Платежи за пользование природными ресурсами это налоговые доходы

Обновлено: 02.05.2024

На сегодняшний день поддержание экологической безопасности государства становится все более актуальной задачей. Это связанно с нарастанием экологических проблем, обусловленных усилием взаимодействия общества и природы, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов. Таким образом, возникает объективная потребность регулирования использования природных ресурсов, собственником которых является государство, в обязанность которого входит восстановление природного потенциала страны. Инструментом подобного экономического регулирования взаимоотношений государства, предпринимателей и общества являются налоги и обязательные платежи за пользование природными ресурсами.

Сущность экологических налогов и платежей проявляется в их функциях. Экологические платежи выполняют ряд функций:

При этом последняя включает в себя ресурсосберегающую, стимулирующую, компенсационную функции, которые зачастую рассматриваются как самостоятельно.

С помощью фискальной функции происходит аккумуляция в бюджет денежных ресурсов, необходимых для осуществления экологической политики.

Контрольная функция позволяет оценить эффективность поступлений от экологических платежей, сопоставить получаемые от данных платежей доходы с теми ресурсами, которые требуются на проведение экологических мероприятий. Контрольная функция позволяет выявить необходимость внесения изменений в действующую налоговую систему.

Распределительная функция отражает механизм перераспределения финансовых ресурсов из производственной сферы в природоохранную, посредством реализации государственных целевых программ, направленных на охрану природы и окружающей среды.

Регулирующая функция заключается в том, что посредством введения платежей, государство ограничивает спрос на природные ресурсы, что вынуждает предпринимателей для достижения поставленных целей использовать новейшее оборудование, стимулируя, тем самым, научно-технический прогресс. Реализация данной функции в системе экологических платежей позволяет сократить количество вредных выбросов, улучшить природную среду.

Стимулирующая функция экологических платежей заключатся в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует сокращение уровня негативного воздействия на окружающую среду.

Компенсационная функция отражает целевой характер экологических платежей. Она реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановление природных ресурсов, их воспроизводство.

Рассмотрим налоговые платежи, связанные с использованием природных ресурсов, взимаемые на территории РФ.

1. Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом и относиться к разряду природно-ресурных платежей, необходимых для реализации воспроизводственной подфункции налогообложения (в рамках его регулирующей функции). Принципы платного природопользования основаны на том, что уровень ресурсных платежей не может быть ниже затрат на воспроизводство природных ресурсов и должен базироваться на рентной концепции их экономической оценки.

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относиться к разряду природно-ресурных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

- стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;

- имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Начиная с 1 января 2005 года взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 25.2 НК РФ. С момента введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательством субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и ИП плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сбор загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду;

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК РФ Для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, так же как и НДПИ и водный налог, относятся к разряду федеральных природно-ресурных платежей. В связи с этим наряду с фискальной функцией сбор выполняет и регулирующую функцию, направленную на стимулирование плательщиков к осуществлению рационального и эффективного использования животного мира, а также сохранение и восстановление среды его обитания.

Данные сборы были введены в действие на территории РФ с 1 января 2004 года в соответствии с главой 25.1 НК РФ. Их введение в налоговую систему РФ преследовало цели повышения бюджетообразующего значения платежей, связанных с использованием природных ресурсов, а также установления оптимального соотношения между регулирующей и фискальной функциями налогообложения.

Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов представлены на рисунках ниже.




Неналоговые поступления платежи при пользовании природными ресурсами перечислены в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 28.02.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в Приложении 1.1.

К ним относятся:

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду

- Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

- Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

- Плата за размещение отходов производства и потребления

- Плата за размещение отходов производства

- Плата за размещение твердых коммунальных отходов

- Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

- Платежи при пользовании недрами

- Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации

- Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения)

- Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения

- Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов

- Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации

- Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на территории Российской Федерации

- Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

- Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (кроме участков недр местного значения)

- Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения

- Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

- Регулярные платежи за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

- Плата за договорную акваторию и участки морского дна, полученная при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации

- Сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр

- Сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр (кроме участков недр местного значения)

- Сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения

- Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям

- Плата за использование лесов

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов с внутригородским делением

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов с внутригородским делением, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских округов с внутригородским делением, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности внутригородских районов

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности внутригородских районов, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности внутригородских районов, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности муниципальных районов

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности муниципальных районов, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности муниципальных районов, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности сельских поселений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности сельских поселений, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности сельских поселений, в части арендной платы

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских поселений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских поселений, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений

- Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности городских поселений, в части арендной платы

- Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года)

- Прочие доходы от использования лесного фонда Российской Федерации и лесов иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года)

- Арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года)

- Плата за пользование водными объектами

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских округов

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских округов с внутригородским делением

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности внутригородских районов

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных районов

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности сельских поселений

- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских поселений

- Доходы в виде платы, полученной от победителя конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком

- Доходы в виде платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности

- Доходы в виде платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации

- Доходы в виде платы за предоставление в пользование рыбоводного участка, полученной от проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, находящимся в федеральной собственности

- Доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами

- Доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности

- Доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

- Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений

Таким образом, все указанные платежи носят целевой характер, т.е. целью их введения является стимулирование экономического использования ресурсов, а также стимулирование охраны данных ресурсов. Кроме того, данная группа платежей носит компенсационный характер, что подразумевает под собой возмещение затрат для покрытия расходов от воздействия негативных факторов на окружающую среду.

Как налоговые, так и неналоговые платежи, в конечном итоге, преследуют схожие цели – стимулировать максимально безвредное природопользование с помощью экономического давления или же наоборот, поощрения эффективных методов хозяйствования.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

добытые из недр на территории РФ;

извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.

Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

полезных ископаемых в части нормативных потерь;

полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;

подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;

полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

3. Выручка рассчитывается следующим образом:

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

расходы на оплату труда;

расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

прочие материальные расходы;

расходы на ремонт основных средств;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.

Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Читайте также: