Налоговый вычет на лицевой счет

Обновлено: 16.05.2024

Согласно п. 1 ст. 221 и п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) лица, занимающиеся в установленном действующем законодательстве порядке частной практикой, в том числе – адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц имеют право на профессиональный налоговый вычет. Размер этого вычета определяется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;
2) содержание соответствующего адвокатского образования;
3) страхование профессиональной ответственности;
4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

Таким образом, исчерпывающего перечня расходов, связанных с профессиональной деятельностью адвоката, не установлено ни в НК РФ, ни в Законе об адвокатуре.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ практически дословно воспроизведена в письме Министерства финансов РФ от 22 октября 2007 г. № 03-03-06/1/729.

Спустя почти 11 лет Министерство финансов РФ отклонилось от этих конституционных ориентиров. В Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 рассмотрено обращение по вопросам учета в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц расходов, связанных с деятельностью адвоката, учредившего адвокатский кабинет, где права адвокатов были существенно ограничены.

Так, по мнению Минфина России, расходы на пользование мобильной связью, интернетом и т.п. не могут считаться относящимися к профессиональной деятельности адвоката без документального подтверждения их деловой цели. Также не подлежат налоговому учету и расходы на добровольное медицинское страхование и медицинскую помощь, расходы на приобретение транспортного средства и повышение квалификации.

Письмо снабжено оговоркой, что оно имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Такие ограничительные разъяснения, противоречащие Закону об адвокатуре и НК РФ, вызвали справедливую критику в профессиональном адвокатском сообществе .

Это:
1. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии , включая:
1.1. Рабочие (служебные) помещения, приобретенные адвокатом за свой счет ;
1.2. Личные (наемные) жилые помещения, используемые для адвокатской деятельности ; 1.3. Средства связи, аудио- и видеозаписи, компьютерную технику, связанную с оказанием адвокатских услуг, приобретенные адвокатом за свой счет;
1.4. Транспортные средства, приобретенные адвокатом за свой счет, и расходы на пользование общественным транспортом и такси в целях оказания адвокатских услуг;
1.5. Средства личной охраны адвоката, его семьи и имущества, приобретенные адвокатом за свой счет;

2. Расходы на социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации , включая:
2.1. Взносы на обязательное и добровольное страхование ;
2.2. Взносы на страхование профессиональной ответственности адвоката .

3. Расходы на оплату услуг специалистов и экспертов, привлеченных для оказания юридической помощи на договорной основе .

4. Расходы на обучение и повышение квалификации адвоката .

5. Обязательные ежемесячные отчисления на общие нужды адвокатской палаты .

6. Расходы на телефонную, телеграфную, почтовую и иные виды связи, используемые в профессиональной деятельности .

7. Расходы на открытие и обслуживание счетов в банке, изготовление печатей, штампов, бланков, используемых в профессиональной деятельности .

8. Стоимость имущества адвоката, внесенного в качестве вклада в уставной фонд коллегии адвокатов .

9. Некомпенсируемые субъектом РФ расходы на оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, понесенных адвокатом самостоятельно .

10. Расходы на содержание помощника (помощников) .

11. Расходы на содержание стажера (стажеров) .

12. Расходы на адвокатское делопроизводство (включая учет финансовых документов) .

13. Расходы на обеспечение адвокатской тайны (сейфы и иные технические средства, а также организационные мероприятия) .

14. Расходы на приобретение (аренду) одежды, соответствующей деловому стилю работы адвоката с доверителем, нахождению в общественных местах и в органах государственной власти .

15. Расходы на отпуск (транспортные расходы, отдых и лечение) .

16. Иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности .

В ситуации, когда финансовое ведомство заполняет правовой пробел спорными неисполнимыми неконституционными разъяснениями, затрагивающими права (повышающими налоговые риски) всех адвокатов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов РФ праве и обязана выработать рекомендации по применению п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре и растолковать, какие расходы само профессиональное сообщество считает связанными с ведением адвокатской деятельности.

Законная основа для издания таких разъяснений имеется.

Адвокатская деятельность осуществляется на профессиональной основе и предполагает наличие профессиональных затрат. Поскольку эта деятельность имеет целью защиту прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечение доступа к правосудию, все затраты адвоката, нацеленные на достижение этих целей, должны признаваться относящимися к его профессиональной деятельности, т.е. являются профессиональными затратами адвоката.

Профессиональное сообщество адвокатов действует на основе принципа независимости (в том числе материальной и финансовой) . Никто, кроме самой адвокатуры, не вправе определять, какие материально-технические условия необходимы для ведения профессиональной деятельности и служат критериями независимости.

В соответствии с Законом об адвокатуре Всероссийский съезд адвокатов полномочен утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности.

Такая позиция может быть оформлена в виде стандарта состава адвокатских затрат, утверждаемых Всероссийским съездом адвокатов.

Ольга Воропаева

В связи с принятием ФЗ № 330-ФЗ (от 21.11.11) изменился порядок предоставления стандартных налоговых вычетов. Часть изменений вступили в силу задним числом (в 2011 году), поэтому уже начисленный НДФЛ некоторым работодателям пришлось пересчитать.

  • На каждого ребенка — 1000 руб.
  • На каждого ребенка одинокого родителя или если один из родителей отказался от вычета — 2000 руб.
  • На каждого ребенка-инвалида — 2000 руб.
  • На каждого ребенка-инвалида одинокого родителя или если один из родителей отказался от вычета — 4000 руб.

Что изменилось?

Суммы некоторых налоговых вычетов претерпели изменения:

  • На третьего и каждого последующего ребенка теперь составляет 3 000 руб., вместо прежних 1 000 руб.
  • На третьего и каждого последующего ребенка одинокого родителя, или если один из родителей отказался от вычета — 6000 руб., вместо прежних 2 000 руб.
  • На каждого ребенка-инвалида — 3000 руб., вместо прежних 2000 руб.
  • На каждого ребенка-инвалида одинокого родителя, или если один из родителей отказался от вычета — 6000 руб., вместо прежних 4 000 руб.

Эти изменения вступили в силу в 2011 году. Поэтому если не сделать перерасчет вычетов с начала 2011 года, то сумма налога у работника окажется больше, чем положено (сотрудник получит зарплату не полностью). Кроме того, будет переплата по НДФЛ в бюджет.

Как пересчитать налоговые вычеты по НДФЛ

Рассмотрим конкретный пример. Зарплата сотрудника — 10 000 рублей в мес. У него 3 ребенка и он написал заявление на вычет на трех детей. Следовательно, работодатель весь год должен был отдавать на руки сотруднику 10 000 – (10 000 – 3 000)×13% = 9090 рублей, а в Налоговую перечислять каждый месяц НДФЛ 910 рублей. По итогам года получается, что работодатель за 12 мес. выплатил сотруднику 109 080 руб (9090 руб. × 12). При этом сумма налога составила 10 920 руб.

Сейчас вычеты изменились и надо сделать пересчет. Вместо 3 000 руб. (1000+1000+1000), надо использовать 5 000 руб. (1000+1000+3000). В итоге получается: 10 000 – (10 000 – 5 000)×13% = 9 350 руб. Сумма НДФЛ при этом составит 650 руб. Таким образом, за год работодатель должен был выдать сотруднику 112 200 рублей, а налога удержать и заплатить — 7 800 рублей.

Получается, что работодатель излишне удержал и уплатил за сотрудника НДФЛ на сумму 3 120 руб. (10 920 – 7 800), и это же значит, что работодатель не выдал сотруднику 3 120 рублей положенной по закону зарплаты (112 200 – 109 080).

Что же делать в этой ситуации?

Как вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ?

Второй способ. Налоговый кодекс позволяет зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей по налогу. Право выбора — за сотрудником, получающим вычет. Если он согласен, то ему необходимо написать заявление на зачет излишне удержанного и уплаченного налога. Затем, при выдаче зарплаты за 2012 год, работодатель удержит налога меньше, погашая тем самым долг перед сотрудником по 2-НДФЛ.

Третий способ. Сложнее для работодателя, но проще для сотрудника. Сотрудник пишет заявление работодателю о возврате излишне удержанного налога. Работодатель обязан вернуть излишне удержанную сумму налога на карточку или лицевой счет сотрудника в течение 3х месяцев с момента подачи заявления сотрудником.

Возврат излишне удержанной суммы налога производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному работнику, так и по иным работникам. Если данной суммы недостаточно, чтобы вернуть сотруднику излишне удержанную сумму налога, то работодатель подает заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛв налоговую.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной суммы налога работодатель представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ. На момент подачи заявления за работодателем должна числиться переплата по данному налогу. Переплата может быть в том случае, если работодатель при подаче справок 2 НДФЛ указал, что исчисленная сумма налога была меньше, чем удержанная и перечисленная. Если работодатель уже подал первичные справки 2-НДФЛ с неверными суммами, он должен подать корректирующие сведения по 2-НДФЛ. Налоговая возвращает излишне уплаченную сумму в течение месяца на расчетный счет работодателя. А работодатель возвращает излишне удержанную сумму налога работнику.


Переплата НДФЛ может возникнуть по различным причинам. Например, бухгалтер излишне удержал налог с сотрудника или ошибочно перечислил деньги по реквизитам НДФЛ, в то время как они налогом не являлись. Как правильно вернуть и зачесть излишне уплаченные суммы по НДФЛ компании или предпринимателю, как вернуть переплату по налогу сотруднику, рассказываем в статье.

Порядок возврата переплаты по НДФЛ организации

Порядок возврата НДФЛ зависит от причины переплаты.

1. Организация (налоговый агент) ошибочно перечисляет по реквизитам НДФЛ собственные средства, которые не были удержаны при выплате доходов физлицам. Это может произойти, например, из-за ошибки бухгалтера или сбоя в программе.

Порядок возврата налога в этих двух случаях будет различным.

В первом случае переплата налогом на доходы физлиц вообще не признается — действуют общие правила ст. 78 НК РФ. Для возврата или зачета денег компания должна подать заявление в ИФНС по месту учета по форме КНД 1150058, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (приложение № 8). Необходимо подтвердить, что денежные средства, перечисленные по реквизитам НДФЛ, таковыми не являются.

К заявлению необходимо приложить:

  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • платежное поручение, на основании которого была внесена лишняя сумма.

Во втором случае по общему правилу налоговый агент, излишне удержавший из дохода физлица НДФЛ, обязан произвести возврат самостоятельно (п. 14 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ, п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Налоговый орган может вернуть ошибочные платежи только в том случае, если компания перестала существовать (письмо ФНС РФ от 11.03.2021 № СД-3-11/1761@) О том, как компания или ИП должны вернуть переплату по НДФЛ сотруднику, мы расскажем ниже.

Как зачесть переплаты по НДФЛ

Если компания уплатила в бюджет налога больше, чем удержала с работников, зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ нельзя. Это объясняется тем, что уплата НДФЛ должна происходить за счет средств физлиц, а не за счет средств налоговых агентов (пп. 1, 14 ст. 78, п. 9 ст. 226 НК РФ, письма УФНС России по городу Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Эту сумму можно зачесть в счет (ст. 78 НК РФ, письмо ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@).

  • недоимки по любому другому налогу;
  • будущих платежей по другим налогам;
  • задолженности по пеням, а также налоговым штрафам.

Заявление о зачете переплаты по форме КНД 1150057 необходимо подать в ИФНС не позднее трех лет со дня уплаты НДФЛ.

Заявление на возврат переплаты НДФЛ

При ошибочном перечислении денежных средств по реквизитам НДФЛ компания должна заполнить заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога по форме КНД 1150058 следующим образом.

  • 78 — возврат излишне уплаченного налога (пеней, штрафа).

Далее указать причину переплаты:

Отразить вид платежа, по которому возникла переплата:

12. Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют.

16. В следующем поле прописать Ф.И.О. представителя — физического лица или руководителя организации-представителя, а в поле за ним — номер контактного телефона.

Возврат переплаты по НДФЛ ИП

Индивидуальный предприниматель, от которого физические лица получают доход, должен удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в обычном порядке (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ). При возникновении переплаты ИП может вернуть или зачесть налог в общем порядке, описанном в нашей статье.

Предприниматели, работающие на ОСНО, уплачивают НДФЛ с доходов, полученных от своей деятельности. Они:

  • представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ);
  • по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п. 7 ст. 227 НК РФ).

Если по итогам года у ИП образовалась переплата по НДФЛ, то ее можно зачесть или вернуть, заполнив соответствующее заявление (приложение к разделу 1 декларации 3-НДФЛ). В заявлении о возврате налога необходимо указать:

ИП также может подать заявление о возврате НДФЛ отдельно от налоговой декларации. В этом случае необходимо использовать форму КНД 1150058, о правилах заполнения которой мы рассказали выше.

Как вернуть переплату по НДФЛ сотруднику

Порядок возврата НДФЛ, излишне взысканного с работника, установлен ст. 231 НК РФ (письмо Минфина РФ от 21.07.2020 № 03-04-06/63250). О каждом факте переплаты компания должна сообщить сотруднику в течение 10 дней.

Работник должен подать письменное заявление о возврате суммы излишне удержанного НДФЛ в произвольной форме. В нем следует указать (п. 1 ст. 231 НК РФ):

  • Ф.И.О. лица, которое обращается за возвратом;
  • наименование налогового агента, которому подается заявление;
  • размер излишне удержанного НДФЛ;
  • номер счета и другие банковские реквизиты для перечисления налога (возврат переплаты производится только в безналичной форме).

На документе следует проставить подпись заявителя.

Работодатель обязан вернуть денежные средства в течение трех месяцев со дня получения такого заявления (письмо Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-04-10/39533). В случае нарушения срока за каждый календарный день просрочки необходимо начислить проценты исходя из ключевой ставки, установленной Банком России на эти дни (абз. 3, 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Вернуть НДФЛ сотруднику нужно за счет предстоящих платежей по этому налогу, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет из доходов:

  • работника, у которого излишне удержали налог;
  • других налогоплательщиков, по отношению к которым организация выступает налоговым агентом.

То есть вместо перечисления НДФЛ в бюджет компания должна перечислить сумму излишне удержанного налога конкретному работнику.

Пример 1.

Бухгалтер ошибочно удержал НДФЛ 1 500 рублей с выплат дворнику Иванову за октябрь 2021 года. В ноябре 2021 года он обнаружил ошибку. Из зарплаты всех работников в ноябре 2021 года был удержан НДФЛ 150 тыс. рублей. Из этой суммы 1 500 рублей перечислены на банковский счет дворника Иванова, указанный им в заявлении на возврат излишне удержанного налога.

148 500 рублей уплачены в бюджет.

Может случиться так, что сумма возврата работнику НДФЛ составит больше трехмесячной суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физлица по всей организации. То есть в ближайшие три месяца просто не хватит суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, для возврата налога сотрудник. В таком случае компания должна обратиться в налоговую с заявлением о возврате переплаты по форме КНД 1150058. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от работника (абз. 6, 8 п. 1 ст. 231 НК РФ). К заявлению необходимо приложить выписку из регистра налогового учета по НДФЛ за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие переплату.

В течение месяца ИФНС должна перечислить деньги на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ). Работодатель вправе перечислить деньги работнику в счет возврата НДФЛ за счет собственных средств, не дожидаясь возврата НДФЛ из бюджета (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ), а затем уже обратиться в налоговую.

Пример 2.

Бухгалтер ошибочно удержал НДФЛ 150 тыс. рублей с выплат генеральному директору Петрову за октябрь 2021 года. Из зарплаты всех работников в ноябре—декабре 2021-го был удержан НДФЛ 120 тыс. рублей. Эта сумма была возвращена Петрову. Оставшиеся 30 тыс. рублей компания перечислила генеральному директору за счет собственных средств и обратилась в налоговую с заявлением о возврате переплаты по форме КНД 1150058.

Если работник, у которого выявлена излишне удержанная сумма налога, уже не работает в организации, ему тем не менее нужно вернуть налог (письма Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-04-05/6-1460, от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1430).

В отдельных случаях за возвратом излишне удержанного НДФЛ сотрудник должен обращаться напрямую в налоговую (п. 1.1 ст. 231, ст. 231.1 НК РФ).

Примером может служить ситуация, когда работник изменил налоговый статус и получил резидентство России. В этом случае переплату НДФЛ будет возвращать не организация — налоговый агент, а налоговая инспекция.

Пересчет налога будет произведен при подаче работником налоговой декларации 3-НДФЛ по окончании налогового периода. Кроме декларации, сотрудник должен представить в инспекцию документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ. В частности, форму КНД 1120008, утвержденную Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее образование.
  • Опыт работы в банке.
  • Финансовый журналист.
  • Независимый эксперт. . .
  1. Определение лицевого счета
  2. Для чего он нужен
  3. Примеры лицевых счетов
  4. Банковский
  5. Налогоплательщика
  6. Сотрудника
  7. Финансово-лицевой счет
  8. Как выглядит лицевой счет
  9. Как выглядит номер лицевого счета

Определение лицевого счета

Лицевой счет — это счет, предназначенный для ведения учета расчетов с частными лицами и организациями. В нем отражаются все финансовые операции, которые связаны с конкретным человеком.

Л/С есть практически у каждого физического лица, который участвует в финансовых сделках — получает зарплату, пользуется услугами сотовых операторов и интернет-провайдеров, является клиентом банков. Информация о человеке, вся его история расчетов с компанией хранится на лицевом счету.

С точки зрения самого́ клиента, лицевой счет — это один из платежных реквизитов. Например, чтобы заплатить за интернет, плательщику нужно указать свой индивидуальный номер. В банковской сфере клиенты указывают номер Л/С для получения денежного перевода.

Каждый счет имеет свой номер — комбинацию цифр, которая служит своего рода идентификацией личности плательщика. Один человек может иметь несколько лицевых счетов.

Л/С есть практически у всех, кто участвует в финансовых сделках

Для чего он нужен

Как следует из определения, Л/С нужен для того, чтобы сгруппировать информацию, связанную с финансовыми операциями конкретного человека или организации.

Например, лицевой счёт сотрудника нужен для учета заработной платы, подтверждения в налоговом учете затрат на оплату труда. В нем содержится информация, необходимая для начисления больничных, компенсаций, пособий.

Лицевой счет в банке отражает информацию о движении средств конкретного клиента, а также о размере долга банка перед ним: когда вы получаете зарплату на счет, банк автоматически становится вам должен эту сумму, а при проведении безналичных платежей в магазинах он за вас платит. По Л/С банк ведет учет, чтобы понимать остаток задолженности перед вами.

Примеры лицевых счетов

Что такое лицевой счёт и для чего он нужен, мы рассмотрели. Перейдем непосредственно к областям, в которых он применяется. Л/С используется во многих сферах, связанных с бюджетом: в налоговой, госструктурах, страховых компаниях, банках, пенсионных фондах и т. д.

При помощи лицевого счета начисляются больничные, отпускные и так далее

Самые распространенные примеры счетов:

  1. Банковский лицевой счет.
  2. Л/С сотрудника.
  3. Счет налогоплательщика.
  4. Финансово-лицевой счет.

Разберемся с нюансами каждого из них.

Банковский

На банковском лицевом счете фиксируются все денежные взаимоотношения банка с клиентом. Клиентом может выступать физическое и реже — юридическое лицо. Дело в том, что по Л/С не должны проходить расчеты, связанные с предпринимательской деятельностью. Для этих целей юр.лицам открываются расчетные счета.

Физическим лицам счет открывается автоматически при заключении договора с банком на оказание какого-либо вида услуг — получение кредита, открытие вклада. Счет необходим:

  • для хранения собственных сбережений и получения процентов;
  • проведения переводов с участием юр.лиц;
  • оплаты задолженности по кредитному договору.

Посмотреть номер счета можно в договоре.

КРСБ — карточка расчетов с бюджетом, это синоним лицевого счета

Налогоплательщика

Л/С налогоплательщика открывается в налоговой в момент постановки на учет, одновременно с присвоением ИНН. Счет содержит информацию по начисленным и погашенным налоговым выплатам.

Важно: когда в заявлении на возврат налогового вычета просят указать номер лицевого счета налогоплательщика, указывать нужно банковский лицевой счет — на него будут переведены деньги.

Сотрудника

Этот вид лицевого счета представляет собой форму Т-54, которая называется типовой или заработной. Открывается бухгалтерией в момент принятия человека на работу. Л/с сотрудника содержит данные о начисленной з/п, сведения о дополнительных выплатах: соцпомощи, надбавкам, премиям. На основании этой информации формируется размер налоговых взносов и сумма пенсионных отчислений.

Финансово-лицевой счет

Финансово-лицевой счет связан непосредственно с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Помимо информации о платежных операциях и лицах, проживающих в квартире, здесь содержатся сведения о само́й жилплощади: квадратура, количество комнат, адрес и т. д. Иными словами, это документ с полным перечнем данных о помещении. Номер Л/С плательщика можно посмотреть в квитанции.

Как выглядит лицевой счет

То, как выглядит лицевой счет, зависит от сферы применения. В общих чертах он представляет собой документ/выписку с необходимой информацией. Если это Л/С сотрудника, то здесь указаны:

  • данные о самом работнике — его Ф. И. О., должность;
  • отметки о приеме на работу/переводе/увольнении;
  • отметки об использованных отпусках;
  • удержания и взносы;
  • в конце есть подпись бухгалтера и расшифровка.

Выписка из банковского лицевого счета будет содержать уже другую информацию: дату совершения той или иной операции, ее код, номер документа по которому она проведена, сумму и остаток по счету.

В финансово-лицевом счете есть сведения о само́й жилплощади: квадратура, количество комнат, адрес

В финансово-лицевом счете прописываются данные о жилплощади: тип помещения, количество комнат, наличие удобств и технического обустройства. Здесь же указываются сведения о льготах и прочие показатели, влияющие на ставку оплаты ЖКХ. Также в финансово-лицевом счете присутствуют сведения о собственниках помещения и жильцах.

Как выглядит номер лицевого счета

Номер лицевого счета представляет собой комбинацию цифр, которая несет определенное значение. Количество символов и их расшифровка будут также зависеть от типа Л/С. Например, банковский счет состоит из 20 цифр, в которых:

  1. Первые три цифры (1 раздел) говорят о группе банковского баланса, иными словами, кто и для каких целей открыл счет.
  2. Следующие две цифры (2 раздел) дают более полную информацию о специфике расчетов.
  3. Цифры с 6 по 8 (третий раздел) обозначают валюту счета.
  4. 9 цифра (4 раздел) — это ключ. Он нужен для того, чтобы определить, корректно ли обозначен счёт при обработке компьютером.
  5. В следующих 4 цифрах (5 раздел) зашифрован код отделения, в котором открыт Л/С.
  6. Последние 7 цифр (6 раздел) — это уникальный код клиента.

Несмотря на то что структура и количество знаков в лицевых счетах разного назначения отличаются, для всех номеров будут характерны строгий порядок символов и индивидуальность.


Лицевой счет ЖКХ

Любое жилье имеет свой платежный паспорт, а именно финансово-лицевой счет. Без этого документа невозможно оплатить услуги коммунальных служб и продать помещение, так как через этот номер происходят все необходимые расчеты и учет задолженностей.

Что это

Финансово-лицевой счет (ФЛС) — индивидуальный номер клиента жилищно-коммунальной компании, в котором зашифрована информация о недвижимости. Такой счет выдается:

  • собственникам жилого и нежилого помещения;
  • нанимателям;
  • лицам, принявшим еще не оформленное помещение.

Проживающим необходимо оплачивать коммунальные услуги по реквизитам, которые указываются в финансовой выписке. Там же можно узнать информацию о начислениях, тарифах, долгах, количестве человек и т. д.

Для чего нужен

Лицевой счет существует для выполнения двух важных функций: оплаты услуг и хранения информации о жилье. В первом случае проживающий может воспользоваться интернетом, терминалом или лично прийти в финансовое учреждение с реквизитами для оплаты. Во втором — комбинации цифр в счете дают доступ к более детальной информации, например, сколько комнат в квартире, кто владелец, есть ли долги по платежам и др.

Как утверждает Дмитрий Бурняшев, юрист, эксперт по вопросам ЖКХ и автор блога об отрасли:

"Лицевой счет — это отражение всех финансовых операций собственника или нанимателя квартиры. В нем содержится информация о начислениях и об оплате:

  • услуг;
  • штрафных санкций (пени, неустойка)".

По словам эксперта, порядок ведения лицевых счетов за услуги ЖКХ не регламентирован законодательно. Организации самостоятельно определяют порядок открытия, закрытия и внесения изменений.

Лицевой счет, как правило, содержит в себе идентифицирующие сведения:

  • Ф. И. О. собственника квартиры;
  • реквизиты документа о праве собственности;
  • площадь квартиры;
  • количество комнат;
  • число проживающих.

Лицевые счета бывают двух видов:

  • Присвоенный организацией ЖКХ. Организация сама решает, какой набор символов будет содержать лицевой счет. Его открывает каждая компания, в адрес которой оплачиваются услуги ЖКХ.
  • Присвоенный системой ГИС ЖКХ. Жилищно-коммунальные организации обязаны размещать лицевые счета в этой информационной системе, чтобы каждый мог отследить историю начислений, оплат. При первом размещении информации о лицевом счете ГИС ЖКХ присваивает внутренний номер, который подлежит отражению в системе и дублированию в платежных документах на ЖКХ.

Как узнать номер лицевого счета ЖКХ

Самый простой способ узнать номер лицевого счета — найти старую или новую квитанцию на оплату ЖКХ. Нужная информация обязательно указывается в каждом таком документе. Если же возникли трудности, то можно получить реквизиты и по-другому:

  • В управляющей компании — достаточно позвонить в приемную или посетить очно, продиктовать данные (Ф. И. О. владельца, адрес), после чего сотрудник продиктует комбинацию цифр.
  • На специальном сервисе ЖКХ или в приложениях ресурсоснабжающих организаций. Сейчас довольно часто можно встретить в разных городах онлайн-ресурсы по жилищно-коммунальным отношениям;
  • На сайте "Госуслуги" — но стоит помнить, что такая услуга может быть доступна не во всех регионах.
  • Через терминалы крупнейшего розничного банка, в самой организации у сотрудника или в приложении — следует ввести адрес и управляющую компанию (УК) в разделе "Лицевой счет", после чего можно увидеть необходимую информацию и оплатить.

Процедура выдачи выписки из лицевого счета строится следующим образом:

  • заполняется форма обращения;
  • проверяется личность гражданина и его полномочия;
  • проверяется представленная документация;
  • определяется цель запроса;
  • регистрация и присвоение справке индивидуального номера.

Срок выдачи, как правило, занимает около двух дней. А передача документа фиксируется подписью получателя.

Как узнать задолженность

Что касается баланса на счету, то такую информацию можно узнать следующими способами:

  • через сайт "Госуслуги" — в разделе "ЖКХ";
  • в коммунальном предприятии;
  • через сайт Государственной информационной системы ЖКХ, войдя в личный кабинет;
  • через крупнейший розничный банк — любыми способами (в терминале, в приложении или у сотрудника в офисе организации).

Где посмотреть лицевой счет для оплаты

Кроме указанных способов, можно узнать номер счета в специализированных учреждениях, в зависимости от вида коммунальной услуги.

Электроэнергии

В данном случае — в абонентской службе или на официальном сайте энергоснабжающей компании по указанному адресу.

Газа

В региональном отделении оператора ООО "Газпром межрегионгаз", указав адрес жилья.

Дополнительная информация

Помимо поиска индивидуального номера, часто возникают и другие вопросы по теме лицевого счета. Например, как его открыть или закрыть, как поменять владельца и т. д.

Как открыть индивидуальный лицевой счет

Как только человек становится собственником жилья, ему необходимо открыть финансово-лицевой счет — в случае если оно новое и не было оформлено на кого-то другого.

Для этого понадобятся следующие документы:

  • паспорт собственника;
  • свидетельство о праве собственности / выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
  • акт приема-передачи жилья;
  • акт снятия показаний со счетчиков.

Но прежде чем обращаться с собранным пакетом документов в МФЦ или управляющую компанию, необходимо подготовиться к открытию счета:

  • получить паспорт на счетчики отопления, воды, электроэнергии и оформить акт их ввода через УК;
  • отдельно открыть лицевой счет на получение услуг электроэнергии у поставщика услуги;
  • заключить договор с УК.

Только после выполненных действий можно смело обращаться в другие организации.

Процедура выдачи выписки из лицевого счета строится следующим образом:

  • заполняется форма обращения;
  • проверяется личность гражданина и его полномочия;
  • проверяется представленная документация;
  • определяется цель запроса;
  • регистрация и присвоение индивидуального номера.

Срок выдачи, как правило, занимает около двух дней. А передача документа фиксируется подписью получателя.

Мoжнo ли закрыть финaнcoвo-лицeвoй счет

Закрытие счета требуется только тогда, когда дом подлежит сносу. Во всех остальных случаях правильнее говорить о процедуре переоформления.

Если же жилье продается, закрывается не сам лицевой счет, а жилищно-коммунальный, например, на электроэнергию. Для этого необходимо обратиться в УК (если это вода, отопление или газ) и к поставщику электроэнергии, чтобы снять показания со счетчиков и указать их в акте. Только после этого ключи сдаются новым жителям или управляющей компании и можно закрыть счет, имея на руках подтверждающие документы.

Как поменять владельца

Чтобы сменить владельца лицевого счета, следует:

  • подготовить паспорт собственника, документы на владение жильем и договор купли-продажи, дарения или найма;
  • обратиться в УК для проверки показаний счетчиков;
  • написать заявление в УК о переоформлении счета на другое лицо (форму предоставляет организация);
  • посетить поставщиков услуг для оплаты и изменения сведений.

Возможно ли разделить лицевой счет между собственниками

Процедура разделения лицевого счета между собственниками практически всегда возможна, но она отличается в зависимости от вида собственности на жилье.

Например, в случае приватизированной недвижимости, у которой несколько собственников, можно сделать раздельный лицевой счет на каждую комнату проживания. Для этого собственники обращаются с таким запросом в УК. Бывают случаи, когда один из собственников против, тогда начинается судебное разбирательство, после которого суд обязывает разделить счета управляющей компании.

"Если квартира оформлена на двух и более собственников, то собственники вправе заключить соглашение между собой и решить, кто в каком объеме будет оплачивать услуги. Например, можно установить, что жилищные услуги (содержание и ремонт) платит каждый из сособственников в долях (одна вторая и т. д.), а коммунальные услуги (водоснабжение, отопление) платит тот, кто проживает в квартире по факту, если проживают не все собственники", — объясняет Дмитрий Бурняшев.

Другая ситуация — если жилье государственное или муниципальное. Между нанимателями возможно разделение госжилья, для этого необходимо заявление на имя собственника. Муниципальная же недвижимость не предусматривает разделения реквизитов.

Читайте также: