Новое в работе налоговой инспекции

Обновлено: 05.05.2024

За 15 лет существования в России налоговых органов неоднократно менялось их название и ведомственная принадлежность, но неизменной всегда оставалась их главная функция по организации поступления налоговых платежей в государственный бюджет. О том, какие изменения произошли в системе налоговых органов, рассказывает и. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по РТ Ринат Хайров.

С 1 января 2005 года вступили в силу многочисленные поправки в налоговое законодательство. Какие изменения произошли в налогообложении юридических лиц?


Действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.

Изменилось ли налогообложение по единому социальному налогу и налогу на имущество юридических лиц?


Снижены ставки единого социального налога для всех категорий налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей и адвокатов. Максимальная ставка налога для большинства налогоплательщиков снижена с 35,6\% до 26\%. Порог шкалы регрессии увеличен до 280 тыс. рублей. Отменены ограничения по доступу к пониженным ставкам — раньше было запрещено применять регрессивную шкалу, если средняя налоговая база на одного работника составляла менее 2500 рублей в месяц.


Налогообложение имущества организаций в 2005 году производится в соответствии с Главой 30 Налогового Кодекса РФ, вступившей в действие с 1 января 2004 года. Налог на имущество организаций — региональный, а значит, вводится в действие Законом Республики Татарстан, который определяет порядок, сроки уплаты налога и устанавливает льготы по налогу. Законом Республики Татарстан введено значительное количество дополнительных льгот для организаций. Льготное налогообложение предусмотрено в отношении объектов жилищного фонда; имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению; имущества метрополитена, предназначенных для перевозок пассажиров; автомобильных дорог общего пользования; имущества органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления; имущества бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов и некоторые другие.

С 2005 года установлена пониженная налоговая ставка в размере 1,1\% для научно-исследовательских, конструкторских учреждений, в общем объеме которых научно-исследовательские работы составляют не менее 70\%.

Какие изменения произошли в этом году в порядке взимания государственной пошлины?

На администраторов поступлений государственной пошлины возложены функции контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.

Есть ли в этом году изменения в межбюджетных отношениях между Татарстаном и федеральным центром? Сколько теперь Татарстан оставляет налоговых сборов у себя, а сколько уходит в федеральный центр?


Существенные изменения произошли в межбюджетном распределении налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых. В 2004 году доля этих двух налогов в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Татарстан составила 43,2\%, из них 33,6\% — по налогу на прибыль и 9,6\% — по НДПИ. Доходы по налогу на прибыль в 2004 году распределялись в соотношении 5\% — в федеральный бюджет и 19\% в бюджет субъекта РФ. С 2005 года 6,5\% поступает в федеральный бюджет и только 17,5\% — в бюджет субъекта РФ. Доходы по налогу на добычу полезных ископаемых в 2004 году распределялись в соотношении 85,6\% — в федеральный бюджет и 14,4\% в бюджет субъекта РФ. С 2005 года 95\% поступает в федеральный бюджет и только 5\% — в бюджет субъекта РФ. Из-за этих изменений консолидированный бюджет республики недополучит в 2005 году, как минимум, 3,4 млрд. рублей, из них 0,8 млрд. рублей — по налогу на прибыль и 2,6 млрд. рублей — по НДПИ.

Изменения коснулись и двух других налогов — водного налога и государственной пошлины. В 2004 году все поступления водного налога зачислялись в бюджет республики, с 2005 года вся сумма налога поступает в федеральный бюджет. Также полностью в федеральный бюджет зачисляются суммы государственной пошлины, тогда как в 2004 г. она распределялась между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации. Эти изменения также приведут к частичной потере консолидированного бюджета республики. Анализ итогов первого квартала текущего года показал, что налоговые поступления распределились в соотношении 54,4\% — в федеральный бюджет и 45,6\% — в консолидированный бюджет республики. За аналогичный период 2004 года данное соотношение составляло соответственно 49,5\% и 50,5\%.

С марта 2005 года в Татарстане начал действовать новый специализированный оператор связи по обслуживанию электронного документооборота — Учебно-научный центр информационной безопасности. Расскажите об этом поподробнее.


Система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по электронной почте внедряется в нашей республике с 2002 года. На сегодняшний день 5408 организаций используют эту прогрессивную технологию. Передавая отчетность по телекоммуникационным каналам связи непосредственно с рабочего места, они не теряют время на посещение налоговых инспекций и простаивание в очередях.

В прошлом году в рамках административной реформы Министерство по налогам и сборам России преобразовано в Федеральную налоговую службу. Соответственно, поменялся статус региональных подразделений. Эти изменения как-то повлияли на работу налоговых органов нашей республики?

Федеральная налоговая служба стала подшефной Минфину России, утратив право законодательной инициативы, право утверждать формы деклараций, право разъяснять спорные и неурегулированные законодательством вопросы, связанные с исчислением налогов и сборов.


Основным направлением работы становится осуществление контроля и надзора над соблюдением налогового законодательства. Кроме этого, на основании статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые инспекторы должны информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях, действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты, порядке заполнения налоговой отчетности.

Начатая за три года до административной реформы модернизация налоговых органов России, заключающаяся, во-первых, в переходе инспекций на типовую организационную структуру, построенную по функциональному принципу; во-вторых, во внедрении системы электронной обработки данных ( ЭОД), в полной мере позволяет реализовать поставленные задачи. Такая организация работы внесла существенные коррективы не только в деятельность самих налоговых инспекторов, но и в их взаимоотношения с налогоплательщиками. Теперь все непосредственные контакты с налогоплательщиками — организациями и физическими лицами — осуществляются только в отделах по работе с налогоплательщиками. К функциям сотрудников этих отделов относится прием отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, выдача справок о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверки расчетов и информирование налогоплательщиков.


С передачей Минфину РФ полномочий по утверждению форм налоговых деклараций имеет место не своевременное их утверждение и доведение до налоговых органов и налогоплательщиков, что приводит к недовольству налогоплательщиков большими очередями в последние дни сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. Проверкой сданной отчетности и деклараций занимаются в отделах камеральных и выездных налоговых проверок, где и реализуется основная функция налоговых органов — контроль и анализ, основанный на применении современных технологий и компьютерных программ. При такой организации работы исключается влияние субъективного фактора и возможные должностные злоупотребления со стороны налоговых инспекторов. Но при этом повышается ответственность налогоплательщика за правильность и своевременность предоставления налоговой отчетности.

Некоторые налогоплательщики проявляют озабоченность в связи с ликвидацией налоговых инспекций в ряде районов республики. С чем связано сокращение налоговых инспекций, и куда обращаться налогоплательщикам тех районов, где инспекции ликвидированы?


Действительно, в результате мероприятий по оптимизации структуры налоговых органов Татарстана было сокращено количество налоговых инспекций — из 34 их осталось 21. Если ранее налоговые инспекции обслуживали одно административно-территориальное образование, то теперь созданы межрайонные инспекции, которые обслуживают налогоплательщиков сразу нескольких районов. Однако это не означает, что в районах, где ранее находились налоговые инспекции, налогоплательщики останутся без внимания. Там, где налоговые инспекции ликвидированы, организована работа территориально обособленных структурных подразделений межрайонных инспекций — участков. На территориальных участках осуществляют деятельность отделы работы с налогоплательщиками, сотрудниками которых ведется работа по приему налоговых деклараций и заявлений, выдача справок о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом. В обязанности работников территориальных участков входит и информирование налогоплательщиков по порядку представления деклараций, уплате налогов, оформлению платежных документов, а также по другим вопросам общего характера, связанным с деятельностью налоговых органов. То есть для налогоплательщиков, с точки зрения их обслуживания, все осталось как прежде.

Причин упразднения налоговых инспекций несколько. Во-первых, произошло слияние мелких налоговых инспекций, в основном, в сельских районах, где налогоплательщики практически отсутствуют. Затраты на содержание таких инспекций не приносят ощутимой отдачи в бюджет. За счет перераспределения численности усилены городские налоговые инспекции, в которых фактическая нагрузка на одного инспектора достаточно высока. Во-вторых, — это развитие и внедрение современных технологий. Налоговые инспекции оснащены необходимым оборудованием для обмена информацией в режиме реального времени между всеми подразделениями. Сотрудники участков имеют доступ к информационным ресурсам межрайонной инспекции, что делает возможным для налогоплательщиков получать всю необходимую информацию на месте, не выезжая за пределы своего района. Работая по новой структуре, УФНС РФ по РТ успешно обеспечивает сбор налогов и сборов по республике во все уровни бюджетов. Так, за 1 квартал 2005 года в бюджеты всех уровней мобилизовано 26 582,6 млн. рублей, что на 59,4 \% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В том числе в федеральный бюджет — 14 458,8 млн. рублей, в консолидированный бюджет РТ — 12 123,8 млн. рублей, ЕСН — 5402,6 млн. рублей.

Во всем мире экономические, в том числе налоговые преступления считаются наиболее изощренными и труднораскрываемыми. Что, по вашему мнению, необходимо налоговым органам, чтобы успешно им противостоять?


На сегодняшний день налоговым органам необходимо шире использовать возможности, предоставленные Налоговым кодексом РФ, в том числе по привлечению экспертов по вопросам, выходящим за границы познаний налогового инспектора. Кроме того, налоговые органы должны научиться так строить свою работу, чтобы не реагировать на уже случившиеся факты нарушений, а предупреждать их путем анализа сложившейся экономической ситуации в стране и в мире, информации, поступающей из различных источников, доведения до налогоплательщиков возможных нарушений налогового законодательства и их последствий.

Известно, что экономическая преступность не признает границ. А как обстоят дела с сотрудничеством УФНС РФ по Республике Татарстан с налоговыми органами других регионов России?


Квалификацией и раскрытием налоговых преступлений в Татарстане занимается Управление по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Республики Татарстан. Налоговые органы устанавливают нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемых налогоплательщиками и налоговыми агентами, и если указанные нарушения содержат признаки преступления, материалы передаются в органы внутренних дел для соответствующей квалификации. Так, в 2004 году в правоохранительные органы направлено 263 материала по налоговым правонарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. По данным материалам возбуждено 36 дел, по 13 уголовным делам вынесены судебные решения. Акты проверок налогоплательщиков, устанавливающие нарушения налогового законодательства, являются документами для служебного пользования, поэтому содержащаяся в них информация не может быть озвучена для широкой публики. Однако можно сказать о том, что налоговыми органами за 2004 год дополнительно начислено 6282,4 млн руб. налогов и сборов, и по эффективности контрольной работы Республика Татарстан занимает 3 место.

Читайте также: