Налоговый резидент германии это

Обновлено: 18.05.2024

Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года.

() п. 2 ст. 207 НК РФ

При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства. То есть налоговыми резидентами России могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом.

Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов.

Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право. Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода ().

() п. 4 ст. 210 НК РФ

() письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74

Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (), такими документами, в частности, могут являться:

- справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени;

- копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

- квитанции о проживании в гостинице.

() письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64

Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России ().

() письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782

Считаем 183-дневный срок

() письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157

() пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4

Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает (). Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории ().

() письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@

() письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156

Пример

В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда):

- с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту;

- с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка;

- с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей.

При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил:

365 – 179 = 186 дн.

Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.

Первичный налоговый статус

Человек, который устраивается на работу, может иметь статус как резидента, так и нерезидента. Ведь ни гражданство, ни место его постоянного жительства за редким исключением на налоговый статус не влияют. И по какой ставке НДФЛ будут облагаться его доходы, зависит только от фактического времени его нахождения на территории России, которое должно быть документально подтверждено ().

() письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670

Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) ().

() п. 2 ст. 223 НК РФ

Пример

Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).

Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.

Окончательный налоговый статус — резидент

В конце календарного года некоторые работники могут сменить свой налоговый статус по НДФЛ. Например, иностранные граждане, принятые на работу в текущем году как нерезиденты, в конце этого года могут стать налоговыми резидентами, в результате чего необходимо пересчитать им НДФЛ по всем доходам, полученным в текущем году, исходя из 13-процентной ставки ().

() письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30

Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента.

Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может.

Пример

9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре). Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%.

Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода. Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря.

В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу ().

() письма Минфина России от от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219,

Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период. Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.

Пример

Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь.

Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета. Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно ().

Окончательный налоговый статус — нерезидент

Возможна и обратная ситуация: сотрудник, у которого в течение года удерживали налог по обычной 13-процентной ставке, по окончании года сменил налоговый статус на нерезидента. В этом случае организация должна доначислить ему НДФЛ исходя из ставки 30 процентов. Если ранее такому работнику были предоставлены налоговые вычеты по НДФЛ, при перерасчете они не учитываются.

Пример

Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения. Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется.

Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%. Поэтому организация обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.

По материалам книги-справочника "Зарплата и другие выплаты работникам" под редакцией В.Верещаки

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Налоговый резидент - это человек, находящийся под налоговой юрисдикцией определенного государства. От того, является физлицо резидентом РФ или нет, зависит налогообложение его доходов. Причем важно это не только для самого налогоплательщика, но и для налогового агента, поскольку за правильность расчета НДФЛ отвечает именно он. Как определить, подпадает ли сотрудник под статус резидента РФ, а также каковы нюансы отечественного законодательства в области налогового резидентства, читайте в нашей статье.

Статус налогового резидента

Определить статус налогового резидентства необходимо для корректного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Ставка НДФЛ для налогового резидента — это 13% (из этого правила есть исключения, подробнее см. п. 2 ст. 224 НК РФ). Нерезиденты уплачивают налог в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом у нерезидентов нет права на налоговые вычеты по НДФЛ.

Более подробно о налогах для нерезидентов узнайте из материалов:

Законодательство и контролирующие органы установили временные рамки для получения резидентства. Так, минимально необходимый период для утверждения в статусе налогового резидента — это 183 (не менее) календарных дней в течение 12 месяцев подряд нахождения на территории РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). День въезда и день выезда учитываются (письма ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).

Отъезд на короткий срок (до полугода) для обучения или лечения для налогового резидента — это не повод для разрыва периода исчисления резидентства. Кроме того, военнослужащие и работники органов государственной власти и местного самоуправления признаются резидентами РФ независимо от времени, проведенного в России.

Может ли гражданин РФ утратить статус резидента, проведя в России период менее установленного срока? ФНС России считает, что если физлицо находится в России менее 183 дней, то для такого налогового резидента — это не критично по аналогичной причине, и не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, если иное определено международным соглашением (письмо ФНС РФ от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Например, международным договором РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, может быть предусмотрено, что при наличии в РФ постоянного места жительства, личных или рабочих интересов (наличие семьи, работы, бизнеса) статус налогового резидента сохраняется.

ВНИМАНИЕ! По новым правилам, физлица, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находились на территории РФ от 90 до 182 дней включительно, получили возможность считаться налоговыми резидентами РФ. Подробности см. здесь.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Подтвердить статус резидента РФ сотрудник может, представив документ, выданный ИФНС по форме из приказа ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Этот документ подтверждает статус за календарный год.

На сайте ФНС сейчас работает специальный сервис для подтверждения статуса.

Кроме этого, подтвердить пребывание в РФ можно отметками пограничных служб в паспорте (письмо Минфина от 18.05.2018 № 03-04-05/33747). Если паспорта нет, подойдут и другие документы, такие как (письма Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • табель учета рабочего времени;
  • миграционные карты;
  • регистрация лица по месту жительства или пребывания в РФ.

Имейте в виду, что, по разъяснениям Минфина России, факт наличия миграционной карты с отметками о въезде в Россию налогового резидента — это еще не подтверждение фактического нахождения лица в РФ после даты въезда (письмо Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).

Образец письма на статус резидента в налоговую

В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику-организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента — это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.

Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:

  • надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент — это для данной компании заслуженный статус;
  • каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
  • данные заявителя;
  • ИНН;
  • для ИП налогового резидента — это еще и регистрационный номер по реестру;
  • список приложенных документов и контактные данные.

Для пользователей нашего сайта мы подготовили пример составления, скачать его можно по ссылке ниже:


Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:

  • контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
  • постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
  • документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
  • прочие документы.

Если документы составлены на иностранном языке, нужен их перевод без заверки нотариусом.

Итоги

Итак, кто такой резидент и нерезидент РФ? Налоговый резидент. Статусом налогового агента физическое лицо, которое в соответствии с законодательством РФ имеет право на пониженную ставку НДФЛ (13%). Чтобы получить статус налогового резидента РФ, необходимо провести в стране большую часть времени в течение года и подтвердить это соответствующими документами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Российская организация заключает договоры с резидентами следующих стран: Германия, Италия, Испания, Эстония, Беларусь, Польша. Российская организация при выплате дохода иностранным организациям применяет положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Она требует от резидентов иностранных государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Нужна ли легализация такой справки? В каком виде должна быть легализация? Если данная справка на иностранном языке, как должен быть оформлен перевод на русский язык?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая последние разъяснения Минфина России о том, что требование о проставлении апостиля или иной легализации указанных документов является избыточным и создает дополнительные административные барьеры для ведения бизнеса, подписание Россией международных соглашений в отношении обмена налоговой информацией, а также позицию ВАС РФ о необязательности апостиля на документах, подтверждающих резидентство контрагентов стран, с которыми возможен налоговый обмен (все рассматриваемые в вопросе страны обеспечивают с Россией налоговый обмен), полагаем, что обязательного апостилирования Справок, полученных от рассматриваемых в вопросе контрагентов, не требуется.

Однако, по мнению налоговых органов, справки о постоянном местонахождении иностранной организации, выданные компетентными органами Беларуси и Германии (из рассматриваемого перечня стран) не требуют апостилирования в силу наличия договоренности между Россией и данными странами о взаимном признании официальных документов.

Что касается документов, выданных компетентными органами Италии, Испании, Эстонии и Польши, отметим, что Минфин России неоднократно рекомендовал налоговым органам принимать их без апостилирования. Однако судебная практика до недавнего времени свидетельствовала о том, что налоговые органы игнорировали указанную рекомендацию финансового ведомства и требовали предоставления апостилированных документов как подтверждения правомерности применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения. В некоторых случаях суды принимали доводы налоговых органов.

Что касается перевода на русский язык рассматриваемых документов, то, по мнению контролирующих органов, верность перевода:

заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране;

либо перевод осуществляет и заверяет нотариус;

либо перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ для правомерного применения положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве (далее - Справка), с которым РФ имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее - Соглашение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений Соглашений подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Нормы НК РФ не содержат конкретных требований к порядку оформления и форме Справок. При этом такой документ:

должен подтверждать, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве*(1);

должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства;

должен быть переведен на русский язык.

Компетентными органами, которые уполномочены выдавать рассматриваемые Справки, являются применительно к*(2):

Германии - Федеральное министерство финансов или его уполномоченный представитель (пп. f п. 1 ст. 3 Соглашения с Германией);

Италии - Министерство экономики и финансов (абзац (ii) пп. (i) п. 1 Конвенции с Италией);

Испании - Министр экономики и финансов или его уполномоченный представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции с Испанией);

Беларуси - Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель (п. 1 ст. 3 Соглашения с Беларусью);

Польши - Министр финансов или уполномоченный им орган (пп. "g" п. 1 ст. 3 Соглашения с Польшей).

Форма документов

период, за который подтверждается налоговый статус;

наименование международного договора, сторонами которого являются Российская Федерация/СССР и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;

подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

Легализация

Российская Федерация является участником Гаагской Конвенции от 05.10.1961 (далее - Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и устанавливающей требования к оформлению официальных документов, выпущенных на территории одного договаривающегося государства и представляемых на территории другого договаривающегося государства.

Единственной формальностью согласно ст. 3 Конвенции является проставление штампа апостиль соответствующим компетентным органом государства, выпустившего официальный документ.

Одновременно абзацем вторым ст. 3 Конвенции установлено, что проставление апостиля на документах не может быть потребовано, если законы, правила, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Однако налоговые органы придерживаются позиции, что если Соглашения не оговаривают вопрос легализации (апостилирования) документов, выдаваемых компетентными органами, то такие документы должны содержать апостиль. При этом налоговые органы данное требование обосновывают положениями статьи 3 Конвенции, а также выводами, содержащимися в постановлении N 990/05 (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@)*(3).

ФНС России письмом от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@ довела до сведения нижестоящих органов список стран, документы из которых принимаются без апостиля. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия (смотрите также письма ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@).

При этом судебная практика подтверждает, что налоговые органы не следуют рекомендации финансового ведомства о необязательности апостилирования документов, подтверждающих местонахождение иностранного контрагента при применении Соглашений (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2010 по делу N А32-16895/2009-1/205, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2008 N А56-5119/2008).

В то же время, по нашему мнению, помимо Соглашений могут применяться также и иные соглашения о взаимном признании документов без апостилирования. Например, в постановлении Двадцатого ААС от 17.12.2015 N 20АП-5627/15 суд указал, что с учетом подписанного между Российской Федерации и Эстонской Республикой двустороннего международного Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) не только документы, имеющие прямое отношение к коммерческой операции, но и официальные документы, составленные на территории Эстонской Республики, принимаются на территории Российской Федерации без прохождения консульской легализации и апостиля. Отметим, что в настоящее время также действуют:

- Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Рим, 25 января 1979 г.);

- Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам (Мадрид, 26 октября 1990 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.);

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (участницами которой являются в основном страны - участницы СНГ, смотрите Статус Конвенции).

Однако судебная практика последнего времени показывает, что суды не учитывали указанные соглашения о правовой помощи, и исходят из того, что закрытый перечень государств, документы которых не требуют проставления апостиля либо иного подтверждения, равно как и формы таких документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержится в информационной базе ФНС России и отражен в письме ФНС РФ от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 (постановления Одиннадцатого ААС от 25.11.2015 N 11АП-14697/15, АС Поволжского округа от 04.04.2017 по делу N А65-8927/2016 - для документов, выданных в Италии, ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А56-13511/2005 - для документов, выданных в Польше).

Кроме того, согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в пункте 16 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017 (далее - Обзор Президиума ВС РФ), отсутствие апостиля на имеющемся у налогового агента подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации не является безусловным основанием для отказа в использовании этой организацией (налоговым агентом) освобождения от налогообложения, предусмотренного международным договором об избежании двойного налогообложения, если в отношениях с иностранным государством сложилась многолетняя практика обоюдного принятия неапостилированных сертификатов, подтверждающих налоговое резидентство и достоверность подтверждения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, может быть подтверждена налоговыми органами в рамках взаимного обмена информацией.

Испания, Италия, Польша, Эстония, Германия и Россия являются участницами Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.) (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.).

Для РФ положения Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016 (письмо ФНС России от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@).

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает в том числе возможность направления документов компетентным органом одного государства компетентному органу другого государства (п. 2 ст. 1, ст. 17 поименованной Конвенции).

При этом компетентным органом для целей Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам признается, в частности, ФНС России (пп. 2 п. 3 Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам").

Перевод на русский язык

Причем Минфин России настаивает на заверении перевода или подписи переводчика именно нотариусом. Тогда как п. 7 ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I предусматривает совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода документов в том числе и должностными лицами консульских учреждений РФ.

По мнению некоторых специалистов, перевод документов должен быть осуществлен именно сертифицированным переводчиком, о чем говорит, например, госпожа Ю.C. Майорова (референт государственной гражданской службы 1 класса) в журнале "Налоговый вестник", N 5, май 2009 г.

Понятие "сертифицированного переводчика" нормативно не установлено, однако, по нашему мнению, это означает, что переводчик должен обладать квалификацией, подтвержденной соответствующим документом.
Учитывая приведенную позицию официальных органов, если организация примет решение не заверять нотариально перевод на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, сославшись на отсутствие такого требования в главе 25 НК РФ, это с большой степенью вероятности приведет к судебному спору. А в этом случае для приобщения к делу указанных документов в подтверждение своей правоты нотариальное заверение перевода документов на русский язык в любом случае придется представить в ходе судебного разбирательства (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2016 N Ф04-117/16 по делу N А27-7091/2015).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Апостиль.

14 марта 2018 г.

*(1) Отметим, что документов, подтверждающих регистрацию иностранного контрагента (например, документов, подтверждающих инкорпорацию, внесение компании в торговый реестр и т.п.), недостаточно для применения положений Соглашений, поскольку такие документы не свидетельствуют об их налоговом резидентстве (постоянном местонахождении) (постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 по делу N А32-7642/2015).

*(2) Поскольку НК РФ не содержит определения понятия "компетентный орган соответствующего иностранного государства", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10).

*(3) В письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097) специалисты финансового ведомства разъяснили, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий должны руководствоваться указанными актами и письмами судов.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

В настоящем обзоре указан перечень вопросов, о которых необходимо помнить и пора задуматься в оканчивающемся 2021 и наступающем 2022 году.

Определиться с налоговым резидентством по итогам 2021 года

Напоминаю, что итоговый статус налогового резидента/нерезидента РФ физического лица определяется путем сложения дней его нахождения на территории РФ / за пределами РФ за период с 1 января по 31 декабря каждого года. Таким образом, в настоящее время тем, кто еще не провел 183 дня в 2021 году в РФ/ за пределами РФ рекомендуется спланировать свой итоговый налоговый статус за 2021 год .

Налоговый резидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году на территории РФ):

  • представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год

Налоговый НЕрезидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году за пределами РФ):

  • НЕ представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • НЕ представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год ТОЛЬКО при наличии доходов от источников в РФ

Владельцам зарубежных банковских, брокерских счетов и счетов в иностранных платежных системах

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

Из указанного списка выше:

  1. Не требуется
  2. Не требуется
  3. Не требуется
  4. Не требуется
  5. Не требуется
  6. Не требуется
  7. Требуется. Не требуется в случае совершения валютных операций с другим валютным резидентом, который по итогам года, в котором совершается такая валютная операция также находится за пределами РФ более 183 дней в году
  8. Требуется
  9. Требуется
  10. Требуется ТОЛЬКО в случае получения доходов от источников в РФ: заработная плата или дивиденды, или любой иной доход, выплачиваемый российскими организациями, при этом НДФЛ удерживается самими организациями, а если этого не произошло — декларацию 3-НДФЛ необходимо представить самостоятельно; доход от сдачи в аренду российской недвижимости, а также любые иные доходы, происходящие с территории РФ. При этом, ставка НДФЛ, установленная для налогового нерезидента составляет 15% по получаемым дивидендам и процентам по российским банковским вкладам (депозитам) и 30% по большинству остальных доходов. При этом в случае продажи объекта недвижимости налоговый нерезидент НЕвправе учесть при определении своей базы по НДФЛ расходы на приобретение этого объекта и должен заплатить НДФЛ по ставке 30% с полученного валового дохода, что делает продажу недвижимости ДО минимального срока в 5(3) лет крайне невыгодной для налогового нерезидента РФ

Владельцам контролируемых иностранных компаний (КИК)

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

Из указанного списка выше:

  1. Не требуется
  2. Не требуется
  3. Не требуется

Лицам, получившим доход за пределами РФ

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

  1. представить в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год с задекларированным российским и зарубежным доходами — в срок до 30.04.2022

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

  1. представить в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год с задекларированным ТОЛЬКО российским доходом — в срок до 30.04.202. Иностранный доход (доход от источников за пределами РФ), полученный налоговым нерезидентом РФ налогом на территории РФ НЕ облагается

Что стоит и что НЕ стоит делать при смене налогового резидентства

Если по итогам, например, 2021 календарного года Вы провели (проведете) в РФ более 183 дней, а 2022 планируете жить за границей, то Вам:

НЕ стоит открывать зарубежные банковские счета в конце 2021 календарного года, проведенного в РФ

т.е. Вам НЕ выгодно открывать счет за границей в конце 2021 года, т.к. Вам будет необходимо уведомить об этом российский налоговый орган (т.к. счет открыт в году, по итогам которого Вы находились в РФ более 183 дней) и подать в РФ ОДС за 2021 по той же причине.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: при переезде в другу страну и открытии там счета рекомендуется делать это в начале календарного года, по итогам которого Вы планируете находиться за пределами РФ более 183 дней — Вам не потребуется уведомлять налоговый орган РФ об этом факте и не потребуется представлять ОДС за такой год.

Стоит продавать недвижимость в РФ в конце 2021 календарного года, проведенного в РФ

т.к. в случае продажи российской недвижимости в НЕрезидентном 2022 году, Вам потребуется уплатить с полученного дохода НДФЛ (доход, происходящий с территории РФ) по ставке налогового нерезидента — 30%, причем со ВСЕЙ ЦЕНЫ ПРОДАЖИ, без возможности применения налогового вычета в размере произведенных на покупку расходов (налоговый вычет предоставляется ТОЛЬКО НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ). Данное правило НЕ распространяется на объекты недвижимости, находившиеся в собственности более минимального срока 3 или 5 лет.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: при переезде в другую страну и необходимости продать жилую недвижимость в РФ рекомендуется совершить эту сделку с резидентном году, НО ни в коем случае не в начале нерезидентного года.

Дисклеймер

Данный обзор не должен рассматриваться как окончательная юридическая консультация, т.к. вывод о правомерности совершения каждых юридических действий может быть сделан только после комплексного изучения всех условий и имеющихся документов.

8 комментариев

Здравствуйе! Вопрос: имеется счет в российском банке в USD , буду открывать счет в банке США, и планирую перевести со своего счета на счет в США сумму, налоговым нерезидинетом буду в следующем году.

Правильно ли понимаю, что от меня требуется уведомить российскую налоговую об открытии счета в США и все?

Заранее спасибо за ответ.

Если счет в США будет открываться в году, по итогам которого Вы будете налоговым нерезидентом РФ — подавать уведомление о таком счете не потребуется.

Здравствуйте, спасибо за памятку! В статье есть один момент, который не совсем понятен.
1. Допустим, человек никогда не покидал РФ
2. В январе он получает прибыль из источника за пределами РФ (продажа американских акций у американского брокера, например)
3. На момент получения прибыли он, разумеется, прошлые 183 дня находился в РФ, а значит он налоговый резидент РФ
4. В феврале он уезжает из РФ на весь оставшийся год, по итогам года он будет нерезидентом

Правильно ли я понимаю, что тогда он может не подавать декларацию в РФ. Это странно, ведь на момент получения прибыли он был налоговым резидентом РФ… Где-то можно подробно почитать об этом? Заранее спасибо

Итоговый налоговый статус определяется за период с января по декабрь, поэтому несмотря на то, что доход получен в момент когда физ лицо было резидентом, но в том году, по итогам которого оно стало нерезиидентом — описанный доход как от источников за пределами РФ НЕ будет облагаться НДФЛ в РФ — Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2019 г. N БС-4-11/19925

Здравствуйте! Я имею пакет американских акций у российского брокера и с подписанной формой w-8ben плачу 10% + 3% налогов на дивиденты как резидент РФ. Какой налог я буду платить при потере налогового резидентства РФ?

Дивиденды по акциям иностранных эмитентов — доход от источников за пределами РФ. Налоговые НЕрезиденты РФ вправе не декларировать такие доходы.

Илья, добрый день. У меня такая ситуация — банк, в котором у меня был открыт счет был приобретен и поглощен другим банком. Правопреемник сообщил мне в уведомительном порядке о переводе старого счета на новый без необходимости подписывать какие-либо новые документы.
По какой форме мне уведомить налоговую — закрытие счета и открытие нового или изменение реквизитов счета в банке?

В большинстве подорбных случаев представляется Уведомление в связи с изменением реквизитов счета и банка. Рекомендую его, т.к. при подаче Уведомления о закрытии счета вместе с ним будет необходимо подать и ОДС, что влечет больший объем работ.

Оставить комментарий Отменить ответ



МЕТКИ:


(СТАТЬЯ) Налоговая декларация 3-НДФЛ по ценным бумагам: автоматический обмен, особенности подготовки декларации

Требования налоговых органов о представлении пояснений в связи с получением сведений из автоматического обмена С середины 2021 года налоговые органы стали все чаще направлять налогоплательщикам Требования о представлении пояснений (документов /информации)

(СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2022: как происходит, какая информация передается, ответственность владельцам КИК и иностранных счетов

Актуально на 2022 год После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР в 2017 году об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по


ВИДЕО на YouTube

Подпишитесь и Вы первыми узнаете о новых статьях и изменениях в профильном законодательстве, публикуемых на нашем сайте



Приглашаем ознакомиться с прошедшими вебинарами, посвященными вопросам международного налогообложения, особенностям бухгалтерского учета по МСФО, аудиту, а также валютному регулированию и валютному контролю


Зарубежные финансы, налоги. Аудит

Мы в социальных сетях:

of the Russian Federation providing legal and tax consulting services and being the member of global GPCG group of companies | All Rights Reserved

Ограничение ответственности

Являясь пользователем настоящего сайта, Вы осознаете, что все материалы, опубликованные на настоящем сайте, носят информационный характер и не являются правовым заключением. Никакая информация, опубликованная на настоящем сайте, не является консультацией или рекомендацией к совершению конкретных действий на ее основе. Вы также осознаете, что любая ситуация, дело, кейс и т.д. любого клиента являются строго индивидуальными и требующими индивидуального подхода при их разрешении. При этом, решения похожих, на первый взгляд, вопросов разных клиентов могут быть совершенно разными. Именно по указанной причине Консалтинговая группа "ГидПрава" (включая входящие в нее департаменты и подразделения: Юридическая компания "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава", Школа бизнес-английского "ГидПрава") (далее - "КГ "ГидПрава") рекомендует обращаться за оказанием услуг к специалистам с заключением соответствующего договора, влекущего возникновение прав, обязанностей и ответственности.

КГ "ГидПрава" постоянно предпринимает все возможные меры для обеспечения актуальности, полноты, достоверности и соответствия действующему законодательству РФ всех публикуемых на ее сайте материалов, однако, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за точность публикуемой на сайте информации, в том числе, но не ограничиваясь, по причине того, что опубликованная информация может являться субъективным мнением специалиста-правоприменителя и может быть основана на его субъективном толковании норм действующего законодательства РФ и/или иностранных государств. КГ "ГидПрава" также не несет ответственности за последствия, которые наступили или могут наступить в результате любого использования пользователем настоящего сайта информации, расположенной на настоящем сайте, в том числе для решения стоящих перед ним вопросов правового или финансового характеров.

Сайт КГ "ГидПрава" может содержать ссылки на сайты третьих лиц. При этом, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за содержание и информацию, представленную на данных сайтах. Переход по указанным ссылкам является для пользователей настоящего сайта строго добровольным.

КГ "ГидПрава" несет ответственность в пределах, согласованных со своими клиентами при заключении договора об оказании услуг (или иного договора в рамках оказания КГ "ГидПрава" своих профессиональных услуг), а также за последствия, наступившие в результате совершения клиентом действий, но только в том случае, если совершение данных действий было предварительно согласовано с КГ "ГидПрава". Профессиональная ответственность КГ "ГидПрава" может быть в добровольном порядке застрахована, о чем КГ "ГидПрава" вправе проинформировать своих клиентов.

Конфиденциальность

Компания не разглашает и не предоставляет полученные ею персональные данные Пользователей третьим лицам, за исключением случаев:
- получения соответствующего предварительного согласия Пользователя;
- истребования информации по запросу правоохранительных органов с соблюдением соответствующих процедур.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в правила настоящего раздела, о чем информирует Пользователей путем публикации измененного текста в настоящем разделе.

Авторские права

Любые иные действия являются незаконными и будут расценены Компанией как нарушение ее авторских прав.

В случае нарушения настоящих правил, Компания оставляет за собой право защиты своих интересов всеми способами, предусмотренными законом, в том числе в рамках статей: 1229, 1259, 1263, 1301 Гражданского кодекса РФ, а также ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

У автора учебного пособия два гражданства - России и Германии. Он постоянно проживает в Германии, в России пребывает менее 183 дней в году. С автором учебного пособия заключен лицензионный договор на право использования произведения в РФ. Как гражданин Российской Федерации он застрахован по обязательному социальному страхованию и получает пенсию на территории РФ (так как ранее проживал и работал в России). В настоящее время какую-либо деятельность данный гражданин в России не ведет, приезжает ли он в Россию, неизвестно. Прописки и недвижимости в России нет. Как осуществлять налогообложение при выплате авторского гонорара данному гражданину?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вознаграждения, выплачиваемые по лицензионному договору, в рассматриваемом случае не облагаются НДФЛ. При этом данный гражданин должен подтвердить статус налогового резидента Германии.
Такие вознаграждения подлежат обложению страховыми взносами только на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:

НДФЛ

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков (в том числе организаций), если иное не предусмотрено ст. 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых самозанятым лицам), в частности, по лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ (в том числе произведений науки, литературы и искусства) (пп. 3 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Граждане Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Заметим, для страховых взносов не существует понятия налогового резидентства, как для НДФЛ. Поэтому каких-либо исключений для граждан РФ, проживающих за пределами РФ и получающих вознаграждение по рассматриваемым договорам, не предусмотрено*(1).
В то же время следует учитывать, что в силу пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством вознаграждения, выплачиваемые по лицензионному договору о предоставлении права использования произведения, включаться не будут. То есть такие вознаграждения подлежат обложению взносами только на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-06/33218, от 15.03.2018 N 03-15-05/16183, от 09.08.2017 N 03-15-06/51036, ФНС России от 09.04.2018 N БС-4-11/6740@).
Взносы на страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве с выплат по таким договорам не уплачиваются (ст. 5, ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), если в соответствии с договором заказчик не обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Обращаем внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение. К сожалению, официальными комментариями и судебной практикой, полностью соответствующими рассматриваемой ситуации, мы не располагаем. Напоминаем, что организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты по авторским и аналогичным договорам;
- Вопрос: Представитель организации ездил в Республику Казахстан для участия в форуме "Татары Казахстана". Во время форума был проведен конкурс (розыгрыш приза, приз был предоставлен указанной компанией, стоимость приобретения указанного приза на территории России составила 20 000 рублей), победителем которого стал гражданин Республики Казахстан. Между победителем и представителем компании был составлен акт приема-передачи выданного в натуральной форме приза. Облагается ли доход в виде приза, полученного гражданином Республики Казахстан, налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

19 марта 2020 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Но если бы автор не имел российского гражданства, страховые взносы в подобной ситуации не начислялись бы (письмо Минфина России от 08.08.2018 N 03-15-05/55885).

Читайте также: