностранным организациям. Иные операции между компаниями, входящими в одну МГК, в настоящем письме не рассматриваются.

При анализе внутригрупповых услуг налоговому органу необходимо в первую очередь определить реальность услуг, то есть действительно ли такие услуги существовали и предоставлялись, а также убедиться в отсутствии дублирования расходов на идентичные услуги. При этом в целях удостоверения, что расходы на оказание услуг компаниями-поставщиками действительно были понесены, налоговому органу следует всесторонне оценить предоставленную налогоплательщиком документацию.

Следующим шагом при анализе внутригрупповых услуг является определение того, несут ли оказанные внутригрупповые услуги экономическую или коммерческую ценность для усиления или поддержания коммерческого положения налогоплательщика, и готовы ли третьи лица приобретать такие услуги или реализовывать их за счет самостоятельной разработки технологий или найма дополнительного персонала.

Налоговому органу также необходимо убедиться, что заявленные налогоплательщиком расходы не являются компенсацией затрат на акционерную деятельность.

Налоговые органы при доказывании должны руководствоваться широким перечнем фактов, обстоятельств и сведений, полученных в ходе контрольных мероприятий, и избегать формального подхода. Это касается как представляемого налогоплательщиками документального подтверждения, так и фактов и обстоятельств, подтверждающих экономическую обоснованность понесенных ими затрат.

Если из предоставленных документов налоговым органам не представляется возможным убедиться в факте оказания услуг и (или) неясна суть оказанных услуг, налоговым органам необходимо истребовать дополнительные пояснения и комментарии к подтверждающим документам. Такие пояснения и комментарии должны быть оценены налоговым органом. При истребовании документов налоговым органам следует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля, а также принципа разумного соотношения объема запрашиваемых документов с объемом оказанных услуг.

Одновременно налоговым органам следует учитывать, что в силу прямого запрета, установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 105.17 Кодекса, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.

Кроме того, при проведении контрольных мероприятий налоговым органам необходимо учитывать следующее.

1. По своей природе такие услуги могут представлять собой – включая, но не ограничиваясь – регулярную (текущую) поддержку по административным вопросам; услуги в области финансов; юридического консультирования; кадрового производства; внутреннего контроля; внутреннего аудита; услуги, связанные с развитием производства и продаж (например, услуги в области рекламы и маркетинга, повышения эффективности деятельности российской организации); услуги в области информационных технологий (например, услуги по разработке и внедрению программных продуктов, их технической поддержке, по обеспечению работоспособности программных продуктов и каналов связи, по хранению и обработке данных, консультированию по вопросам обслуживания информационных систем и центров данных), а также иные услуги.

2. Услуги могут иметь различную форму: оказываться на основании запросов на конкретную услугу; в форме доступа к услугам за заранее установленную плату; посредством предоставления ресурсов, которыми не обладает российская организация, а также в иных формах. Если услуга имеет форму предоставления ресурсов, речь идет о выделении и передаче российской организацией части функций и (или) сопровождения части процессов одному или нескольким иностранным участникам МГК, аналогично формированию единого центра обслуживания.

Налоговым органам следует принимать во внимание, что при наличии в содержании договора сведений о передаче функций и (или) сопровождения части процессов в адрес стороны-поставщика отсутствует необходимость в формализованных запросах в отношении каждой отдельной услуги. Налогоплательщик может предоставить документы и информацию, из которых следует, что услуга была ожидаема к получению (например, регламент взаимодействия, содержащий описание действий (функций), выполняемых представителями стороны-поставщика и т.п.).

3. Перечень документов, предоставляемых в подтверждение факта оказания услуг, является открытым. В случае общего характера содержания актов об оказании услуг, иными словами – акты являются шаблонными и абстрактными, содержащими противоречивые сведения, налоговому органу следует запросить у налогоплательщика иные сведения и документы, которые могли бы внести ясность в отношении вида, объема и содержания услуг. Среди таких подтверждающих документов могут быть приняты во внимание в том числе деловая переписка и электронная корреспонденция, детализация телефонных звонков, протоколы встреч, служебные записки и справки, табели учета рабочего времени, отчеты об оказанных услугах, включающие в себя детализацию услуг с описанием действий контрагента, презентации, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера, перечень сотрудников контрагента, участвовавших в процессе оказания услуг, и перечень сотрудников налогоплательщика, участвовавших в приемке услуг, письменные пояснения и заверения сторон, функциональный анализ оказываемых услуг (то есть соотношение полученных услуг с внутренними функциями компании – получателя услуги) и другие.

Также налоговым органам следует проанализировать иные доказательства (при их наличии), полученные в ходе проведения контрольных мероприятий, как-то: результат оказания услуг, свидетельские показания, путевые листы, журналы учета рабочего времени, акты сверки взаимных расчетов.

При этом ввиду отсутствия конкретного перечня документов, предоставляемых в качестве подтверждения реальности оказания услуг, российскому налогоплательщику предоставлена возможность представлять документы, оформленные в том числе в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого поставщиком услуг были произведены соответствующие расходы, а также обосновывать необходимость совершения сделок (операций) в выбранной форме и потребность в вовлечении иностранных компаний МГК в процессы и сделки (операции), реальность получения услуг. В этом случае следует проанализировать предоставленные налогоплательщиком подтверждения, что это действительно является обычаем делового оборота, и (или) документы (содержащие реквизиты, отвечающие требованиям законодательства о бухгалтерском учете), подтверждающие произведенные поставщиком услуг расходы. Предоставляемые первичные документы должны соответствовать стандартам бухгалтерского учета соответствующего государства и не противоречить общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета.

4. Налоговому органу следует убедиться, что налогоплательщик не платит за идентичные услуги в адрес нескольких поставщиков (дублирование расходов). При оценке, является ли оказанная услуга дублирующей по отношению к функциям организации-заказчика, налоговым органам следует осуществить анализ функционала, опыта и компетенций, которые получает российский налогоплательщик, а не ограничиваться установлением факта совпадения названий отделов или наличия в штате сотрудников на должностях с похожими названиями.

Для этих целей по требованию налогового органа налогоплательщик может предоставить, например, описание организационной структуры, штатное расписание, должностные инструкции, положение о подразделении и иные аналогичные документы. Вместе с тем опыт и компетенции, выходящие за рамки нужд хозяйственной деятельности российской организации (например, необходимые в целях соблюдения МГК стандартов отчетности или требований законодательства иностранных государств) не могут быть признаны экономически оправданными для российского налогоплательщика.

Налоговый орган должен убедиться, как полученные результаты оказанных услуг используются в предпринимательской деятельности налогоплательщика. При этом наличие выгоды должно оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате деятельности исполнителя, то есть о направленности расходов на получение выгод. При этом отрицательный финансовый результат от применения полученной услуги сам по себе не может являться единственным основанием для признания расходов необоснованными.

Аналогичным образом, неприменение результата полученных услуг в силу объективных обстоятельств хозяйственной деятельности, само по себе не должно являться фактором, свидетельствующим о необоснованности расходов. Для определения того, насколько обоснованным является приобретение отдельных услуг, налоговый орган может принять во внимание распространенность приобретения таких услуг другими организациями той же отрасли у независимых лиц и другую общедоступную информацию.

6. Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок, вместе с тем налоговым органам следует учитывать, что фактор цены, механизма и принципа ее формирования является неотъемлемой характеристикой самой услуги. В связи с этим территориальным налоговым органам для целей определения факта оказания услуги следует уделить внимание проверке наличия прозрачной методологии формирования стоимости услуг, единообразия ее применения во всей МГК. Оценка размера расходов поставщика при этом не производится. Налогоплательщики, помимо предоставления такой методологии и пояснений в отношении применяемого по договору порядка определения стоимости услуг, имеют право также предоставить и документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы.

В целях подтверждения соблюдения условий, предусмотренных статьей 252 Кодекса, налоговому органу следует убедиться в единообразии механизма формирования цен на услуги внутри МГК, в связи с чем налоговому органу в целях подтверждения экономического обоснования понесенных затрат следует проанализировать и оценить предоставленную налогоплательщиком документацию и (или) иные документы.

Сторонами отношений по договору может быть принят порядок формирования цены, определенный как сумма произведенных поставщиком (поставщиками) услуг затрат и обычная для определенной сферы деятельности надбавка (наценка), что является обычной практикой делового оборота, и сам факт применения такой модели ценообразования не должен рассматриваться как перераспределение доходов и убытков между компаниями МГК или являться самостоятельным и единственным основанием для признания соответствующих расходов необоснованными.

Налоговым органам следует также принимать во внимание, относятся ли указанные затраты покупателя услуг к доходам компании-поставщика услуг для целей налогообложения прибыли компаний в соответствии с законодательством иностранного государства, налоговым резидентом которого он является.

Акционерная деятельность обусловлена потребностью владельцев МГК контролировать свои инвестиции в дочерние компании и реализуется в отношении компаний исключительно в силу факта их вхождения в одну МГК.

Такая деятельность зачастую обращена на все компании, входящие в МГК, и реализуется несмотря на то, что эти компании не готовы платить за аналогичную деятельность независимому лицу или осуществить эту деятельность своими силами. Так, например, получение информации о деятельности компании, входящей в МГК (включая ознакомление с бухгалтерскими книгами и иной документацией); участие в распределении прибыли; участие в общем собрании акционеров, реализация права на получение дивидендов; деятельность, связанная с обеспечением соблюдения другими компаниями группы законодательства других стран (включая аудит и подготовку консолидированной отчетности); деятельность по покупке акций/долей (включая расходы, связанные с отношениями материнской компании с инвесторами); деятельность по соблюдению другими компаниями группы (включая непосредственного участника российской организации) требований иностранной фондовой биржи; а также любая вспомогательная деятельность по обеспечению корпоративного управления МГК, не могут считаться оказанием услуг.

При этом распространенная форма взаимодействия в виде предоставления глобальных политик, стратегий, стандартов должна тщательно анализироваться налоговыми органами на предмет того, являются ли такие глобальные политики (стратегии, стандарты) атрибутом самой принадлежности к МГК, либо являются целенаправленной измеримой разработкой, влияющей на развитие предпринимательской деятельности и прибыльность российской организации, о чем должны свидетельствовать соответствующие документы и сведения, предоставленные налоговому органу российской организацией.

Государственный советник
Российской Федерации
2-го класса
Ю. В. Шепелева

Вопросы налогового регулирования внутригрупповых услуг (ВГУ) находятся в фокусе внимания российских контролирующих органов уже довольно продолжительное время, но только недавно ФНС России выпустила руководство в адрес межрегиональных инспекций, разъясняющее некоторые ключевые вопросы анализа таких сделок (Письмо ФНС России № ШЮ-4-13/12599@ от 06.08.2020). Несмотря на то, что Письмо явно ограничивает сферу применения расходными сделками между участниками международных групп компаний, мы полагаем, что предложенный подход может применяться и для внутрироссийских сделок.

Ключевые аспекты, на которых хотелось бы остановиться:

  • как и прежде, важно:
    • подтвердить реальность оказанных услуг, включая наличие должного документального подтверждения;
    • обосновать экономическую ценность для получателя услуг;
    • реальность услуг – необходимо истребовать дополнительные пояснения и комментарии к подтверждающим документам, если из представленных документов не удается убедиться в факте оказания или сути услуг;
    • дублирование – само по себе совпадение названий отделов или должностей не свидетельствует о дублировании (п. 4 Письма);
    • экономическая ценность – оценка выгоды от приобретения услуги должна производиться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект, отрицательный финансовый результат или неприменение результата полученных услуг не свидетельствуют о необоснованности понесенных расходов (п. 5 Письма);
    • акционерная деятельность исполнителя услуг не свидетельствует об акционерном характере оказанных услуг (п. 7 Письма);
    • документальное подтверждение – в случае недостаточности информации об оказанных услугах в актах оказанных услуг рекомендуется получать дополнительные разъяснения и документы, перечень подтверждающих документов открытый (п. 3 Письма);

    Когда это актуально

    Анализ вопроса достаточности документального подтверждения ВГУ актуален для всех российских налогоплательщиков, оказывающих и/или получающих услуги от компаний группы, когда Ваша компания:

    по факту получает услуги, но взаимоотношения не оформлены (нет договора) и, следовательно, нет сделки, однако экономическую ценность компания получает (риск признания получения безвозмездных услуг);

    не учитывает для целей налога на прибыль расходы на ВГУ, но выплачивает стоимость таких услуг в адрес компании(-й) группы (риск переквалификации таких выплат, например, в дивиденды);

    Что мы предлагаем в части снижения налоговых рисков по договорам внутригрупповых услуг

    Мы предлагаем комплексный подход по работе с налоговыми рисками, связанными с ВГУ, который адаптируется под нужды Вашей компании в зависимости от потребностей:

    Стресс-тест текущей ситуации и существующего документального подтверждения ВГУ: как в ходе телефонного звонка, так и в рамках переписки путём получения ответа на небольшой опросник, который мы Вам направим;

    Диагностика налоговых рисков: более глубокий анализ, включающий проверку подтверждающих документов на выборочной основе;

    Доработка существующих документов (включая договор и первичную документацию) или помощь в разработке проектов / шаблонов документов;

    Помощь в коммуникации с иностранными коллегами: составление и обоснование запросов, обсуждение требований НК РФ и ожиданий налоговых органов, согласование документов и подходов.

    Мы работаем с предприятиями из многих секторов экономики

    • Добыча полезных ископаемых (нефте- и газодобыча, добыча рудного золота и др.);
    • Металлургия;
    • Производство (машиностроение, судостроение, производство кондитерских изделий, мед. препаратов, высокоточных аналитических приборов и др.);
    • Ритейл;
    • Предприятия из сферы услуг;
    • Строительство и коммерческая недвижимость;
    • Энергетика;
    • Гостиничный бизнес;
    • Транспортные морские и речные перевозки;
    • IT-компании (в том числе разработка мобильных приложений, производство и реализация справочно-правовых систем).

    Ответственный подход — основной принцип ADE Professional Solutions

    • Детально изучаем бизнес-процессы и систему внутреннего контроля;
    • Индивидуально анализируем и оцениваем риски;
    • Активно задействуем партнеров в процессе выполнения проекта;
    • Во время проекта находимся всегда на связи с клиентом;
    • Используем формализованную систему контроля качества;
    • Соблюдаем принципы независимости и деловой этики.

    5 причин заказать консультационные услуги у нас

    Мы специализируемся на оказании консультационных услуг по налогообложению, включая консультации по вопросам трансфертного ценообразования, и имеем большой опыт консультирования клиентов во многих отраслях, а также в различных странах.

    Готовим качественные и подробные отчеты по результатам проведенного анализа с указанием уровня существующих рисков, а также предлагаем рекомендации по их устранению.

    Благодаря нашему опыту мы можем не только проводить консультации по точечным налоговым вопросам, но и вести комплексные проекты с учетом отраслевой специфики и знания разных аспектов деятельности компании (налогового, финансового, учета и отчетности, управленческого консультирования).

    Регулярно информируем клиентов об изменениях в российском налоговом и бухгалтерском законодательстве и в МСФО и рады делиться знаниями на обучающих тренингах.

    Список постоянных клиентов — лучшее подтверждение нашей квалификации! Ознакомьтесь с ним по ссылке.

    109028, Москва, Хохловский пер. 16, стр. 1
    191002, Санкт-Петербург, Владимирский проспект, д. 23, лит. А, 3 этаж

    Для возможности совершать покупки на сайте нужно:
    авторизоваться / зарегистрироваться

    Спасибо за покупку!

    От имени Заказчика – адрес электронной почты, указанный при оплате курса.

    Правила и порядок обработки Исполнителем персональных данных пользователей Сайта изложены в политике конфиденциальности, опубликованной на Сайте.

    Действия, совершенные с использованием логина и пароля и личных данных Заказчика на Сайте, расцениваются как действия самого Заказчика.

    Доступ предоставляется на ограниченный срок (3 месяца с момента предоставления уникального ключа).

    Заказчик не вправе передавать третьим лицам данные для входа в Личный кабинет (логин, пароль), а также уникальный ключ доступа.

    В случае нарушения Заказчиком настоящего обязательства Исполнитель оставляет за собой право досрочно прекратить исполнение своих обязательств по договору в соответствии с условиями Оферты в одностороннем порядке без каких-либо выплат или компенсаций в пользу Заказчика, или по своему усмотрению блокировать учетную запись Заказчика до устранения соответствующих нарушений, а также требовать возмещения причиненного действиями Заказчика ущерба.

    Заказчику известны важнейшие функциональные свойства онлайн-платформы Исполнителя, доступ к которой предоставляет Исполнитель; Заказчик несет риск несоответствия онлайн-платформы Исполнителя, ее функциональных возможностей и доступных на ней информационных и образовательных материалов желаниям и потребностям Заказчика.

    Исполнитель не несет ответственность за невозможность оказания услуг по причинам, связанным с нарушением со стороны Заказчика (пользователя) работы Интернет-канала, оборудования или программного обеспечения.

    Никакая информация, материалы и/или консультации, предоставляемые Исполнителем в рамках оказания услуг по настоящему договору, не могут рассматриваться как гарантии. Принятие решений на основе всей предоставленной Исполнителем информации находится в исключительной компетенции Заказчика. Заказчик принимает на себя полную ответственность и риски, связанные с использованием информации и материалов, предоставленных Исполнителем в рамках исполнения своих обязательств по Оферте.

    • МИР
    • VISA International
    • Mastercard Worldwide
    • JCB

    Сайт Исполнителя поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ПАО СБЕРБАНК. Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем МИР, Visa Int., MasterCard Europe Sprl, JCB.

    Также возможны следующие причины отказа в оплате заказа по карте:

    • ошибка при вводе номера карты, срока действия, CVV/CVC кода;
    • установление банком Заказчика ограничений на объем оплат, производимых в течение дня;
    • установление банком Заказчика запрета на проведение оплаты через интернет или MOTO транзакции;
    • банк Заказчика видит два одинаковых списания и считает эту операцию ошибочной.

    Существуют настройки робота банка, направленные на выявление мошеннических транзакций, и внесение ай-пи (IP) в черный список.

    При возникновении проблем в оплате заказа картой Заказчику необходимо обратиться в его банк по телефону технической поддержки, указанному на обратной стороне банковской карты.

    Юридический и фактический адрес: 109028, Москва, Хохловский пер., дом 16, стр. 1, этаж 1, помещение 23

    Читайте также: