Налоговый период при оплате штрафа сзв м

Обновлено: 30.06.2024

Форма СЗВ-М подается бюджетными учреждениями – страхователями ежемесячно в отделения ПФР (с мая 2021 года нужно представлять форму СЗВ-М на бланке, утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п). В ней, как известно, отражаются сведения о лицах, которым выплатили доход по трудовым или гражданско-правовым договорам (СНИЛС, Ф. И. О., ИНН (при наличии)). При этом в форме отсутствуют стоимостные показатели. Но данное обстоятельство не избавляет учреждения от штрафов, связанных с указанным отчетом.

О чем именно спорят страхователи с ревизорами? В каких случаях страхователям удается опротестовать штрафы или хотя бы снизить их размер? Какие обстоятельства определяют исход споров с фондом?

Штрафные санкции для страхователя

О двух правонарушениях, по которым предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, говорится в ч. 3 ст. 17 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ:

представление неполных и (или) недостоверных сведений в форме СЗВ-М;

непредставление в установленный срок (СЗВ-М представляется в отделение ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ)) сведений по форме СЗВ-М.

Процедура привлечения страхователя к ответственности за указанные деяния определена положениями ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Величина штрафа за непредставление в установленный срок формы СЗВ-М либо за представление ее с неполными и (или) недостоверными сведениями рассчитывается в зависимости от количества застрахованных лиц. Поэтому просрочка при подаче отчета даже на день по факту оборачивается для учреждения огромным штрафом, который можно снизить в судебном порядке.

Порядок принудительного взыскания штрафов

Процедура взыскания штрафов, установленных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, определена в той же статье.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения ревизоров ПФР о привлечении учреждения к ответственности ему направят требование о добровольной уплате штрафа (лично, по почте, через Интернет). Это требование надлежит исполнить также в 10-дневный срок со дня его получения (ч. 15 и 16 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Если учреждение добровольно не уплатит штраф, его принудительное взыскание возможно только в судебном порядке (ч. 17 названной статьи).

Обратите внимание: правоотношения, связанные с обязательными платежами на ОПС, в том числе в части контроля их уплаты, с 2017 года регулируются налоговым законодательством. Поэтому в отношении штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, при отсутствии иного специального правового регулирования (ч. 6 ст. 13 АПК РФ) действуют сроки, определенные Налоговым кодексом (см., например, Постановление АС СЗО от 19.07.2021 № Ф07-9613/2021 по делу № А56-118269/2020). Иначе говоря, заявление о взыскании штрафа отделение ПФР может подать в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Также следует учесть, что отделение ПФР вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ, только если размер санкции превышает 3 000 руб. (ч. 18 названной статьи).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате штрафа, учитываемого ПФР при расчете общей суммы санкций, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3 000 руб., фонд может обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма превысила 3 000 руб. В противном случае (если обозначенный предел не превышен) отделение ПФР вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения 3-летнего срока (ч. 19, 20 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Смягчающие обстоятельства при применении штрафов

Законом № 27-ФЗ не определены ни обстоятельства, исключающие вину страхователя или смягчающие ответственность в связи с непредставлением им в установленный срок формы СЗВ-М, ни порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Тем не менее страхователям нередко удается снизить штрафы.

Благоприятному для учреждения исходу судебного спора могут поспособствовать следующие обстоятельства (разумеется, в совокупности):

у учреждения отсутствуют задолженность перед бюджетом и умысел на совершение нарушения законодательства;

нарушение учреждением срока представления формы СЗВ-М не привело к негативным последствиям для бюджета (и это так, ведь в отчете нет суммовых показателей);

учреждение впервые нарушило срок представления формы СЗВ-М;

размер санкции не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Приведем несколько примеров судебных решений, в которых суды снизили штраф, признав просрочку незначительной.

Реквизиты судебного акта

Период просрочки

На сколько снижен штраф

Постановление АС МО от 01.03.2021 № Ф05-1934/2021 по делу № А40-52581/2020

Просрочка – один рабочий день: вместо пятницы отчет сдан в понедельник

Штраф снижен с 533 000 руб. до 1 000 руб.

Постановление АС ЦО от 02.06.2020 № Ф10-1197/2020 по делу № А83-10587/2019

Просрочка – несколько дней: январский отчет сдан 19 (а не 15) февраля

Штраф снижен в 10 раз – с 102 500 руб. до 10 250 руб.

Постановление АС ЗСО от 29.09.2020 № Ф04-4198/2020 по делу № А45-968/2020

Просрочка составила восемь дней

Штраф снижен с 5 500 руб. до 1 000 руб.

Просрочка составила несколько дней: отчет сдан 28 февраля

Штраф снижен в 3 раза – с 33 000 руб. до 11 000 руб.

Неверное указание в форме реквизитов грозит страхователю штрафом?

СНИЛС застрахованных лиц

Если неверное указание СНИЛС одного или нескольких застрахованных лиц в форме СЗВ-М не препятствует их идентификации, то привлечение страхователя к ответственности в виде штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), в данном случае неправомерно. Такой вывод сделан в Постановлении АС УО от 11.02.2021 № Ф09-8987/20 по делу № А60-30060/2020. Арбитры отметили: данные ошибки являются опечаткой (технической ошибкой) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество) указаны верно. Соответственно, такая ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и, следовательно, как ошибка, влекущая наложение финансовой санкции.

Между тем в Постановлении АС ВВО от 20.10.2020 № Ф01-13316/2020 по делу № А43-49677/2019 сделан противоположный вывод в споре между страхователем и отделением ПФР из-за неверного СНИЛС. Арбитры не стали выяснять, можно ли идентифицировать застрахованное лицо по другим данным, и признали штраф по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ правомерным.

Технические ошибки

Суды считают, что технические ошибки, допущенные при заполнении формы СЗФ-М (например, отчество отражено в строке имени вместо строки отчества), при верном указании СНИЛС застрахованного лица не препятствуют идентификации этого лица и определению размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов для их последующего разнесения на индивидуальные лицевые счета. В таком случае штраф по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ является неправомерным (см., например, постановления АС ВСО от 29.09.2021 № Ф02-5455/2021 по делу № А33-18450/2020, АС ДВО от 23.03.2021 № Ф03-370/2021 по делу № А59-2324/2020).

А в Постановлении АС ВВО от 22.03.2021 № Ф01-382/2021 по делу № А43-49680/2019 ;арбитры признали правомерным штраф в ситуации, когда страхователь указал в форме СЗВ-М не соответствующую СНИЛС фамилию сотрудника и не внес исправления в течение пяти дней после получения от ПФР уведомления об этой ошибке.

Регистрационный номер

В Постановлении АС УО от 02.03.2021 № Ф09-598/21 по делу № А71-7616/2020 был отменен штраф в следующей ситуации. Страхователь, получив от отделения ПФР уведомление о необходимости уточнения отчета, представил его в установленный срок, но не добавил в форму СЗВ-М свой регистрационный номер. Ревизоры сочли эту ошибку грубой и направили страхователю уведомление о ее устранении. Поскольку страхователь не исправил ошибку в отчетности, на него был наложен штраф.

Но арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) страхователя состава вменяемого правонарушения. Они исходили из недоказанности того факта, что неуказание в дополняющих формах СЗВ-М регистрационного номера страхователя не позволило фонду его идентифицировать и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании ;т. 16 Закона № 27-ФЗ. Суд также отметил, что само по себе неисполнение страхователем требования фонда об устранении ошибок в поданной отчетности не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Подача дополняющей формы СЗВ-М со сведениями о новых работниках

Помимо исходной формы СЗВ-М страхователю разрешено подавать еще две формы (п. 13 Порядка заполнения, утвержденного ;Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п):

дополняющую – если отчет представляется с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период (например, если в исходную форму не были включены сотрудники, уволенные в начале отчетного месяца);

отменяющую – если отчет представляется с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Предположим, учреждение самостоятельно выявило ошибки в ранее поданном отчете и исправило их до того, как их обнаружили ревизоры фонда (например, подало дополняющую форму со сведениями о застрахованных лицах, которые не были включены в первоначальный отчет). Применяются ли к нему в этом случае финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона № 27-ФЗ? Давайте разбираться.

В пункте 40 Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция) сказано: в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период сведениям о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления сведений о которых истек, к такому страхователю применяются предусмотренные ст. 17 Закона № 27-ФЗ санкции за непредставление индивидуальных сведений на названных лиц в установленный срок.

Выходит, что, если страхователь подаст за пределами отчетных сроков (в том числе до того, как отделение ПФР обнаружит ошибку) дополняющую форму СЗВ-М в отношении работников, сведения о которых не были включены в первоначальную форму, избежать штрафа у него не получится. Иными словами, подача дополнительных сведений о застрахованных лицах согласно названной инструкции не является исправлением страхователем собственных ошибок. И такой позиции по рассматриваемому вопросу чиновники ПФР и ревизоры на местах придерживаются уже давно (что следует, например, из Письма ПФ РФ № 19-19/5602). Более того, п. 40 Инструкции ревизоры нередко пытаются применять к ситуациям, возникшим ранее вступления в силу указанной инструкции (см., например, Постановление АС МО от 27.07.2021 № Ф05-17023/2021 по делу № А40-210397/2020).

Между тем суды зачастую не соглашаются с чиновниками. К примеру, в Постановлении АС ВСО от 08.09.2021 № Ф02-4293/2021 по делу № А69-574/2021 ревизоры ПФР, руководствуясь п. 40 Инструкции, настаивали на применении санкций по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в отношении учреждения, подавшего в октябре 2020 года дополняющую форму СЗВ-М за август со сведениями о застрахованных лицах, не включенных в исходный отчет. Суды, отменяя штраф, указали на следующее. Положения п. 40 Инструкции подлежат применению с одновременным учетом предусмотренного Законом № 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений. В рассматриваемом случае дополняющие сведения представлены учреждением до обнаружения фондом их неполноты. Данное обстоятельство не позволяет квалифицировать действия учреждения как нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Взыскание убытков от индексации пенсии с учреждения

Действующим законодательством не предусмотрена возможность удержания с работников-пенсионеров (при отсутствии недобросовестности с их стороны или счетной ошибки) излишне выплаченных сумм пенсии, которые образовались в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и недостоверных сведений в ПФР. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата (п. 11 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.11.2020). Поэтому, если учреждение представит в ПФР неверные сведения о работающих пенсионерах (по форме СЗВ-М), на него возлагается обязанность по возмещению ПФР перерасхода по пенсии, возникшего по его вине (п. 2 ст. 28 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). В таких случаях фонд ПФР обычно требует от учреждения возврата излишне выплаченных сумм страховой пенсии в качестве возмещения ущерба.

Суды, как правило, удовлетворяют требования фонда, если он докажет (ст. 1064 ГК РФ):

наличие ущерба и его размер;

противоправность действий работодателя-страхователя;

причинно-следственную связь между действиями страхователя и возникшими убытками.

Но было бы несправедливо с нашей стороны умолчать о противоположной судебной практике. Так, в деле № А29-2993/2020 (Постановление АС ВВО от 15.12.2020 № Ф01-14224/2020) арбитры удовлетворили заявленные требования ПФР в полном объеме. Как следует из дела, сведения по форме СЗВ-М за апрель и июнь 2018 года в отношении двух работающих пенсионеров учреждение представило в фонд только 05.06.2019 и 08.07.2019 соответственно (то есть с нарушением установленного срока). Поэтому на момент вынесения решений об индексации пенсий фонд не располагал информацией об осуществлении в апреле и июне 2018 года указанными лицами оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация, что повлекло необоснованную выплату в общей сумме 34 782,99 руб.

Довод учреждения о том, что оно представляло сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, согласно которым названные лица осуществляли трудовую деятельность, суды отклонили. По их мнению, правовое значение в данном случае имеет лишь тот факт, обладал ли фонд на момент принятия решения об индексации пенсий исходными или дополнительными сведениями именно за спорный период. Фонд такими сведениями не располагал.

В Постановлении АС ВВО от 12.10.2021 № Ф01-5411/2021 по делу № А29-13013/2020 арбитры также полностью поддержали требования фонда. Как следует из данного дела, сведения в отношении работающего пенсионера по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2017 года учреждение представило в ПФР 16.07.2020. Решение о повышении размера пенсии этому лицу как неработающему пенсионеру принято ПФР 16.02.2018 в соответствии с положениями ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ. То есть на момент вынесения решения об индексации пенсии фонд не располагал информацией об осуществлении указанным физическим лицом оплачиваемой трудовой деятельности, что повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 72 082,27 руб. Удовлетворяя требования фонда, суды подчеркнули, что представление учреждением сведений о застрахованном лице за последующие периоды в данном случае правового значения не имеет.

Есть также немало судебных актов, в которых арбитры признают факт причинения страхователем ущерба фонду, но не соглашаются с его размером. К примеру, в Постановлении АС СЗО от 07.12.2020 № Ф07-12568/2020 по делу № А56-121562/2019 сделан вывод, что перерасход средств на выплату пенсии произошел по вине учреждения лишь за четыре месяца (а не 15, как утверждали ревизоры). Поскольку сведения за другие месяцы представлены своевременно, у фонда имелась возможность принять новое решение о прекращении индексации пенсии застрахованному лицу.

В деле № А74-2530/2018, рассмотренном в Постановлении АС ВСО от 20.05.2020 № Ф02-1705/2020, фондом также вовремя не было вынесено новое решение об индексации пенсии после получения дополнительных сведений в отношении работающих в учреждении пенсионеров. С учетом этого обстоятельства арбитры пришли к выводу, что значительная часть переплаты возникла не из-за виновных действий работодателя, а из-за несвоевременной отмены фондом повышенной выплаты. В итоге с учреждения был взыскан ущерб в части переплаты пенсии за один месяц (см. также Постановление АС ДВО от 18.03.2020 № Ф03-664/2020 по делу № А59-2888/2019).


На кого конкретно страхователи должны представлять ежемесячную отчетность?

Указанные сведения должны быть представлены на лиц, с которыми в отчетном периоде (месяце) заключены, продолжают действовать или прекращены следующие договоры:

- договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

- договоры авторского заказа;

- договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

- издательские лицензионные договоры;

- лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Таким образом, для решения вопроса о представлении либо непредставлении на конкретное застрахованное лицо ежемесячной отчетности необходимо исходить из следующего:

1) какой договор заключен между работодателем и застрахованным лицом (вид договора);

3) не имеет значения, производились ли в отчетном периоде начисление и выплата заработной платы (вознаграждения) по данному договору и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Исключение составляют договоры авторского заказа и договоры, заключенные с авторами произведений. Порядок представления Сведений по форме СЗВ-М на лиц, заключивших данные договоры, изложен в ответе на вопрос № 16.

Рассмотрим данную ситуацию на примерах.

Застрахованное лицо, работавшее по трудовому договору, было уволено (трудовой договор расторгнут) 1 февраля 2021 года (т.е. в феврале 2021 года у данного застрахованного лица был только один рабочий день).

В данном случае имеет место ситуация, когда договор прекращен в отчетном периоде – феврале 2021 года. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Между страхователем и застрахованным лицом 31 декабря 2020 года (последний рабочий день декабря 2020 года) заключен гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение определенных видов работ. Поскольку работы по данному договору еще не выполнены, то, соответственно, на момент представления ежемесячной отчетности за декабрь 2020 года Акт приемки выполненных работ не оформлен, а также не произведена оплата по этому договору.

Договор заключен в отчетном периоде – декабре 2020 года. Соответственно, страхователь обязан представить на такое застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года.

Застрахованное лицо работает у страхователя с 2012 года по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. С сентября 2020 года по настоящее время данный работник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

В отчетном периоде – феврале 2021 года договор продолжает действовать. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Застрахованное лицо работает у страхователя с 2010 года по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. С 1 по 28 февраля 2021 года указанный работник находился в отпуске без сохранения заработной платы.

В отчетном периоде – февраль 2021 года договор продолжает действовать. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Аналогичным образом решается вопрос с представлением ежемесячной отчетности и в случаях, когда работник, фактически состоящий со страхователем в трудовых отношениях (т.е. имеет место ситуация, когда в отчетном периоде договор действовал хотя бы один день), не работал (т.е. по каким-либо причинам не соблюдал правила внутреннего трудового распорядка). Например, в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также в период прогула, простоя (как по вине администрации, так и по вине работника) и в других подобных ситуациях.

Одновременно обращаем внимание, что если организация производила какую-либо выплату застрахованному лицу вне рамок трудового договора или договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг (например, выплата вознаграждения к праздничной дате бывшим работникам организации, выплата стипендии учащимся и т.п.), на таких застрахованных лиц Сведения по форме СЗВ-М представлению не подлежат.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Должны ли представлять Сведения по форме СЗВ-М страхователи, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие)[3]?

Ответ. Указанные в вопросе категории страхователей ежемесячную отчетность НА СЕБЯ не представляют.

Однако если самостоятельные плательщики страховых взносов имеют наемных работников (т.е. лиц, с которыми у них заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера), то, соответственно, названные страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-М на своих работников.

При этом необходимо иметь в виду, что с 01.01.2017 в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов из Пенсионного фонда РФ налоговым органам изменился порядок регистрации в органах ПФР физических лиц, заключивших договоры с работниками (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих), а также порядок представления ими отчетных документов.

В связи с этим самостоятельные плательщики страховых взносов, являющиеся работодателями, должны представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц в органы ПФР с указанием регистрационного номера, присвоенного им как физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы за себя. Регистрационный номер в ПФР, присвоенный самостоятельным плательщикам страховых взносов, имеющим наемных работников, до 01.01.2017, при представлении отчетности в органы ПФР использовать не следует.

Вопрос 4.

Следует ли представлять ежемесячную отчетность на сотрудников правоохранительных органов и иных силовых ведомств?

На военнослужащих, сотрудников органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других силовых и правоохранительных органов обязательное пенсионное страхование не распространяется. Соответственно, ежемесячную отчетность на них представлять не следует.

Однако данное правило не распространяется на лиц, работающих в названных органах по вольному найму. Если между соответствующим органом и работником заключен трудовой или гражданско-правовой договор, то на таких сотрудников должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М.

Вопрос 5.

Следует ли представлять Сведения по форме СЗВ-М на безработных граждан?

Ответ. На граждан, состоящих на учете в органах занятости населения в качестве безработных, Сведения по форме СЗВ-М не представляются.

Вопрос 6.

Следует ли представлять ежемесячную отчетность на иностранных граждан и лиц без гражданства?

Ответ. Сведения по форме СЗВ-М следует представлять на застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются:

1) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;

2) временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;

Соответственно, на указанных иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми у работодателя заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М.

На иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, относящихся к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ, не распространяется обязательное пенсионное страхование, они не являются застрахованными лицами. Соответственно, на таких лиц Сведения по форме СЗВ-М представлению не подлежат.

Вопрос 7.

Должны ли самостоятельные плательщики страховых взносов заполнять такой реквизит Сведений по форме СЗВ-М, как код причины постановки на учет налогоплательщика[6]?

Ответ. Заполнение всех реквизитов о страхователе, указанных в разделе 1 Сведений по форме СЗВ-М, в том числе и идентификационный номер налогоплательщика[7] и КПП страхователя, является обязательным.

Однако у самостоятельных плательщиков страховых взносов КПП отсутствует. Соответственно, названная категория страхователей при представлении Сведений по форме СЗВ-М на лиц, состоящих с ними в трудовых или гражданско-правовых отношениях, данный реквизит не заполняет.

Вопрос 8.

Сведения по форме СЗВ-М представляет обособленное подразделение. Как в этом случае следует заполнять реквизиты ИНН и КПП?

Ответ. Обособленные подразделения юридических лиц заполняют данные реквизиты следующим образом:

- ИНН головной организации, поскольку у обособленного подразделения свой ИНН отсутствует;

- КПП обособленного подразделения (не головной организации).

Вопрос 9.

В разделе 4 Сведений по форме СЗВ-М предусмотрено заполнение такой информации о застрахованном лице, как ИНН застрахованного лица. Является ли заполнение такого реквизита обязательным? Не последует ли применение финансовых санкций за представление недостоверных сведений, если в Сведениях по форме СЗВ-М указанный реквизит будет отсутствовать?

Ответ. Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а также формой СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено, что ИНН застрахованного лица заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН работника.

Таким образом, в случае, если страхователь не располагает информацией об ИНН работника, то данный реквизит в форме СЗВ-М не заполняется. При этом у органов ПФР отсутствуют правовые основания для отказа в приеме от страхователей Сведений по форме СЗВ-М, в которых не заполнены данные об ИНН застрахованного лица.

Вопрос 10.

Следует ли представлять ежемесячную отчетность крестьянским (фермерским) хозяйствам[8]?

В данном случае глава КФХ не должен представлять Сведения по форме СЗВ-М (как на себя, так и на членов).

В данном случае глава КФХ на себя представлять Сведения по форме СЗВ-М не должен.

КФХ (как 89, так и 96 категории) могут иметь наемных работников, т.е. лиц, с которыми у КФХ заключены трудовые или гражданско-правовые договоры (НЕ ПУТАТЬ с членами КФХ).

В данном случае КФХ представляет Сведения по форме СЗВ-М на наемных работников.

КФХ состоит из трех членов хозяйства, один из которых выбран главой данного хозяйства. Кроме того, глава КФХ заключил трудовые договоры на неопределенный срок с двумя работниками.

Соответственно, глава КФХ должен представить Сведения по форме СЗВ-М только на наемных работников – на двух застрахованных лиц (с указанием регистрационного номера по 89 категории).

На себя и членов хозяйства Сведения по форме СЗВ-М глава КФХ представлять не должен.

Вопрос № 11.

Какую отчетность о страховом стаже своих работников должен ежегодно представлять в органы ПФР страхователь?

Сведения по данной форме представляются страхователями за отчетные периоды, начиная с календарного 2017 года.

Вопрос № 12.

На кого страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. Указанные сведения должны быть представлены страхователем на каждое работающее у него застрахованное лицо (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).

Вопрос № 13.

В какие сроки страхователь должен представлять в органы ПФР Сведения по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), должны представлять Сведения по форме СЗВ-СТАЖ ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Так, отчетность за календарный 2019 год необходимо будет представить не позднее 2 марта 2019 года.

Вопрос № 14.

Какая информация отражается в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. В Сведениях по форме СЗВ-СТАЖ отражается информация о периоде работы застрахованного лица в течение календарного года, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.

Вопрос 15.

Должна ли организация, не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, у которой отсутствуют наемные работники, представлять Сведения по форме СЗВ-М и Сведения по форме СЗВ-СТАЖ на учредителя, исполняющего функции руководителя, если с ним не заключен трудовой договор?

Ответ. С апреля 2018 года изменился порядок представления Сведений по форме СЗВ-М страхователями, не ведущими финансово-хозяйственную деятельность, у которых отсутствуют наемные работники (с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договоры), а функции руководителя выполняет единственный учредитель или один из учредителей организации.

Начиная с отчетного периода – апрель 2018 года указанные страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-М на следующие категории застрахованных лиц:

- на единственного участника (учредителя), члена организации, собственника ее имущества, который исполняет функции руководителя без заключения трудового или гражданско-правового договора;

- на одного из участников (учредителей) организации, на которого возложены функции руководителя без заключения трудового или гражданско-правового договора.

Кроме того, начиная с отчетного периода – календарный 2018 год, на указанные категории застрахованных лиц страхователи обязаны сдавать Сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Информация о периодах работы застрахованного лица в разделе 3 Сведений по форме СЗВ-СТАЖ заполняется следующим образом:

- календарные месяцы, в которых были начислены выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица и, соответственно, произведены начисления страховых взносов, отражаются как периоды работы, включаемые в страховой стаж (без указания какого-либо кода).

Вопрос 16.

В каком порядке должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М на лиц, заключивших договоры авторского заказа и на авторов произведений?

Ответ. На лиц, заключивших договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, Сведения по форме СЗВ-М необходимо представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации только за те отчетные месяцы, в которых в отношении данных лиц страхователем было произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Например, если денежное вознаграждение по договору авторского заказа, на которое начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, выплачено автору только один раз за год – в декабре 2021 года, сведения по форме СЗВ-М страхователь должен будет представить на данное застрахованное лицо только за отчетный период – декабрь 2021 года. В этом случае представлять ежемесячную отчетность за январь – ноябрь 2021 года не следует.

Вопрос 17.

Должны ли представлять Сведения по форме СЗВ-М организации, осуществляющие благотворительную деятельность?

При этом в соответствии с частью 6 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев (волонтеров), за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

В связи с этим в случае, если в рамках заключаемых с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовых договоров добровольческие (волонтерские) организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, на таких застрахованных лиц Сведения по форме СЗВ-М представляются.

Вопрос № 18.

Какие меры ответственности предусмотрены в отношении страхователей за представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в том числе, Сведений по форме СЗВ-М и Сведений по форме СЗВ-СТАЖ) с нарушением установленных сроков, а также в случае представления неполных и (или) недостоверных сведений?

Ответ. За непредставление в установленный срок, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета к страхователям применяются следующие меры ответственности:

- финансовые санкции в виде штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ). Данная мера ответственности применяется к страхователю (работодателю);

- наложение административного штрафа на должностное лицо страхователя в размере от 300 до 500 рублей (статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

вопросы

В рамках персонифицированной отчётности работодатель обязан сдавать несколько документов, одним из которых является СЗВ-М. Этот отчёт содержит в себе данные о застрахованных лицах, и при допущении ошибок СЗВ-М можно корректировать и сдать в исправленном виде.

Инструкция: как сдать корректирующий СЗВ-М

Корректировка СЗВ-М выполняется в три этапа. Первые два из них — предварительные, и только на третьем этапе можно приступать непосредственно к заполнению корректирующей формы.

В 2021 году корректировка формы СЗВ-М выполняется по тем же правилам, что действовали раньше. Мы подробно рассмотрим порядок действий в этом случае.

1 этап: проверка принятия отчёта

В первую очередь работодатель должен убедиться, что отчёт СЗВ-М был доставлен в территориальный орган ПФР и принят его сотрудниками. Для этого нужно помнить о трёх главных правилах. Отчёт считается принятым, если:

  • бумажный вариант СЗВ-М был сдан лично в отделение ПФР;
  • после отправки электронного отчёта был получен положительный протокол;
  • после отправки СЗВ-М по почте было получено уведомление о его доставке в ПФР.

То же самое мы отразили в удобной схеме.

Когда СЗВ-М получен ПФР

Направлять корректирующий отчёт СЗВ-М в ПФР можно сразу же после того, как исходный документ был получение Пенсионным фондом.

2 этап: выбор типа отчёта

Существует две формы для внесения корректировок в исходный документ. Выбор между ними зависит от того, что нужно сделать — отменить первичный отчёт или дополнить его.

Если вы хотите обнулить документ, вам нужно использовать отменяющую форму. Она используется, когда в исходном отчёте были допущены те или иные ошибки, например, внесены неверные данные о сотрудниках или указана лишняя информация.

Дополняющий отчёт нужен в том случае, если ошибок допущено не было, но в то же время вы забыли отразить в исходном документе какую-либо необходимую информацию.

Чтобы было легче понять и запомнить разницу, обратите внимание на таблицу.

Типовые формы СЗВ-М для внесения корректировок

3 этап: заполнение корректировочной формы

Вот мы и пришли к третьему и самому важному этапу: теперь форму нужно правильно заполнить.

В первую очередь нужно определиться с тем, какой бланк заполнять. С мая 2021 года — это бланк, утверждённый постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п.

Заполнение корректирующего отчёта должно начинаться с заполнения основных сведений. Реквизиты страхователя и отчётный период указываются в разделах 1 и 2, а тип формы — в разделе 3. Напомним, что форма может быть двух видов: дополняющая и отменяющая. Именно это и нужно указать в третьем разделе.

Заполнение корректирующего отчёта

Образец заполнения корректирующей формы

В какой срок сдавать корректирующий отчёт СЗВ-М

Для начала нам нужно разобраться, в каком формате мы вообще должны сдавать СЗВ-М. Для этого необходимо помнить о следующем алгоритме: если в прошлом отчётном периоде количество работников было менее 25 человек, то отчёт можно сдавать как в электронном, так и в бумажном виде. В остальных случаях — только в электронном.

Очередная схема для удобства запоминания.

Как предоставить СЗВ-М

Законом сроки подачи корректирующего отчёта не установлены, однако чтобы избежать штрафа, лучше подавать его как можно быстрее. Оптимальным будем срок в пять дней. Именно такой срок указан при обнаружении ошибки органом ПФР.

Штрафы за корректирующий отчёт СЗВ-М

Работодатель может получить штраф за отчёт СЗВ-М, который был подан с ошибками. Чтобы понять, за что будет выставлен штраф, в первую очередь необходимо разобраться, в каком случае штраф вообще могут выставить.

Итак, у нас есть две ситуации: страхователь сам обнаружил ошибку и об ошибке сообщили в уведомлении от ПФР. В первом случае работодатель не получит штрафа, если сам подаст корректирующий документ. Во втором случае избежать штрафа он также может. На это у работодатель будет пять дней, за которые он должен подать уточнёнку.

Проще это понять с помощью следующей схемы.

Когда будет штраф за корректирующий СЗВ-М

Если же страхователь не укладывается в отведённые на уточнение пять дней, тогда штрафа не избежать. За каждого сотрудника, в сведениях которого была допущена ошибка, работодателю придётся заплатить 500 рублей. То же самое касается и сотрудников, сведениях о которых не были поданы вообще.

Как сдавать корректировку при ликвидации работодателя

Если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность, либо если организация ликвидирована, персонифицированные сведения всё равно должны быть подвергнуты корректировка в случае, когда в них допущены неточности. Данная обязанность ложится уже не на работодателя, который прекратил своё существование, а на сотрудников Пенсионного Фонда.

Это связано с тем, что на лицевых счетах застрахованных лиц должны быть достоверные сведения вне зависимости от того, прекратил свою деятельность работодатель или нет.

Что делать, если ПФР не принимает отчёт

В ответ на сданный отчёт СЗВ-М Пенсионный Фонд может выслать уведомление, в котором будет указан код ошибки. Этот код будет указывать не только на саму ошибку, но и на способ её решения.

Всего есть 14 ошибок, которые объединены в три группы ошибок — коды 20, 30 и 50. Подробно ознакомиться с каждой из ошибок можно в Постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077П.

Если приходит ошибка с кодом 50, то отчёт придётся направлять заново. Такая ошибка может прийти, например, когда использована некорректная электронная подпись. Если ошибка приходит под кодом 20 или 30, достаточно сдать дополняющий отчёт. Например, код 20 может прийти, когда не заполнен ИНН.

При несвоевременной подаче СЗВ-М предусмотрен штраф — 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Если сотрудников в штате много, то штраф исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей. Например, если сведения не подали на 300 сотрудников, штраф будет весьма внушительным — 150 000 руб.

При этом ответственность назначается даже при задержке по сдаче отчета всего на несколько дней. Однако судьи при судебном разбирательстве зачастую встают на сторону работодателя, а не ПФР, отменяя такое наказание.

Кто сдает СЗВ-М

Все юрлица и ИП, являющиеся работодателями, должны ежемесячно отчитываться в ПФР по форме СЗВ-М. Отчет требуется сдать не позже 15-го числа месяца, идущего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ).

Если срок нарушен — штраф за каждое застрахованное лицо в размере 500 руб. Но его вполне можно уменьшить или даже полностью оспорить через суд.

Исправление ошибки привело к несвоевременной сдаче СЗВ-М

Страхователь направил отчет СЗВ-М своевременно, после чего в документе нашлась ошибка. Для ее исправления подается уточненный отчет, но он поступает в ПФР после срока сдачи СЗВ-М.

Если работодатель самостоятельно обнаружил ошибку и исправил ее, к нему не применяются штрафные санкции. Об этом моменте указано в п. 40 Инструкции, регламентированной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н.

Также суд может встать на сторону работодателя и отменить штраф ПФР, если страхователь укажет вместо отчества вторую часть имени иностранного сотрудника или ошибется в указании отчетного периода, неверное укажет СНИЛС работника или свой регистрационный номер в ПФР. В этих случаях суд может поддержать работодателя даже с учетом того, что неточности будут исправлены после того, как их выявит Пенсионный фонд.

В исходном отчете СЗВ-М не указали сотрудника

Бывают ситуации, при которых работодатели подают исходную форму отчета СЗВ-М, в которой отсутствует информация о некоторых работниках. После того, как ошибка будет обнаружена, они сдают дополнительную форму в отношении сотрудников, которые ранее не были включены в отчет.

Если дополнительные сведения поступили в Пенсионный фонд после окончания срока, установленного для сдачи СЗВ-М, работодателя оштрафуют на 500 руб. в отношении каждого забытого сотрудника. На этот момент ПФР указывает в своем Письме от 28.03.2018 г. № 19-19/5602. Аналогичная позиция содержится в Письме отделения ПФР по Москве и Московской обл. от 16.04.2021 г. № Т-3586-16-02-204/4335.

В прошлые годы работодатели в некоторых случаях смогли оспорить такие штрафы через судебное разбирательство. Но теперь ситуация поменялась, поскольку с 27 июля 2020 года начала действовать Инструкция, регламентированная Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211 н. В ней на основании п. 39 можно сделать вывод, то если работодатель подает дополнительный СЗВ-М на забытых сотрудников и при этом срок сдачи отчета уже прошел, то штраф будет назначен. В связи с этим оспорить санкции будет довольно сложно.

Однако санкций удастся избежать, когда ПФР при обнаружении неверно указанного числа застрахованных лиц не прислал работодателю уведомление об устранении расхождений. Если документа нет, можно использовать это в качестве аргумента для аннулирования штрафа (Постановление АС Центрального округа от 08.06.2021 г. № А83-22006/2019).

Из-за ошибок по сотрудникам отчет СЗВ-М не сдан в срок

СЗВ-М — это таблица, в которой указываются данные по работникам — ФИО, СНИЛС, ИНН. Для успешной сдачи отчета требуется указать корректную информацию, а если есть ошибка, ПФР может отказать в принятии отчета.

Работодатели с такой позицией не соглашаются, считая, что штрафы должны быть только за сотрудников, по которым допущены ошибки. При этом суды при решении данного вопроса не могут прийти к единой позиции. В некоторых случаях они поддерживают ПФР (Постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.2017 г. № Ф03-4421/2017), а в других — работодателей (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.2017 г. № А27-22235/2016). К примеру, защищая интересы страхователей, суды считают, что отчет с ошибками по отдельным работникам не считается несданным в полном объеме. Соответственно, нельзя применять штраф исходя их общего числа сотрудников.

Несвоевременно сдали отчет СЗВ-М при наличии смягчающих обстоятельств

Если в штате компании или ИП очень много сотрудников, то и величина штрафа за просрочку сдачи отчета СЗВ-М будет весьма значительной. Даже если вина работодателя доказана, через суд можно попробовать снизить размер финансовой ответственности. Нужно представить доказательства, что правонарушение совершено при смягчающих обстоятельствах.

Одним из примеров смягчающих обстоятельств является небольшой период просрочки. Часто суды понимают под ним просрочку по сдаче отчета на срок не больше 16 дней. Кроме того, аргументировать можно тем, что работодатель совершил правонарушение впервые, а до этого всегда вовремя выполнял свою обязанность по сдаче отчета. Также смягчающим аргументом может быть отсутствие задолженности по страховым взносам.

Некоторым образом снизить размер штрафа или полностью его отменить можно, если доказать присутствие технических проблем в момент сдачи отчета — отсутствие электричества.

Дата публикации 12.03.2020

В конце 2019 года Пленум ВС РФ внес в Госдуму законопроект № 863715-7, которым предлагается уточнить правила освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления. Так, освобождение будет возможно, если лицо возместит ущерб бюджету до момента удаления суда в совещательную комнату, а не до назначения первого судебного заседания, как сейчас (ст. 28.1 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ в декабре подготовил Обзор судебной практики № 4 (2019 г.). В него включены важные выводы для налогоплательщиков и страхователей:

  • применять УСН можно, даже когда нарушен срок подачи уведомления, если инспекция длительное время без возражений принимала отчетность и платежи, установленные для этого спецрежима (п. 30 обзора);
  • подтвердить убыток прошлых лет можно регистрами налогового учета, если сложно в короткий срок представить в инспекцию первичные документы, которые обосновывают расходы (п. 34 обзора);
  • если после получения уведомления ПФР о выявлении ошибки страхователь дополнил форму СЗВ-М и сдал ее в срок, штраф неправомерен (п. 36 обзора).

Также ВС РФ отказался пересматривать несколько жалоб. О них подробнее ниже.

Перед продлением лицензии следует убедиться, что отсутствуют пени и штрафы по налогам

Организация подала заявление о переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции и оплатила госпошлину. Днем раньше она перечислила задолженность по пеням по торговому сбору. Лицензирующий орган отказался продлить срок действия лицензии из-за задолженности. Дело в том, что когда он обратился в инспекцию, у нее не было информации об уплате задолженности. Госпошлина за переоформление лицензии не возвращается. ВС РФ согласился с такими выводами нижестоящих судов (определение от 26.12.2019 № 305-ЭС19-20045).

На заметку. До подачи заявления о продлении срока действия лицензии лучше свериться с инспекцией и убедиться, что задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов нет. Так советует поступать и Минфин России (письмо от 07.05.2019 № 03-14-15/33102).

Страхователя нельзя оштрафовать за самостоятельное дополнение СЗВ-М

Форма СЗВ-М сдана в ПФР в срок, но обнаружены работники, которые в отчете не отражены. Страхователь вправе уточнить исходные сведения и подать дополняющую форму СЗВ-М. Если ошибки исправлены до того как их выявил ПФР, он не может привлечь страхователя к ответственности. Такой вывод сделали суды, ВС РФ их поддержал (определение от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23114).

На заметку. Этот вывод особенно полезен страхователям, потому что с 1 октября 2018 года изменились положения Инструкции по ведению персучета. В ней прописано, что штраф не применяется, только если в уточненной форме СЗВ-М корректируются данные по лицу, которое было включено в первоначальный отчет. Однако теперь штрафы, назначенные отделениями ПФР на местах, можно успешно оспорить в суде, причем даже если в уточненную форму СЗВ-М включены данные о "забытом" застрахованном.

За несвоевременную сдачу расчета по взносам за отчетный период грозит штраф

Организация пыталась доказать, что при несвоевременной сдаче квартального расчета нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ. Компания ссылалась на позицию Пленума ВАС РФ (постановление от 30.07.2013 № 57): ответственность по ст. 119 НК РФ не применяется при опоздании с подачей по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, причем вне зависимости от того, как этот документ поименован в НК РФ.

Верховный Суд (определение от 24.12.2019 № 301-ЭС19-20496) поддержал нижестоящие инстанции, которые отклонили ссылки на ВАС РФ. Нижестоящие инстанции указали, что взносы страхователя за отчетный период не отвечают признакам авансовых платежей, которые могут увеличиваться или уменьшаться по итогам расчетного периода.

На заметку. ФНС разъясняла, что штраф по ст. 119 НК РФ распространяется на случаи несвоевременного представления расчета по страховым взносам (информация от 27.09.2019).

Страхователь не всегда должен возмещать убытки ПФР, даже если форма СЗВ-М подана с опозданием

ПФР потребовал от страхователя возместить убыток, который возник при выплате пенсий в повышенном размере. Причина убытка, по мнению фонда, состоит в том, что организация не представила в установленный срок отчет индивидуального персонифицированного учета. Фонд решил, что пенсионер уволился и выплатил пенсию с индексацией, которая не предоставляется работающим пенсионерам.

Суды отказали фонду во взыскании убытка со страхователя. Они отметили, что необходимо установить причинно-следственную связь между фактом причинения убытков и действиями страхователя по предоставлению сведений персонифицированного учета. В данной ситуации на момент принятия решения о выплате пенсии фонд располагал сведениями о том, что пенсионер продолжал трудиться. Верховный Суд мнение нижестоящих судов поддержал (определение от 12.12.2019 № 304-ЭС19-22400).

Читайте также: