Нарушение сроков налоговыми органами

Обновлено: 01.05.2024

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству - для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты

Отменить решение по налоговой проверке только потому, что срок рассмотрения проверки нарушен – не удастся.

Сегодня я хотел обратить ваше внимание на три важных судебных решения.

Первое решение. Конституционный суд высказал свою позицию по следующей ситуации: в отношении налогоплательщика налоговая инспекция проводила выездную налоговую проверку. Как вы знаете, новый Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки проведения и самой проверки, и по вынесению ее результатов. И так получилось (кстати, это нередкий случай в практике налоговых инспекций), что инспекция вынесла решение по результатам проверки с нарушением сроков. То есть вынесла решение позже, чем это предусматривает новый НК. На основании этого налогоплательщик решил оспорить это судебное решение и в рамках спора в арбитражном суде он этот спор проиграл. Судьи сказали, что такое нарушение срока налоговиками не влияет на суть вопроса и не является основанием для отмены решения по результатам налоговой проверки. Когда налогоплательщик обратился в Конституционный суд, но КС высказал ту же позицию. Это Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 № 790-О.

Судебная практика и раньше практиковала такой подход, что если срок для вынесения налоговым органом решения истек, то такая ошибка, конечно, не соответствует Налоговому кодексу, но нельзя сказать, что в силу просрочки решение является недействительным.

Поэтому обратите внимание на позицию КС по этому вопросу.

Следующая ситуация – отказное Определение Верховного Суда, а не Коллегия по экономическим спорам. Касается оно ситуации, которая на практике может у многих встречаться.

В связи с тяжелым финансовым положением руководитель компании отказался от заработной платы. То есть сам написал заявление, что отказывается от заработной платы. Причем он не оформлял отпуск без сохранения содержания, а просто приостановил себе выплату заработной платы. У такого налогоплательщика, отказавшегося от зарплаты, проверяют фонды. Налоговая считает, что такое решение руководителя нарушает Трудовой кодекс. Соответственно, ему доначислили страховые взносы исходя из суммы минимальной заработной платы в регионе. При этом сама заработная плата, естественно, не начислялась и не выплачивалась. Налогоплательщик обратился в суд, и Верховный Суд своим Определением подтвердил право налогоплательщика не платить страховые взносы, в случае если фактически заработная плата руководителю не начисляется. Здесь не было вопроса, насколько это соответствует Трудовому кодексу, потому что вопрос заключался только в уплате страховых взносов. В ситуации, когда руководитель отказался от выплаты себе заработной платы, написал соответствующее заявление, то ему не нужно начислять страховые взносы, исходя из какой-то виртуальной суммы. В суде сказали, что нет, не нужно. Так сказали суды первой, второй, третьей инстанции, и эту позицию подтвердил Верховный Суд. Еще раз отмечу: это Отказное Определение ВС, то есть дело не дошло до Коллегии.

Такая ситуация возможна у многих, так что имейте в виду позицию ВС по этому вопросу. Это Определение ВС РФ от 10.02.2017, № 309-КГ16-20570.

Ну, и третья ситуация, часто встречающаяся в судебной практике. У многих на балансе есть автомобили. И, естественно, встает вопрос о списании на расходы стоимости ГСМ для этого автомобиля (или автомобилей). Как вы знаете, Минтранс регулярно устанавливает нормы на расходы по различным типам автомобилей. И налогоплательщики могут идти разными путями. Один путь – применять эти нормы расходов топлива, и если ваш какой-то автомобиль израсходовал топлива больше, то тогда вы суммы превышения в расходах не признаете. Некоторые используют такой подход. Другой допустимый законодательством подход: вы можете использовать свои нормы, но обычно это рекомендуется, если вашего автомобиля нет в списке Минтранса. Или же вы вообще можете не учитывать эти нормы: никто не обязывает вас вести учет по нормам. Вы просто списываете на расходы топливо по фактическим затратам, не связывая их с установленными Минтрансом нормативами. Этот последний подход часто на практике вызывает споры. Но в Налоговом кодексе есть четкий перечень нормируемых расходов. Например, расходы на рекламу, это п.4 ст.264. Там указаны виды рекламы, которые не нормируются, например, реклама в СМИ, в интернете, изготовление каталогов, брошюр. А то, что не попало в указанную рекламу, они подпадают под норматив в размере 1% от доходов. Есть норматив по представительским расходам, по командировочным расходам (по некоторым видам, в основном суточные не нормируются). Есть норматив по некоторым видам расходов на оплату труда. Например, это некоторые виды договоров медстрахования, пенсионным. Но для расходов на топливо нет норматива. Нигде в Кодексе не написано, что эти расходы нормируются. Поэтому наше с вами право применять эти нормы или нет. Минтранс просто дает ориентир-рекомендацию.

И вот недавнее решение арбитражного суда Московского округа. Налогоплательщик не применял нормы, признавал расходы в размере фактических затрат, налоговой инспекции они показались завышенными, но выяснилось, что автомобиль эксплуатировался в особой ситуации бездорожья. Налоговая обратила внимание, что расход топлива стабильно выше рекомендованных Минтрансом норм, а налогоплательщик доказал в суде, что он а) не обязан применять нормы Минтранса и б) такой расход топлива вызван особыми условиями эксплуатации.

Эта позиция регулярно прослеживается в судебной практике, то есть суды признают следование нормам Минтранса необязательным.

Постановление арбитражного суда Московского округа от 10.03.2017 № Ф05-1878/2017.

На мой взгляд, самый безопасный путь – использовать нормы Минтранса. Если ваши расходы на топливо укладываются в этот норматив, а как правило этим нормам легко соответствовать: там есть повышающий коэффициент на города-миллионники, зимние нормы, поэтому этих норм обычно хватает, чтобы списать расходы на то топливо, которое вы потратите. Некоторые компании осознанно не применяют этот подход, а признают расходы по факту. На первый взгляд Кодекс разрешает нам списывать без норм. Но все-таки рекомендую проверять, какие нормы расходов предписываются. Если вы эксплуатируете автомобиль, у которого рекомендованная норма топлива 10 литров на 100 км, и представьте, если у вас сложилась норма 30–40 литров на те же 100 км. И этому факту нужно найти объяснения. Если топливо для вас значимо, налоговая при проверке обнаружит этот факт и станет утверждать, что вы топливо списываете необоснованно. Такое бывает. Могут приворовывать водители, тогда повышенная норма может быть связана с этим. Либо это осознанные траты, когда например, личный автомобиль руководителя заправляется как служебный. Поэтому налоговики, обнаружив при проверке завышенную норму, понимают, что за ней стоят завышенные обстоятельства. Поэтому за рекомендованными нормами надо следить: делайте для себя такой расчет, и, если фактический расчет оказывается аномально высоким, то нужно озаботиться его обоснованием. В уже упомянутом судебном деле обоснованием оказалась работа в условиях бездорожья.

Имейте при себе обоснования расходов: бывали случаи, когда налоговики выигрывали подобного рода споры.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Как узнать, что налог не уплачен, и определить сумму налога

Такой запрос или заявление можно составить в свободной форме или по форме, рекомендованной ФНС России в приказе от 03.09.2020 № ЕД-7-19/[email protected] ​​Указанная справка о состоянии расчетов в соответствии с абз. 2 пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ направляется инспекцией в адрес налогоплательщика в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган такого запроса.

При этом справка формируется на дату, указанную в запросе о ее предоставлении. Если запрос без даты или указана будущая дата, справка формируется налоговиками на дату регистрации этого запроса в инспекции, поэтому следует учитывать факт, если справка необходима вам на конкретный день.

Если вам нужно выяснить наличие долгов и их сумм без документального подтверждения, то в таком случае можно воспользоваться рекомендованными ФНС России способами:

  • в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России

Что делать, если налог не уплачен в срок

Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.

Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:

1) Телефонные переговоры с инспектором.

Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.

2) Направление в налоговый орган возражений:

3) В случае, если ваши возражения остались без внимания, нужно подготовить письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС России по региону) с изложением позиции и приложением подтверждающих документов.

4) Подготовка искового заявления и его подача в суд.

Однако, важно помнить, что в случае, если недоимка не вызвана ошибкой инспекторов, образовавшуюся недоимку будут взыскивать через направление требования об уплате налога. Если данное требование налогоплательщиком не будет исполнено в установленный срок, налоговый орган вынесет решение о взыскании налога и приостановлении операций по счетам в банке на сумму недоимки, пеней и штрафа.

В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ такое требование необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней с даты его получения, однако, зачастую налоговики в самом требовании указывают более продолжительный срок для исполнения требования.

Далее взыскание может осуществляться путем списания денежных средств со счета налогоплательщика, а в случае недостатка денег на счетах — путем взыскания за счет имущества нарушителя.

Виды ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налогов

Если налог правильно рассчитан и отражен в налоговой декларации, но не уплачен в срок, то с налогоплательщика взыщут только пени. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. При этом сумма начисленных на недоимку пеней не может превышать размер этой недоимки.

Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка определяется следующим образом:

Если же вы не рассчитаете налог или расчет будет произведен с ошибками, то возможно привлечение к налоговой, административной или даже уголовной ответственности. Вид и размер ответственности зависят от ряда условий: кем выступает налогоплательщик — ООО или ИП, является ли он налоговым агентом, правильно ли был определен размер подлежащего уплате налога и т.д.

За неуплату налога организация или ИП могут быть оштрафованы на 20% от недоимки (неуплаченной суммы налога) (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ), а если налоговый орган докажет умысел в действиях налогоплательщика, то есть, что правонарушение совершено налогоплательщиком не случайно, а умышленно то штраф составит 40% от суммы недоимки (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность предпринимателя или организации наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном (более 15 млн рублей за три финансовых года подряд) или особо крупном (более 45 млн рублей за три финансовых года подряд) размере.

Также отдельными пунктами указанных статей УК РФ предусмотрена ответственность для должностных лиц организации и предпринимателя, которая может достигать 500 тыс. рублей. Однако, если налогоплательщиком правильно рассчитан налог, отражен в отчетности, но не уплачен в срок, то риска привлечения к уголовной ответственности не будет.

Административная ответственность за неуплату налогов

В случае, если налог был занижен на 10% и более, должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере:

  • от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, если нарушение совершено впервые (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ);
  • от 10 тыс. до 20 тыс. рублей за повторное нарушение.

Также стоит отметить, что привлечение ИП к административной ответственности законодательно не предусмотрено.

Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

  • Несогласие с суммой начисленного налога.
  • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  • Непринятие возражений на проверочный акт.

Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

  • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
  • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
  • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
  • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
  • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

  • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
  • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
  • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
  • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
  • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

  • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
  • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
  • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

  • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
  • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

  • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
  • Решение ИФНС отменено частично.
  • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

Читайте также: