Нарушение налогового законодательства контрольная работа

Обновлено: 28.06.2024

2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых

Применение мер ответственности в сфере налогообложения постоянно

вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма

серьезно затрагивает их права, в особенности право собственности. В

Постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд Российской

Федерации отметил, ч то право частной собственности не является абсолю тным и

может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Рассмотрение на логовой ответственности, является особенно актуальным в

связи с продолжающимся реформированием законодательства о налогах и сборах.

Наверно, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы,

являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не

приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере и можно ли

снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.

Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена все более

обостряющейся проблемой наполнения бюджетов всех уров ней, финансирования

социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных

программ, что, вполне естественно, требует более пристального вним ания к

исследованию всег о комплекса вопросов совершенствования налоговой сист емы

По экспертным оценкам более 60 процентов налогоплательщиков либо

уклоняются от их уплаты, либо скрывают истинные размеры своих доходов и

Эта огромная цифра сигнализирует о явном неблагополучии в налоговой

системе. Не все хотят платить на логи, тем более что не всегда понятно, на какие

нужды и как эффективно используются бюджетные средства государственными

учреждениями и чиновниками. В свою очередь, органы налогового контроля

государства наращивают усилия по выявлению и пресечению налоговых

правонарушений, привлечению виновных к ответственности и стремятся, таким

образом, выполнить свою главную задачу — наполнение доход ных частей

Налоговое законодательство в сравнении со многими другими отраслями

Российского права находится в стадии становления и, естественно поэтому,

страдает многими недостатками, просчетами и пробелами. Предм ет правового

регулирования затрагивает существенные интересы практически всего населения

страны, а посему требует серьезных научных изысканий, всестороннего, полного

и объективного обоснования изменения существующей налоговой системы.

Актуальность предлагаемой работы определяется во многом также и тем

обстоятельством, что в настоящее время продолжают осуществляться меры по

С развитием на логового законодательства параллельно развиваются и

способы ег о нарушения. Это неиз бежный процесс, поэтому тема не теряет своей

Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых

Для достижения цели необходимо решить задачи: раскрыть понятие,

признаки и состав налогового правонарушения; классифицировать налоговые

правонарушения; рассмотреть условия привлечения к ответственности, выявить и

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых,

политологов и др. авторов, относящиеся к тем е исследования. При написании

работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база

исследования включает, помимо норм налогового права, источники других

отраслей права: конституционного, гражданского, финансового,

Основаниями налоговой ответственности выступают: 1) нормативное

основание - закрепленная в законе нормативная модель правонарушения; 2)

фактическое основание - реально совершенное налоговое правонарушение; 3)

процессуальное основание - акт налогового органа или суда о привлечении к

Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное

деяние ( действие или бездейств ие), за которое Налоговым кодексом Российской

Федерации установлена ответственность. Признаки налогового правонарушения

включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового

законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего

ущерб об щественным отношениям, но не предусмотренное Налоговым кодексом

Российской Федерации в качестве налогового правонарушения, не является

основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация

налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации

налогообложения не поощряются государством, но и налоговым

правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве

налогового правонарушения по аналогии также не допускается.

Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает,

что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть

объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может

выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает

несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное

вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической

деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные

качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение,

родственные или дружеские связи), не допускается. Cogitationis poenam nemo

patitur - никто не несет ответственности за свои мысли. Например, руководитель и


главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и

планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до

реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к

Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного

признака налогов ого п равонарушения. Такое положение, видимо, связано с

преобладанием в налоговом праве ф ормальных составов, ответственность за

совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб,

возникли или нет негативные материальные последствия.

К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее

свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных

правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему

правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выраж ен материально.

"Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения,

которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от

(общественная опасность - по уголовно-правовой терминологии) деяния

обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет

никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать

Наказуемость. Не всякое неисполнение ю ридической обязанности или

несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является

налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых

Виновность выражается в психически волевом отношении нарушителя к

правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно

только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора

своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному -

правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого

усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 197.

совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что ли цо

умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере

Нормативно закреплены две ф ормы вины - умысел и неосторожность.

Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что лицо, совершившее налоговое

правонарушение, осознавало противоправный характ ер своих действий

(бездействия), ж елало либо сознательно допускало наступление вредных

последствий таких действий (бездействия). Неосторожность (culpa - по лат.)

представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее

налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих

действий ( бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за

этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Как

видим, Налоговым кодексом Российской Федерации не выделяет в качестве

разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в

том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий

своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно

Значительные сложности вызывает определение вины коллективных

субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к

деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку орг анизация не

обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных

дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные

концепции виновности юридического лица, которые можно условно

1) концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации

выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за

основу берется объективная сторона правонарушения, и организация

признается виновной исходя из ее фактич еских действий (бездействия) как

деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;

2) концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации

определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.


Проблема в том , что разнообразие этих концепций перенесено в

действующее законодательство, которое не содержит общего, унифицированного

определения вины коллективных субъектов. Рассмотрим, как виновность

организаций определяется в различных отраслях российского права.

правонарушения определяется в зависимости от вины ее

будет установлено, что у него имелась возможность для

ответственность, но данным лицом не были приняты все

Как видим, понятие виновности юридического лица в налоговом праве, с

одной стороны, в административном и гражданском - с другой, не совпадает, что

не способствует унификации правового регулирования.

Виновность организации согласно Налоговому кодексу Российской

Федерации определяется на базе субъективно-правового подхода, то есть через

виновность ее должностных лиц либо представителей. Таким образом, в

налоговом законод ательстве нашла отражение концепция, согласно которой

определить собственную волю организации, отличную от сознания и воли ее


работников, практически невозможно; цели юридического лица реализуются

волевыми решениями его работников; правонарушение организации

обусловливается правонарушениями его должностных лиц, а вина организации

выявляется через психическое отношение последних к совершенному

Данная концепция не раз подвергалась справедливой критике. «Будучи

организацией, созданной для самостоятельного хозя йствования, с определенным

имуществом, - отмечает Е.А. Суханов, - юридическое лицо является вполне

реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам, ни тем более к

работникам, которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и

юридическое лицо как механическую совокупность ее работников и учредителей

мы считаем несостоятельной. Действительно, юридическое лицо представляет

собой объединение людей для реализации некоторых общих целей. Однако

результатом такой интеграции является совершенно новый субъект права,

самостоятельный фактически и юридически, обладающий качеством системности,

то есть наделенный собственными персонифицированными качествами, не

сводимыми к характеристикам составляющих его частей. Этот субъект может

проявлять собственную волю и действовать виновно, независимо от виновности

По верному замечанию В. Соловьева, в Налоговом кодексе Российской

Федерации предпринята попытка свест и вину ю ридического лица к в ине других

лиц, разделить понятие вины юридического лица на составляющие, свести

свойство самостоятельного субъекта к свойствам составляющего, но не

попытка законодателя сформулировать некую единую, универсальную основу для

определения вины и физических, и юридических лиц. В качестве такой основы

выбрано определение вины как психического отношения нарушителя к

содеянному в форме умысла либо неосторож ности. Такой подход легко прим еним

к физическим лицам. Но, поскольку организации не обладают ни рассудком, ни

Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 178.

Соловьев В. Вина и налоговая ответственность организаций // Хозяйство и право. 2000. Приложение к N 6. С. 31.

психикой, ни сознанием, применительно к ним говорить о "психическом

отношении" невозмож но, поэтому в отношении них вина определена

законодателем через виновность уполномоченных физических лиц. Таким

образом, вина одного самостоятельного субъекта права определяется через

виновность другого, что является не самым лучшим вариантом нормативного

Пытаться сформулировать универсальное определение вины физических лиц

и организаций достаточно затруднительно, если вообще возможно. Природа вины

этих субъектов различна, что обусловлено совершенно различными способами

формирования, выражения и проявления их интеллектуально-волевых

характеристик. Кроме того, определение вины организации в зависимости от

вины ее должностных лиц или представителей вызывает серьезные трудности для

доказывания на практике: сначала требуется определиться с толкованием понятия

"должностное лицо", которое в Налоговом кодексе Российской Федерации не

раскрывается; затем установить работников, деяния которых обусловили

налоговое правонарушение организации в целом; выяснить, действовали ли они в

рамках надлежащих полномочий; доказать их виновность, а если представителем

организации выступает другое юридическое лицо, процедура доказывания

усложняется вдвойне. А как быть, если к налоговому правонарушению

организацию привели в целом правомерные действия ее должностных лиц?

Некоторые авторы вполне серьезно рассуждают о том, что только в ступившее в

законную силу решение суда о правомерности привлечения к админ истративной

ответственности должностных л иц м ожет быть впоследств ии поло жено в основу

доказывания виновности налогоплательщика - юрид ического лица в совершении

Каков же выход? В сфере налогово-правового регулирования законодателю

целесообразнее перейти от субъективно-правового к объективно- правовому

определению виновности организаций, достаточно подробно разработанному

цивилистами и воспринятому административным законодательством. Тем более

на практике как суды, так и налоговые органы, как правило, следуют именно

Читайте также: