Новый налоговый сбор для компаний и ип

Обновлено: 07.07.2024

В 2021 году некоторые начинающие ИП могут вовсе не платить налог, всем ИП на патенте удастся сэкономить благодаря вычету страховых взносов, а вот ставки по УСН увеличились. Предпринимателю стоит следить за этими изменениями, чтобы воспользоваться всеми льготами и избежать штрафов. Мы спросили у экспертов из Тинькофф, что изменилось в налогообложении бизнеса, как быть в курсе и что поможет ИП спокойно работать в 2021 году.

ИП может перейти на самозанятость

Новые ИП могут не платить налог

  • на первые два года — для ИП на УСН;
  • на два срока действия патента — его можно купить на 1–12 месяцев в пределах одного календарного года, то есть в мае его оформят только до декабря, потом придётся купить новый.

Тинькофф Бизнес помогает тем предпринимателям, кто работает сам и без бухгалтера или юриста. Чтобы зарегистрировать ИП, будущий бизнесмен должен просто заполнить онлайн-заявку на сайте. При этом специалисты помогут выбрать виды деятельности и оптимальный налоговый режим. Они обязательно сообщат о возможности воспользоваться налоговыми каникулами. Новоиспечённый ИП не упустит шанс снизить налоговую нагрузку на старте.

Патентная система стала доступнее

Чтобы предприниматели, работающие ранее на ЕНВД, смогли безболезненно сменить налоговый режим, власти внесли поправки в патентную систему налогообложения (ПСН). Больше направлений бизнеса. Теперь под патент попадает 80 видов деятельности, а не 63. Например, добавили производство валенок, услуги автостоянок, уход за домашними животными и печать визиток. Старые формулировки также изменили и расширили. Под патент теперь попадают торговые точки и общепит, если площадь их зала —до 150 м 2 , вместо ограничения в 50 м 2 . Кроме того, регионы могут устанавливать свои дополнительные виды деятельности для патента. Уменьшение патента на страховые взносы. ИП с 2021 года может подавать заявление на вычет уплаченных страховых взносов из стоимости патента. Если это страховые взносы за себя, то патент можно уменьшить на всю сумму, если за сотрудников — на 50%. Раньше такого не было — ИП платил и страховые взносы, и стоимость патента.

Для всех ИП, кто открыл счёт в Тинькофф Банке, доступна онлайн-бухгалтерия. Она позволяет организовать все расчёты с бюджетом — уплату налогов, сборов и страховых взносов. Первые два месяца бухгалтерское обслуживание для начинающих ИП предоставляется бесплатно. Специалисты на старте помогут определиться с оптимальным налоговым режимом и проконсультируют, что и как нужно будет платить. В онлайн-бухгалтерии есть платёжный календарь, чтобы ИП мог все планировать заранее. К тому же он напомнит и подскажет, когда лучше заплатить страховые взносы. Если выполнять эти рекомендации, удастся уменьшить налог на сумму взносов.

Упрощенцам разрешили расти

  • Новый режим УСН-онлайн. ИП на упрощёнке, использующие онлайн-кассу, не сдают налоговую декларацию. Остальные ИП без кассы обязаны отчитываться — ежегодно сдавать декларацию, а каждый квартал — расчёт по авансовым платежам УСН.
  • Новые платёжки для расчётов с бюджетом. Изменились правила заполнения платёжных поручений и реквизиты при уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Всем клиентам Тинькофф Бизнес доступен сервис, который автоматически рассчитывает налоговую базу и налоги прямо в приложении или в личном кабинете на сайте. Сервис не забудет применить нужную ставку и учесть все ограничения. В итоге ИП не оштрафуют за неверно рассчитанный налог. Не будет проблем и с уплатой платежей — сервис сформирует платёжные поручения с актуальными реквизитами и напомнит о сроках. Даже налоговую декларацию можно сдать дистанционно — банк выпустит специальную электронную подпись и отправит отчётность в налоговую за ИП.

Ставка НДФЛ выросла для богатых

Налог на доходы физлиц рассчитывается теперь по прогрессивной шкале. Базовая ставка — 13%, но если доход в течение года превысил 5 миллионов ₽, она увеличивается до 15%. Сверхлимитный доход облагается по этой повышенной ставке. Это касается ИП на общей системе налогообложения, которые платят НДФЛ со своих доходов, а также всех высокооплачиваемых наёмных сотрудников, с чьей зарплаты любой ИП-работодатель уплачивает НДФЛ.

ИТ-шникам добавили льгот

Целый комплекс изменений коснулся ИТ-отрасли — для них появились новые льготы по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам. Освобождение от НДС. Предприниматели в сфере ИТ, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО), теперь не должны платить НДС со своих продуктов и услуг. Их освободили от уплаты этого налога полностью. Налоговый манёвр. Ставка налога на прибыль для них уменьшилась с 20 до 3%. Условия получения такой скидки: они внесены в реестр ИТ-компаний, доход от ИТ-продуктов и услуг — не менее 90% всей выручки, а в штате — от 7 сотрудников. Пониженные страховые взносы. В ИТ-сфере работодатели теперь выплачивают ещё меньше страховых взносов — с 14% ставка уменьшена до 7,6%. С зарплаты сотрудников только 6% уходит на пенсионное страхование и 1,6% — на медицинское страхование. Работодатели в других сферах и отраслях отчисляют страховые взносы в размере до 30% с зарплат, поэтому льгота существенная. Про эти льготы для ИТ-компаний много пишут в новостях, но не все ИП до сих пор разобрались, смогут ли получить такие подарки от налоговой. Чтобы уточнить, нужно найти экспертов и задать вопрос. Вот только у малого бизнеса часто нет под рукой таких экспертов.

Страховые взносы не выросли

Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП: как перейти на новый порядок расчетов с бюджетом

С июля 2022 года у организаций и предпринимателей появится возможность не оформлять большое количество платежек по всевозможным налогам и взносам. Вместо этого бухгалтер сможет перечислить в бюджет всего одну сумму — единый налоговый платеж. Инспекторы сами распределят его по разным КБК. Расскажем, что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Для чего нужен единый налоговый платеж

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Сроки и условия перехода на особый порядок

Юрлица и ИП смогут применять особый порядок перевода платежей в бюджет (то есть перечислять единый налоговый платеж) с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Так сказано в пункте 1 новой статьи 45.2 НК РФ.

Для перехода на ЕНП необходимо сделать два шага:

1. Провести сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Сверка не должна выявить разногласий.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Из чего состоит единый налоговый платеж

В него входят три вида перечислений, сделанных налогоплательщиком, перешедшим на особый порядок уплаты налогов и иных платежей.

Во-первых, средства, добровольно переведенные на соответствующий счет федерального казначейства, предназначенный для ЕНП.

Во-вторых, переведенные в бюджет налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени и штрафы, которые налогоплательщик не расценивал как ЕНП.

В-третьих, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. К единому налоговому платежу их отнесут в момент обнаружения переплаты, но не раньше даты перехода на особый порядок.

Какие уведомления подать в ИФНС

Юрлица и предприниматели, перечислившие ЕНП, будут обязаны подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.

Компаниям и ИП, выполняющим роль налоговых агентов по НДФЛ, придется присылать налоговикам еще одно уведомление. В нем следует указать суммы перечисленного налога на доходы физлиц. Срок направления — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов физлицам.

Форму и формат уведомления утвердит ФНС.

Заполнить и подать уведомление по официально утвержденной форме Подать бесплатно

Как ИФНС распределит единый платеж по разным налогам

Инспекторы зачтут единый налоговый платеж в счет исполнения обязанностей перед бюджетом в следующей последовательности:

  1. Недоимка — начиная с более ранней даты ее выявления.
  2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с даты возникновения обязанности по их уплате (на основании деклараций, расчетов, уведомлений).
  3. Пени.
  4. Проценты.
  5. Штрафы.

Как быть, если остатка ЕНП не хватает для зачета денег в счет налоговых платежей с совпадающими сроками уплаты? Тогда зачет произведут пропорционально суммам таких платежей.

Обязанность по уплате налога (взносов, сбора) считается исполненной со дня, когда в банк поступило поручение налоговиков на списание средств ЕНП в счет погашения обязанности. Но есть условие — денег для такого погашения должно быть достаточно. Если установленный срок уплаты наступает позже, обязанность считается погашенной в момент наступления данного срока (новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

Возврат единого налогового платежа

Если на счете организации или предпринимателя останется сумма ЕНП, которая не была зачтена в счет уплаты налогов (взносов, сборов, пеней, штрафов), деньги можно вернуть. Действовать надо по правилам, которые изложены в пунктах 7 — 11 статьи 45.1 НК РФ.

Налогоплательщик должен подать в ИФНС заявление о возврате. Инспекция обязана рассмотреть его в течение 10-ти дней. Если решение будет положительным, остаток единого налогового платежа вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

Единый налоговый платеж за организацию или ИП может перечислить иное лицо. Но в этом случае вернуть деньги из бюджета не удастся (п. 5 новой статьи 45.2 НК РФ).

Введение единого налогового платежа (ЕНП) для организаций и ИП — инициатива ФНС, которую в тестовом режиме планируется реализовать в течение 2022 года. Подобное уже предусмотрено в НК РФ для физических лиц, но для юрлиц и предпринимателей ЕНП — абсолютное новшество, которое вызывает множество вопросов. Расскажем, в чём суть инициативы, как её планируется реализовывать и стоит ли вступать в эксперимент.


Единый налоговый платеж для бизнеса, как планирует ФНС, будет построен на тех же принципах, что и ЕНП для физических лиц. Налогоплательщик вносит один платеж, а налоговый орган сам, как только наступает срок уплаты того или иного налога, перечисляет средства по назначению.

Однако налогообложение бизнеса — это более сложная система. Намного больше видов налогов, разные режимы и сроки платежей. Поэтому ЕНП для бизнеса как механизм не будет полной копий текущего ЕНП для физических лиц. Во-первых, нормативное регулирование ЕНП планируют сделать единым как для юрлиц и ИП, так и для граждан. А во-вторых, концепцию механизма такого платежа ещё предстоит разработать, протестировать и скорректировать, учитывая итоги эксперимента, который запланирован на 2022 год.

На текущий момент ситуация с введением ЕНП для бизнеса такова:

Учитывая, что законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, вероятно, закон примут к концу 2021 года. Но на текущий момент о механизме ЕНП для бизнеса можно говорить только в общих чертах.

Какие налоги будут включены в ЕНП

ЕНП для бизнеса и физлиц будет предусмотрен новой статьёй налогового кодекса — 45.1 НК РФ. Согласно этой норме, ЕНП — добровольный денежный платеж налогоплательщика в счёт исполнения обязанностей по уплате:

  • налогов;
  • страховых взносов;
  • авансовых налоговых платежей;
  • торгового сбора;
  • сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Таким образом, ЕНП можно назвать обезличенным платежом. Он должен перечисляться на счёт казначейства в качестве ЕНП, но без конкретизации, на какие налоги, сборы и взносы направляется. При этом в первую очередь налоговый орган направит поступившие средства на погашение задолженности, если таковая имеется, и только в части остальной суммы будут приниматься решения о направлении средств на уплату налогов и других обязательных платежей. Списания (зачёты) средств будут происходить в сроки, установленные для конкретного налога, сбора или взноса. Налоговый орган будет делать это самостоятельно в пределах доступной суммы перечисленного налогоплательщиком ЕНП.

Как организации или ИП стать плательщиком ЕНП

Никакой специальной процедуры получения статуса плательщика ЕНП не предусмотрено. Тем более что ЕНП — это не налог, а просто платёж, некая сумма, за счёт которой налоговый орган будет сам засчитывать уплату налогов, сборов и взносов.

Если механизм ЕНП для бизнеса будет подобен текущему ЕНП для физлиц, то перечисляемые суммы будут до момента списания храниться в электронном кошельке налогоплательщика и отображаться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же будут видны все списания и их характер. Пополнять такой кошелёк можно в любое время и сколько угодно раз. При необходимости налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате средств ЕНП в пределах остатка. Для удобства и ускорения процесса заявление подаётся в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Планируется, что перечислять ЕНП сможет не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — за него. Правда, возврат средств для них будет недоступен, так как возможен только в пользу налогоплательщика.

ЕНП — это альтернативный способ уплаты обязательных платежей. Налогоплательщик решает сам, использовать его или нет. Платёж можно совмещать со стандартной системой уплаты налогов, сборов и взносов. Например, некоторые налоги платить самостоятельно по срокам, а какие-то учесть в ЕНП и перечислить платёж, чтобы налоговый орган сам списывал деньги, когда наступит срок.

Главная цель внедрения ЕНП для бизнеса — упростить механизм уплаты обязательных платежей и снизить количество ошибок. Это особенно актуально для организаций и ИП, использующих общий режим налогообложения, при котором нужно в разные сроки вносить много разных платежей, каждый раз формируя платёжное поручение. С другой стороны, даже если ИП или юрлицо использует спецрежим, уплачивает только один налог и страховые взносы, ЕНП, возможно, будет более удобной формой исполнения обязанностей. Тем более что можно пополнять электронный кошелёк в любое удобное время и в пределах доступных на текущий момент денежных средств.

Введение ЕНП никак не скажется на исполнении обязанностей, связанных с представлением отчётности. В том числе, если организация обязана делать или добровольно делает это только в электронном виде. В последнем случае ЕНП даже ещё больше упростит и ускорит всё взаимодействие с налоговым органом. К автоматизации и цифровизации документооборота с ФНС добавится автоматизация процесса исполнения всех или части денежных обязательств.

Алексей Шевердяков фото

В сентябре этого года ФНС разработала новый налоговый режим для малого бизнеса. Он позволит сделать бизнес более открытым для инспекций и банков. Возможные плюсы и минусы для предпринимателей разберем в статье.

Новый налоговый режим, по данным “Ведомостей”, фактически освобождает предпринимателей от бухгалтерского и налогового учета, а также от подачи отчетности по НДФЛ и страховым взносам. Это удобно, но для бизнеса, возможно, будут не только плюсы. Но обо всем по порядку.

Концепция нового режима налогообложения

Новым налоговым режимом, как ожидается, смогут воспользоваться представители малого бизнеса на УСН. Скорее всего, это будет довольно узкая категория предпринимателей – с численностью до пяти работников и выручкой до 60 млн руб. в год. В исходном законопроекте пока нет ограничений по видам деятельности.

Предпринимателей на новом налоговом режиме фактически освободят от необходимости ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Инспекция будет самостоятельно рассчитывать налог, используя информацию об оборотах компании напрямую от банков и контрольно-кассовой техники (ККТ). Таким образом, расходами будут считать только операции по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.

Зарплаты сотрудникам больше не смогут выдавать наличными – нужно рассчитываться только через банк. Исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников будет банк без участия предпринимателя.

Пока в ФНС не определились с длительностью налогового периода (до этого обсуждалась возможность его сокращения до одного месяца). Напомним, что сейчас налог на УСН уплачивают один раз в 3 месяца, а отчетность подают один раз в год.

Зачем это ФНС

Сейчас наблюдается устойчивый тренд на сокращение оборота наличных денег и доминирование безналичных платежей. Уже и в небольших городах в большинстве магазинов оплата с помощью смартфона никого не удивляет, а наличными пользуются все меньше. При этом, чем больше компания проводит безналичных платежей, тем прозрачнее ее доходы для инспекции.

Зачем это бизнесу

Сейчас от бухгалтерского и налогового учета освобождены только компании, которые работают на ПСН (патентной системе налогообложения), а также самозанятые. Новый налоговый режим даст эту возможность малому бизнесу на УСН. Расчетом налога может заниматься сама инспекция. В таком случае компаниям не нужно самостоятельно вести учет и сдавать отчётность.

Так можно значительно упростить бухгалтерию и снять с себя дополнительные расходы на ее обеспечение. Сейчас даже микропредприятиям нужно иметь бухгалтера и заполнять до 17 видов отчетов. За несдачу отчетности вовремя или сдачу ее в неправильной форме можно получить штраф.

Потенциальные минусы для предпринимателей

Однако не все так просто. Помимо плюсов, новый налоговый режим потенциально может принести и сложности, которые будут особенно актуальны для микробизнеса.

В первую очередь, отмена страховых взносов за счет увеличения налоговой нагрузки может подойти не всем. Например, это будет менее выгодно компаниям с небольшим штатом или не имеющим сотрудников (нет сотрудников – нет и страховых взносов за них).

А перевод всех платежей в онлайн (через расчетный счет или с использованием ККТ) может сделать невозможным учет в расходах наличных операций. Здесь могут вырасти и расходы на банкинг. Уже сейчас малый бизнес перечисляет банкам около 2% от каждого безналичного платежа. Часть экспертов прогнозирует, что активное задействование банков в расчетах и выполнение ими функций налогового агента при новом налоговом режиме могут повлиять на стоимость банковских услуг для бизнеса.

Сейчас все выглядит так, что новый налоговый режим, скорее всего, подойдет предпринимателям, которые работают только “в белую”, а наиболее выгодным экономически он будет для компаний с большим штатом сотрудников. При этом любой бизнес при переходе на него может стать практически прозрачным для инспекций и банков. Поэтому если новый налоговый режим введут в тех же базовых формулировках, что и сейчас, то он может, напротив, оказаться маловостребованным.

Не исключено, что по этой причине ФНС может пересмотреть условия для бизнеса уже при прохождении законопроекта о новом налоговом режиме в Госдуме. Но это покажет время.

Читайте также: