Незавершенное строительство в декларации по налогу на прибыль

Обновлено: 28.06.2024

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Организации на ОСНО сдают декларацию по налогу на прибыль регулярно. В 2021 году сдавайте отчет на бланке, который утвержден приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 . В статье расскажем о заполнении декларации и проверке ключевых показателей.

Кто должен сдавать декларацию по налогу на прибыль

Список налогоплательщиков, которым нужно сдать декларацию, указан в ст. 246 НК РФ. Декларацию обязаны представлять:

  • организации из РФ и других стран, находящиеся на ОСНО и уплачивающие этот налог;
  • налоговые агенты по налогу на прибыль;
  • ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
  • компании на упрощенке или ЕСХН, уплачивающие налог с прибыли по ценным бумагам или дивидендам иностранных компаний.

Форма декларации по налогу на прибыль в 2021 году

Для отчетности в 2021 году применяется форма декларации по налогу на прибыль, утвержденная приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655. В обновленную декларацию добавили новые коды признака налогоплательщика, видов доходов, корректировок, а также дополнительные приложения. Вот что изменилось:

Порядок заполнения декларации и формат представления отчета в электронной форме тоже изменены.

Разделы декларации по налогу на прибыль

Их много, но вам не придется заполнять все. Налогоплательщики, которые получили доход, должны заполнить обязательные листы:

  • титульный лист;
  • раздел № 1, подраздел 1.1 с суммой налога, которую нужно исчислить в бюджет;
  • лист 02 с расчетом налога на прибыль;
  • приложение № 1 ко второму листу с реализационными и внереализационными доходами;
  • приложение № 2 ко второму листу с затратами на производство и продажу, внереализационными расходами и убытком, который к этим расходам приравнен.

Остальные разделы придется заполнить при наличии особых условий:

  • раздел № 1 подраздел 1.2 — для тех, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включайте только в декларации за отчетные периоды, в годовой он не нужен;
  • раздел № 1 подраздел 1.3 — для налоговых агентов по налогу на прибыль;
  • приложение № 3 ко второму листу с расчетами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, которые отражены в пятом листе — заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество;
  • приложение № 4 ко второму листу с расчетом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога — заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы;
  • приложение № 5 ко второму листу с расчетом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и ее подразделениями— заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса);
  • приложение № 6 ко второму листу с расчетом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы — заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. С новой формой приложение пополнилось двумя разделами:
    • Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчет консолидированной налоговой базы КГН и расчет консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
    • Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.

    Как заполнять декларацию по налогу на прибыль

    Налог на прибыль

    Заполнение декларации в 2021 году регламентировано приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655. Там раскрываются основные вопросы: из чего состоит декларация, как ее заполнять и как сдавать, по какому регламенту заполнять отдельные листы.

    Часть Приказа сделана в виде построчной инструкции (приложение №2) к заполнению декларации. В ней объясняется, какие цифры и показатели нужно указать, каким нормам должна соответствовать информация, какую информацию и в какой строке нужно отразить.

    Внимательно заполните поля реквизитов и уточните актуальный код ОКВЭД, они часто обновляются.

    Чтобы декларацию было проще заполнить, рекомендуем следующую последовательность:

    1. Начните со специальных листов и приложений, в которых можно подробно раскрыть операции, доходы и расходы — Приложения 1–7 к листу 02, листы 03-09, приложения к декларации.
    2. В лист 02 перенесите общие суммы доходов и расходов из приложений и листов и рассчитайте налог и авансовые платежи.
    3. Суммы к уплате отразите в разделе 1.
    4. Титульный лист заполняйте в конце. В нем надо указать количество страниц в декларации, а оно будет известно только после заполнения всех приложений.

    Если вы платите только ежеквартальные платежи по налогу на прибыль, декларацию за кварталы заполняйте с некоторыми особенностями. Подраздел 1.2 разд. 1 в декларацию включать не нужно, а в листе 02 строки 290 — 340 вы не заполняете. За первый квартал также не нужно заполнять строки 210-230 в листе 02.

    Как подать уточненную декларацию по налогу на прибыль

    Уточненную декларацию обязательно нужно подать в четырех случаях:

    К декларации рекомендуем приложить сопроводительное письмо в произвольной форме с описанием причин, из-за которых появились изменения. А также добавьте платежные документы на перечисление налогов и пеней, если уточняете декларацию с завышенными расходами или заниженными доходами.

    Срок представления уточненной декларации не установлен НК РФ. Но в случае камеральной проверки на это отводится пять рабочих дней со дня получения требования.

    Коронавирусные изменения 2021, которые надо учесть при заполнении декларации по налогу на прибыль

    1. Субсидии, предоставляемые государством для наиболее пострадавших отраслей, не облагаются налогом на прибыль. К ним относятся и деньги, которые компании получили от государства на зарплату и другие неотложные нужды. Также расходы, которые компания оплатила за счёт субсидии, не будут учитываться в базе по налогу.

    Субсидия на профилактику коронавируса не носит целевой характер, а также в правилах ее предоставления не сказано, что ИФНС будет контролировать ее использование. Поэтому не отражайте сумму субсидии в декларации.

    2. Расходы на дезинфекцию помещений , приобретение термометров, антисептиков, масок, спецодежды и прочих средств защиты можно учитывать при расчете налога на прибыль. Также можно списать в расходы приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения коронавируса.

    Чтобы обосновать эти расходы, издайте приказ о введении в организации режимы повышенной готовности и перечислите в нем все меры, утвержденные руководством. Дополнительно сошлитесь на рекомендации и распоряжения Правительства, Роспотребнадзора, Минздрава и т.п.

    Эти затраты относятся к косвенным расходам. Учитывайте их после передачи средств защиты сотрудникам. В декларации их нужно отражаться на листе 02 в приложении 2 в строка 40 и 130 и дополнительно на листе 02 в строке 30.

    3. Расходы на тестирование сотрудников на коронавирус можно учесть в расходах, но только если власти региона обязали проводить такие исследования. Составьте бухгалтерскую справку с расчетом доли тестируемых, но учитывайте, что ИФНС может усомниться в корректности расходов, если вы самовольно решите протестировать больше сотрудников.

    Эти расходы учитывайте как косвенные и отражайте в декларации аналогично маскам, термометрам и антисептикам.

    4. Мобильные перегородки для обеспечения социальной дистанции в офисе можно учесть в расходах, если они куплены по требованию региональных властей. Сделайте ссылку на региональные нормы, чтобы обосновать учет перегородок в прочих расходах. Если же власти таких требование не устанавливали, учтите перегородки как расходы на материалы или основные средства.

    Расходы учитывайте единовременно или через амортизирование, если заплатили за них больше 100 000 рублей. В декларации отразите их как косвенные расходы и заполните лист 02 приложение 2 строки 40 и 130. Если на перегородки начисляете амортизацию, также отразите ее в строке 131 соответствующего приложения.

    Как уменьшить налог на прибыль

    Чтобы платить меньше налога на прибыль, нужно получать меньше доходов или нести больше расходов. Увеличить расходы можно законно. Например, формировать резервы на выплату отпусков, покрытие сомнительных долгов, гарантийный ремонт и пр. Формирование резервов помогает не платить налоги с еще неполученных доходов и похоже на отсрочку уплаты.

    Также налог можно уменьшить за счет убытков прошлых лет. Если организация получила убыток, его можно включить во внереализационные расходы и уменьшить налог за текущий период. Налоговый убыток также можно перенести на будущее, уменьшив на его сумму облагаемую по ставке 20% прибыль.

    Еще два вида налоговой оптимизации связаны с покупкой основных средств — это амортизационная премия и инвестиционный вычет. Премия помогает раньше отразить в расходах часть капитальных вложений. Она признается как косвенные расходы в том периоде, в котором начата амортизация или изменена первоначальная стоимость ОС. Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить региональную часть налога на прибыль до 90% суммы расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств из 3 - 7-й амортизационных групп. Обычно такие расходы признаются в течение срока полезного использования, а не сразу.

    До какого дня нужно подать декларацию

    • за 1 квартал — до 28 апреля;
    • за 2 квартал — до 28 июля;
    • за 3 квартал — до 28 октября;
    • за год — 28 марта.

    Для большинства отчетных форм действует правило переноса: когда крайний день отправки выпадает на выходной или праздник, он переносится на ближайший следующий рабочий день. Например, если 28 число выпадет на субботу, то декларацию можно будет сдать в понедельник — 30 числа.

    Более подробно о том, когда нужно рассчитать и уплатить налоги, сдать декларации, можете посмотреть в нашем Календаре бухгалтера.

    Как и куда подавать декларацию по налогу на прибыль

    Важно! Если в организации более 100 сотрудников или вы входите в категорию крупнейших налогоплательщиков, то подавать декларацию по налогу на прибыль можно только в электронном формате.

    Последствия несвоевременной подачи декларации

    Если вы не успеете сдать декларацию вовремя, вам не избежать штрафа. Это прописано в ст. 119 НК РФ. Придется исчислить в бюджет 5 % от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от общего размера налога. Если вы вовремя заплатили налог, но забыли или не смогли подать декларацию, штраф тоже начислят. Минимальный штраф в таком случае — 1 000 рублей.

    Налоговая может приостановить операции по банковским счетам, если задержать подачу годовой декларации более чем на 10 дней. За расчеты по итогам отчетного периода операции не приостанавливают, а штраф за их несдачу составляет 200 рублей.

    Руководители и бухгалтеры согласно ст. 15.5 КоАП РФ тоже могут оштрафовать за отсутствие контроля и срыв сроков. Штраф — от 300 до 500 рублей.

    Легко готовьте и сдавайте через интернет декларацию по налогу на прибыль с помощью онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия. Декларация формируется автоматически на основе бухучета и проходит проверку перед отправкой. Избавьтесь от рутины, сдавайте отчеты и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Первые две недели новые пользователи работают в сервисе бесплатно. Для новых ООО подарок — 3 бесплатных месяца работы и отправки отчетности.

    Незавершенное строительство — это непосредственно те объекты, которые не были введены в эксплуатацию за определенный срок и по которым не было осуществлено подписание документов о принятии в эксплуатацию.

    Что относится к незавершенному строительному производству

    Незавершенные строительные работы представляют из себя расходы и работы на еще не готовой недвижимости с самого начала до сдачи, которые выступают объектом учета незавершенного строительства и которые невозможно амортизировать. К таким относятся не сданные сооружения, здания, отдельные этапы строительно-монтажных работ.

    Незавершенное строительство можно разделить на такие группы:

    • объекты, которые находятся в процессе строительства и по которым не оформлены документы по приемке в эксплуатацию;
    • где временно прекращено строительство;
    • законсервированное строительство с незаконченной работой;
    • где прекращены все работы.

    Это перечень статей затрат, которое связаны с выполнением работ и которые можно отнести к производственным тратам:

    • Материалы
    • Оборудование, техника и ее монтаж
    • Производственная, строительная, монтажная работа
    • Оплата труда
    • Инструменты, необходимый инвентарь
    • Электричество и прочие ресурсы

    На каком счете отражаются незавершенные строительные работы

    На этапе строительно-монтажных работ все расходы, которые находятся в периоде постройки, являются инвестициями во внеоборотные активы.

    Счет 08 – это промежуточный элемент, на котором сосредотачиваются издержки для выполнения определенного проекта и его сдачи.

    Как автоматизировать учет в строительной компании

    Облачное решение для вашей бухгалтерии БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365. Быстрое подключение без первоначальных затрат. Автоматизация учета и ключевых бизнес-задач подрядчика и застройщика.

    Как вести учет затрат на незавершенное строительство

    Правильно вести учет незавершенного производства важно для любой компании. В дальнейшем это напрямую может влиять на финансовые результаты.

    Для того, чтобы правильно отражать незавершенное строительство, строительная компания должна утвердить в своем учете:

    • Список статей расходов, связанных с производством
    • Способ, которым распределяются общехозяйственные и общепроизводственные расходы
    • Метод учета (позаказный или способ накапливания расходов)
    • Метод, по которому списываются общехозяйственные расходы
    • Способ введения затрат с себестоимостью работ
    • Метод оценки незавершенного строительства

    Учет расходов на производство, где осуществляются строительно-монтажные работы может быть организован двумя способами:

    Это основной метод, в котором объект учета – отдельный заказ, который открывают на каждый объект производства согласно договору. В этом случае бухгалтерский учет затрат, доходов и финансового итога ведется в отдельности по каждому выполняемому соглашению.

    • согласно способу накопления расходов за конкретный период времени

    В этом случае первоначальная стоимость работ обуславливается путем расчета, отталкиваясь от процента, высчитанного как отношение реальных расходов по строительству незавершенного производства к их договорной стоимости.

    Рассмотрим ситуацию, когда необходимо отразить частичное закрытие 20 счета и часть затрат оставить на незавершенном производстве.

    Для отражения инвентаризации необходимо создать и провести соответствующий документ. Дату выбираем на конец периода, когда все работы проведены (например, 31.10.), и время, равное последней секунде отчетного периода.

    Обращаем внимание, что в документе остаются только те суммы, которые остаются на следующий период.

    После закрытия месяца оборотно-сальдовая ведомость будет выглядеть следующим образом. Расходы на оплату труда полностью учтены в октябре, а из выполненных работ 500 000 перенесены на следующий месяц. В справке-расчете калькуляции себестоимости продукции за октябрь видим расходы основного производства и сумму остатка незавершенного производства.

    Если вы тоже хотите внедрить автоматизацию бухгалтерского и налогового учета для строительной компании, оставьте заявку на бесплатный демо-доступ к системе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО.

    Согласно ст. 4 Закона N 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

    !Материалы по теме
    !Материалы по теме

    По своей сути к субъектам инвестиционной деятельности можно отнести также застройщика и технического заказчика (п. 16 и 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Действующее законодательство не запрещает совмещать две и более функций в одном лице.

    Заключенный инвестором договор (с заказчиком (застройщиком) или непосредственно с подрядчиком, если инвестор одновременно является и заказчиком) на сооружение объекта, независимо от того, как его классифицировать по гражданскому законодательству, следует признавать инвестиционным.

    Обычно в договоре подробно расписано, какие услуги (работы) и за какое вознаграждение заказчик (застройщик) должен выполнить лично, а для выполнения каких работ он заключает договоры с подрядчиками.

    Для реализации инвестиционного проекта заказчик (застройщик), как правило, заключает договоры с подрядными строительными организациями. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень таких видов работ утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 (в ред. от 14.11.2011 г.).

    !Бухучет_Грамотный бухгалтер
    !Бухучет_Грамотный бухгалтер

    Согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

    В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

    Следует отметить, что расходы застройщика (заказчика, инвестора), связанные с наличием в инвестиционном контракте дополнительных обременений (создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность) также формируют первоначальную стоимость объекта строительства (Письмо УФНС по г. Москве от 11.11.2011 г. N 16-15/109654@).

    Расходы, сформировавшие первоначальную стоимость строительства объекта, в целях налогообложения прибыли будут учитываться путем начисления амортизации, исчисленной в соответствии с положениями ст. 256-259.3 НК РФ.

    Налог на прибыль у заказчика (застройщика)

    В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

    Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

    Таким образом, средства инвесторов, полученные организацией-застройщиком в рамках договора целевого финансирования, при условии соблюдения требований пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    Соответственно и расходы, произведенные заказчиком - застройщиком в рамках целевого финансирования в ходе строительства объекта недвижимости, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

    Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде использованного не по целевому назначению имущества, которое получено в рамках целевого финансирования, признаются внереализационными доходами.

    В случае если организация–застройщик получает от инвесторов денежные средства в иностранной валюте, у нее возникают курсовые разницы. При этом, согласно разъяснениям УФНС по г. Москве, изложенным в Письме от 12.02.2009 г. N 16-15/012337, доходы (расходы) в виде положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникающих при переоценке валютных ценностей в виде полученных средств целевого финансирования, учитываются организацией-застройщиком в составе доходов, которые подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций (расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций). Следует отметить, что позднее УФНС по г. Москве изменило свою точку зрения на противоположную (Письмо от 01.11.2011 г. N 16-15/105693@). Минфин РФ в своем Письме от 21.05.2013 г. N 03-03-06/1/17924 также придерживается противоположной точки зрения. Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит прямых разъяснений по данному вопросу, организациям следует самостоятельно принимать решение о возможности учета курсовых разниц для целей налогообложения.

    Налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

    По окончании строительства застройщик определяет финансовый результат (прибыль) от осуществления своей деятельности на дату подписания документа о передаче объекта в эксплуатацию (письмо УФНС по г. Москве от 29.12.2011 г. N 16-15/126141@). В случае если после завершения строительства у организации-застройщика остается разница между суммой средств целевого финансирования и суммой расходов на строительство (создание) объекта недвижимости, не подлежащая возврату инвесторам по условиям договора, указанная сумма утрачивает статус средств целевого финансирования и подлежит включению в состав внереализационных доходов.

    Доходом заказчика (застройщика) также является сумма его вознаграждения по инвестиционному договору.

    Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, например, сумма вознаграждения по инвестиционному договору может распределяется застройщиком равномерно между отчетными периодами в течение которых выполняется договор.

    Полученное вознаграждение может расходоваться застройщиком по своему усмотрению, например, на погашение заемных средств, коммунальных и рекламных расходов организаций, выплату заработной платы сотрудникам, компенсацию возложенных на него дополнительных обременений, которые непосредственно не связаны со строительством объекта и т.п.

    Налог на прибыль у инвестора

    В налоговом учете инвестора сумма вознаграждения, причитающаяся заказчику-застройщику по инвестиционному договору, не признается расходом текущего отчетного периода, поскольку этот расход связан с приобретением амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270 НК РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ сумма вознаграждения подлежит отнесению на увеличение первоначальной стоимости приобретаемого объекта капитального строительства.

    Как отразить в учете организации реализацию объекта незавершенного строительства с убытком? Строительство объекта выполнялось в течение I квартала 2009 г. хозспособом. Затраты на выполнение строительных работ составили 250 000 руб., в том числе стоимость материалов, использованных при строительстве, - 150 000 руб., зарплата рабочих и начисленные на нее ЕСН и страховые взносы - 70 000 руб., прочие расходы - 30 000 руб. Объект незавершенного строительства (здание) продан покупателю по цене 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.). Сумма НДС, предъявленная поставщиками материалов, использованных в строительстве, составила 27 000 руб.

    Гражданско-правовые отношения

    В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства организация обязана зарегистрировать право собственности на него как на объект недвижимого имущества. Отметим, что такая регистрация возможна только в случае, если объект не является предметом действующего договора строительного подряда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8, п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59)). Также государственной регистрации подлежит переход права собственности на объект недвижимости к покупателю (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ) .

    Бухгалтерский учет

    При хозяйственном способе производства строительных работ на счете 08 ведется учет фактически произведенных организацией затрат (стоимость строительных материалов, использованных в строительстве данного объекта, зарплата рабочих, начисленные на нее ЕСН и страховые взносы, прочие расходы) (п. 3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

    Поступления от продажи объекта незавершенного строительства учитываются в составе прочих доходов организации на дату перехода права собственности на этот объект к покупателю (п. п. 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Признание прочего дохода отражается записью по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления является объектом налогообложения по НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ) .

    Моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ).

    Вычет НДС, начисленного при выполнении СМР для собственного потребления, производится на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).

    НДС, предъявленный поставщиком материалов, используемых при строительстве объекта, принимается к вычету по мере их оприходования (абз. 3 п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).

    Реализация объектов незавершенного строительства облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ.

    Налог на прибыль организаций

    В налоговом учете расходы на строительство не признаются в составе расходов, а формируют первоначальную стоимость основного средства (абз. 2 п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).

    При продаже объекта незавершенного строительства организация признает доход от реализации в размере договорной стоимости без учета НДС (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). Сумма полученного дохода уменьшается на расходы по созданию этого объекта (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства реализован с убытком 50 000 руб. ((236 000 руб. - 36 000 руб.) - 250 000 руб.). Данный убыток учитывается для целей налогообложения прибыли единовременно в полной сумме на основании п. 2 ст. 268 НК РФ.

    Содержание операций

    Первичный документ

    Приняты к учету материалы, используемые при строительстве

    Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер

    Отражен НДС по приобретенным материалам

    Принят к вычету НДС по материалам, используемым при строительстве

    Отражены затраты на выполнение СМР собственными силами

    Требование-накладная, Расчетно-платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет

    Начислен НДС со стоимости СМР, выполненных собственными силами (250 000 x 18%)

    Принят к вычету НДС, начисленный со стоимости СМР, выполненных собственными силами

    На дату реализации объекта незавершенного строительства

    Признан прочий доход от реализации объекта незавершенного строительства

    Свидетельство о регистрации права собственности, Акт приемки-передачи объекта незавершенного строительства

    Начислен НДС при реализации объекта незавершенного строительства (236 000 / 118 x 18)

    Признана в составе прочих расходов стоимость реализованного объекта незавершенного строительства

    Бухгалтерская справка

    Получена оплата от покупателя

    Выписка банка по расчетному счету

    В данной схеме не рассматриваются операции, связанные с возникновением и переходом права собственности на объект, не завершенный строительством.

    В целях определения понятия "СМР для собственного потребления" следует руководствоваться определением, содержащимся в нормативных актах Госкомстата России (Росстата) (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). К СМР, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при строительстве собственной производственной базы) (п. 22 Указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных Постановлением Росстата от 14.01.2008 N 2).

    В данной схеме бухгалтерские записи, связанные со строительством объекта, приведены в общей сумме за весь период строительства.

    Г.Г.Джамалова, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Читайте также: