Не пропустил помеху справа какой штраф за нарушение

Обновлено: 08.07.2024

Следующим важным приоритетом на дороге является светофор. Если вы, подъезжая к перекрестку, видите работающий светофор (при этом там не стоит регулировщик) – действуем согласно его командам. Все с детства знают золотое правило:

«Если свет зажигается красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

Желтый свет предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

А о чем же говорит нам мигающий зеленый сигнал светофора? Здесь не будет однозначного ответа, все будет зависеть от конкретной дорожной ситуации. Но рекомендую следующий алгоритм: если вы едите прямо и светофор начал мигать, когда вы уже практически подъехали к стоп-линии – жмем газ! Именно газ! Не начинаем бороться со своими мыслями: останавливаться, или проезжать, успею, или тормозить… Потому что нам надо максимально быстро проехать перекресток. Ведь сейчас он сменится на красный, поедет поток машин, пересекающих нашу траекторию и может случиться авария.

Что же делать, если вы собрались совершать поворот, причем не важно направо, или налево? В этом случае, рекомендую останавливаться, даже если светофор начинает мигать перед самой стоп-линией. Перед поворотом мы всегда притормаживаем, наша скорость меньше, поэтому завершать маневр мы будем уже на красный, а пересекающий поток уже начнет свое движение на зеленый.

Кстати, самый большой процент аварий случается именно на перекрестках, когда кто-то ехал на мигающий зеленый, а кто-то начал движение на желтый….

Есть еще ряд важных моментов при проезде дополнительных секций светофора и табличек с зеленой стрелочкой, но о них я напишу отдельную статью. Пока ограничимся этой информацией.

Какой налагается штраф за непредставление преимущества

Наказание участнику движения, который не уступил другому участнику дорогу, обладающему при этом преимуществом, зависит от каждой конкретной ситуации:

  • Транспортное средство. Если не было предоставлено преимущество автомобилю, обладающему им, то непременно нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 1 тыс. руб. Чтобы не платить такие средства, каждый автовладелец должен хорошо разбираться в правилах движения, учитывать преимущество у того или иного участника движения, а также постоянно обращать внимание на знаки и разметку.
  • Пешеход. Если не пропустить пешехода на переходе или в других участках, где он обладает преимуществом, то автомобилисту придется уплатить штраф 1,5 тыс. руб.
    Предполагается в ближайшее время увеличить данный штраф, так как по-прежнему многие водители не желают притормаживать или вовсе останавливаться перед пешеходными переходами.
  • Велосипедист. Велосипедисты приравниваются к пешеходам. В российских городах редко встречаются велосипедные дорожки, поэтому граждане вынуждены передвигаться на велосипедах по дороге. Если им не предоставить преимущество, когда это необходимо, то водитель вынужден будет уплатить штраф в размере 1,5 тыс. руб.


Преимущественное право пешеходов не зебре. Как рассчитать тормозной путь.

  • Спецтранспорт. Если по дороге движется специальное авто, у которого включены проблесковые маячки, имеются особые надписи, а также включена сирена, то оно обладает преимуществом перед всеми остальными участниками движения. Поэтому непременно надо уступить дорогу такому автомобилю. Штраф в такой ситуации равен только 500 руб., но планируется значительное увеличение его размера в ближайшем будущем. Также инспектор ГИБДД за такое нарушение может лишить прав водителя на срок от 1 до трех месяцев.
  • Маршрутное такси. Данные виды транспорта обладают преимуществом, когда они отъезжают от места остановки, поэтому все остальные автомобили должны уступить им дорогу.

Таким образом, существует много разных ситуаций, при которых водители должны уступить дорогу другим участникам движения. Если этого не выполнить, то придется уплачивать значительные по размеру штрафы.

Можно ли избежать штрафа

Обычно штрафы приходят по почте, поэтому водитель может даже не вспомнить, из-за какой ситуации возникло нарушение.


Какой штраф если не уступил дорогу.

Это обусловлено тем, что ГИБДД повсеместно устанавливает большое количество камер, позволяющих фиксировать нарушения без присутствия сотрудников организации.

Важно! Нередко нарушение является ошибочным за счет отсутствия знаков или разметки, но оспорить штраф водитель может исключительно через суд.

Для того, чтобы доказать свою правоту, водитель должен предоставить доказательства.

Они могут быть представлены видами:

  • фотография или видео стертой разметки, которая не может быть увидена водителем в движущемся автомобиле;
  • нахождение свидетелей, которые докажут, то преимущество было предоставлено при необходимости;
  • фотография места нарушения, которая показывает отсутствие неправомерных действий со стороны водителя, а также указывает на то, что нет необходимого дорожного знака.

Не уступил дорогу пешеходу, спорные ситуации. Смотрите в этом видео:

Оспорить штраф можно только при наличии доказательств, а если суд примет сторону гражданина, то ему не придется уплачивать средства.

Важно! Сократить штраф довольно просто, так как достаточно только заплатить его в течение трех дней, что позволяет уменьшить его вдвое.

Что будет, если не оплачивать штрафы ГИБДД? Читайте по ссылке.

Знаки приоритета.

Знаки приоритета вынесены в отдельный раздел знаков в ПДД. Мало того, они имеют абсолютно узнаваемую, индивидуальную геометрическую форму, которую можно узнать даже с обратной стороны.

Знаки приоритета имеют третий по важности приоритет (после регулировщика и светофора). Поэтому, если мы подъезжаем к перекрестку, на котором нет светофора, или он не работает – ищем глазами знаки приоритета. Если мы на главной – мы имеем преимущество, если на второстепенной – пропускаем тех, кто на главной.

Итак, со знаками приоритета тоже разобрались.



Комплект включает в себя шесть знаков 2.3.2 – 2.3.7, предусматривающих все существующие типы примыканий (ответвлений) проезжей части к основной магистрали. Наличие одного из этих знаков свидетельствует о преимущественном праве проезда этого пересечения.

дорожные знаки 2.3.2 - 2.3.7

В населенных пунктах установка знаков этой группы (и знака 2.3.1) производится на удалении от 50 до 100 метров от развилки (ответвления), вне их, дистанция увеличивается до 150 – 300 метров. В случае невозможности соблюдения указанных расстояний применяются сочетания знаков и информационных табличек, показывающих удаленность пересечения.


Равнозначный перекресток.

Почему на равнозначном перекрестке мы должны пропустить любой трамвай? Давайте рассуждать. По ПДД в равных с нами условиях трамвай имеет преимущество. Равнозначный перекресток обозначает, что все транспортные средства на нем равным, просто определена очередность проезда. Именно поэтому, на равнозначном перекрестке трамвай имеет преимущество на дороге.

И еще одно золотое правило проезда равнозначных перекрестков. Если вы поворачиваете направо, траектория вашей помехи справа с вами не пересекается. Поэтому, смело поворачиваем, естественно уступая тем, кто не знает ПДД – себе спокойней!

ВС напомнил, когда у водителя нет приоритета на дороге

Поэтому Советский районный суд города Астрахани привлек Шукшину к административной ответственности за нарушение п. 8.3 ПДД (ч.1 ст.12.24 КоАП) и назначил штраф в 2 500 рублей. Ведь при выезде с прилегающей территории она не уступила машине, которая ехала по главной дороге (дело №5-1623/2018).

  • ДТП по вине работника: кто возместит ущерб
    7 апреля, 10:48
  • Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП
    31 марта, 13:15

7 декабря 2021 года судья Астраханского областного суда (12-409/2018), а 26 марта 2021 года заместитель председателя суда оставили решение первой инстанции без изменения (№ 4А-72/2019). Суды решили, что доводы Шукшиной не опровергают выводов районного суда и не являются основанием для отмены постановления. Ее жалоба в Верховный суд также осталась без удовлетворения (постановление № 25-АФ19-187 от 5 июня 2021 года) .

Шукшина повторно обратилась в ВС с просьбой отменить судебные акты. Она указывала на позицию п. 14 ППВС и считала, что это будет новым основанием пересмотреть принятые судебные акты.

Аргументы ВС

На этот раз ВС отменил судебные акты и прекратил производство по делу (дело № 25-АД20-1).

Суд также напомнил, что по делу нужно выяснить: кто совершил нарушение, виновность лица в деянии. Чтобы установить вину, нужно ее доказать (26.1 КоАП). Шукшина же не виновата в ДТП, поскольку ПДД нарушил Терехов. Верховный суд заключил, что выводы судов об обратном необоснованные.

Эксперты о деле

* ФИО изменены редакцией.

Нередко, особенно в условиях города, обзорность для водителя автомобиля, приближающегося к пересечению с основной магистралью, ограничена. В таком случае применяется знак 2.5, запрещающий движение транспортного средства без полной его остановки.


Следует отметить, что ПДД однозначно указывают место, на котором должен остановиться автомобиль, подчиняясь требованиям данного знака. В первом случае ориентиром служит один из элементов дорожной разметки – стоп-линия.

стоп-линия на пешеходном переходе

Во втором случае, то есть при ее отсутствии, остановка транспортного средства должна произойти у края пересекаемой проезжей части.


Таким образом, контроль приближения транспортных средств по пересекаемой проезжей части водитель осуществляет уже после полной остановки своего автомобиля.

Элемент организации ДД, запрещающий дальнейшее движение транспортного средства без его остановки, может размещаться перед местами пересечения железнодорожных путей или санитарно-карантинными постами пунктов пограничного пропуска. В такой ситуации автомобиль должен остановиться перед стоп-линией или перед знаком 2.5.

Знак 2.4 информирует водителя о необходимости уступить право первоочередного проезда транспортным средствам, двигающимся по пересекаемой им проезжей части. На изображение зеленый автомобиль обязан пропустить оба красных.

знак 2.4

Наличие информационной таблички, определяющей направление основной магистрали, обязывает водителя уступать дорогу всем участникам движения, двигающимся по ней. А в этом случае зеленый авто пропускает только одну красную машину, которая выезжает с главной дороги и находится справа от него.


Приближаясь к перекрестку, оборудованному данным знаком, водитель обязан контролировать удаленность автомобилей, движущихся по пересекаемой им магистрали. При невозможности проезда без создания помех для участников движения, подъезжающих справа (слева), водитель должен выполнить требования знака, то есть остановиться и пропустить их.


В случае отсутствия транспорта на пересекаемой проезжей части останавливаться перед перекрестком не обязательно.

Знаки преимущественного проезда

На отрезках дорог, имеющих значительные сужения (мосты, тоннели путепроводов и т.п.), затрудняющие разъезд транспортных средств, следующих встречными курсами, применяются знаки приоритета проезда 2.6 и 2.7. Данные знаки приоритета обозначают преимущество (или его отсутствие) перед встречным участником движения.

знаки преимущество проезда

Следует отметить, что при проведении ремонтно-восстановительных работ возможно применение временного варианта знака 2,6, отличающегося желтым фоном. Противоречия в значениях стационарного и временного знака водитель обязан трактовать в пользу требований временного знака 2.6.


Данные знаки приоритета устанавливаются на диаметрально противоположных сторонах зауженного участка магистрали. Приведенное выше сочетание знаков свидетельствует о праве первоочередного проезда моста желтого автомобиля.


Следующая картинка иллюстрирует обратное сочетание знаков, обеспечивающее преимущества проезда узкого участка водителю грузовика.


Следует отметить нестандартную форму элемента 2,6, характерную для другой группы знаков — запрещающих. Это подчеркивает неукоснительность выполнения требований данного знака приоритета. Небезопасность ситуации усиливается красным цветом стрелки, указывающей направление движения.

При условии, что габаритные размеры транспортных средств позволяют им беспрепятственно разъехаться на опасном участке, требования знака допустимо проигнорировать.


Итак, рассмотренный выше набор дорожных знаков, иначе называемый знаками приоритета, регулирует последовательность проезда транспортных средств отрезков пути, представляющих опасность: пересечения главных, примыкания и ответвления второстепенных дорог, перекрестки, сужения, железнодорожные переезды и т.п. Разработчики данной группы знаков не придерживались принципов общепризнанного типирования, поэтому в ее создании применены разные геометрические и цветовые решения. Тем не менее, это знаки одной группы, значение которой заключается в оптимизации организации дорожного движения на участках магистралей, характеризующихся дефицитом средств регулирования.

WhatsApp

На самом деле в дорожных ситуациях, когда один из водителей автомобилей не выполнил требование ПДД уступить дорогу, а другой тем временем превышал скорость, далеко не всегда всё так просто. Но судебной практике 2022 года в большинстве случаев виноватым оказывается не уступивший дорогу, а правда не отстаивается ввиду экономии времени и нервов. В конце концов, есть ведь страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду отстоять можно и нередко несложно, нужно лишь правильно и последовательно доказать, кто виноват в ДТП с превышением скорости. Давайте обо всём по порядку!

Что это за ситуации?

Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

  1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
  2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
  3. в результате таких "пирогов" произошло ДТП.

Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2022 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют "бесконтактными ДТП".

ДТП с превышением скорости, встречный поток и поворот налево

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, обратимся сначала к ПДД и. не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак "морковь" или "стоп",
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов "уступить дорогу" и "преимущество" нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности "завиноватит" именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать, как именно определяется вина на практике 2022 года. Здесь обратим ваше внимание на то, что никакой сотрудник ГИБДД на месте ДТП не уполномочен определять виновника. Инспектор может только вынести постановление, определив ваше нарушение. Виновность определяет только суд.

Поэтому, если в отношении вас вынесли постановление по результату ДТП, его нужно будет обжаловать в суд.

В суде же у вас будет 2 возможных успешных исхода событий:

  1. либо вину переложат на другого участника – в отношении него вынесут постановление за превышение скорости (или прекратят за сроком давности или по иным причинам),
  2. вину признают обоюдной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% того, кто превысил).

Возможен и третий – плохой вариант – постановление в отношении вас оставят в силе, то есть вы так и останетесь виновным в аварии. Но и в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящий суд.

Но как правильно убедить судью в том, что превышение тоже стало причиной ДТП? Ответ здесь в ключевой тонкости – причине происшествия. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь превышения с аварией. Как это сделать?

Причинно-следственная связь с помехой и скоростью движения

Ещё в далёком 2008 году Верховный суд вынес Постановление Пленума, в рамках которого разъяснил именно по части скорости движения, что превышение должно быть причиной аварии.

В судебной практике 2022 года такая связь устанавливается достаточно простым нехитрым способом. Берём определённый фактор, который привёл к определённым последствиям. И теперь просто исключаем этот фактор. Изменились ли от этого последствия? Берём 2 нарушения разных участников ДТП: скоростного режима и требования ПДД уступить дорогу. И задаём себе вопрос: если убрать нарушение первого участника, насколько вероятно удалось бы избежать происшествия? А если убрать превышение второго – удалось бы избежать?

Именно такие вопросы ставят и судьи. Да, сами себе, но почти всегда для правильного ответа и всестороннего рассмотрения дела необходима экспертиза этой самой скорости, но об этом немного ниже.

Как пример, вы не уступили дорогу водителю, который ехал в нарушение ПДД днём без дневных ходовых огней. Стоит ли это нарушение другого водителя в причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью в том, что вы не видели днём целый автомобиль.

Другой пример: вы едете по обочине и врезаетесь в того, кто на неё перестроился для остановки. Правила перестроения нарушены? Кажется очевидным, но нет. При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Но обязан не создавать помех он тому, кто имеет первоочередное право движения (определение из пункта 1.2 Правил). Но если у вас нет права на движение, то как при полном отсутствии такого права, оно может быть первоочередным? Как итог, у второго участника отсутствовала обязанность уступать вам дорогу. Конечно, если вы так и заявите, что ехали по обочине в нарушение, а не также собирались остановиться. Но если и собирались, то при наличии фактора высокой скорости движения вам снова не поверят.

Всё, что выше, мы написали для того, чтобы вы сами смогли определить для себя, насколько вероятен выигрышный для вас исход дела. Потому как все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.

Давайте рассмотрим ещё один пример, чтобы вам было немного понятнее.

При повороте налево вы обязаны не создавать помеху встречному потоку транспорта. Вы пропускаете автомобили, видите окно, в которое решаете прошмыгнуть, оценив, что до ближайшей встречной машины ещё далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, так как тот ехал с большой скоростью. Например, 120 км/ч вместо положенных 60.

Как результат, вот:

Судебная практика и доказательства причин аварии

В этом случае вам нужно будет убедить суд в том, что это вы как раз верно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного просто не смогли успеть проехать. Ведь пункт 1.3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы в полном праве рассчитывать при манёвре на соблюдение другими участниками дорожного движения таких правил. На этом и необходимо строить свои доводы в суде – не только ваше нарушение привело к ДТП, но и нарушение едущего с превышением. Кроме того, опираться нужно и на то, что при соблюдении скоростного режима можно было бы уменьшить вредные последствия в аварии (был бы меньший ущерб).

Экспертиза

В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

  1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
  2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
  3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
  4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно "зацепится" по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

Как доказать само наличие превышения?

И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

Если на видео попал фрагмент движения машины "будущего виновника" хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП. Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников. Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

Доказать ДТП с превышением скорости

Вывод

Таким образом, у вас несколько возможных целей при установлении степени виновности:

  • если скорость второго участника ДТП была намного выше разрешённой, то есть шанс доказать свою невиновность полностью ввиду невозможности правильно оценить возможность уступления дороги,
  • если превышение небольшое, то можно убедить суд в обоюдной вине – особенно, если превышающий успел бы оттормозиться до остановки и избежать столкновения,
  • также такая вероятность есть, если доказать, что ущерба было бы меньше при соблюдении скоростного режима.

Если же доказать сам факт превышения не удастся, то вина останется за вами. Также не исключено, что и суд не усмотрит даже при наличии доказательств причинно-следственную связь между нарушением скоростного режима и ДТП. Но в этом случае есть смысл такое решение суда обжаловать.

img

Многие аварии возникают из-за того, что водитель не уступает дорогу тем, кому обязан. Как следствие, в КоАП РФ регулярно вносятся изменения, ужесточающие наказание за это нарушение.

Что делать, чтобы такое не случилось – и как защититься, если штраф уже назначен?

Штраф если не уступил дорогу в 2019 году.

○ Что значит не уступил дорогу?

В этом случае термин означает, что водитель машины, не имеющей такого преимущества, должен не начинать, не возобновлять или не продолжать движение либо манёвр, если при этом он заставит того, кто имеет в силу ПДД преимущество, изменить направление движения либо скорость.

На практике преимуществом пользуются:

  • Те, кто движутся по главной дороге – перед тем, кто находится на второстепенной (в том случае, если у перекрёстка установлен соответствующий знак).
  • Спецавтомобили, оборудованные соответствующими сигнальными устройствами и включившие их: полицейские машины, скорая помощь, пожарные и т. д.
  • Маршрутные транспортные средства – автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и т. д.
  • Пешеходы, движущиеся по переходам.
  • Велосипедисты – при повороте.

В том случае, если при движении не было предоставлено преимущество каждой из этих категорий, виновного ждёт наказание. Разберёмся, с чем может столкнуться виновный.

○ Актуальные штрафы:

✔ Не уступил автомобилю.

В том случае, если водитель не уступил дорогу автомобилю, который в силу требований ПДД имел преимущество, виновного ждёт наказание:

  • Согласно ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ – при нарушении правил проезда на перекрёстке. Если водитель там не уступит дорогу тому, кто имеет преимущественное право проезда, его ждёт наказание в виде штрафа 1000 рублей.
  • Согласно ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ – при маневрировании. Согласно этой норме, при таком нарушении ПДД виновного ждёт наказание в виде штрафа в 500 рублей. Однако в этом случае возможна замена наказания на предупреждение.

✔ Велосипедисты и пешеходы.

Для тех ситуаций, когда водитель не пропустил велосипедиста, пешехода или кого-то ещё, не относящегося к числу водителей транспортных средств, но имеющего в конкретном случае преимущество – предусмотрено наказание по ст. 12.18 КоАП РФ. Наказание здесь составляет штраф в сумме 1500 рублей, при этом никакой альтернативы не предусмотрено – то есть отделаться предупреждением уже не выйдет.

✔ Спецтранспорт.

Наконец, отдельную категорию нарушителей составляют те, кто не пропускает автомобили со включенными спецсигналами, а также специальными надписями и цветными маркировками. Их ждёт наказание по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ. Здесь альтернатива уже есть: в зависимости от конкретных обстоятельств совершённого правонарушения виновного может ждать как штраф в сумме 500 рублей, так и лишение прав сроком от месяца до трёх.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Ну а теперь разберёмся, что нужно делать, чтобы избежать штрафа или, того хуже, лишения прав.

Прежде всего, разумеется, нужно тщательно изучить ПДД. Хотя каждый водитель должен доказать своё знание этого документа на экзамене, в Правила регулярно вносятся изменения. Зная же ПДД – их необходимо соблюдать.

В том же случае, если штраф вам уже угрожает, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств. В частности, если вы не пропустили автомобиль, из-за того, что стёрлась разметка или знак плохо виден – зафиксируйте разметку и знак на камеру хотя бы мобильного телефона. В этом случае у вас будет доказательство того, что правонарушение произошло неумышленно.

При угрозе штрафа за то, что не пропустили пешехода помните:

Наконец, вне зависимости от того, за что составляется протокол – непременно укажите в нём свидетелей, которые подтвердят вашу невиновность, а также возьмите копию. В силу ст. 28.2 КоАП РФ вам её обязаны выдать. С копией документа на руках вы уже сможете бороться дальше.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ




В ПДД имеется огромное количество норм и правил, регулирующих дорожное движение. Все они так или иначе нацелены на обеспечение безопасности пешеходов и водителей, а так же простого и безаварийного движения в самых разных условиях. При этом там имеются как весьма сложные и спорные с точки зрения опытного водителя пункты, так и элементарные, которые служат основой для дорожного движения

Зачем это правило нужно? Базовые принципы

Перейдем к первому, и самому распространенному случаю — движению автомобиля по нерегулируемому перекрестку при наличии помехи справа. Если бы на перекрестке имелись знаки, указывающие на приоритет движения водителя, или был бы расположен светофор, то они бы указывали, пропускать помеху справа или ждать. Но если их нет, то вступает правило правой руки, и вы уже будете обязаны пропустить водителя, который движется вам наперерез с права на лево.

Помеха справа на прилегающей территории

3-я статья из 4 в серии Выезд с прилегающей территории

Выезд с прилегающей территории

  • Неосторожный выезд с прилегающей территории
  • Невнимательный выезд из двора
  • Помеха справа на прилегающей территории
  • Выезд с прилегающей территории на перекресток

Подробнее о правилах движения на дворовых территориях – в одноименной статье Движение во дворах и жилых зонах.

Пункт 8.9 (помеха справа): В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Важно единственное условие – в процессе движения на прилегающей территории преимуществом пользуется транспортное средство, которое приближается справа.

Это требование (уступить помехе справа) по абсолютно разным причинам (забыл, не заметил, не знал и пр.) нередко не выполняется, поэтому нужно быть внимательным. Собственно, на дороге эти причины выяснять некогда.

Посмотрите короткий видеоролик.

Не столкнулись

Вообще, в похожих ситуациях использовать свой приоритет (преимущество в движении) целесообразно только тогда, когда у вас есть твердая уверенность, что вам уступают дорогу. Например, вы видите, что оппонент остановился, либо значительно снизил скорость и ждет, когда ваш автомобиль проедет.

Если такой уверенности нет, то спешить не нужно. Вполне возможно, что ваш оппонент даже не собирается уступать вам дорогу, как в видеоролике. Причины в данном случае не важны.

В заключение несколько слов о том, что покидая прилегающую территорию (выезжая с нее на дорогу), согласно пункту 8.3 водитель должен уступить всем участникам, которые уже движутся по этой дороге. Выезжать следует, сначала убедившись, что с учетом интенсивности движения на этом участке дороге, путь свободен на достаточном для поворота расстоянии.

Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей >

При перестроении

Перейдем к проблемам наличия помехи при проведении такого маневра, как перестроение. ПДД имеют четкое описание данной процедуры, содержащееся в пункте 8.4. Он гласит, что водитель обязан уступать дорогу любым транспортным средствам, движущимся попутно рядом с ним с постоянным направлением движения. При этом если перестроение проходит одновременно, водитель все равно обязан сначала пропустить помеху и только потом совершать маневр.

Если же вы сами являетесь для движущегося водителя помехой справа, то ПДД дают вам возможность пропустить его для перестроения. Но если вы при этом сами решите перестроиться, то вам придется ждать, пока вас пропустят и помехи не исчезнут. Очень важно помнить, что не пропуская водителя, вы создаете значительную угрозу для всего потока, рискуете заработать значительный штраф а так же получить взыскание за опасное вождение.

Как применяется на перекрестке

  • Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
  • На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

помеха справа

Не применяется условие при следовании через перекресток в следующих случаях:

Как двигаться на Т-образном перекрестке: правила проезда и наказание за нарушение, проезд по нерегулируемому, перекрёстку равнозначных дорог, со светофором

Смотрите в этом видео о правилах равнозначных дорог:

При сужении дороги

Еще одной ситуацией, в которой требуется применить правила движения при наличии помехи справа, является сужение дороги. В целом процедура полностью описана в ПДД пункт 8.9, согласно которому требуется, выполняя правила перестроения из предыдущего пункта, предоставить приоритет транспортным средствам, движущимся попутным потоком. Таким образом, вам опять же придется пропускать помеху справа до тех пор, пока у вас не будет возможности перестроиться не создавая помех. Так что к сужению дороги нужно готовиться как можно раньше.

Авария обгон по встречной полосе

К сожалению, дорожно-транспортное происшествие частое явление и тут дорога перекрыта, а объезжать можно только по встречной полосе, но при таком повороте можно незамедлительно получить штраф, но можно попробовать на свой страх и риск. При остановке городского транспорта (автобуса, маршрутки) лучше рекомендовано подождать пока данное транспортное средство не начнёт движение. Также не исключаются помехи, которые можно объехать, при этом не заехать на другую полосу — но это редкость.

Возьмите на заметку, ни в коем случае не обгоняйте транспортное средство по встречной полосе, при наличии знака, который запрещает совершать какие-либо маневры на данном участке. За такое нарушение вы можете получить огромный штраф и это в лучшем случае, а в худшем лишения водительских прав.


Помеха на неравнозначном перекрестке

Если со стандартными равнозначными нерегулируемыми перекрестками все предельно ясно и просто (сначала едут трамваи, а потом автомобили по правилу правой руки), то с неравнозначными и нерегулируемыми все намного сложнее. Порядок действий в этом случае будет определяться имеющимися отметками и обозначениями, а так же самим типом движения. Первыми на таком перекрестке разъезжаются рельсовые транспортные средства. Затем движение выполняют автомобили, двигающиеся по главной дороге. И только когда все они закончат движение можно будет воспользоваться правилом правой руки для избегания помех и безопасно пересечь перекресток.

Примеры ситуаций

  • На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог машина V следует прямо, а D находится справа от него и собирается свернуть. Если ему нужно направо, оба авто могут разъехаться по непересекающимся траекториям. В отсутствие такой возможности V должен уступить. Обязательно придется пропустить автомобиль D, когда тот сворачивает налево (пути точно пересекутся) или едет тоже прямо.

Доступно о том, кто уступает дорогу во дворе, знак въезда во двор

помеха справа

  • V и D ехали навстречу друг другу. Первому нужно свернуть налево, второму направо, то есть они намереваются поехать в одном направлении. Но для V горят основной и дополнительный разрешающий сигналы, а для D – основной красный и дополнительный зеленый. Второй является для первого помехой справа. Тем не менее уступить должен именно D, так как здесь работает не правило правой руки, а пункт13.5 ПДД.
  • Машина V едет по дороге мимо арки, ведущей из двора. Оттуда выезжают автомобили D и L, причем второй находится правее. Машина V должна проследовать первой, так как она находится на главной дороге. Автомобиль D обязан пропустить V и L. Ведь первый находится на приоритетном направлении, а второй приближается справа. Машина L должна уступить только V.

Правило правой руки на парковках не менее важно, чем на дорогах. О нем стоит помнить в любых условиях. Ведь если не уступить проезд, легко не только нарваться на штраф, но и стать виновным в ДТП.

Знак разрешающий объезд помеха справа

На некоторых промежутках дороги, которые непригодны для безопасного движения транспорта, в кротчайшее сроки устанавливается знак 4. 2 1 он дает возможность на объезд помехи справа. Иные маневры будут считаться грубейшим ПДД и несет в себе плохие последствия такие как угрозу лишиться водительских прав, в лучшем случае штраф.

Водителю стоит серьёзно отнестись к правилам дорожного движения и обезопасить себя и окружающих от проблем на дороге и с сотрудниками ДПС.


Помеха справа, или Самые нелепые ДТП

Честно говоря, мы не можем вам веско сказать, что это не так.

Поэтому, если верна вторая гипотеза, вину стоит возложить на дорожников и управляющую компанию. Впрочем, этот случай как нельзя лучше иллюстрирует дальнейшие мысли. На видео выше – четырехсторонний перекресток равнозначных дорог, который очень хочется пролететь, не глядя. Но в данном случае уступать помехам справа нужно. Причем, статус такого пересечения достаточно очевиден: на всех направлениях есть пешеходные переходы, значит это перекресток.

Вопрос на засыпку По каким признакам водитель может отличить пересечение равнозначных дорог, не обозначенное знаком, от выезда с прилегающей территории?

Если это АЗС или закрытая территория предприятия со шлагбаумом, проблем, как правило, не возникает.

Помеха справа – что это такое и кто должен уступить

Большинство современных водителей отличаются должным уровнем адекватности и взаимной вежливости, что в основном позволяет избежать возникновения на дороге спорных ситуаций. Но, к сожалению, нередко возникают определенные разногласия, в особенности при движении на нерегулируемых перекрестках или одномоментном перестроении на таких участках дороги, где очередность не оговаривается ПДД.

виды дтп

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

дтп при перестроении

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

перестроение


  • Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Спорное ДТП на главной: кто виноват и заплатит за аварию, всегда ли виноват выезжающий со второстепенной дороги

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

перестроение

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

перестроение

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

дтп


ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.

дтп

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Возмещение вреда, причиненного в результате ДТП: виды ответственности, как правильно собрать доказательства для предъявления претензий

Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

Штраф или другое наказание за ДТП?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за моральный ущерб, если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штрафа собственно за перестроение на перекрестке не полагается, так как маневр этот на данном участке не запрещен. Наказать водителя могут:

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Штраф за нарушение требований разметки, допущенное при перестроении, налагается по ч.1 ст.12.16 КоАП:

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Полезное видео

О том, как правильно перестраиваться, смотрите в этом видео:

Читайте также: