Налоговый прессинг что это

Обновлено: 17.05.2024

— Учитывая прогнозируемое Минфином снижение доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей, глава ведомства Алексей Кудрин хочет обезопасить государственную казну в будущем от дополнительных издержек, связанных с пенсионным обеспечением. Поводом для дополнительного налогообложения доходов граждан послужило то, что сегодня россияне платят самый маленький в Европе подоходный налог, в размере 13 процентов. Поэтому и было решено компенсацию пенсионных расходов переложить на плечи граждан. Однако если на средний класс и обеспеченных россиян фактическое повышение подоходных выплат не окажет существенного влияния, то вполне вероятно недовольство среди работников бюджетной сферы и низкооплачиваемых категорий граждан.

Поводом для дополнительного налогообложения доходов граждан послужило то, что сегодня россияне платят самый маленький в Европе подоходный налог, в размере 13 процентов.

В Минфине оправдывают свое решение тем, что таким образом приучают россиян в добровольно-принудительном порядке копить на собственную пенсию, по аналогии с Западом. Совместное финансирование пенсии за счет средств работника и работодателя — распространенная практика в развитых странах, заявляет управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий Путилин:

Возрастные проблемы

Существует еще один способ поднять людям пенсии, не увеличивая при этом налоги. Это — изменение пенсионного возраста. О таком варианте решения проблемы говорят уже очень долго, но единогласного мнения по этому поводу нет. При сохраняющемся уровне смертности раздвинуть возрастные рамки нереально. Если он снизится, то решено повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, а для мужчин до 62 или 63. До какого точно возраста могут поднять порог выхода на пенсию и каким образом это будет происходить, пока неизвестно. Ясно только, что реформа будет проходить поэтапно. Например, каждый год будет повышаться планка на определенный возрастной промежуток.

Нет пути назад

На этом перечень предложенных Минфином нововведений не заканчивается. Чиновники заодно решили скорректировать регрессивную зарплатную шкалу ЕСН. С 2010 года почти в четыре раза могут быть увеличены пороговые значения зарплат. Если сейчас максимальной ставкой (26%) облагаются доходы не выше 280 тысяч рублей в год, то Минфин предлагает эту планку поднять. Для работника, который получает до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год, ЕСН составит 26 процентов, до 2 миллионов 300 тысяч рублей — 10 процентов, для получающих больше — 2 процента. Это плохая идея, так как ЕСН — самый затратный налог, уверен Дмитрий Путилин:

— Регрессивная шкала, которая действует сейчас, стимулирует компании и высокооплачиваемых работников обелять зарплаты, с тем чтобы воспользоваться правом на регрессию. Если планка доступа к регрессивной шкале будет повышена, может произойти отступление в плане обеления зарплат, компании опять начнут применять агрессивные зарплатные схемы. Также повышение ЕСН неизбежно приведет к росту затрат компаний, что вызовет рост цен на их продукцию. Ввиду не слишком высокой конкурентоспособности российской экономики, данный фактор, безусловно, окажет отрицательное воздействие.

Предприниматели решительно против.

Негодуют в РСПП и по поводу увеличения фактической налоговой нагрузки на бизнес в части ЕСН. По мнению предпринимателей, основная нагрузка падет на компании, привлекающие молодых и высококвалифицированных сотрудников. Восстановление эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года и невозможность ее снижения в будущем приведет к тому, что с 1 января 2010 года 97 процентов фонда заработной платы будет облагаться по максимальной ставке налога — 26 процентов. Это означает введение плоской шкалы ЕСН практически для всех доходных групп.

Немного цифр

Введение предлагаемых Минфином мер, по расчетам РСПП, приведет к росту расходов работодателей на 1,1 триллиона рублей по сравнению с действующими ставками ЕСН, или более чем на 40%, и на 0,6 триллиона рублей по ставкам, действовавшим до 2005 года, или на 20%.

В результате реализации предложений эффективная ставка ЕСН не достигнет уровня 2005 года, как заявляют в Минфине, а превысит ее значение на 2,5-3,5 процентных пункта.

Альтернативы не может не быть

В Минфине пытаются воззвать к доброму и вечному, ведь благодаря инициативам уже в 2010 году средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 рублей. Ну и что, если работники и компании будут платить немного больше налогов, зато пенсионеры смогут получать достойную пенсию. Иного выхода все равно нет, внушают чиновники, ведь доходы бюджета будут уменьшаться, а количество пенсионеров расти.

Тем не менее в Министерстве здравоохранения и социального развития уверены: альтернатива есть. В ведомстве не теряли времени даром и тоже подготовили концепцию реформирования пенсионной системы. Большой плюс в том, что она не предлагает обременять граждан новым налогом. Зато всю налоговую нагрузку хотят полностью переложить на работодателя. В частности, увеличить ЕСН с 26 процентов до 32 процентов, отменить регрессивную шкалу уплаты единого социального налога и обязать работодателя платить налоги лишь с годовой зарплаты сотрудника до 407 тысяч в год. Все доходы сверх этой суммы решено полностью освободить от налогообложения.

Конечно, это не вариант, и бизнес явно будет против. Поэтому, наверное, придется всем согласиться с инициативой Минфина. С какой-то стороны повышение пенсионных отчислений и их отнесение к расходам граждан можно связать с желанием уберечь бизнес от дополнительных выплат. Ведь объединения предпринимателей уже на протяжении многих лет объясняют правительству необходимость снижения налоговой нагрузки на бизнес, считает Владимир Сергиевский:

— В принципе, идея Минфина вполне приемлема с точки зрения государственной политики, однако следует ожидать бурного обсуждения данного проекта и внесения в него поправок, снижающих возможность социальной напряженности. С другой стороны, с учетом различных мнений по данному вопросу, конечный документ может в итоге оказаться неспособен решить задачу наполнения Пенсионного фонда. В любом случае, мы не думаем, что проект Минфина будет принят в ближайшее время.

Кстати, на Западе будущие пенсионеры привыкли заботиться о себе сами. Там активно развиты альтернативные способы накопления пенсионных средств: добровольное пенсионное обеспечение, накопительное страхование жизни, инвестиции в ПИФы. Именно с помощью указанных инструментов, а не государственных пенсионных выплат, пенсионеры в развитых странах позволяют себе жить вполне обеспеченно, а не рассчитывать на помощь государства и молодых работников.

Наверное нет в России ни одной партии, которая бы не имела в своей программе планов о введении прогрессирующего налога на доходы граждан. И наверное нет ни одного гражданина, кто так или иначе не поддержал бы его введения. Чего греха таить, в России, с ее колоссальным имущественным неравенством, мне кажется просто несерьезным брать большие налоги с основной массы населения. Три процента самых богатых россиян владеют 92% всех срочных вкладов и 89% финансовых активов страны, как сообщает "Коммерсант". В списке Forbes за 2018 год находятся свыше 100 россиян с совокупным состоянием более $410 млрд.
Причем даже пандемия не мешает российской финансовой элите обогащаться. По данным счетчика Forbes Real Time в это трудное время совокупное состояние долларовых миллионеров увеличилось с 392 млрд долларов до 454 млрд долларов. Неплохие показатели, учитывая то, насколько пострадали доходы населения страны.
Мы помним, что "Справедливая Россия" неоднократно пыталась "продавить" через Государственную Думу введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, однако парламентское большинство с упорством достойным лучшего применения, отклоняло сей достойный позыв.

"Мы считаем, что единственный путь справедливого перераспределения доходов между богатыми и бедными – изменение самой системы налогообложения." - Считает лидер СР.

"Мы считаем, что единственный путь справедливого перераспределения доходов между богатыми и бедными – изменение самой системы налогообложения." - Считает лидер СР.

Причем попытки внести изменения в налоговый кодекс "Справедливая Россия" предпринимала множество раз, в 2016 г. и ранее, и позже. В законопроекте (соавторы - Сергей Миронов, Олег Нилов, Михаил Емельянов и Александр Тарнавский) предлагалось:
взимать налог по доходам до 5 млн рублей включительно – 13%, по доходам свыше 5 млн, и до 50 млн рублей – 18%, по доходам свыше 50 млн руб. до 500млн руб - 23%, свыше 500млн руб. - 28%.
КПРФ, в лице авторов законопроекта так же пытались внести законопроект о прогрессивной шкале налогообложения для физических лиц в марте 2015 года (авторы инициативы В.И. Кашин, Н.В. Арефьев, Н.И. Сапожников, И.И. Никитчук). Эта инициатива практически постоянная в партии.

"Даже когда колумбийским бандитам предложили платить по плоской шкале, они сказали: "Мы себя уважаем. Мы не может платить такой же налог, как уборщица". А у нас библиотекарь, учитель, врач и олигарх – все платят одинаковые налоги." - из выступления Г.Зюганова.

"Даже когда колумбийским бандитам предложили платить по плоской шкале, они сказали: "Мы себя уважаем. Мы не может платить такой же налог, как уборщица". А у нас библиотекарь, учитель, врач и олигарх – все платят одинаковые налоги." - из выступления Г.Зюганова.

Предлагалось;
взимать налог с ежегодных доходов 4,8 до 12 млн. в год (400тыс.руб. до 1 млн руб в месяц) - по ставке 30%, на доход свыше 12 млн. руб. в год (более 1 млн в месяц) - 50%.
Мало того, КПРФ даже пытались закрепить прогрессивную шкалу налогов в Конституции РФ.
ЛДПР предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В. Жириновский ее стал глубоко углубляться в математику, предложив обложить доходы свыше 500 тыс в месяц ставкой в 70% .

ЛДПР - третья крупная парламентская партия которая голосовала за введения прогрессирующего налогообложения.

ЛДПР - третья крупная парламентская партия которая голосовала за введения прогрессирующего налогообложения.

Очень интересно проанализировать, кто в итоге и как проголосовал, когда в Госдуму был внесен законопроект "О проекте федерального закона № 939612-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц).
С официального сайта Государственной Думы.

Внимательно посмотрите какие партии как проголосовали. Вот так парламентское большинство может "завернуть" любой законопроект. Просто не голосовав. И как результат нет кворума.

Внимательно посмотрите какие партии как проголосовали. Вот так парламентское большинство может "завернуть" любой законопроект. Просто не голосовав. И как результат нет кворума.

Что получается в итоге? Годами, если не десятилетиями, практически все (непрявящие) партии предлагали ввести прогрессирующее налогообложение на доходы. А в итоге, это сделала правящая.
Я не хочу говорить об "украденной победе". Дело совершенно не в этом.
Дело в том, что есть такой принцип - "Если не можешь сопротивляться движению - возглавь его". Это и произошло. В результате, поправку приняли, но в такой усеченной и беззубой форме, что реально говорить о победе не приходится. Только о тенденции.
Чего реально добилось правительство?
В принятом варианте, граждане будут платить подоходный налог по одной и той же ставке в 13%. Так, доходы россиян, зарабатывающих больше 5 млн рублей в год (около 416 тысяч рублей в месяц), с 2021 года будут теперь облагаться по повышенной ставке в 15%.
Негусто. Скажем даже очень скромно. Почти ничего.

Если отечественный олигархат, - это дети элитного детсада, то Белоусов и Мишустин, - его воспитатели. Работа требующая массу терпения и упорства.

Если отечественный олигархат, - это дети элитного детсада, то Белоусов и Мишустин, - его воспитатели. Работа требующая массу терпения и упорства.

Итоговый максимум налоговых поступлений, это всегда баланс между величиной налоговых требований, и итоговой собираемостью (m) Если ставка налогов выше этой точки, собираемость налогов падает. Исчезает стимул больше зарабатывать, бизнес уходит в серые схемы, закрываются предприятия с меньшей нормой прибыли как становящиеся нерентабельными при данной ставке налогов (n).

Итоговый максимум налоговых поступлений, это всегда баланс между величиной налоговых требований, и итоговой собираемостью (m) Если ставка налогов выше этой точки, собираемость налогов падает. Исчезает стимул больше зарабатывать, бизнес уходит в серые схемы, закрываются предприятия с меньшей нормой прибыли как становящиеся нерентабельными при данной ставке налогов (n).

Как Вы думаете, не говорит ли факт того, что наше правительство взялось за крупный бизнес потому, что налоговые требования к гражданам достигли своего максимума. Этой вот точки (m)? И большего из нас просто не взять.
Наверное каждый из нас, ощущает, что налоговый прессинг на всех нас дается нам все тяжелее и тяжелее. Один НДС, повышенный с 2019 г с 18 до 20% чего стоил. А ведь это налог с мультипликативным эффектом. Мы все знаем, какова стоимость бензина, благодаря на треть увеличившимся акцизам на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%). Более чем на 10% прошло увеличение на ряд продуктов питания, табак. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила уже 26%.
ЕНВД, ПСР, Торговый сбор увеличился в среднем на 4,9 %
Я уже не говорю, что любая справка, "бумажка" от органов стала очень дорого стоить. А пошлины, это тоже по сути налог.
Одновременно совершенствуется и налоговая. Здесь и цифровизация налогового администрирования, создание аналитических подсистем, развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля. Будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Сейчас она вроде уже работает в тестовом режиме. Сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады.
Кто сейчас сможет ответить на вопрос - "Сколько сейчас средний процент за обнал?" Наверное никто. Да и не нужно. Я помню время когда это стоило 3,5 %. Не скажу сколько сейчас, (не "крахмалю уши" по этим темам,) но это, уверена совершенно иные цифры. Не платить налоги становится труднее и труднее.
Но в то же время рыбалка становится платной, за грибы и ягоды скоро реально придется платить, правила сбора валежника стало поводом гражданского возмущения. Налоговая присматривается к нашим дачам, оценивая капитальность наших построек.
У меня есть маломерное судно. И я сама прекрасно ощущаю "свою "кривую Лаффера"". Она у меня, с учетом других увлечений стоит на цифре 50 с учетом не изменяющихся доходов и нынешних налогов.

Сколько обходится эксплуатация ПЛМ? "Двухтактник", это порядком - мощность ПЛМ умножаем на 0,3 л в час, и получаем расход. 400 х 0,3 - получается чтобы погонять на максималках, нужно сжечь за час сто с лишним литров. Готова я на это? Нет.
Но если поднимут налоги на мощность мотора, на стоимость бензина, а налог на землю, вызовет увеличение стоимости за стоянку, мне придется оставить и это увлечение.
Это как пример из жизни конкретного частного лица.
Вот так естественным образом падает налогооблагаемая база.
Вот так это работает. И мне думается что у большинства брать уже нечего. И не взять более не вызвав попытки лихорадочно спрятать доходы.
Впрочем, с прочих, кто еще что-то имеет, - с нас еще придумают, что взять. Но и мы уже, все таки, "иссякающий источник".
Сейчас появились новые предложения. Поднять налоги на тех собственников, чьи дивиденды превышают инвестиционные вклады. В принципе это тоже правильно (20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн , и о возвращении к ставке 24% или даже к 30% по налогу на прибыль)
Только вот проблема в том, что олигархи как правило - не налоговые резиденты. Их этот закон, как мне кажется не коснется. Ведь обратно их так и не "затащили". Налоги в России обязаны платить лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более. Как вы думаете, переживут они столь долгую разлуку с Родиной? Затоскуют ли по родным березкам от, до тошноты надоевших, мангровых зарослей Индонезии и Филиппин или, набивших оскомину и видом и вкусом, виноградников южной Франции?
И почему так? Я считаю, что налоги в России должен платить любой кто ведет бизнес на территории РФ, вне зависимости от места проживания
Так на кого тогда направляется налоговый взор государства? Все таки не на олигархический класс, как это было задумано изначально. А на, и так малочисленный предпринимательский класс, который и без того тяжело выживает в России. И на высокооплачиваемых специалистов в своих сферах, которых в России и без того немного.
Да и согласитесь, что такое 416 рублей в месяц для Абрамовича, Бендукидзе, Аликперова, Дерипаски? Ничего. Но это как раз хороший оклад специалистов, собственников небольших, перспективных предприятий, экспертов.
С которых уже есть что взять.
А те, кто эксплуатирует недра, ресурсы, и российскую собственность, опять остаются в стороне. Да и что для них, кто даже и платит налоги в России, ставка в 15%?
Не слишком ли это мало?

Реальные располагаемые доходы населения падают четыре года подряд. Их рост в октябре (на 1,4% за последние 12 месяцев, по данным Росстата, после четырех лет непрерывного падения) не меняет ничего по существу: если год и удастся закончить в плюсе, то он будет чисто символическим. А ведь в первом полугодии рост реальных доходов был довольно бурным, но падение, возобновившееся летом, нивелировало его.

Не стоит ожидать роста доходов и в следующем году: этому помешает повышение НДС с 18% до 20% с января 2019 года, которое вызовет рост цен.

Электоральный рейтинг президента Владимира Путина за последние полгода опустился до уровня февраля 2014 года, до присоединения Крыма, фиксирует опрос ФОМа. Если в мае 2018 года за действующего президента готовы были проголосовать 64% россиян, в июне этот показатель составил уже 56%, в сентябре — 46%, а в ноябре — 45%. Последний раз такой низкий показатель был почти пять лет назад.

Снижение рейтинга Путина фиксирует и опрос ВЦИОМа. Он по-прежнему с гигантским отрывом лидирует в списке политиков, вызывающих у россиян наибольшее доверие. Однако, по самым свежим данным, этот показатель самый низкий за последние 12 лет — 35,6%.

Сигнал 2. Компании: исчезает больше, чем появляется

Эксперты сравнивали страны по 19 показателям в пяти категориях: макроэкономика, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и налоговая политика. Например, российские публичные компании направляют на дивиденды в среднем 31,7% своей прибыли, в то время как страны БРИКС — 50,7%, а средний уровень по 30 крупнейшим экономикам — 64,6%. Капитализация фондового рынка в России составила лишь 50% национального ВВП, в то время как средний показатель — 75%.

Более того, растущие долги — это не только потребительские кредиты. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) собирает данные и о злостных неплательщиках коммунальных услуг. На начало ноября их число достигло 29,2 тыс. человек, увеличившись с начала 2018 года на 20,7%. Долг этих людей за услуги ЖКХ достиг к ноябрю 1,63 млрд рублей, увеличившись с января на 27,3%.

Сигнал 4. Налоговый прессинг

Сигнал 5. Обилие плохих идей

Однако есть и куда более серьезные инициативы. Последний яркий пример — дедолларизация российской экономики. Она уже спровоцировала отток средств из банков. В августе объем депозитов в российских банках снизился на 0,6%, а в сентябре — на 0,8%. В реальном выражении отток вкладов в III квартале 2018 года составил 1,1%, что стало худшим квартальным показателем с 2014 года. Но это еще не все.

Сигнал 6. Рост цен: инфляция набирает обороты

Рост цен по итогам 2018 года превысит 3,4%, заложенные в прогнозе Минэкономразвития, уже признал глава ведомства Максим Орешкин.

Напомним, что последний раз двухзначная инфляция в России была зафиксирована по итогам 2015 года — 12,9%.

Сигнал 7. Плохое качество экономического роста

По итогам этого года ВВП России должен немного, но вырасти. ЦБ прогнозирует рост в 1,5—2%, Минэкономразвития — 2,1%. В МВФ ожидают роста нашей экономики на 1,7%.

Сигнал 8. Инвестиции бегут из России

Из России утекают деньги: как портфельные инвестиции, так и прямые.

Совокупный чистый отток капитала с фондового и долгового рынков России со стороны фондов, инвестирующих в акции и облигации РФ, за неделю с 15 по 21 ноября 2018 года достиг 90 млн долларов США против оттока в 40 млн долларов неделей ранее, приводит данные EPFR Global. При этом чистый отток капитала из российских акций составил 60 млн долларов (против 10 млн неделей ранее), а из облигаций — 30 млн (столько же, сколько и неделей ранее). Причем это была шестая неделя подряд, когда уходили деньги из фондов, инвестирующих в облигации. Все это можно было бы списать на общемировую тенденцию: деньги сейчас уходят с практически всех развивающихся рынков. Однако в России начался и отток прямых иностранных инвестиций.

В III квартале этого года чистый отток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг 6 млрд долларов, что стало абсолютным рекордом в постсоветской России. Цифра за январь — сентябрь пока положительная, за счет притока начала года. Однако показатель девяти месяцев 2018 года оказался в 11 раз ниже показателя 2017 года за тот же период: 2,4 млрд против 25,8 млрд долларов.

Сигнал 9. Риск падения цены на нефть

- Учитывая прогнозируемое Минфином снижение доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей, глава ведомства Алексей Кудрин хочет обезопасить государственную казну в будущем от дополнительных издержек, связанных с пенсионным обеспечением. Поводом для дополнительного налогообложения доходов граждан послужило то, что сегодня россияне платят самый маленький в Европе подоходный налог, в размере 13 процентов. Поэтому и было решено компенсацию пенсионных расходов переложить на плечи граждан. Однако если на средний класс и обеспеченных россиян фактическое повышение подоходных выплат не окажет существенного влияния, то вполне вероятно недовольство среди работников бюджетной сферы и низкооплачиваемых категорий граждан.

Поводом для дополнительного налогообложения доходов граждан послужило то, что сегодня россияне платят самый маленький в Европе подоходный налог, в размере 13 процентов.

В Минфине оправдывают свое решение тем, что таким образом приучают россиян в добровольно-принудительном порядке копить на собственную пенсию, по аналогии с Западом. Совместное финансирование пенсии за счет средств работника и работодателя - распространенная практика в развитых странах, заявляет управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий Путилин:

Возрастные проблемы

Существует еще один способ поднять людям пенсии, не увеличивая при этом налоги. Это - изменение пенсионного возраста. О таком варианте решения проблемы говорят уже очень долго, но единогласного мнения по этому поводу нет. При сохраняющемся уровне смертности раздвинуть возрастные рамки нереально. Если он снизится, то решено повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, а для мужчин до 62 или 63. До какого точно возраста могут поднять порог выхода на пенсию и каким образом это будет происходить, пока неизвестно. Ясно только, что реформа будет проходить поэтапно. Например, каждый год будет повышаться планка на определенный возрастной промежуток.

Нет пути назад

На этом перечень предложенных Минфином нововведений не заканчивается. Чиновники заодно решили скорректировать регрессивную зарплатную шкалу ЕСН. С 2010 года почти в четыре раза могут быть увеличены пороговые значения зарплат. Если сейчас максимальной ставкой (26%) облагаются доходы не выше 280 тысяч рублей в год, то Минфин предлагает эту планку поднять. Для работника, который получает до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год, ЕСН составит 26 процентов, до 2 миллионов 300 тысяч рублей - 10 процентов, для получающих больше - 2 процента. Это плохая идея, так как ЕСН - самый затратный налог, уверен Дмитрий Путилин:

- Регрессивная шкала, которая действует сейчас, стимулирует компании и высокооплачиваемых работников обелять зарплаты, с тем чтобы воспользоваться правом на регрессию. Если планка доступа к регрессивной шкале будет повышена, может произойти отступление в плане обеления зарплат, компании опять начнут применять агрессивные зарплатные схемы. Также повышение ЕСН неизбежно приведет к росту затрат компаний, что вызовет рост цен на их продукцию. Ввиду не слишком высокой конкурентоспособности российской экономики, данный фактор, безусловно, окажет отрицательное воздействие.

Предприниматели решительно против.

Негодуют в РСПП и по поводу увеличения фактической налоговой нагрузки на бизнес в части ЕСН. По мнению предпринимателей, основная нагрузка падет на компании, привлекающие молодых и высококвалифицированных сотрудников. Восстановление эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года и невозможность ее снижения в будущем приведет к тому, что с 1 января 2010 года 97 процентов фонда заработной платы будет облагаться по максимальной ставке налога - 26 процентов. Это означает введение плоской шкалы ЕСН практически для всех доходных групп.

Немного цифр

Введение предлагаемых Минфином мер, по расчетам РСПП, приведет к росту расходов работодателей на 1,1 триллиона рублей по сравнению с действующими ставками ЕСН, или более чем на 40%, и на 0,6 триллиона рублей по ставкам, действовавшим до 2005 года, или на 20%.

В результате реализации предложений эффективная ставка ЕСН не достигнет уровня 2005 года, как заявляют в Минфине, а превысит ее значение на 2,5-3,5 процентных пункта.

Альтернативы не может не быть

В Минфине пытаются воззвать к доброму и вечному, ведь благодаря инициативам уже в 2010 году средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 рублей. Ну и что, если работники и компании будут платить немного больше налогов, зато пенсионеры смогут получать достойную пенсию. Иного выхода все равно нет, внушают чиновники, ведь доходы бюджета будут уменьшаться, а количество пенсионеров расти.

Тем не менее в Министерстве здравоохранения и социального развития уверены: альтернатива есть. В ведомстве не теряли времени даром и тоже подготовили концепцию реформирования пенсионной системы. Большой плюс в том, что она не предлагает обременять граждан новым налогом. Зато всю налоговую нагрузку хотят полностью переложить на работодателя. В частности, увеличить ЕСН с 26 процентов до 32 процентов, отменить регрессивную шкалу уплаты единого социального налога и обязать работодателя платить налоги лишь с годовой зарплаты сотрудника до 407 тысяч в год. Все доходы сверх этой суммы решено полностью освободить от налогообложения.

Конечно, это не вариант, и бизнес явно будет против. Поэтому, наверное, придется всем согласиться с инициативой Минфина. С какой-то стороны повышение пенсионных отчислений и их отнесение к расходам граждан можно связать с желанием уберечь бизнес от дополнительных выплат. Ведь объединения предпринимателей уже на протяжении многих лет объясняют правительству необходимость снижения налоговой нагрузки на бизнес, считает Владимир Сергиевский:

- В принципе, идея Минфина вполне приемлема с точки зрения государственной политики, однако следует ожидать бурного обсуждения данного проекта и внесения в него поправок, снижающих возможность социальной напряженности. С другой стороны, с учетом различных мнений по данному вопросу, конечный документ может в итоге оказаться неспособен решить задачу наполнения Пенсионного фонда. В любом случае, мы не думаем, что проект Минфина будет принят в ближайшее время.

Кстати, на Западе будущие пенсионеры привыкли заботиться о себе сами. Там активно развиты альтернативные способы накопления пенсионных средств: добровольное пенсионное обеспечение, накопительное страхование жизни, инвестиции в ПИФы. Именно с помощью указанных инструментов, а не государственных пенсионных выплат, пенсионеры в развитых странах позволяют себе жить вполне обеспеченно, а не рассчитывать на помощь государства и молодых работников.

Читайте также: