Нарушения законодательства в сфере ндс квалификация факты статистика

Обновлено: 07.07.2024

Прокурорами ведется системная работа по противодействию нарушениям закона в сфере налоговых правоотношений. Первостепенное значение придается выявлению и пресечению фактов ущемления прав граждан.

В рамках надзорной деятельности опротестовываются противоречащие законодательству нормативные правовые акты о региональных и местных налогах (Алтайский, Красноярский края, Калининградская, Московская, Мурманская, Ульяновская области и др.).

Например, в Республике Калмыкия по протестам прокуратуры приведены в соответствие с действующим законодательством 6 решений муниципалитетов, которыми налогоплательщики обязывались предоставлять для получения налоговой льготы по земельному налогу документы, не предусмотренные налоговым законодательством. По протестам прокуроров в Республике Хакасия изменены муниципальные нормативные правовые акты 16 поселений, которыми неправомерно были отнесены к объектам налогообложения на имущество физических лиц строения площадью менее 50 кв. м.

Всего в 2020-2021 годах по протестам прокуроров отменено либо изменено 10,2 тыс. незаконных правовых актов.

Прокуратурой г. Апатиты Мурманской области установлен факт необоснованного исчисления налогов на доплаты к заработной плате 275 работникам медицинского учреждения, которые были произведены из областного бюджета как стимулирующие выплаты. По итогам прокурорского реагирования права работников учреждения восстановлены.

В ряде субъектов потребовалось вмешательство в связи с ненадлежащей работой территориальных подразделений ФНС России.

В частности, органами прокуратуры в Тамбовской области выявлено необоснованное начисление земельного и транспортного налогов гражданам, которые не являлись собственниками объектов налогообложения. После рассмотрения актов прокурорского реагирования осуществлена корректировка соответствующих сведений.

Прокурорами объявлено более 170 предостережений о недопустимости нарушения закона, пресечено необоснованное предъявление к возмещению из бюджета Российской Федерации налоговых вычетов на общую сумму свыше 1,4 млрд рублей.

Так, прокуратурой Ростовской области по итогам проверки материалов территориального налогового органа установлено, что у ряда юридических лиц имеются незаявленные вычеты по НДС на сумму свыше 32 млн рублей, однако их контрагентами являются проблемные организации либо фирмы-однодневки, а совершенные с ними сделки свидетельствуют об искусственном завышении налоговых вычетов. В связи с этим руководители хозяйствующих субъектов предостережены о недопустимости нарушения налогового законодательства.

Положительная практика взаимодействия органов прокуратуры и налоговых органов сложилась в Республике Ингушетия, Краснодарском, Ставропольском краях, Белгородской, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской областях и других регионах.

Прокурорское реагирование потребовалось в рамках защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса при рассмотрении налоговыми органами заявлений о предоставлении государственной поддержки (субсидий) организациям, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе вскрыты нарушения срока рассмотрения 34 таких заявлений.

Пресечены нарушения в деятельности судебных приставов-исполнителей в данной сфере, выражавшиеся в непринятии исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительных документов, необоснованном прекращении исполнительных производств, непроведении мероприятий по розыску должников и принадлежащего им имущества (Республика Алтай, Вологодская, Калининградская, Московская области).

Не остались без внимания прокуроров вопросы пресечения уголовно наказуемых деяний в указанной области правоотношений. По материалам прокурорских проверок в 2020-2021 годы возбуждено 225 уголовных дел (по фактам уклонения от уплаты налогов, предоставления в налоговые органы поддельных документов, незаконного образования юридического лица и др.).

В целях возмещения вреда, причиненного преступлениями в сфере налогообложения, прокурорами в тот же период направлено в суд 769 исков о взыскании свыше 30 млрд рублей.

Продолжена работа по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков – должников (в текущем году – 7,4 тыс. решений об аресте имущества должников на сумму 17,6 млрд рублей). Применение такой меры способствует погашению задолженности в течение короткого периода времени.

Всего в 2020-2021 годах в сфере исполнения законодательства о налогах выявлено и пресечено более 71 тыс. нарушений, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 11 тыс. виновных лиц.

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за разглашение банковской тайны — это достаточно широкий спектр санкций. Кого и в каких размерах могут наказать по Уголовному кодексу и другим законодательным актам, узнайте из нашего материала.

Как обжаловать штраф Роспотребнадзора, полезно знать как обычным людям, так и руководителям компаний — в условиях распространения коронавирусной инфекции количество наказаний за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм существенно возросло. В статье расскажем об основных основаниях для обжалования штрафов, а также о том, в каком порядке происходит обжалование.

Штрафы для бухгалтера в 2021 году регламентированы Кодексом об административных правонарушениях. Подробнее об ответственности и санкциях на главбуха читайте в материале далее.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

Об одном из них читайте здесь.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Читайте также: