Недостатки налоговой системы рк

Обновлено: 28.06.2024

Термин взносы связан с платежами в фонды обязательного страхования.

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке – может устанавливать любой местный орган.

1) В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

2) Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3) Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4) Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

2.2. Проблемы налоговой системы РК

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

0) Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

1) Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

2) Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

3) Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

4) Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

5) Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

6) Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

Вэтой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

- устойчивость и сбалансированность государственного бюджета

- формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты

- обеспечение широко масштабных инвестиции

-всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится.

Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент – это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.

Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов.

При исчислении доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.

Инфляция, обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.


Ключевые слова: налогообложение, предпринимательская деятельность, налоговая система, реформирование налоговой системы, налоговые режимы, налоговыельготы

Keywords: taxation, entrepreneurship, the tax system, reform of the tax system, tax regimes, tax breaks

В современном мире налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговым системам развитых стран присуще использование налогов как одного из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с помощью которых государство оказывает стимулирующее либо сдерживающее влияние на развитие хозяйственной деятельности субъектов. В силу этого государство должно постоянно уделять внимание оценке эффективности функционирования налоговой системы и на основе всестороннего анализа принимать решения о необходимости трансформации законодательной базы по вопросам налогообложения.

Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].

В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу — единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (валовой выручки).

В целом, налоговая система в переходный период отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных корректив в действующее законодательство для динамичного развития. Важно было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.

На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс.

В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых платежей, установлению экономической и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство.

Налоговая политика — очень тонкий и хрупкий инструмент интерактивного управления экономикой. Отнюдь не всегда возможно однозначно оценить, как отзовется та или иная мера в области налоговой реформы на экономике страны в целом. Гибкая налоговая политика Казахстана способствовала оживлению к концу ХХ века экономики страны, а также прогрессу ряда структурных макропараметров социальной сферы, которые постепенно эволюционируют в направлении доказавших свою эффективность мировых моделей социально-ориентированного рыночного хозяйства [3, с.57].

Реформы последних лет показали, что Казахстан — одна из немногих республик СНГ, где государство целенаправленно и сбалансировано использует налоговую политику для развития экономики страны в рамках заранее определенной стратегии рыночных преобразований.

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой политики страны. На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ — в частности принят в 2005 г. Новый налоговый кодекс, который претерпевает постоянные изменения и существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР. В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов, Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.

Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.

Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.

Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно.

Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать [4, с.55]:

– противодействию теневой экономике;

– снижению уровня коррупции в государственных органах;

– расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

– эффективности криминальных расследований;

– повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Период стабилизации рыночной экономики — процесс сложный и длительный, определенное место в этом процессе отводится налоговой системе страны. Посредством налоговой политики государство выполняет ряд функций, поощряет или ограничивает деятельность той или иной отрасли, что в свою очередь способствует стабилизации экономики нашей страны.

Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [5, с.33].

Принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, функционирования налоговой системы, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями.

Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.

Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.

Учитывая вышеизложенные моменты, можно надеяться, что Республика Казахстан сформирует одну из лучших налоговых систем мира, что в свою очередь будет основой развития экономики нашей страны и ее дальнейшего процветания.

В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, недопущения снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, государство, налоговый кодекс, система налогообложения, внешнеэкономическая деятельность, всеобщее декларирование.

Читайте также: