Какой штраф за езду без прав украина

Обновлено: 19.05.2024

Лишение прав – это наказание, угрожающее украинским водителям при серьезных нарушениях правил дорожного движения. Таким нарушением ПДД может быть вождение транспорта в нетрезвом состоянии или если вы станете виновником ДТП, в котором будут пострадавшие или погибшие. Гид Онлайн рассказывает, за что могут лишить прав в Украине и что делать, если это произошло.

За что лишают водительских прав в Украине?

Правонарушения, за которые предусмотрено лишение водительских прав, указаны в соответствующих статьях Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Так, к примеру, в ст. 121, предусматривающей лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев, перечислены следующие нарушения ПДД:

  • управление технически неисправным транспортным средством (полиция фиксирует факт неисправности авто, например поломку фары, второй раз за год);
  • перевозка пассажиров в технически неисправном транспортном средстве (факт фиксируется полицией второй раз за год);
  • отсутствие талона о прохождении обязательного техосмотра (факт отсутствия талона фиксируется повторно за год).

В ст.122, предусматривающей лишение прав на срок от 3 месяцев до 2 лет, указаны следующие нарушения ПДД:

  • невыполнение водителем требований полицейских;
  • оставление водителем места ДТП, виновником которого он является;
    создание аварийной ситуации на дороге;
  • управление автотранспортом водителем, в отношении которого действует временное ограничение на управления транспортными средствами.

В ст. 123, предусматривающей лишение прав на срок от 6 месяцев до 3 лет, указаны следующие нарушения ПДД:

  • выезд на железнодорожный переезд, когда движение по нему перекрыто;
    перевозка пассажиров или опасные грузы через железнодорожный
  • переезд, когда движение по нему перекрыто.

Ст. 124 предусматривает лишение прав сроком от 6 месяцев до 1 года за нарушение правил дорожного движения, которое привело к дорожно-транспортному происшествию.

В ст.130, предусматривающей лишение прав на срок от 1 до 10 лет, указаны следующие нарушения ПДД:

  • повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • третий за год случай управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения?
  • употребление алкоголя, наркотических веществ или сильнодействующих препаратов до момента, когда на место ДТП прибудет патруль полиции или ее уполномоченный представитель.

Кроме лишения водительских прав, в КУАП также предусмотрены штрафы (могут быть как альтернативой лишению водительских прав, так и дополнительным методом наказания).

За сколько штрафов лишают прав в Украине?

Согласно действующему украинскому законодательству, нет определенного предела по количеству штрафов, которые водитель может получить, прежде чем у него отберут права. При получении 3 и более штрафов в Украине не предусмотрено лишение прав. Но в отношении постоянных нарушителей ПДД могут применяться профилактические меры.

Если представители патрульной полиции фиксируют неоднократные нарушения ПДД водителем, и при этом он не обращает внимания на штрафы и другие предупреждения, с ним могут провести профилактическую беседу. Если такой водитель станет виновником серьезного ДТП, его предыдущие нарушения станут отягчающими обстоятельствами при рассмотрении дела в суде.

Что делать, если забрали права?

Если суд постановил отобрать у вас водительские права, вы можете подать апелляцию, но, учитывая практику, такой способ срабатывает довольно редко. После того, как вы были лишены водительских прав, вам нужно уплатить штраф (если он был назначен судом) и дождаться, пока истечет срок лишения прав. Затем вам будет необходима повторная сдача экзамена в автошколе для восстановления прав.

Также вы можете избежать лишения прав, выиграв судебный процесс или добившись смягчения приговора. К примеру, лишение прав будет заменено на штраф соответствующего размера. Для этого следует нанять опытного адвоката и тщательно подготовиться к судебному заседанию. Если суд не успеет рассмотреть дело за 3 месяца, вам будет автоматически возвращено водительское удостоверение.

Каков срок сдачи на права после лишения?

Чтобы вернуть водительское удостоверение лицу, лишенному права на управление автомобилем, нужно сдать теоретический и практический экзамены на право управления транспортными средствами всех категорий, указанных в водительском удостоверении, которое было изъято. Выдача прав производится в течение 5 дней с момента успешной сдачи экзамена.

Какой штраф за езду без прав?

На сегодняшний день в Украине предусмотрено три вида штрафов за управление транспортным средством особой, не имеющей водительского удостоверения. Так, если водитель имеет удостоверение и оно действительно, но он забыл его дома, ему будет грозить штраф в размере 425 грн.

Если полиция вас остановит, и у вас не будет прав в принципе, вас могут оштрафовать на 3400 грн. Тоже самое касается управления транспортным средством, на которое у вас нет прав соответствующей категории.

Если вы лишены прав и при этом были пойманы за рулем, вам грозит штраф в размере 20400 грн. При повторном таком нарушении сумма увеличится уже до 40 800 грн.

Также согласно ч. 5 ст. 126 КУоАП предусмотрено, что севший за руль водитель, будучи уже лишенным водительских прав, или не имея их в принципе, должен быть лишен этого удостоверения на срок от 5 до 7 лет.

За нарушение Правил дорожного движения в Украине предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или лишения водительских прав на срок от трех месяцев до одного года. В случае грубого нарушения ПДД по отдельным статьям КУпАП суд может принять решение о лишении водительского удостоверения сроком от трех до десяти лет.

Наиболее суровые наказания для водителей, предусмотренные Кодексом Украины про административные правонарушения (КУпАП) — это общественные работы, арест и оплатно-принудительное изъятие транспортного средства. Эти виды наказаний могут применяться за нарушение водителем Правил дорожного движения по ст. 121, 123, 127 и 130 КУпАП.

Юридический портал Украины изучил штрафы и санкции за нарушение ПДД, которые действуют с 2020 года: правовые основания наложения штрафа и процедуру обжалования санкций. Также мы проанализировали новые штрафные баллы для водителей за нарушения Правил дорожного движения — порядок начисления баллов, сроки снятия и списания штрафов.

Нарушение ПДД по статьям КУоАП

В данном разделе собраны наиболее распространенные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, регламентированные статьями Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), с комментариями автоюриста. По судебной статистике за 2020 год, в 75 % случаев нарушений ПДД водителю грозит штраф, а в 21 % — лишение прав. Только 4 % нарушителей Правил дорожного движения получают наказание в форме общественных работ и ареста. Изъятие автомобиля происходит в менее чем 1 % случаев.

Ознакомьтесь с законными основаниями привлечения водителя к административной ответственности по КУоАП, а после — изучите таблицу новых штрафов за нарушения ПДД. Узнайте, какое количество штрафных баллов разрешено получить за 1 год и какие последствия можно ожидать, когда лимит использования баллов исчерпан (все штрафные баллы израсходованы). Посмотрите инструкцию автоадвоката о процедуре оспаривания водителями протокола полиции (решения суда) о штрафе и лишении прав.

Статья 122 КУпАП

Большинство нарушений Правил дорожного движения, предусмотренных статьей 122 админкодекса Украины, могут быть зафиксированы патрульной полицией как в ручном, так и в полностью автоматическом режиме (с помощью камер фото- и видеофиксации). По частям 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 122 КоАП протокол не составляется — вместо него выносится постановление о наложении штрафных санкций. В случае автофиксации нарушения Правил дорожного движения, постановление о штрафе в 3-х дневный срок отправляется владельцу автомобиля или другому водителю, который управлял авто (если данные о том, кто был за рулем, внесены в Реестр МВД).
После получения постановления водитель должен в течение 10 дней обжаловать нарушение ПДД или в 15-дневный срок оплатить штраф по ст. 122 КУпАП, размер которого зависит от вида правонарушения (превышение скорости, парковка под знаком стоянка и остановка запрещена, езда без фар, проезд на желтый и красный свет или под запрещающий знак, непропуск пешехода и прочее). В случае грубых либо незначительных нарушений ПДД по статье 122 КоАП вместо штрафа может применяться лишение водительских прав (ч.4) и устное предупреждение (ч. 1, 2 и 3).

Часть 1 статьи 122 КУпАП

Ч. 1 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях устанавливает наказание за такие нарушения ПДД:

  • езда по тротуару и пешеходной дорожке
  • превышение скорости ТС более чем на 20 км/ч
  • нарушение требований дорожных знаков и разметки
  • остановка и стоянка автомобиля в запрещённом месте
  • несоблюдение правил перевозки грузов и буксировки ТС
  • непропуск пешехода на перекрёстке и пешеходном переходе

Штраф по ч.1 ст.122 КУоАП

Размер штрафа по ч.1 ст.122 КУпАП: 255 гривен (15 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Часть 2 статьи 122 КУпАП

Ч. 2 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает наказание за такое нарушение ПДД:

  • несоблюдение правил обгона
  • проезд на запрещающий сигнал светофора
  • несоблюдение безопасной дистанции либо интервала
  • невключение указателя поворота при смене направления движения
  • езда без включённого ближнего света фар днём* и в тёмное время суток
  • разговор по мобильному телефону за рулём (во время движения) без handsfree-наушников

Штраф по ч.2 ст.122 КУоАП

Размер штрафа по ч.2 ст.122 КУпАП: 425 гривен (25 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Часть 3 статьи 122 КУпАП

Ч. 3 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях регламентирует ответственность за такие нарушения ПДД:

  • превышение скорости более чем на 50 км/ч
  • движение по полосе для общественного транспорта
  • езда по полосе для маршрутных транспортных средств
  • непропуск автомобилей с включенными спецсигналами
  • остановка (стоянка) на полосе для общественного транспорта

Штраф по ч.3 ст.122 КУоАП

Размер штрафа по ч.3 ст.122 КУпАП: 510 гривен (30 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Комментарий автоюриста к ч. 3 ст. 122 КУоАП: чаще всего штраф взимается за превышение водителями разрешенной скорости свыше 50 км/ч, а также за езду по полосам для движения общественного транспорта и парковку на полосах для маршрутных транспортных средств.

Штрафы за стоянку (остановку) в неположенном месте по частям 1, 3, 5 и 6 статьи 122 КУпАП и штраф за превышение скорости по ч. 1 и 3 ст. 122 КУпАП имеют право выписать заочно, на основании автоматической фото и видеофиксации нарушений ПДД (как проверить отсутствие штрафов, оплатить или отменить штраф по ч.3 ст. 122 КоАП — см. ниже).

Часть 4 статьи 122 КУпАП

Ч. 4 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях устанавливает наказания за нарушение ПДД, предусмотренное частями 1, 2 и 3 статьи 122 КУпАП, которое повлекло создание аварийной обстановки, вследствие чего другой водитель должен был резко изменить направление или скорость движения.

Ответственность по ч.4 ст.122 КУоАП

Лишение водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до 1 года или штраф в сумме 680 гривен (40 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Комментарий автоюриста: это единственная часть статьи 122 КоАП, по которой водителя могут лишить прав.

Части 5 и 6 статьи 122 КУпАП

Ч. 5, 6 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривают наказания за нарушения правил остановки и стоянки:

  • парковка на местах для электроавтомобилей
  • остановка или стоянка на местах для инвалидов

Штраф по ч.5 и ч.6 ст.122 КУоАП

Размер штрафа по ч.5 ст.122 КУпАП: от 1020 до 1700 гривен (от 60 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Размер штрафа по ч.6 ст.122 КУпАП: от 340 до 510 гривен (от 20 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Комментарий автоюриста к частям 5 и 6 ст. 122 КУоАП: штраф за парковку на инвалидном месте является следствием создания любых возможных преград к стоянке или остановке транспортных средств, которыми управляют лица с инвалидностью. При этом парковаться на местах для инвалидов разрешено всем водителям, которые осуществляют перевозку таких лиц. Остановка (стоянка) на месте для зарядки электроавтомобиля влечет наложение штрафа за препятствование подзарядке аккумуляторов электрического ТС.

В случае грубого нарушения правил парковки по статье 122 КУпАП, машину имеют право забрать на эвакуаторе (как узнать про штраф, заплатить или оспорить протокол по ст. 122 КоАП — разъяснено ниже).

Штрафные баллы для водителей

На территории Украины в 2020 году не предусмотрено начисление штрафных баллов за нарушение ПДД (добавьте эту страницу в закладки, информация обновляется).

Проверка штрафов, оплата и обжалование

Оплатить штраф в Украине можно через:

  • кассу банка
  • терминал
  • Приват24
  • Portmone
  • EasyPay
  • iPay

Обжаловать штраф за нарушение в сфере безопасности дорожного движения можно при помощи таких способов:

  • подать жалобу в территориальное Управление патрульной полиции
  • обратиться в суд с административным иском об отмене постановления

Для того, чтобы обжаловать составление протокола за нарушение ПДД по статьям КУпАП, за которые предусмотрен штраф и/или лишение прав, водитель должен явиться в суд и предоставить свои письменные возражения на оспариваемые действия сотрудников полиции. Учитывая то, что подобные дела подлежат обязательному судебному рассмотрению и окончательное решение о лишении водительского удостоверения принимается исключительно судом, для оспаривания правонарушения водителю не нужно подавать дополнительный административный иск.

3 online консультации по “ Новые штрафы и лишение прав за нарушение ПДД по ст. КУпАП ”

Правомерно ли выписали штраф за езду по автобусной полосе, если выезд на эту полосу был совершён исключительно с целью остановки (высадки пассажира) и помеха для движения маршруток не создавалась.

Консультация юриста

В соответствии с пунктом 2.15. обновленных Правил дорожного движения Украины, водитель такси имеет законное право двигаться по дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, а также вправе осуществлять кратковременную парковку в пределах полосы общественного транспорта (чтобы произвести высадку и посадку пассажиров). Таким образом, штраф по ст. 122 КУпАП является незаконным и может быть отменен путем подачи жалобы в территориальное управление Нацполиции либо с помощью административного иска (в судебном порядке).

Был составлен протокол и произведена оплата штрафа на месте. Нарушение ПДД — сгоревшая лампочка фары ближнего света. Через несколько месяцев забрали права и выписали новый протокол за трещину на лобовом стекле (причем эта трещина появилась по пути домой из-за перепада температуры). Полицейские сказали, что после составления протокола водителя ждёт суд, где решат лишат ли прав за нарушение Правил дорожного движения или водительское удостоверение удастся сохранить. Вот такая сложная процедура возврата прав после составления полицейского протокола.

Юридические консультации предоставляются только при условии прочтения ВСЕХ предыдущих разъяснений по данной тематике (см. выше), если схожие вопросы не обсуждались ранее.

Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения.

Садясь за руль, будьте готовы нести ответственность. Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения. Потому следует рассмотреть каждый случай подробнее.


Езда без прав

Если вы передвигаетесь за рулем, не имея удостоверения, у вас могут возникнуть серьезные неприятности. Но следует разграничивать случаи, когда удостоверения нет в принципе (например, человек его просто не имеел или права были, но у них истек срок действия, а водитель не занимался их восстановлением) и оно есть, но по каким-то причинам не может быть предъявлено.

В первом случае следует опираться на действие ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а во втором придется оплатить штраф. Наказание за езду без прав после их лишения может сопровождаться даже арестом на 15 суток.

Таблица санкций за езду без прав

Нарушения Наказания
При себе отсутствует документ 500 руб. либо предупреждение
Удостоверение не получалось До пятнадцати тысяч рублей
Закончились сроки действия документов До пятнадцати тысяч рублей
Вождение после лишения прав 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения
Аннулирование прав судебными приставами Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав 30 тысяч рублей для владельца авто


Чем грозит езда без прав при их потере и что делать?

Водительские права – это важный документ, но их потеря не грозит владельцу разными мерами наказания. Другое дело, что рассматриваемые обстоятельства создают определенный уровень неудобства, поскольку водитель не сможет сесть за руль до тех пор, пока не разыщет пропажу или не восстановит документы.

  • После обнаружения пропажи необходимо пойти в местный РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел), чтобы подать заявление на восстановление документа. Регистрационно-экзаменационный отдел есть практически в каждом городе, потому затягивать с обращением не нужно.
  • В случае, когда идет речь о краже, прежде чем обращаться в РЭО, следует пойти в полицию. Получив заявление, специалисты отдела должны запросить информацию о водителе. Это не самая быстрая процедура, занимающая приблизительно месяц. Когда проверка пройдена удачно, вы получите новые права.

Штраф за езду без прав в 2022 году: забыли документ дома?

Забытые дома права - это одна из наиболее частых причин отсутствия столь важного документа в нужный момент. Человек мог просто оставить их в другой сумке, но если вы сели в машину на водительское место, наказания не избежать и оно регламентируется кодексом об административных правонарушениях, а точнее ст. 12.3. Лицо должно заплатить штраф, размер которого составляет 500 рублей. В некоторых случаях можно обойтись только предупреждением.

Для некоторых граждан предусматривается система скидок, что составляет половину из обозначенной суммы - то есть 250 рублей. На то, чтобы внести 50% от суммы, дается ограниченное время – 20 дней.

Сотрудник полиции останавливает водителей, узнает, что у них нет удостоверения, и “пробивает” их по базе. После того, как полицейский получит результаты, указывает точный штраф. Для граждан, у которых документ есть, но они его забыли/потеряли, штрафные санкции одни, а для личностей, у которых документ отсутствует в принципе или просрочен, штрафы гораздо больше.

Интересно, что на каждом посту ГИБДД можно получить новый штраф, поскольку их количество не ограничивается. Потому, если вы знаете, что водительские права дома, лучше сразу же за ними вернуться.

Штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения: если водительские права просрочены

Штраф за езду без прав, если их действие приостановили

В этом деле снова фигурирует уже упомянутая статья 12.7 КоАП, но не все правильно понимают приостановку свидетельства. Это заключение сработает только после судебного разбирательства. Тогда действие документа замораживается или аннулируется. Суд может принять подобное решение из-за долгов водителя или его проблем со здоровьем. Если гражданин, который не может водить, сел за руль, его ожидает штраф за отсутствие водительского удостоверения до 15 тысяч рублей.

Езда без прав после лишения

Если человек совершил правонарушение, из-за которого его лишили столь важного для водителей документа, штраф за езду без прав на машине будет более суров, нежели в предыдущих случаях, поскольку здесь в силу вступает ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ. Минимальное наказание – это 30 тысяч рублей. Также нарушителя могут привлечь к исправительным работам до 200 часов или задержать на 15 суток.

Столь жесткие методы вполне оправданы, поскольку подразумевается, что лишение не происходит просто так, а выступает одной из крайних мер при злостном несоблюдении правил. Дальше нарушителю могут грозить только уголовные наказания.

Штраф за управление ТС без водительского удостоверения по инициативе фактического владельца

Это особый случай, поскольку оннезаконный, даже если авто не ваше. Если водитель передал вождение другому человеку, а у него нет соответствующих документов, наказаны будут оба. Тот, кто вел транспорт, будет наказан по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а передавший транспорт в руки непрофессионала будет отвечать по ч.2 той же статьи.

Штраф для несовершеннолетних за езду без прав


Повторное нарушение

Забыл права дома или потерял - неважно: штраф могут дать несколько раз подряд, пока документ не окажется в положенном месте – при себе. Размер наказания зависит от обстоятельств нарушения, но если нарушитель будет повторять все снова и снова, получит тот же результат, что и в первый раз.

Оспаривание штрафов за управление автомобилем без водительского удостоверения

Забыл права? Это не оправдание, чтобы не нести наказание. Но, все же небольшой шанс оправдать себя есть, если получится доказать, что вы действовали под давлением угрозы жизни или здоровья. Также без штрафа за езду без прав можно обойтись, если сослаться на катастрофу, аварию и т.п. Главное, действовать поэтапно:

    Составьте жалобу. Документ составляется на руководство сотрудника, выписавшего наказание. Укажите причину жалобы и соберите доказательства своей правоты.

Отправьте в ГИБДД. Это можно сделать быстро, используя онлайн-сервис или почту.

Что изменится

Закон существенно повышает штрафы за все без исключения виды нарушений. Причем как для водителей, так и для велосипедистов и пешеходов (см. таблицу).

Что касается спорных мер, которые обсуждались во время подготовки закона, то большинство из них вычеркнули. Например, обязанность водителя по требованию сотрудников полиции передать, а не предъявить им водительское удостоверение, техпаспорт и страховку. Кроме того, был пункт об отключении двигателя при остановке полицейскими, а также профилактические остановки для определения трезвости. Осталось лишь требование держать руки водителю на видном месте. То есть выходить из машины или глушить двигатель не требуется.

Впрочем, как говорит "Вестям" адвокат Владимир Караваев, некоторые важные процедурные изменения сохранились. Раньше полиция могла фиксировать нарушения только теми техническими средствами, которые работают, во-первых, в автоматическом режиме, а во-вторых, которые соответствуют закону "О защите информации". Теперь же полицейские получили право фиксировать нарушения даже на свои мобильные телефоны.

"Сейчас у полицейских руки развязаны. Думаю, что теперь мобильные телефоны будут использоваться направо и налево. А водителям в такой ситуации можно посоветовать сохранять спокойствие и внимательно смотреть, есть ли действительно нарушение. Например, вам могут сказать, что вы проехали на запрещающий сигнал светофора. А, извините, как такое нарушение можно снять на телефон? Это как минимум нужно стоять сбоку перекрестка. И никак не сзади. Все эти методы давно известны и описаны в моей книге "100 аргументов в пользу водителя". То есть, по большому счету, мы сегодня возвращаемся к тому, что у нас было десять лет назад в ГАИ", — сказал "Вестям" Караваев.

Аварийность выросла на 20%

Что касается аварийности, то, по словам Караваева, она может снизиться лишь на какое-то время. "В течение первых трех месяцев об этом будут много говорить, водители будут осторожнее. Затем все начнет возвращаться на круги своя. Ужесточение санкций еще никогда не давало положительных результатов в борьбе с аварийностью. И мы в этом не уникальны. Так происходит во всем мире", — считает Караваев.

К слову, несмотря на активную установку камер скоростного контроля, по данным патрульной полиции, общее количество ДТП в январе 2021 года выросло на 18,1% по сравнению с январем 2020 года. Больше всего ДТП в первый месяц года произошло в Киеве (3041 случай) и Киевской области (1209). Как объясняет "Вестям" Караваев, причин много. И почти все они сводятся к отсутствию контроля на дорогах.

На все эти проблемы, по его словам, накладывается постоянно растущее количество автомобилей на дорогах. "В прошлом году в Киеве и пригороде было введено 2,1 млн кв. м жилья. А теперь представьте, что сейчас почти в каждой квартире есть автомобиль, а в некоторых — по два. Население растет, количество автомобилей увеличивается, а в плане развития инфраструктуры, как вы можете сами видеть, никто ничего не делает. В этом и есть причины роста аварийности", — сказал "Вестям" Караваев.

Инфраструктура способствует нарушениям

В то же время, как говорит "Вестям" директор компании по транспортному моделированию "А+С Украина", член технического совета "Укравтодора" Дмитрий Беспалов, часто нарушениям ПДД способствует сама инфраструктура. "У нас остались магистрали непрерывного движения с высокими расчетными скоростями, которые мы строили еще в 1970–1980 годах, пытаясь подражать американским мегаполисам. Как результат, многие киевские магистрали имеют расчетную скорость — 100 км/ч. А теперь на них установили ограничение 50 км/ч. Не удивительно, что на них никто так не ездит. К тому же, это утомляет водителя. Ведь он чувствует, что может ехать быстрее. И это своего рода провокация на нарушение. К тому же по работе в "Укравтодоре" я часто имею дело с проектами капитальных ремонтов, реконструкции и строительства автомобильных дорог, которые подрядчики направляют в "Укравтодор". И я могу сказать: с точки зрения безопасности дорожного движения, мягко говоря, есть над чем работать. То есть в основном сейчас проектируется точно такая же инфраструктура, которая и была", — говорит "Вестям Беспалов.

Что касается размера новых штрафов, то, по мнению Беспалова, даже те штрафы, которые были, достаточно существенные. "Поэтому, я думаю, что проблема, скорее, в неотвратимости наказания. А точнее, в его отсутствии. Если бы мы за каждый факт нарушения получали даже старый штраф, то в сумме вышли бы такие суммы, что мало не показалось. Думаю, каждый наблюдал картину, когда едет машина патрульной полиции, а вокруг нее безнаказанно происходят различные нарушения. И это смотрится очень дико. Так что с новыми штрафами при старых подходах серьезных изменений я бы не ждал", — сказал "Вестям" Беспалов.

Что делать с пьяными

Если же говорить конкретно о проблеме пьянства за рулем, то и в этом вопросе, как показывает опыт соседних стран, "методом кнута" проблему не решить. "Украине в данном случае ближе всего опыт России. Какими бы ни были политические и военные моменты, что касается дорожных проблем, то они у нас во многом общие. Россия пошла по пути ужесточения санкций за вождение в состоянии опьянения еще лет пять назад. Они начали с того же, что и мы, а именно — лишения права на управление авто. Но к уменьшению количества пьяных за рулем это не привело. Наоборот, там теперь люди ездят пьяными без прав. Причем делают это так, будто терять им уже нечего. Пробовали вводить админарест, уголовную ответственность и даже конфисковывать автомобили. Но ни к чему это так и не привело. Дело в том, что человек садится пьяным за руль по двум причинам. Либо он уже в таком состоянии, что ему море по колено, либо он считает, что его не остановят. Третьего не дано", — сказал "Вестям" адвокат Вадим Володарский.

Кстати, любители пьяной езды без прав нашлись уже и в Украине. Так, в декабре прошлого года патрульная полиция Белой Церкви опубликовала пост о водителе — чемпионе по нарушениям ПДД. За 2020 год его семь раз лишали водительских прав. Но это не остановило его от работы в такси.

В то же время есть и обратная сторона. Как говорит "Вестям" Володарский, в Украине все еще сохраняется практика, когда протоколы по ст. 130 выписывают на водителей, которые реально были трезвыми. "Бывает, просто пишут, что человек был пьяным. Но что по-настоящему распространено — это развод на "отказ от медицинского осмотра". Многие люди просто не знают, что за отказ от осмотра — ответственность та же, что и за управление в нетрезвом виде", — говорит "Вестям" адвокат Вадим Володарский.

А вот реально пьяные водители уходят от ответственности. "Полицейские очень часто не соблюдают процессуальные нормы права. И когда такие протоколы попадают в суд, то адвокат без особых проблем, ссылаясь на нарушение этих процессуальных норм, выигрывает дела. Даже твердо зная, что водитель был пьян, суды вынуждены освобождать нарушителя от ответственности из-за того, что полицейские просто не соблюдают пункты 12–15 совместного приказа МВД и МОЗ. Там четко прописана вся процедура. Поэтому, я считаю, что лучше бы полиции сначала добиться максимальной эффективности и подучить своих сотрудников. А потом уже говорить, что штрафы неэффективны и их необходимо увеличивать", — сказал "Вестям" Караваев.

Еще одно важное изменение, которое может огорчить любителей "пьяной" езды, — это увеличение сроков рассмотрения дела в суде за нарушения, связанные со ст. 130 КУоАП, до одного года. Тогда как сегодня на привлечение пьяного водителя к административной ответственности судам отведено три месяца. Из-за чего многие такие дела закрываются по истечении сроков давности, а пьяный водитель освобождается от ответственности.

Материал опубликован в газете "Вести" от 15 марта №045. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Читайте также: