Нужно ли прошивать договор аренды для налоговой

Обновлено: 18.05.2024

На практике есть четкий ответ на вопрос, нужно ли прошивать договоры, — однозначно да, если документ не менее двух листов. Обычно это необходимо для удобства, систематизации и безопасности. Такой метод скрепления бумаг позволит не допустить проблем, связанных с подделкой, утерей или подменой части листов. Если многостраничные документы не прошиты, то в спорных ситуациях сложно доказать, что определенный лист принадлежит конкретному заверенному контракту.

С точки зрения Трудового кодекса сшивать документы необязательно. Работодатели могут быть спокойны: если на предприятии обнаружат нескрепленный, но правильно оформленный контракт, то он не потеряет юридической силы.

При работе с контрагентами, клиентами и для внутренних целей не всегда используют прошивку нитками. Есть и другие варианты, как правильно сшить договор: при помощи степлера или скоросшивателя. Но иногда листы совсем не соединяют между собой. Тогда следует заверить не только последнюю страницу, как это делают обычно, а каждую страницу. Если текст не очень большой, то есть возможность напечатать его с двух сторон одного листа. Здесь важно не переусердствовать и не делать слишком мелкий шрифт, который невозможно прочитать.

Но если речь идет о предоставлении документов, например, в проверяющие ведомства или в архивную службу, то без прошивки не обойтись (Правила, утв. Приложением № 20 к Приказу Росархива № 199 от 24.12.2020). Прошитые копии документов подают в судебные инстанции, налоговую инспекцию, нотариус, Центробанк и др. В этом случае у работодателя нет повода беспокоиться за сохранность или возможность утери части контракта.

Например, налоговики при проведении контролирующих мероприятий вправе запросить любые бумаги для проверки (ст. 93 НК РФ). И если они не скреплены нитками должным образом, то их вправе не принять и воспринять как отказ отдать документы. В соответствии со ст. 126 НК РФ за это работодателям грозят крупные штрафы.

  • прошивать листы прочными нитками и соединять их в тома (не более 150 страниц);
  • каждый том скреплять отдельно;
  • следить, чтобы нитки не препятствовали чтению и не перекрывали важную информацию — цифры, печати, буквы;
  • вывести нити на последний лист с обратной стороны и завязать узлом;
  • сверху на узел наклеить заверительную надпись (ФИО, должность, подпись ответственного сотрудника, количество листов и дата).

Материалы для сшивания

Чтобы скрепить контракт классическим методом, потребуются следующие материалы:

  • обложки (стандартные — размером 22,9 x 32,4 см для бумаг формата А4, нестандартные — для других форматов документов, специальные обертки из твердого картона — для архивного хранения);
  • заверительная надпись на отдельном фрагменте бумаги;
  • клей;
  • дырокол, канцелярское шило;
  • ножницы;
  • иглы;
  • нитки.

Для проведения процедуры потребуются специальные нити. Обычно используют следующие разновидности волокон, чем сшивают договоры:

  • хлопчатобумажные или синтетические нитки;
  • прочные ленты;
  • веревки;
  • банковские шпагаты;
  • плотная бечевка.

Вид волокна зависит от размеров документации. Когда в ней несколько листов, тогда достаточно нитей, если стопка большая, то понадобится веревка или бечевка. По поводу цвета в законодательстве ничего не сказано, но на практике принято применять белые нити.

В крупных компаниях для прошивки договоров используют специальные технические приспособления (например, станок для сшивания или переплетную машинку). В мелких организациях достаточно обычных средств: дырокола, ниток, иголок, ножниц и клея.

Инструкция, как прошить договор

Вот порядок, как правильно прошить договор по требованиям делопроизводства:

  • на каждой странице указывают номер арабскими цифрами;
  • контракт зашивают нитью;
  • ее концы переводят на изнаночную сторону последнего листа;
  • сверху приклеивают прямоугольный лист с пломбой и печатью;
  • на нем указывают, сколько листов прошито и пронумеровано;
  • ФИО и должность, подпись.

Прежде чем начинать сшивать, подготовьте материалы и определитесь, с какого листа и как прошить договор, — сначала укажите номера на каждом листе, начиная с первого. Затем обязательно выровняйте бумаги по краям, подготовьте обложку и прошейте.

Вариантов сшивания несколько, обычно прокалывают от 2 до 4 отверстий по левому краю бумаги, в зависимости от размеров документации и количества листов.

Есть общие правила, как подшить договор при помощи нитей (на 3 отверстия).

Шаг 1. Перед началом процедуры уберите оставшиеся на документе скрепляющие элементы (скобы от степлера или скрепки).

Шаг 2. Отсортируйте листы по порядку (по номерам, датам и др.).

Шаг 3. По левому краю сделайте отверстия в ряд по вертикали. Среднее расположите четко посередине страницы, а верхнее и нижнее на расстоянии приблизительно 3–4 см от него.

Шаг 5. Проведите иглу снизу с обратной стороны в центральное отверстие.

Как прошить договор 3 отверстия

Шаг 6. Затем введите нить в верхнее отверстие.


Шаг 7. Затем через тыльную сторону в нижнее отверстие.


Шаг 8. Оказавшиеся на лицевой стороне оба конца нити выведите снова наизнанку через центральное отверстие.



Шаг 11. Заклейте нитки небольшим фрагментом листа с заверительной надписью размером примерно 2 x 8 см.

Шаг 12. Заверьте подписью директора и печатью так, чтобы они попали частично на наклейку и частично на изнаночную сторону документа.


Пример подшитого договора

Есть еще несколько примеров, как прошить договор купли-продажи недвижимости.

Вот образец наклейки с заверительной надписью:

Наклейка с заверительной надписью для прошитого договора

Мнения юристов разделились, обязательно ли закрывать наклейкой с заверительной надписью узел нити или только ее концы. Этот вопрос оставлен на усмотрение исполнителей процедуры.

Порядок регистрации договора аренды нежилого помещения:

  1. Поставить объект недвижимости на кадастровый учёт.
  2. Подписать контракт и заверить печатью.
  3. Заплатить госпошлину.
  4. Заполнить заявление.
  5. Подать документы в Росреестр.

Обязательно ли регистрировать договор аренды

В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 регистрация договора аренды нежилого помещения в Росреестре в 2021 году необходима, если контракт заключён на срок более одного года.

Если контракт заключен на срок менее года (6 месяцев, 11 месяцев и пр.), на неопределенный срок, пролонгирован на срок менее года или на неопределенный — обращаться в Росреестр не требуется.

По причине зависимости от срока распространена практика заключения контрактов на 11 месяцев с возможностью пролонгации.

Порядок регистрации

Действующее законодательство закрепляет, где регистрируется договор аренды нежилого помещения — в Росреестре. В ведомство обращаются по месту нахождения недвижимости. Обычно процедуру осуществляет региональное представительство ведомства.

Ранее производилась регистрация договора аренды в юстиции (Министерство юстиции), в 2021 году эту процедуру осуществляет Росреестр.

Обратиться в Росреестр вправе любая из сторон сделки. Если контракт заключен с государственным или муниципальным органом — за оформлением обращается он (пп. 5 ч. 1, пп. 2 ч. 3 ст. 15 Закона № 218).

Если контракт нотариально заверен — обратиться в Росреестр вправе нотариус.

Собственник недвижимости вправе подать документы на запрет регистрационных действий без его личного присутствия. Если такое заявление подавалось — обратиться с контрактом вправе только собственник.

Отметим: допустима регистрация договора аренды в МФЦ, специалисты примут документы и направят их в ведомство. При этом срок предоставления услуги увеличен.

Рекомендуем обращаться в МФЦ, несмотря на увеличенные сроки, поскольку специалисты помогут заполнить заявление. Ведомства принимают документы в определенные дни и время, МФЦ работает без ограничений.

Вот подробный порядок регистрации договора аренды нежилого помещения в Росреестре:

  1. Поставьте часть помещения на кадастровый учёт. Постановка на учёт осуществляется одновременно с госрегистрацией (п. 4 ч. 3 ст. 14 Закона № 218).
  2. Составьте и подпишите контракт. Обратите внимание: если кадастровый номер помещению ещё не присвоен, то по тексту как можно подробнее необходимо обозначить объект сделки. Рекомендуем приложить план расположения помещения.
  3. Оплатите госпошлину. Реквизиты для оплаты доступны в МФЦ, на сайтах ведомства и МФЦ. При безналичной оплате рекомендуем заверить платежное поручение в банке.
  4. Заполните заявление по форме Приложения № 1 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310. В МФЦ заявление заполнит специалист на приеме документов.
  5. Подайте пакет документов в ведомство.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, в каких случаях договор аренды подлежит регистрации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие документы нужны для регистрации договора аренды

Список документов, которые необходимо подготовить, выглядит следующим образом:

  1. Для постановки на кадастровый учет — техплан.
  2. Квитанция об оплате госпошлины.
  3. Контракт в трёх экземплярах.
  4. Документы, удостоверяющие личность и полномочия.
  5. Заявление.

Стоимость проведения регистрации

Если объект не стоит на кадастровом учете — постановку осуществят бесплатно. Стоимость изготовления техплана для кадастрового учета — в районе 10 000 руб.

Для организаций и граждан госпошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения в 2021 году различна:

  • 22 000 руб. — для юрлиц;
  • 2000 руб. — для физлиц.

Оплату производят за контракт, независимо от участников сделки: платит не каждая сторона, а кто-то один. Поскольку регистрация договора аренды в Росреестре для физических лиц дешевле, при наличии в сделке гражданина рекомендуем с заявлением обратиться ему, а не юрлицу.

Расходы по госпошлине несет та сторона, которая обращается с заявлением. Если контракт заключен с государственным или муниципальным органом — с заявлением обращается сам орган, он освобожден от уплаты госпошлины.

Если с заявлением обращаются несколько лиц — госпошлину распределяют поровну. Если заявитель — юрлицо и гражданин, распределяют так: 11 000 руб. — юрлицо, 1000 руб. — гражданин.

Сроки регистрации договора аренды в Росреестре

В 2021 году законом установлены сроки в зависимости от способа подачи документов:

срок регистрации договора аренды в Росреестре в 2021

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Настоящая статья посвящена отдельным вопросам государственной регистрации изменения договора аренды, в отношении которых подходы судов развивались и менялись на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Рассмотрение данных подходов в их развитии позволит сформировать более точное понимание существующих тенденций в судебной практике.

Подходы судов к вопросу об обязательности государственной регистрации изменений в договор аренды и о последствиях не совершения такой регистрации

Согласно одной из позиций, государственной регистрации подлежат только те соглашения, которые изменяют содержание регистрационной записи об аренде, например, соглашения об изменении срока или об изменении объекта аренды. При этом соглашения, не изменяющие содержания регистрационной записи, например, об изменении порядка уплаты компенсации за неотделимые улучшения, не требуют государственной регистрации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.11.2016 по делу № А35-7371/2015; Постановление ФАС Поволжского округа от 28.12.2011 по делу № А57-22497/2009).

Согласно противоположной позиции, если договор подлежит государственной регистрации, то все изменения и дополнения к нему, как часть этого договора, также подлежат государственной регистрации (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 № 11680/08 по делу № А70-2321/10-2007; Постановление Президиума ВАС РФ то 05.02.2013 № 11241/12; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.04.2017 по делу № А51-17551/2016).

Рассмотрим последствия не совершения регистрации изменений в договор аренды.

Достаточно длительный период времени суды придерживались мнения о том, что отсутствие регистрации дополнительного соглашения к договору аренды влечет незаключенность такого дополнительного соглашения. Применяя такой подход, суды приходили к выводу, что не прошедшее государственную регистрацию дополнительное соглашение не порождает прав и обязанностей для сторон договора аренды.

Однако необходимо учитывать, что если в дополнительном соглашении установлено, что оно вступает в силу (начинает действовать) только с момента его государственной регистрации, то данное соглашение не будет порождать правовые последствия для его сторон до осуществления такой регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2018 по делу № А70-6861/2017).

Одностороннее изменение размера арендной платы

Условия о возможности одностороннего изменения арендной платы включается в договоры аренды достаточно часто. Такой односторонний порядок распространен, например, в договорах аренды государственного или муниципального имущества. В данном случае, в договоре, как правило, предусматривается, что об изменении арендной платы арендодатель информирует арендатора путем направления письменного уведомления.

Необходимо, однако, учитывать ряд требований к изложению условий об одностороннем изменении размера арендной платы, соблюдение которых необходимо для признания судом данного порядка согласованным (реализация которого не требует заключения дополнительного соглашения и осуществления государственной регистрации изменений в договор аренды):

  • В договоре аренды должно быть прямо прописано право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы.

Условие о том, что стороны согласуют изменение размера арендной платы при наступлении определенных событий, не признается судами условием, наделяющим сторону договора правом требовать внесения таких изменений или вносить их в одностороннем порядке.

  • В договоре аренды необходимо предусмотреть периодичность одностороннего изменения арендной платы; размер, на который она может быть изменена, или порядок его определения; а также условия для такого одностороннего изменения.

Так, например, если право на одностороннее изменение размера арендной платы возникает в связи с изменением арендной ставки, устанавливаемой нормативным актом соответствующего уполномоченного органа, то необходимо прямо указать об этом в договоре аренды.

Вопросы регистрации изменений, вносимых в договор аренды, при переходе прав и обязанностей по такому договору в порядке правопреемства в результате реорганизации юридического лица

В части регистрации изменений в договор при переходе прав и обязанностей по данному договору в результате реорганизации юридического лица можно выделить два вопроса:

Требуется ли регистрация обременения правом аренды в пользу юридического лица, ставшего стороной договора аренды в результате реорганизации прежней стороны договора.

Достаточно ли для регистрации изменений представить документы, подтверждающие реорганизацию прежней стороны договора аренды и возникновение ее правопреемника, или необходимо заключать соответствующее дополнительное соглашение.

По первому вопросу Верховный суд РФ выразил свое мнение в Определении от 25.07.2017 № 304-ЭС17-3429 по делу № А70-5203/2016, отменив акты судов нижестоящих инстанций, обязавших арендатора, ставшего правопреемником по договору аренды в результате реорганизации, зарегистрировать обременение объекта недвижимости правом аренды данного юридического лица. Суд также отразил в Определении, что возложение указанной обязанности на арендатора повлекло для него возникновение убытков в размере свыше 20 000 000 рублей, образовавшихся в результате уплаты пошлины.

Необходимо отметить, что по второму вопросу об обязательности заключения и предоставления для регистрации дополнительного соглашения о замене стороны договора аренды, в судебной практике нет единства мнений.

Вместе с тем, существует и противоположная судебная практика.

Остановимся на вопросе о правомерности регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, если на момент обращения с соответствующим заявлением срок аренды и (или) срок действия договора истек.

По мнению Росреестра, регистрация изменений к договору аренды в данном случае является неправомерной. Суды, однако, придерживаются противоположной позиции, согласно которой истечение указанного в договоре срока само по себе не является препятствием для государственной регистрации представленного дополнительного соглашения, поскольку из положений статей 450, 452, 610, 621 Гражданского кодекса РФ не следует невозможность изменения по соглашению сторон условий договора аренды, возобновленного по истечении определенного с нем срока (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2017 по делу № А56-52192/2016; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2017 по делу № А21-5227/2016).

Таким образом, с учетом рассмотренных в настоящей статье вопросов, рекомендуем сторонам договора аренды при принятии решения касательно регистрации изменений договора аренды учитывать описанные выше подходы судов.

Как правильно заверить копию документа

В современной бухгалтерской жизни копии документов требуются буквально на каждом шагу. Благодаря повсеместному распространению сканеров, копиров и принтеров, изготовление копий перестало быть проблемой. Однако зачастую нужна не простая, а заверенная копия документа. В настоящей статье мы расскажем, что понимается под этим термином, как правильно следует заверять копии, и приведем образцы правильного заверения.

Зачем нужно заверять копии

Как видим, заверение копии необходимо, чтобы придать ей юридическую значимость. Другими словами, только такие копии используются в официальном документообороте, в том числе, для представления в государственные и муниципальные органы или для передачи другим организациям, ИП и физлицам.

В частности, именно заверенными копиями документов можно подтверждать расходы для целей налогообложения (письмо Минфина от 25.10.19 № 03-03-06/1/82236). Также придется заверить копии бумажных документов, представляемые в налоговую инспекцию в ответ на соответствующее требование (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Внимание

Чем руководствоваться при заверении

Также рекомендации по оформлению копий документов приведены в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@ , в письмах Минфина от 07.08.14 № 03-02-РЗ/39142 и от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336 .

Совет

Перед заверением документа не лишним будет ознакомиться с Методическими рекомендациями по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. решением правления ФНП от 25.04.16, протокол № 04/16). Хотя этот документ разработан для нотариусов, в нем содержится много полезной информации, которая пригодится при самостоятельном заверении копий.

Кто вправе заверять документы

Удостоверить верность копии от имени организации или ИП вправе любое уполномоченное лицо.

Такое полномочие может вытекать из уставных документов (в частности, правом заверять копии обладает руководитель организации, председатель или секретарь общего собрания, руководитель ревизионной комиссии и т.п.). А может основываться на иных документах — доверенности, приказе по организации, должностной инструкции и т.п.

Предприниматель вправе самостоятельно заверить копию документа или доверить это другому лицу (п. 5 Требований, приведенных в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@; далее — Требования). Заметим, что таким лицом может быть только работник ИП. Должность этого работника следует указать на заверительной отметке, проставленной на копии.

Образец правильного заверения копии документов

Внимание

Аналогичные правила применяются при удостоверении копий многостраничных документов (заверительная отметка размещается на каждой странице) и их сшивок. В последнем случае нужно сшить копии всех листов в один документ и заверить его в целом. Делается это путем проставления заверительной отметки на бумажной наклейке, которая размещается на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления листов ниткой или лентой.

При этом необходимо учесть две особенности, установленные в пункте 5 Требований. Первая — нужно дополнительно указать количество листов в сшивке. Это делается дважды: арабскими цифрами и прописью. И вторая — подпись и печать следует проставить так, чтобы часть их приходилась на бумажную наклейку, а часть — непосредственно на последний лист. Это нужно для того, чтобы затруднить замену листов в сшивке документов.

Приведем примеры правильного заверения копий.

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью 6 (шесть) листов.

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Как заверить копии уставных документов

Каких-либо особенностей в части заверения копий уставных документов законодательство не содержит. Поэтому следует применять рассмотренные выше правила. Поскольку речь идет о многостраничных документах (уставе, учредительном договоре), нужно учитывать также порядок прошивки таких бумаг для цели их заверения.

Прошивку нужно сделать прочной нитью или лентой, вывести ее концы на оборотную сторону последнего листа и связать. После этого концы нити (ленты) заклеиваются бумажной наклейкой, на которой и проставляется заверительная надпись указанным выше способом — то есть часть ее приходится на наклейку, а часть — на сам лист.

Совет

В заключение отметим, что заверение копии документа — несложная процедура, выполнить которую может любой налогоплательщик самостоятельно. Но при этом нужно придерживаться правил, нарушение которых может привести к тому, что копия не будет считать заверенной. Это, в свою очередь, повлечет дополнительные затраты времен и денег. А в некоторых случаях может привести к штрафу за нарушение сроков сдачи документов в ИФНС.

Читайте также: