Направление материалов в налоговый орган полицией в срок

Обновлено: 30.06.2024

Правила обращения граждан с заявлением в полицию

Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Данная Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Что указывать в случае письменного обращения в полицию и в интернет-обращении

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

- Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.

- Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.

- Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.

- Личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:

- Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.

- Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.

В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.

Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.

Будьте внимательны: обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудио- и (или) видеозаписей, иных информационных файлов, регистрируются, как и любые другие. Однако, рассмотрение таких обращений по существу производится при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению.

К рассмотрению принимаются обращения, направленные посредством:

- Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.

- Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.

- Дежурной части территориального органа МВД России.

- Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.

- Полученные в ходе личного приема.

Будьте внимательны - сотрудникам подразделений делопроизводства и режима (канцелярий) запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.

Порядок и сроки рассмотрения обращения гражданина

По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации (сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях).

принимается одно из следующих решений:

- Принять к рассмотрению по существу.

- Приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено.

- Не проводить проверку по обращению, если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным, и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена, а так же, если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме (обращение неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах).

Сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Письменные обращения по факту нарушения законодательства в сфере миграции, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ, рассматриваются в течение двадцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В течение срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, исполнитель организует рассмотрение обращения по существу.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Результат рассмотрения обращения гражданина

Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

- Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

- Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин, либо о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

- Решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.

Последующие обращения этого же гражданина проверяются на предмет наличия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и в случае отсутствия таковых - без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются.

Каким должен быть ответ полиции на обращение гражданина?

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается руководителем.

Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица или уполномоченного им должностного лица.

Текст ответа составляется в официально-деловом стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур, например: ГУОБДД, УКОПиПП, ГУОООП МВД России.

Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.

Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.

Ответ лицу, в отношении которого обратились депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления, направляется во всех случаях, за исключением тех, когда в обращении последних указана иная просьба.

На коллективное обращение ответ направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию. В тексте ответа указывается, что ответ направляется на коллективное письмо.

Ответ на интернет-обращение после регистрации подразделением делопроизводства направляется в письменном виде по почтовому адресу, указанному в обращении, или в электронном виде путем сканирования письменного ответа по указанному в обращении адресу электронной почты.

Когда полиция имеет право не давать ответ на обращение гражданину

Ответ на обращение не дается:

- Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.

- Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.

Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):

- Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.

- Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.

- Если в обращении обжалуется судебное решение.

- Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.


Налоговый адвокат с опытом с 2002 года защищает компании и топ-менеджеров при запросе документов полицией (УЭБиПК), СК РФ, ФСБ и других.

Запрос документов компании – серьёзная и коварная вещь.

Серьёзность в том, что просто так правоохранительные органы документы не запрашивают. Если запросили, значит вашу компанию заподозрили в уклонении от налогов. Коварство в том, что документы отдавать очень не хочется, но и проигнорировать запрос нельзя.

Что делать?

Практически все запросы оформляются с нарушениями. Для того, чтобы разобраться в ситуации и понять, правомерно ли предоставление документов, внимательно прочитайте текст запроса. Что написано в мотивировочной части?

Почему меня проверяют?

Как следует из пункта 3 и 4 части 1 статьи 13 Закона "О полиции" органы полиции имеют право запрашивать и получать от организаций и иных лиц информацию и документы в связи:

Аналогичные требования перечислены в статье 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Таким образом, законным запрос является лишь когда в нем имеется ссылка на материал проверки (КУСП) или возбужденное уголовное дело, в рамках которого запрашиваются документы.

Также, по смыслу перечисленных положений закона, помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по
которым запрашиваются документы, органом полиции должны быть указаны факты, как запрошенные документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу, находящемуся в их производстве.

Однако, в запросе обязательно должна содержаться информация: в отношении кого проводится проверка, по какому факту (нарушению) и как запрошенные у вашей компании документы соотносятся с проводимой проверкой.

При отсутствии данной информации в запросе такой запрос можно считать немотивированным.

На практике, немотивированные запросы позволяют вашей компании не предоставлять документы, а обратиться в орган полиции за разъяснением законных оснований для получения документов.

Зачастую сразу после первого письма адвоката в адрес полиции сотрудники теряют интерес к компании, понимая, что их действия не вполне законные, а интересы компании защищает грамотный адвокат.

В нашей практике в 8 из 10 подобных случаев полиция теряет интерес к проверяемой компании, т.к. им хватает компаний, которые предоставили документы на проверку и в отношении которых можно возбуждать уголовные дела.

Ссылка в запросе на возбужденное уголовное дело означает, что в отношении вашего контрагента или вашей компании расследуется уголовное дело, и запрашиваемые документы необходимы для сбора доказательств вашей причастности к совершенному налоговому преступлению.

Зачастую это случается когда правоохранительные органы "накрыли" обнальную компанию и возбудили в связи с этим уголовное дело. А ваша компания стала им известна из банковской выписки, т.к. вы когда-то перечисляли на счета этой компании денежные средства.

По мнению следствия, работая с этой компанией, вы создали фиктивный документооборот и уклонялись от уплаты налогов, то есть совершили преступление. Однако, учитывая большой объем проверяемых компаний, первыми попадут на "крючок" следователя те компании, которые предоставят все запрошенные документы.

Если в запросе о предоставлении документов имеется ссылка на возбужденное уголовное дело, запрос о предоставлении документов является формально законным. Однако, в запросе обязательно должна содержаться информация:

в отношении кого расследуется уголовное дело;
по какому факту (нарушению);
как запрошенные у вашей компании документы соотносятся с находящимся в производстве уголовным делом.

При отсутствии данной информации в запросе такой запрос можно считать немотивированным.

Учитывая не простую ситуацию и серьезность намерений правоохранительных органов, для выстраивания тактики общения с правоохранительными органами вам необходимо обратиться к налоговому адвокату имеющему многолетний положительный опыт помощи клиентам в делах со схожей ситуацией.


Отсутствие оснований для запроса не должно вас вводить в заблуждение, что запрос можно проигнорировать, как советуют некоторые консультанты. В этом случае сотрудники полиции, не дождавшись вашего ответа, могут прийти к вам в офис с обыском.

Необходимость общения адвоката с сотрудником полиции имеет и другую цель - прояснить ситуацию и выяснить риски для компании.

И помните, что когда вы решаете, предоставлять документы по запросу или нет, от вашего решения зависят: миллионы рублей и, возможно, ваша личная свобода. Помните, если дело дойдёт до суда, то вас признают виновным в уклонении от уплаты налогов с вероятностью 99,64% . Такова статистика обвинительных приговоров в России.



Насколько всё серьёзно? На сколько могут посадить?

Теперь о наказаниях за неуплату налогов. В Уголовном кодексе есть два состава:

Уклонение от уплаты налогов (ст.199 УК РФ) – до 6-ти лет колонии;
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ) – также до 6-ти лет.

Конечно, чаще всего не сажают. В последнее время суды приговаривают к штрафам и условному сроку лишению свободы. Но и это, согласитесь, крайне неприятно. Ведь судимость может отразиться не только на вас, но и ваших родственниках.

Вы можете спросить — при чём тут запрос документов компании?

Документы — это один из основных источников информации для доначислений и уголовного дела.

Ни доначислений, ни дела не будет, если следователь не получит документы компании. Это возвращает нас к вопросу, как защититься, когда к вам пришёл запрос налоговой о предоставлении документов.


Налоговый адвокат Роман Черненко подготовил ответы более чем на 200 запросов за последние 3 года

Наш опыт показывает, что не бывает шаблонных решений по запросам из правоохранительных органов. В каждом конкретном случае мы оцениваем риски компании и принимаем максимально безопасное решение, результатом которого является прекращение проверки и отсутствие претензий к компании со стороны правоохранительных органов.


Роман Черненко является практиком: каждый день защищает предпринимателей во время допросов, обысков, выемок, участвует в судах на стороне бизнесменов.

Но это ещё не всё. Составляя ответ на запрос, Роман Черненко подписывает этот ответ и направляет его от своего имени. Таким образом, Роман берёт на себя ответственность за правильность действий. Но и это ещё не всё.


Важно! Во время встречи с сотрудником полиции Роман Черненко выясняет истинную причину запроса. Эта информация дополняет ту, которую адвокат выяснил при первичном изучении запроса. После этого вы получаете чёткую и внятную картину:

в какой ситуации оказалась ваша компания;
какая информация есть у следователя;
чего теперь ждать и что делать.


Только 3% адвокатов в России могут сделать это. О чём речь?

на какой стадии находится проверка;
что уже известно проверяющим;
есть ли основания возбудить уголовное дело;
что необходимо предпринять, чтобы исключить риски компании.

Из этого можно сделать важнейший вывод: что проверяющие будут делать дальше. Таким образом, обратившись к Черненко Роману, вы получите не только защиту от опытного адвоката, но и много информации о защите вашего бизнеса. Значение этой информации в том, что вы будете представлять себе ситуацию в целом и понимать, что делать дальше.

Проблемы наших клиентов, которые мы эффективно решаем

КЛИЕНТ: Компания застройщик коттеджных поселков Московская область

ПРОБЛЕМА: У бывшего директора и собственника компании запросили документы. Но год назад он продал эту компанию. Директор обратился к нам за консультацией

Решение

Адвокат написал ответ: документы предоставить невозможно,
потому что компания была продана со всей первичной документацией, все документы у нового директора. Роман Черненко лично передал ответ инициатору запроса.

Параллельно адвокат поинтересовался, а в чём причина внимания
к компании?

Результат

Роман Черненко доказал сотруднику полиции, что компания, в адрес которой был прислан запрос, никак не может заинтересовать полицию:

Сотрудник полиции потерял к компании всякий интерес. Вы спросите, для чего надо было встречаться с полицейским лично?

Ответ прост: чтобы решить этот вопрос быстро. Если бы адвокат посоветовал проигнорировать запрос или отправил ответ по почте и не объяснил бы сотруднику полиции ситуацию, неизвестно, насколько затянулось бы это дело и сколько нервов потерял бы бывший директор компании.

КЛИЕНТ: Транспортная компания, г. Москва, работает 7 лет

ПРОБЛЕМЫ:
Неожиданный обыск офиса сотрудниками полиции
Изъятие документов компании и компьютеров

Решение

Адвокат прибыл на место и изучая документы выяснил, что оперативные сотрудники полиции не входят в состав следственной группы по уголовному делу, в рамках
которого они прибыли изымать документы. Таким образом, сотрудники полиции не имели полномочий на проведение обыска в офисе компании.
Предупредив сотрудников полиции, что они действуют с
превышением своих служебных полномочий, и данный
факт можно квалифицировать как должностное
преступление, адвокат предложил покинуть им офис, что и
было исполнено сотрудниками полиции

Результат

40 минут понадобилось адвокату, чтобы добраться до офиса компании по экстренному вызову
20 минут потратил адвокат на переговоры с сотрудниками полиции, которые были вынуждены ретироваться
100 % документов и системных блоков остались в компании — обыск и изъятие не были произведены
100 % результат. Впоследствии был решен вопрос о прекращении уголовного дела, поскольку в распоряжении следственных органов не оказалось доказательств противоправных действий со стороны должностных лиц компании


КЛИЕНТ: Строительный холдинг, г. Химки, работает 8 лет

ПРОБЛЕМЫ: Запрос от УЭБиПК с требованием предоставить документы о работе с несколькими контрагентами
за 3 года
Имелись риски изъятия документов компании и компьютеров

Решение

Результат

3 встречи провели налоговые адвокаты с сотрудниками полиции, в которых объяснили невозможность представить запрашиваемые документы
6 месяцев длилась аудиторская проверка документов клиента
100% результат . Органы полиции утратили интерес к данной компании, в связи с неполучением документов и отсутствии в их распоряжении необходимых улик для возбуждения уголовного дела

1 год прошел после запроса, компанию больше полиция не беспокоила


Что вы должны сделать сразу после получения запроса
о предоставлении документов из правоохранительных органов?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.





Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Саркисов Валерий

С существованием в российском уголовном судопроизводстве стадии доследственной проверки связано наличие целого ряда проблем, с которыми сталкиваются простые граждане и представляющие их интересы адвокаты при обращении с заявлениями о совершении преступлений.

Между тем на практике органами полиции данный срок соблюдается далеко не всегда. Так, сотрудники органов внутренних дел для формального соблюдения сроков и получения дополнительного сверх 30 суток времени для проведения проверки прибегают к различным способам толкования действующих норм в своих интересах, не соответствующих как букве, так и духу закона. Рассмотрим основные из них.

1. Повторная регистрация в КУСП. При необходимости в получении дополнительного времени для проведения проверки органами внутренних дел, в особенности по делам в сфере экономики, используется способ повторной регистрации материала по КУСП. В этом случае сроки исчисляют с даты новой регистрации. Данная практика используется достаточно давно и дает сотрудникам ОВД возможность фактически растянуть проверку на 2-3 месяца.

2. Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. Весьма распространенным способом, используемым в целях получения дополнительного, не предусмотренного законом времени для проведения проверки, применяемым как сотрудниками органов внутренних дел, так и подразделений Следственного комитета РФ, является вынесение по истечении 30-дневного срока проверки необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. В этом случае постановление об отказе отменяется как незаконное и необоснованное прокурором или руководителем следственного органа, а исполнитель получает дополнительный 30-дневный срок для проведения проверки. Данная процедура незаконного отказа в возбуждении уголовного дела может применяться по одному и тому же заявлению несколько раз, что позволяет при внешнем соблюдении закона значительно продлить сроки проверки свыше фактических 30 суток.

Так, 14 марта 2017 г. в УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве поступило заявление от г-на А. После того, как прошел 30-дневный срок, 14 апреля 2017 г. сотрудником ОВД, проводившим проверку, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, при этом в постановлении было указано, что доводы заявителя подтвердились, но для принятия решения необходимо проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, для чего требуется время. 23 апреля 2017 г. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой ЦАО г. Москвы как незаконное и необоснованное, а сотрудник полиции, проводивший проверку, получил таким образом дополнительные 30 суток для проведения проверки.

3. Необоснованное направление материала по подследственности. Еще один способ, нередко используемый органами внутренних дел для получения дополнительного времени для проведения проверки, – необоснованное направление материала проверки по подследственности в другой территориальный орган внутренних дел или в подразделения Следственного комитета РФ. В подобных случаях материал гарантированно возвращается обратно, при этом срок на практике исчисляется с даты возвращения материала.

Так, по уже упоминавшемуся выше заявлению о совершении преступления, поданному А. в УВД по ЦАО г. Москвы, материал проверки после истечения дополнительных 30 суток был необоснованно направлен якобы по подследственности в ОМВД по городскому округу Химки, откуда был возвращен через полтора месяца. В результате этой манипуляции оперативный сотрудник вновь получил дополнительные 30 суток для проведения проверки, которые начали исчислять со дня возвращения материала в УВД по ЦАО г. Москвы.

При таких обстоятельствах заявителям и адвокатам необходимо при каждом случае нарушения сроков проверки незамедлительно обращаться с жалобами к прокурору и руководителю следственного органа, органа дознания, а также активно использовать процедуру судебного обжалования нарушений закона в порядке ст. 125 УПК РФ.

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Читайте также: