Нужно ли уплачивать транспортный налог с речных промысловых судов

Обновлено: 15.05.2024

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,

судей Немчаниновой М.В. и Хоровой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Россохиной К.М.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области – Гусева А.В., действующего на основании доверенности от 19.12.2017 № 04-20/37168,

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2019 по делу № А82-23143/2018, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942)

о признании недействительным решения,

у с т а н о в и л :

Решением Суда от 24.01.2019 (далее – Решение Суда) в удовлетворении указанного заявления Налогоплательщика (далее – Заявление) отказано.

Не согласившись с Решением Суда, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее – Жалобы), в которой просит отменить Решение Суда и принять по данному делу новый судебный акт.

Инспекция в отзыве на Жалобу просит оставить Решение Суда без изменения, а Жалобу – без удовлетворения.

Общество, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в это судебное заседание не обеспечило.

В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Налогоплательщика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции просил оставить Жалобу без удовлетворения по основаниям, которые указаны Налоговым органом в его отзыве на Жалобу.

Законность и обоснованность Решения Суда проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.

При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения Суда только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что на основании акта от 18.05.2018 № 1519, составленного по результатам проведенной Инспекцией камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по Налогу за 2017 год, вынесено Решение Инспекции, а апелляционная жалоба Налогоплательщика на Решение Инспекции оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области 23.10.2018 № 190, в связи с чем Общество обратилось в Суд с Заявлением.

Как следует из материалов дела, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр 11.01.2013, в этот же день федеральным казенным учреждением «Речная администрация Московского бассейна в отношении Плавкрана и Плавмастерской Обществу выданы Свидетельства о праве собственности на судно и Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, что свидетельствует о классификации Плавсредств в качестве судов.

При этом из материалов дела следует и не опровергается Обществом, что Плавсредства могли использоваться в целях судоходства и с помощью буксиров могли перемещаться по внутренним водным путям, перевозя при этом груз в виде установленного на них оборудования.

Таким образом, Суд правомерно и обоснованно указал, что в целях налогообложения Плавсредства должны классифицироваться в качестве несамоходных водных транспортных средств, в отношении которых определена их валовая вместимость, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 358 НК РФ Плавсредства подлежат обложению Налогом за 2017 год, а доводы Жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание.

Поэтому, заслушав представителя Инспекции, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Суд сделал правильный вывод о том, что Заявление Общества не подлежит удовлетворению.

По названным выше причинам оснований для признания этого вывода Суда неправильным у апелляционного суда нет.

В связи с изложенным выше при совокупности указанных выше обстоятельств доводы Жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения Решения Суда по приведенным в Жалобе доводам не имеется.

Таким образом, Суд, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности доказательств.

Выводы Суда о применении норм права соответствуют установленным Судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения Суда, последним не допущены.

Поэтому Решение Суда подлежит оставлению без изменения.

Поскольку данное постановление принято не в пользу Заявителя, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные Заявителем в связи с подачей Жалобы, возлагаются на него же.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения

Кто должен платить транспортный налог

ВАЖНО

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

ВНИМАНИЕ

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

ВНИМАНИЕ

Подать заявление о льготе в 2020 году через интернет Подать бесплатно

ВАЖНО

Получать от ИФНС уведомления о сумме транспортного налога и формировать платежки в один клик Сформировать бесплатно

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@. В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах. Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто. Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля ( подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Льготы по транспортному налогу

ВАЖНО

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции. В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства. Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых вообще не надо платить налог. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ) . А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Расчет транспортного налога в 2021 году

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2021 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).

На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.

Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.

Поскольку машина приобретена в середине 2021 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 — 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

Рассчитаем налог по легковому автомобилю.

Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).

Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:

  • за I квартал — 2 819 руб.(0 + 2 819).
  • за II квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • за III квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • по итогам года — 10 318 руб. (7 500 + 2 818).

Общая сумма транспортного налога за 2021 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).

Отчетность по транспортному налогу в 2021 году

ВАЖНО

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Сроки уплаты транспортного налога

С 2021 года срок уплаты - единый для всей страны: организации перечисляют налог до 1 марта следующего года (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.19 № 325-ФЗ). Это правило начало действовать с уплаты налога за 2020 год.

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. Начиная с 2021 года, срок перечисления стал единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Это один из трёх имущественных налогов для физлиц. Его платят, как понятно из названия, владельцы транспорта, причём не любого. Налогом облагаются НК РФ Статья 358 :

  • автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • самолёты и вертолёты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера, буксируемые суда, моторные лодки, гидроциклы;
  • снегоходы, мотосани.

Как рассчитывается транспортный налог

Для получения итоговой цифры учитываются несколько критериев.

Налоговая база

Речь идёт о специфических характеристиках НК РФ Статья 359 транспортного средства:

  • мощности двигателя в лошадиных силах — для транспорта с двигателем (за исключением воздушного транспорта);
  • суммарной паспортной статической тяге всех реактивных двигателей на взлётном режиме в земных условиях в килограммах силы — для воздушного транспортного средства;
  • валовой вместимости — для несамоходных водных буксиров.

На остальные воздушные и водные транспортные средства налог начисляется без учёта дополнительных характеристик, просто по факту наличия.

Для примера возьмём два автомобиля:

  1. KIA Rio 2017 года с объёмом двигателя 1,4 литра и мощностью двигателя в 100 лошадиных сил.
  2. BMW X5 xDrive40i 2018 года с мощностью двигателя в 340 лошадиных сил.

Считать пока нечего, так как у нас всего один критерий. Просто запомним цифры.

Налоговая ставка

Она устанавливается на единицу налоговой базы, то есть, например, на одну лошадиную силу. Ставку определяют региональные власти. При этом они отталкиваются от цифр НК РФ Статья 361 в Налоговом кодексе. Федеральные ставки существуют как ориентир для субъекта. Регионалы могут увеличить их, но не более чем в 10 раз. Например, с владельца автомобиля мощностью до 100 лошадиных сил не могут взять больше 25 рублей за лошадиную силу. Уменьшить ставку тоже разрешается — для легковушек мощностью менее 150 лошадиных сил на сколько угодно, для остального транспорта также не более чем в 10 раз.

Ещё местным властям можно ввести дифференцированные ставки, которые будут меняться в зависимости от возраста транспортного средства или его экологического класса.

Точные ставки вашего региона можно найти на сайте ФНС.

Сервис выдаст вам цифры и ссылки на актуальные местные законы.

Допустим, наши герои из примера живут в Санкт‑Петербурге. С легковушек мощностью до 100 лошадиных сил включительно здесь берут 24 рубля за одну лошадиную силу. Если мощность свыше 250 лошадиных сил — 150 рублей. Умножаем налоговую ставку на налоговую базу:

  1. KIA = 100 лошадиных сил * 24 рубля = 2 400 рублей.
  2. BMW = 340 лошадиных сил * 150 рублей = 51 000 рублей.

Повышающий коэффициент

Это своеобразный налог на роскошь. Повышающий коэффициент ежегодно устанавливается для некоторых автомобилей дороже 3 миллионов рублей. Их список О Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов руб. для налогового периода 2019 г. можно найти на сайте ФНС и Минпромторга, его публикуют не позже 1 марта. Значение имеет также возраст машины. В итоге повышающий коэффициент будет таким:

  • 1,1 — для легковушек стоимостью от 3 до 5 миллионов не старше трёх лет;
  • 2 — для автомобилей ценой от 5 до 10 миллионов не старше пяти лет;
  • 3 — для машин от 10 миллионов не старше 10 лет или для авто от 15 миллионов не старше 20 лет.

Если машина дорогая, но её нет в списке, то коэффициент не применяется. Также в перечне может быть уточнено количество лет, прошедших с выпуска машины, необходимых для перерасчёта налога.

По очевидным причинам, недорогая KIA Rio в расчётах не участвует. А вот BMW X5 Drive40i могла бы, но под действие повышающего коэффициента попадают только автомобили этой модели не старше одного года.

Повезло, иначе пришлось бы умножить 51 тысячу базового налога на коэффициент 1,1. Именно его автоматически предлагает налоговая при расчётах — вероятно, в 2019 году автомобиль стоил дешевле 5 миллионов.

Период владения

Здесь всё просто: если вы владели машиной год, то и платите транспортный налог за 12 месяцев. Если меньше, то сумму годового транспортного налога надо разделить на 12 и умножить на число месяцев, когда вы были собственником транспорта.

Автовладелец в 2019 году продал KIA в марте, а в апреле купил себе BMW. Следовательно, первой машиной он владел 3 месяца, второй — 9. Посчитаем налоги:

  1. KIA = 2 400 / 12 * 3 = 600 рублей.
  2. BMW = 51 000 / 12 * 9 = 38 250 рублей.

Считать всё вручную не обязательно. На сайте налоговой есть специальный калькулятор, который поможет вычислить нужные цифры. Сервис носит ознакомительный характер, реальный итог может отличаться, — предупреждают в ФНС.


Некоторые владельцы транспортных средств считают, что обязанность платить транспортный налог возникает только после постановки ее на государственный учет. Поэтому они не регистрируют технику и не платят налог. Правы ли они в своих действиях?

Какой транспорт регистрируют

Часто компании и предприниматели, пытаясь сэкономить, не регистрируют имеющуюся технику. Аргументируют они это тем, что якобы транспортное средство не обладает признаками техники, которую по закону необходимо ставить на учет, либо тем, что она не эксплуатируется на дорогах общего пользования.

Сейчас пару болтиков откручу и можно снимать с учета. Источник: https://www.freepik.com/standret

Не облагаются сбором автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., транспорт, приспособленный для использования инвалидами, промысловые морские и речные суда, техника для производства сельхозпродукции, а также находящаяся в розыске и др.

Наличие у организации или предпринимателя техники с признаками транспорта ведет к обязанности их государственной регистрации:

  • в ГИБДД – автотранспортные средства с конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепом к ним, предназначенные для перемещения по общественным автодорогам;
  • в Гостехнадзоре – спецтехника (тракторы, автопогрузчики, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним, включая автотранспорт, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее), которая не ездит по общим дорогам.

Эксплуатация техники без ее регистрации может рассматриваться как уклонение от уплаты налога, даже если она используется на закрытой или частной территории.

Судебная практика


Те же суды, которые согласны с проверяющими органами, аргументируют свои выводы тем, что уплата налога не может зависеть от решения владельца ставить ТС на учет или нет. Существует закон, обязывающий поставить транспорт на учет в госорганы в течение 10 дней после приобретения. Его нарушение может повлечь за собой наложение административного штрафа:

  • на физических лиц – от 1 500 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.

Следовательно, не поставленные на государственные учет ТС признаются объектом налогообложения, и за них нужно платить соответствующий сбор.

Позиция ФНС и Минфина

С одной стороны, ФНС признает, что непостановка на учет транспорта в органах государственной власти не освобождает собственника от уплаты за него налога (Письмо ФНС России от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@). Выявив наличие неучтенного ТС, контроллеры доначисляют сбор, выписывают штрафы и пени.

Ну, как так! Одно письмо говорит об одном, второе о противоположном. А мне то что делать? Источник: freepik.com/wayhomestudio

Данное письмо ФНС имеет разъяснительно-рекомендательный характер в решении вопроса, должна ли организация платить налог на не поставленный на учет транспорт.

Нововведения с 2021 года

Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, организациям не нужно представлять декларации по транспортному налогу за отчетный 2020 год и последующие отчетные периоды. Начиная с 2021 года, отделения ФНС сами передают организациям информацию об исчисленном налоге.

В свою очередь, с 2021 года организации обязаны сообщить в инспекцию о наличии у них передвижной автотехники, если они своевременно не получили уведомления о начислении налога. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Читайте также: