Неверный код налогового периода

Обновлено: 16.05.2024

Какие реквизиты в платежке можно уточнять

Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.

С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?

В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.

Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.

Основание платежа включает в себя ряд полей:

Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.

Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 60 – ИНН плательщика;
  • поле 61 – ИНН получателя;
  • поле 102 – КПП плательщика;
  • поле 103 – КПП получателя;
  • поле 104 – КБК налога;
  • поле 105 – ОКТМО.

Прил. 3.jpg

Рис. 1 Приложение 3 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.

1С:Контрагент - быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет

В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?

Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.

Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:

  • когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
  • когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.

К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.

Некритичные ошибки в платежках

shutterstock_1294532413.jpg

В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?

Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.

Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.

Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.

В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении

Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).

Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.

Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:

«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ниже даны таблицы кодов налоговых периодов, способов и мест представления налоговой декларации.

Коды налоговых периодов по НДС

Согласно Приказу ФНС от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ (ред. от 28.12.2018).

Код Наименование периода
01 Январь
02 Февраль
03 Март
04 Апрель
05 Май
06 Июнь
07 Июль
08 Август
09 Сентябрь
10 Октябрь
11 Ноябрь
12 Декабрь
21 I квартал
22 II квартал
23 III квартал
24 IV квартал
51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
71 Январь, при реорганизации (ликвидации) организаци
72 Февраль, при реорганизации (ликвидации) организаци
73 Март, при реорганизации (ликвидации) организаци
74 Апрель, при реорганизации (ликвидации) организаци
75 Май, при реорганизации (ликвидации) организаци
76 Июнь, при реорганизации (ликвидации) организаци
77 Июль, при реорганизации (ликвидации) организаци
78 Август, при реорганизации (ликвидации) организаци
79 Сентябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
80 Октябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
81 Ноябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
82 Декабрь, при реорганизации (ликвидации) организаци

Коды налоговых периодов по УСН

Согласно Приказу ФНС России от 26 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/99@.

Код Наименование периода
34 Календарный год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации, а также при прекращении деятельности в качестве ИП
95 Последний налоговый период при переходе на иной режим налогообложения
96 Последний налоговый период при прекращении предпринимательской деятельности (в т.ч. в отношении которой налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения)

Коды налоговых периодов по ЕНВД

Согласно Приказу ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@.

Код Наименование периода
21 I квартал
22 II квартал
23 III квартал
24 IV квартал
51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организации
55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организации
56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организации

Коды налоговых периодов по налогу на прибыль

Согласно Приказу ФНС России от 19 октября 2016 г. N ММВ-7-3/572@.

Код Наименование периода
13 Первый квартал по консолидированной группе налогоплательщиков
14 Полугодие по консолидированной группе налогоплательщиков
15 Девять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
16 Год по консолидированной группе налогоплательщиков
21 Первый квартал
31 Полугодие
33 Девять месяцев
34 Год
35 Один месяц
36 Два месяца
37 Три месяца
38 Четыре месяца
39 Пять месяцев
40 Шесть месяцев
41 Семь месяцев
42 Восемь месяцев
43 Девять месяцев
44 Десять месяцев
45 Одиннадцать месяцев
46 Год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации
57 Один месяц по консолидированной группе налогоплательщиков
58 Два месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
59 Три месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
60 Четыре месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
61 Пять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
62 Шесть месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
63 Семь месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
64 Восемь месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
65 Девять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
66 Десять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
67 Одиннадцать месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
68 Год по консолидированной группе налогоплательщиков

Примите во внимание: коды 35-46 и 57-68 указываются налогоплательщиками, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Коды налоговых периодов по налогу на имущество организаций

Согласно Приказу ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Код Наименование периода
21 I квартал
17 Полугодие (2 квартал)
18 9 месяцев (3 квартал)
51 I квартал при реорганизации организации
47 Полугодие (2 квартал) при реорганизации организации
48 9 месяцев (3 квартал) при реорганизации организации
34 Календарный год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации

Коды способов представления налоговой декларации

Код Наименование способа
01 На бумажном носителе (по почте)
02 На бумажном носителе (лично)
03 На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично)
04 По телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью
05 Другое
08 На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (по почте)
09 На бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично)
10 На бумажном носителе с использованием штрих-кода (по почте)

Коды мест представления налоговой декларации

Код Наименование места
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
210 По месту нахождения российской организации
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком

Итак, как вы заметили, коды налогового периода являются уникальными для каждого вида налоговых деклараций, в том числе по налогам на прибыль, на имущество организаций, при УСН и ЕНВД. Поэтому следует внимательно отнестись при их выборе.

Назначение кодов

Код налогового периода подлежит обязательному включению в налоговые декларации и в платежные документы на уплату налогов. При этом сами коды дифференцируются в зависимости от вида декларации, а также в зависимости этапа деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Например, предприятие в стадии ликвидации имеет отдельный код налогового периода – 050.

Назначение кодов налогового периода – сведение к минимуму сведений, касающихся конкретного отчетного периода по конкретному виду декларации.

Как известно, налоговые периоды определяются по календарным отрезкам времени, равным месяцу, кварталу, полугодию, девяти месяцам и году.

Каждый из перечисленных календарных периодов имеет свое цифровое обозначение в привязке к виду сдаваемой декларации.

Например, в соответствии с Приказом № ММВ-7-3/572@ от 19 октября 2016 года, установлены следующие коды налоговых периодов по декларациям по налогу на прибыль с нарастающим итогом:

  • 21 для периода, равного кварталу;
  • 31 для периода первого полугодия;
  • 33 для периода, равного 9 месяцам;
  • 34 для периода, охватывающего 1 год.

При ежемесячно сдаваемых декларациях коды налоговых периодов войдут в цифровой ряд от 35 до 46, и каждая группа из цифрового ряда будет соответствовать календарному месяцу, начиная с января и заканчивая декабрем. Для консолидированных групп аналогичный цифровой ряд будет начинаться с 57 и заканчиваться 68.

Представленный на нашем сайте сервис включает в себя все виды кодов налоговых периодов, дифференцированных по виду декларации, виду налога и по режиму налогообложения – ОСН, УСН, ЕНВД.

Налоговый период 22 в декларации по НДС — что означают эти цифры, что это за код периода в отчете? Наша статья раскрывает секреты кодов налоговых периодов в декларации по НДС и предлагает определенные действия в случае ошибки в указании кода периода.

В чем разница между отчетным и налоговым периодом

В п. 1 ст. 55 НК РФ говорится, что налоговый период — это промежуток времени, длительность которого определяется законодательством по конкретным налогам. В конце этого периода налогоплательщику требуется определить налоговую базу по определенному налогу и рассчитать с нее сумму для уплаты в бюджет. Налоговый период может включать один или несколько отчетных периодов.

Налоговыми периодами по разным налогам могут быть календарный год, квартал или месяц (пп. 2, 3 ст. 55 НК РФ).

Отчетный период — временной интервал, в течение которого происходят определенные задокументированные факты хозяйственной деятельности компании. Организации и ИП отражают эти факты в бухгалтерском учете. По окончании отчетного периода в бухучете формируется бухгалтерская отчетность (ст. 15 закона № 402-ФЗ).

Что касается НДС, для него и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов налоговый и отчетный периоды идентичны — это квартал (ст. 163 НК РФ).

Иногда отсчет периода начинается не с 1 января (регистрация организаций и ИП происходит в течение всего календарного года). В таком случае налоговым периодом конкретно по НДС является промежуток времени со дня регистрации до окончания текущего квартала.

Нормативные документы о кодах налогового периода в декларации по НДС

Как только заканчивается очередной квартал, плательщики НДС и налоговые агенты определяют размер налоговой базы за прошедший период, рассчитывают с этой базы налог, уплачивают его в федеральный бюджет и отправляют в инспекцию ФНС по месту своей регистрации заполненный квартальный НДС-отчет с внесенными сведениями по налогу в электронном виде.

Представление налоговикам декларации по НДС и перечисление 1/3 исчисленного налога следует выполнить до 25-го числа первого месяца следующего квартала. Подробнее о декларации по НДС см. здесь.

Код налогового периода в декларации по НДС указывают в верхней части титульного листа отчета:

Коды налоговых периодов 21, 22, 23 и 24 в декларации по НДС в 2019 году

Примеры заполнения кода периода

Коды периодов в отчетности по налогам обычно состоят из двух цифр, первая из которых служит как показатель принадлежности к определенному виду отчета — декларации по НДС, по налогам на прибыль, на имущество и т. д.

Первая цифра кода налогового периода декларации по НДС — 2 (либо 5 для отчета по НДС, если организация-заявитель реорганизуется/ликвидируется).

Вторая цифра кода периода зависит от номера квартала: цифра 1 означает первый квартал, 2 — второй квартал, 3 — третий квартал, 4 — четвертый квартал.

То есть код периода 21 в декларации по НДС означает, что это отчет за первый квартал:

Коды налоговых периодов 21, 22, 23 и 24 в декларации по НДС в 2019 году

А код периода 22 в декларации по НДС — это показатель отчета за второй квартал:

Коды налоговых периодов 21, 22, 23 и 24 в декларации по НДС в 2019 году

Код третьего квартала — 23, код четвертого квартала — 24.

Реорганизованная/ликвидируемая организация при заполнении декларации по НДС за первый квартал внесет в качестве кода цифры 51, а за второй квартал — код 52, третий квартал — 53, четвертый квартал — 54.

Если организации приходится сдавать уточненную декларацию, коды в уточненке заполняются по этим же правилам.

Последствия ошибки в коде периода

При обнаружении ошибки в коде периода возможны два варианта:

С 2015 года все организации и ИП — плательщики НДС и налоговые агенты отправляют только электронную отчетность по НДС по каналам телекоммуникационной связи. Данные из полученных налоговиками деклараций проходят массивную сверку указанных сведений от покупателей и поставщиков посредством единого информационного банка данных — АСК НДС-2.

Поэтому необходимо очень внимательно относиться к заполнению любых кодов отчета, так как ошибки повлекут неприятные последствия не только для самой организации, но и для ее контрагентов.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2017 г. № ГД-4-11/25247@ “О направлении обзора нарушений в части заполнения и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ”


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2017 г. № ГД-4-11/25247@ “О направлении обзора нарушений в части заполнения и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ”

Федеральная налоговая служба направляет обзор ошибок, допускаемых физическими лицами при заполнении и представлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (далее - налоговая декларация).

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Приложение: в электронном виде.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.Ю. Григоренко

Ошибки налогоплательщиков-физических лиц в части заполнения и представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (далее - налоговая декларация)

Основные нарушения в части заполнения и представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (далее - декларация)

№ п/п Пункт, статья НК РФ, которые нарушаются Описание нарушения Разъяснение порядка заполнения и представления декларации 3-НДФЛ в налоговый орган
1. Социальные налоговые вычеты по расходам на обучение, медицинские услуги, приобретение медикаментов, расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни, по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации
1.1 ст. 219 Представление декларации с указанием налоговых вычетов за те годы, в которых отсутствует право на их получение Социальные налоговые вычеты предоставляются за те годы, в которых была произведена их оплата.
1.2 ст. 219 Перенос неиспользованного остатка налоговых вычетов на последующие налоговые периоды Неиспользованный остаток социальных налоговых вычетов на последующие налоговые периоды не переносится.
1.3 ст. 219 Представление декларации с указанием налоговых вычетов в общей сумме, превышающей максимально допустимый размер Социальные налоговые вычеты (за исключением расходов на обучение детей и расходов на дорогостоящее лечение) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода нескольких видов расходов он самостоятельно выбирает, какие из расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
2. Имущественные налоговые вычеты по расходам на приобретение (новое строительство) жилых домов, квартир, комнат, земельных участков под ИЖС, земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома (далее - расходы на приобретение жилья)
2.1 ст. 220 Повторное заявление налогового вычета Налогоплательщик не имеет права на повторное получение имущественного налогового вычета по указанным расходам.
2.2 ст. 220 Превышение максимального размера налогового вычета Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на приобретение жилья, но не более 2 млн. рублей.
2.3 ст. 105.1, ст. 220 Включение в размер налогового вычета расходов по приобретению жилья у взаимозависимых лиц Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья у взаимозависимых лиц (супруга, родителей (в т.ч. усыновителей), детей (в т.ч. усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, опекунов (попечителей), подопечных.
2.4 ст. 220 Включение в размер налогового вычета суммы материнского (семейного) капитала Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья, покрываемых за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
2.5 ст. 220 Включение в размер налогового вычета расходов по приобретению жилья у взаимозависимых лиц Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц.
3. Имущественные налоговые вычеты по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на приобретение (новое строительство) жилья (далее - расходы на уплату процентов)
3.1 ст. 220 Превышение максимального размера налогового вычета Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на уплату процентов, но не более 3 млн. рублей.
3.2 ст. 220 Заявление налогового вычета по расходам на уплату процентов в отношении нескольких объектов Имущественный налоговый вычет по расходам на уплату процентов может быть предоставлен только в отношении одного объекта недвижимого имущества.
3.3 ст. 105.1, ст. 220 Включение в размер налогового вычета расходов по приобретению жилья у взаимозависимых лиц Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья у взаимозависимых лиц (супруга, родителей (в т.ч. усыновителей), детей (в т.ч. усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, опекунов (попечителей), подопечных.
3.4 ст. 220 Включение в размер налогового вычета суммы материнского (семейного) капитала Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья, покрываемых за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
3.5 ст. 220 Включение в размер налогового вычета расходов по приобретению жилья у взаимозависимых лиц Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на приобретение жилья, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц.

Обзор документа

В основном ошибки и нарушения возникают при заявлении в декларации налоговых вычетов.

Чтобы избежать ошибок, ФНС России рекомендует использовать при заполнении декларации программные средства на официальном сайте ведомства (ПК "Декларация 20_" и "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц").

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: