Налоговый орган проставить отметку на копии налоговой декларации

Обновлено: 13.05.2024

ФНС России в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 предупредила, что будет аннулировать декларации по НДС и налогу на прибыль с недостоверными подписями. Рассказываем, какие декларации покажутся налоговикам сомнительными, кто вправе их подписывать, и чем грозит фальсификация подписей.

Кто может подписывать декларации

По закону достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) подтверждает подпись налогоплательщика или его представителя (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Налоговые декларации от имени ИП подписывает сам ИП. У организаций есть законный представитель, который действует в интересах организации на основании учредительных документов. Такой представитель (директор, генеральный директор, президент, председатель и т.п.) имеет право подписывать налоговые декларации от имени организации без доверенности.

Остальные работники организации (заместитель или временно исполняющий обязанности директора, главный бухгалтер) в правоотношениях с налоговым органом могут выступать только как уполномоченные представители компании. Подписывают налоговые декларации они только на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, подтверждает подпись налогоплательщика или его представителя.

2. Представитель от имени организации вступать в правоотношения с налоговым органом может только на основании доверенности.

3. Недостоверность подписи на декларации – самостоятельное и достаточное основание для отказа в ее приеме.

4. Налоговики определили ряд обстоятельств, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (в том числе и подписи), содержащихся в декларации. Руководствуясь ими, они могут понять, что налогоплательщик не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, а его руководитель - номинальный.

6. Если в процессе проверки налоговики докажут, что декларация подписана неуполномоченным или неустановленным лицом, ее аннулируют.

7. Оспорить отказ в приеме декларации по причине недостоверности подписи можно в арбитражном суде. Перспектива признать действия налоговиков незаконными довольно реальна.

Доверенность от лица организации выдает и подписывает ее законный представитель (ст. 185 ГК РФ). Заверять доверенность у нотариуса не требуется.

Подписание декларации неустановленным либо неуправомоченным лицом грозит плательщику рядом неблагоприятных последствий. В первую очередь, плательщик рискует тем, что налоговики попросту откажут в приеме декларации.

125.jpg
Когда налоговая может не принять декларацию

Основания для отказа в приеме налоговых деклараций от налогоплательщика закреплены в административном регламенте ФНС, утвержденном приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н. Так, отказать в приеме налоговой декларации налоговики могут:

  • если лицо, представляющее декларацию, не имеет документов, удостоверяющих личность и документов, подтверждающих полномочия (паспорт, протокол, приказ о назначении);
  • если лицо представляет декларацию по доверенности, но доверенность отсутствует;
  • если форма (формат) представленной декларации не соответствует требованиям законодательства;
  • если налоговая декларация не подписана лицом, уполномоченным подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в ней;
  • если отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (иного представителя) при предоставлении налоговой декларации в электронном виде по ТКС. Несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) – тоже основание для отказа в приеме;
  • если декларация представлена не в тот налоговый орган.

Таким образом, по мнению контролирующего ведомства, недостоверность подписи – самостоятельное и достаточное основание для отказа в приеме декларации.

Кто в зоне риска

В письме ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 приводится ряд обстоятельств, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (в том числе и подписи), содержащихся в декларации. В их число входит:

126.jpg
Что будет с подозрительными компаниями

Если организация покажется налоговикам подозрительной, мероприятий налогового контроля ей будет не избежать.

Для начала руководителя организации или индивидуального предпринимателя вызовут на допрос, а в случае необходимости проведут и другие мероприятия. В частности, осмотр помещений по месту регистрации, истребование документов, их экспертизу и т.д.

Если в процессе проверки налоговики докажут, что декларация подписана неуполномоченным или неустановленным лицом, ее аннулируют, а фирма получит уведомление о признании отчета недействительным.

К счастью, пока это касается только деклараций по НДС и налогу на прибыль.

Кроме того, незаконное использование документов для образования юридического лица может привести к обвинительному приговору в отношении номинального директора.

Номинального директора, который за вознаграждение предоставил свой паспорт, могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 173.2 УК РФ.

Например, мировой суд Центрального района Петербурга 04.05.2017 г. вынес обвинительный приговор в отношении гражданки, которая сознательно внесла сведения о себе и компании в ЕГРЮЛ, но намерений заниматься бизнесом при этом не имела.

Оспаривание отказа в приеме декларации по причине недостоверности подписи

Оспорить отказ в приеме декларации по причине недостоверности подписи можно в арбитражном суде. Причем перспектива признать действия налоговиков незаконными довольно реальна. Судебные тяжбы с налоговыми органами компании часто выигрывают, если ИФНС отказывает в приеме декларации по основаниям, перечисленным в п. 28 административного регламента ФНС, утвержденного приказом Минфина № 99н от 02.07.2012 г.

Например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 27.06.2018 № А60-46912/2017 признал, что подписание декларации неустановленным лицом не является основанием для отказа в ее приеме. Налоговые органы не вправе при приеме декларации по НДС оценивать достоверность подписи лица, ее подписавшего. Инспекция не вправе отказать в приеме декларации по установленной форме, и обязана проставить по просьбе налогоплательщика на копии декларации отметку о приеме и дату представления либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Аналогичные выводы содержит решение Арбитражного суда Томской области по делу № А67-7436/2017от 02.03.2018 г.


Представление документов по требованию налоговой инспекции происходит по определенным НК РФ правилам, и в современных условиях для этого существует несколько способов. Расскажем об этом в нашем материале.

Способы представления документов

Если при камеральной проверке были потребованы различные документы, то в налоговую инспекцию их можно предоставить следующими способами (подп. 1 п. 2 ст. 93 НК РФ):

  • бумажные заверенные ксерокопии передаются лично налогоплательщиком или через представителя в налоговую инспекцию или заказным письмом по почте (подп. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • в электронной форме по специальному формату и в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • в виде скан-образов по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщик сам вправе выбрать, каким способом передавать ему документы по запросам и требованиям налоговиков (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налогоплательщики, обязанные сдавать отчетность только в электронном виде, не вправе направлять уведомления о невозможности представления запрашиваемых ФНС документов почтой.

Подробности см. здесь.

 Как представить документы по требованию налоговой инспекции

ВАЖНО! Пояснения по НДС можно подать только в электронном формате. Подробности см. в этой статье.

Какие возможности предоставляют электронные личные кабинеты, узнайте из материалов:

Перечень документов, которые может затребовать ФНС зависит от вида мероприятия, которое проводится налоговиками. Какие документы подготовить в рамках проверок (выездной или камеральной), вне проверок, при встречных проверках, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и приступайте к изучению Готового решения бесплатно.

Представление документов в электронной форме

Передать налоговикам требуемые документы в безбумажной форме можно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) через оператора электронного документооборота (ЭДО) или через сайт ФНС России (подробности об этом способе см. по ссылке).

Как получить электронную подпись, узнайте из публикации.

Благодаря такой возможности вы:

  • избегаете технических ошибок благодаря применению электронных форматов;
  • экономите свои ресурсы (не нужно распечатывать документы и приходить в инспекцию или на почту для их передачи (отправки));
  • гарантированно получаете подтверждение доставки документов.

На подготовку и представление документов у вас есть:

  • 5 рабочих дней, если налоговики ждут от вас документы (информацию) о конкретной сделке или контрагенте, в отношении которого проводится проверка;
  • 10 рабочих дней, если документы истребуются в рамках камеральной или выездной проверки в отношении вашей компании.

Отсчет сроков производится со дня получения требования о представлении документов.

Скан-образы бумажных документов: на что ориентироваться при их представлении

При передаче налоговикам скан-образов документов, составленных на бумажном носителе, ориентируйтесь:

  • на абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ, позволяющей представлять бумажные документы в электронной форме в виде электронных образов документов (составленных на бумаге документов, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов);
  • приказ ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, которым утвержден универсальный формат описи для передачи в налоговую сканированных копий документов, позволяющий отправлять налоговикам сканы любых бумаг;
  • письмо ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, в котором отмечена возможность представления в ИФНС любых документов в электронном виде с использованием любого программного обеспечения, если они составлены по установленным ФНС форматам.

Решая вопрос о том, в какой форме представить налоговикам истребуемые документы, не забывайте, что отдельные документы налоговики принимают исключительно в электронной форме. Подробнее об этом узнайте по ссылке.

Как подписать ксерокопии документов

Если документы представляются в бумажном виде, то следует придерживаться ряда правил.

Ксерокопии документов необходимо заверить у руководителя или другого уполномоченного лица. Можно также скрепить их печатью, если она есть у организации. Но это необязательно. Налоговики разрешают не заверять представляемые копии печатью, даже если компания или ИП не отказалась от печати в своей деятельности (письмо ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).

Уполномоченное лицо действует на основании доверенности, выданной руководителем. Доверенность должна быть составлена в соответствии с требованием законодательства (ст. 185-189 ГК РФ и подп. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).

Подпись на ксерокопии проставляется в соответствии с порядком оформления, определенном в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 (постановление Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст). Этот стандарт указывает, в каком порядке должны стоять надписи. Это выглядит таким образом:

Должность заверяющего Личная подпись Инициалы, фамилия

Необходимо учитывать, что установленный порядок носит рекомендательный характер, поэтому считается необязательным (подп. 4 п. 1 ГОСТ Р 6.30-2003). Таким образом, надписи могут находиться в любом месте документа.

20 марта 2020 г.

Нотариально удостоверять копии документов не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ). Но может возникнуть ситуация, когда без нотариуса не обойтись. Узнайте об этом из следующего раздела.

Нужно ли ИП заверять доверенность у нотариуса

Если документы предпринимателя для предоставления в налоговую инспекцию заверяются уполномоченным лицом, то необходима доверенность, заверенная у нотариуса (подп. 4 п. 2 ст. 11, подп. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).

Такого же мнения придерживаются:

  • судебные органы (см. решение Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
  • чиновники Минфина (письма от 24.03.2014 № 03-02-08/12763, от 01.08.2013 № 03-02-08/30900, от 15.11.2012 № 03-02-08/99, от 07.08.2009 № 03-02-08/66);
  • налоговики (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, от 16.10.2013 № ЕД-4-3/18527@).

Как оформить копии документов

Если законодательством не предусмотрена копия документов, заверенная нотариусом, то налоговые инспекторы не имеют право требовать заверенных копий (подп. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ, дополнительно письмо Минфина России от 07.12.2009 № 03-04-05-01/886).

Поэтому налоговым инспекторам предоставляются копии документов, заверенные руководителем.

Многостраничная копия документа обязательно прошивается и ставится единая заверительная надпись на прошивке. Листы нумеруются, и общее количество проставляется на заверительной надписи. Прошивать листы необходимо с таким условием, чтобы впоследствии не было расшития пачки, и был свободный доступ для ксерокопирования любого листа. Все даты, подписи должны быть хорошо видны на копии документа (письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Если документов несколько, то копии заверяются отдельно и на каждой ставится заверительная надпись. Об этом сообщает финансовое ведомство в своих письмах от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, от 30.11.2010 № 03-02-07/1-549 , а также налоговое ведомство в письме от 02.10.2012 № АС-4-2/16459. Такой же позиции придерживаются и судебные органы (постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).

Указанные письма относятся к встречным проверкам. Так как условия представления документов по требованию налоговых органов одинаковы, то могут применяться и к камеральным проверкам (п. 2 ст. 93, подп. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Не следует для копии документов применять использованные листы. На обратной стороне ставятся данные об исполнителе документа – фамилия, инициалы и номер телефона (письмо от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35).

Требование отсканированного варианта документа неправомерно

Действия налоговых инспекторов считаются неправомерными, если кроме заверенной копии документов запрашивается отсканированный вариант документа на дисках или в электронном виде.

В налоговом законодательстве не предусмотрено представление отсканированного варианта документа на дисках или в электронном виде, если ранее была представлена бумажная копия (ст. 93 НК РФ).

В какие сроки необходимо успеть подготовить и передать налоговикам документы, узнайте здесь.

Когда можно не исполнять требования налоговиков, мы рассказывали в этой публикации.

Итоги

При передаче документов электронным способом нужно учесть требования приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: