Научная статья налоговые правонарушения

Обновлено: 05.05.2024

В данной работе был представлен анализ правонарушений налогового законодательства в современном мире. В статье рассмотрены современные подходы к выявлению и пресечению налоговых правонарушений. Дается характеристика современному состоянию задолженности по налогам, описываются нормативные и методические акты, внесение изменений в которые позволило улучшить систему раскрытия налоговых правонарушений. Среди основных причин, порождающих налоговые правонарушения, особую роль играет несовершенство юридической базы налогового законодательства. Формулируются практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию национального законодательства и международного сотрудничества по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений: снижение кризисных проявлений в современной российской экономике, для развития финансового положение бизнеса и населения; снижение чрезмерной налоговой нагрузки на налогоплательщика; поддержка конкурентных условий в бизнесе; приведение налогового законодательства к понятной, конкретной форме путем объединения, упрощения норм, исключения противоречий и состыковка его с реальным положением дел в экономике; совершенствование механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, таможенной службой и другими контролирующими органами; решение проблем в несогласованности действий органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда.


1. Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016.

Налоговое планирование является одним из важнейших элементов процесса управления финансами любой организации, поскольку от его качества зависит величина будущей чистой прибыли, которая, в свою очередь, служит основным критерием выбора инвестиционного проекта.

Следует также различать налоговую оптимизацию и минимизацию. Под налоговой оптимизацией подразумеваются законные способы снижения налоговых платежей, сюда не относят уклонение от уплаты налогов за счет создания разного рода специальных схем, включая регистрацию в офшорных зонах.

Налоговое планирование может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне этот процесс рассматривается с позиции государства, а также органов местного самоуправления, на микроуровне – с позиции хозяйствующего субъекта (корпорации). Налоговое планирование на уровне организации называют корпоративным налоговым планированием.

Цели, которые ставятся на этих уровнях, различаются. Если для государства и муниципальных образований первоочередным является пополнение доходной части соответствующего бюджета, и чем больше этих средств будет собрано, тем лучше, то для хозяйствующего субъекта всегда актуален вопрос оптимизации, снижения налоговых платежей.

Под налоговым планированием следует понимать составляющую общеэкономического планирования, направленную на упорядочение деятельности хозяйствующего субъекта по минимизации налоговых платежей в полном соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Налоговое планирование на уровне корпорации тесно связано с финансовым планированием и бухгалтерским учетом. Поэтому для повышения эффективности деятельности в целом и налогового планирования в частности любая организация должна стремиться к качественному выполнению следующих операций:

– прогнозирование налогооблагаемой базы;

– подготовка необходимых для ее уменьшения документов;

– исключение всех переплат налогов;

– исключение всех недоплат налогов как оснований для применения штрафных санкций;

– исключение нарушения сроков уплаты налогов;

– правильное ведение бухгалтерского учета;

– исключение сокрытия оборотов;

– тщательный расчет авансовых платежей в бюджет;

– правильное использование налоговых льгот .

Для осуществления грамотного налогового планирования в корпорации необходимо соблюдать принципы налогового планирования. К ним обычно относят:

– принцип законности (основополагающий принцип) – соблюдение требований действующего налогового законодательства в полном объеме при осуществлении налогового планирования;

– принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;

– принцип реальности и эффективности – использование законных возможностей и инструментов, обеспечивающих достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

– принцип альтернативности – рассмотрение как можно большего количества альтернативных вариантов налогового планирования;

– принцип оперативности – корректировка планов в случае изменения налогового законодательства;

– принцип понятности и обоснованности – система должна быть понятна, а все ее составные части должны иметь экономическое и правовое обоснование.

В процессе налогового планирования традиционно выделяют несколько взаимосвязанных между собой этапов:

1. Формулирование цели и задач нового бизнеса. Этот этап связан с созданием организации и решением вопроса о возможности использования предоставляемых законодательством налоговых льгот.

2. Выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения организации и ее подразделений, дочерних компаний, филиалов и руководящих органов.

3. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и используемой системы налогообложения.

4. Формирование налогового поля организации с целью анализа налоговых льгот по каждому налогу и составление детального плана их использования.

5. Разработка системы договорных отношений. Планирование с учетом налоговых последствий всевозможных форм сделок.

6. Составление журнала типовых хозяйственных операций, служащего основой ведения бухгалтерского и налогового учета. Анализ возможных налоговых рисков (возможных штрафов, санкций).

7. Использование налогового менеджмента, включая технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и правонарушений в данной сфере.

Сфера налогообложения – одна из самых приоритетных частей функционирования государства, в том числе и в Российской Федерации. Одним из важных аспектов налогового планирования является правонарушения. На основание чего действуют различные аспекты и задачи правоохранительных органов для борьбы с противоправными деяниями налоговой системы Российской Федерации.

Правонарушения налоговой системы наряду с административными и уголовными, представляют собой не меньшую опасность, так как рост масштабов налоговых нарушений приводит к развитию теневого сектора экономики. Совершенствование экономики требует модернизации методов налогового администрирования и контроля, так как данный процесс затрагивает интересы государства в целом и способствует развитию безопасности страны.

Материал и методы исследования

Налоговые правонарушения включают в себя все виды преступлений, представляющие собой общественно опасные социально-правовые явления. К объекту налоговых нарушений относят:

– процесс взимания налогов и других обязательных платежей;

– контроль своевременности и полноты их уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней [2].

В современных условиях развития рыночной экономики наблюдается стремительное расширение способов скрытия налогов, а также весомого занижения налогооблагаемой прибыли. Если сравнить с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. За неуплату налогов в первом полугодии 2018 года возбудили 1700 уголовных дел. В абсолютных цифрах это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Но при этом в прошлом году уголовные дела возбуждались только в половине случаев, а сейчас этот процент возрос до 55. Так, в первом полугодии 2018 года было выявлено 49 миллиардов рублей причиненного ущерба. И почти половину из них, то есть 24 миллиарда рублей, удалось возместить уже в ходе проведения доследственной проверки и расследования уголовного дела.

На основании представленных данных Федеральной службы государственной статистики выявлено следующее:

– 68,9 % граждан приговорено к штрафу за неуплату налогов;

– 13,7 % приговорены к лишению свободы, из которых к реальному сроку 11,6 %;

– за 2018 год удовлетворено 48,5 % гражданских исков по защите налоговых интересов государства [1].

Если сравнивать эти суммы с результатом прошлого года, то выявленный ущерб возрос на 11 миллиардов. По данным ФНС самыми опасными схемами уклонения от налогов являются:

– фиктивные сделки (схемы оптимизации налогов через однодневки);

– дробление бизнеса с целью применения спецрежима;

– применение льготных налоговых ставок;

Результаты исследования и их обсуждение

Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18 % всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53 % – осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29 % вообще не платят налоги [6] 0,35. Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3 %), торговле (17,4 %), строительстве (17 %), сельском хозяйстве (11,6 %). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7 %, в кредитно-финансовой сфере – 2 % от всех выявленных нарушений. Также в данном вопросе стоит отметить следующие промышленные отрасли, такие как: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (2,5 %), машиностроение и металлообработка (3 %), пищевая (4,3 %). Проведя более углубленный анализ правонарушений в сфере налогов отметим, что стабильно высокий уровень криминализации наблюдается топливно-энергетическом комплексе (14,7 % от числа всех предприятий ТЭК), в сфере добычи и переработки природного газа (23,1 %), в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающая промышленности (21,2 % и 12,7 % соответственно), в сфере электроэнергетики (10,3 %), угольной промышленности (12,2 %). Что касается уровня налоговых правонарушений в черной и цветной металлургии, то он составляет – 3,2 и 2 % соответственно.

Вместе с тем достаточно сильная криминализация наблюдается и в деятельности экономических субъектов на внешнем рынке. Максимальное число налоговых нарушений органами Федеральной налоговой службы РФ в 2017 году было выявлено при проведении экспортных операций природного газа, продукции нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, черной и цветной металлургии, а также при импорте продуктов питания, импорте сельхоз оборудования [1].

Более 2,8 млн организаций налогоплательщиков числятся на территории России, и к сожалению, из этого числа треть субъектов не занимаются предоставлением отчетности и уплатой налогов; число только выявленных должников составляет 1285 предпринимательских единиц, средняя сумма задолженности каждого составляет около 2,8 млрд руб.; индивидуальная задолженность 89 предприятий перерастает сумму в 100 млрд руб. (для сравнения такие цифры составляют 42 % от общей задолженности в бюджет).

Выводы или заключение

Основные пути снижения тенденции налоговых преступлений:

1) снижение кризисных проявлений в современной российской экономике, для развития финансового положение бизнеса и населения;

2) снижение чрезмерной налоговой нагрузки на налогоплательщика;

3) поддержка конкурентных условий в бизнесе;

4) приведение налогового законодательства к понятной, конкретной форме путем объединения, упрощения норм, исключения противоречий и состыковка его с реальным положением дел в экономике;

5) совершенствование механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, таможенной службой и другими контролирующими органами;

6) решение проблем в несогласованности действий органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда;

7) повышение ответственности налоговых органов за факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля органами ФНС, блокировки банковских счетов и т. д. [4];

8) совершенствование информационно-технологической инфраструктуры, повышение навыков инспекторов использования форм и методов налогового контроля;

Министр финансов России Антон Силуанов 30.03.2018 утвердил отчет о выполнении ФНС России своего плана работы в 2017 году. В данном отчете были раскрыты следующие действия со стороны государства в рамках налогово-административного регулирования:

В заключение следует сказать, что налогоплательщики в своем стремлении снизить налоговые обязательства по разным экономическим и иным причинам, пытаются найти все новые пути ухода от налогов, а в иных случаях и возможности перевода доходов в сферу теневой экономики. Из-за этого возрастают требования к функционированию налоговой системы и налоговых органов, а именно повышение гибкости и скорости адаптации элементов государственного регулирования налоговой сферы к создаваемым условиям, а также проявлениям схем ухода от налогов для оперативного их выявления и создания оптимальной среды для поступления налогов в бюджет.

Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое правонарушение. А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный. Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;

путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Непредставление декларации в налоговый орган


Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;

кто должен был контролировать этот процесс;

был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

Итог: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Указание в декларации заведомо ложных сведений


Указание в декларации заведомо ложных сведений

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

Итог: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

арест сроком до шести месяцев;

лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

То же преступление, совершённое в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору, может иметь такие последствия:

штраф от 200 000 до 500 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

принудительные работы сроком до пяти лет – как с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, так и без такового;

лишение свободы сроком до шести лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Для сравнения: максимальный срок лишения свободы за то же преступление, совершённое физлицом (индивидуальным предпринимателем) – три года (ст. 198 УК РФ).

Важная пометка в ст. 199 УК РФ

Юридическое лицо полностью освобождается от уголовной ответственности в случае, если соблюдаются два критерия:

1. Данное налоговое преступление было совершено им впервые.

2. Полностью выплачена сумма недоимки, пеней и штрафа в соответствии с Налоговым кодексом.

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за разглашение банковской тайны — это достаточно широкий спектр санкций. Кого и в каких размерах могут наказать по Уголовному кодексу и другим законодательным актам, узнайте из нашего материала.

Как обжаловать штраф Роспотребнадзора, полезно знать как обычным людям, так и руководителям компаний — в условиях распространения коронавирусной инфекции количество наказаний за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм существенно возросло. В статье расскажем об основных основаниях для обжалования штрафов, а также о том, в каком порядке происходит обжалование.

Штрафы для бухгалтера в 2021 году регламентированы Кодексом об административных правонарушениях. Подробнее об ответственности и санкциях на главбуха читайте в материале далее.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

Об одном из них читайте здесь.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Налоговая система является основой экономики любого государства, выступает одним из основных источников пополнения бюджета. Поэтому каждое физическое и юридическое лицо обязано оплачивать налоги.

Актуальность исследования обусловлена тем, что неуплата налогов подрывает основы экономической безопасности государства, соответственно государство должно принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений 1 .

Для нарушителей налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, место которой в системе юридической ответственности очень спорное. К примеру, В.М. Малиновская считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности 2 , В.А. Кинсбурская относит налоговую ответственность к административной ответственности 3 . Действующее законодательство не содержит определения налоговой ответственности. За те деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, устанавливается уголовная ответственность 4 .

Итак, как же отличить налоговое правонарушение, совершенное по налоговому законодательству и по административному законодательству?

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена разделом VI НК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определение налогового правонарушения не содержится, соответственно следует опираться на общее понятие: административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение установлена главой 15 КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения имеет несколько функций:

— правовосстановительную — восстановление нарушенного права государства совершенным правонарушением;

— карательную, также называемую штрафной — наказание за причиненный ущерб;

— предупредительную, или превентивную — предупреждение совершения налоговых правонарушений тем же субъектом и другими лицами.

С точки зрения налоговой ответственности к нарушителю применяются меры имущественного характера (штрафы, пени), тогда как в административной ответственности значительное место занимают личные лишения.

Применение налоговой ответственности имеет некоторые особенности. К примеру, имеется ли связь между налоговой и административной ответственностью. Основной принцип — чтобы нормы разных отраслей права не противоречили друг другу. Однако имеются некоторые противоречия, в частности, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для привлечения к ответственности устанавливает два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение налогового законодательства — один год со дня совершения административного правонарушения. Статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.

Стоит также отметить, что Налоговый кодекс РФ, в отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержит термины и понятия, характерные для рассмотрения правонарушений (например, участник производства, доказательства и пр.).

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Основным критерием разграничения налоговой и административной ответственности выступает субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо или юридическое лицо), согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях субъектом правонарушения является специальный субъект — должностное лицо организации-налогоплательщика. На практике возможна ситуация, когда должностное лицо привлекается к административной ответственности, в то время как организация (налогоплательщик) не привлекается к налоговой ответственности либо было освобождено от налоговой ответственности 5 . Таким образом, двойного привлечения за налоговые правонарушения не происходит.

Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть только невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Административная ответственность может быть применена к правонарушителю в досудебном и судебном порядке. В суде сторона защиты занимает позицию, что на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение (или невыполнение) которых его привлекают к ответственности 6 .

Привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. При освобождении должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации отпадают 7 .

Отличается и процедура привлечения к ответственности. В соответствии с КоАП РФ привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по итогам проверки. Привлечение к ответственности в соответствии с НК РФ осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в рамках полномочий 8 .

Если лицо совершило два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые правонарушения характеризуются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового, финансового законодательства. В связи с этим имеет место их низкая выявляемость.

Анализ практики показывает, что принцип совершения налоговых правонарушений один — непредставление или сокрытие от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление таких случаев возможно при проведении налоговых проверок.

Читайте также: