Налоговый орган обязан направить налогоплательщику уведомление на уплату налога или сбора в срок не позднее

Обновлено: 26.04.2024

Налоговое уведомление физических лиц - 2019. ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ И КАК ЕГО ИСПОЛНИТЬ?

Обязанность по исчислению для налогоплательщиков-физических лиц суммы налога на доходы физических лиц (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ), транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа по налогам направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (в редакции приказов ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@, от 18.12.2018 № ММВ-7-21/814@)

С 2019 года в форме налогового уведомления указываются реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом отдельный платежный документ (квитанция) не направляется.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как получить налоговое уведомление?

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

С 2019 года перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Налоговое уведомление за налоговый период 2018 года направляется в 2019 году и должно быть исполнено (с уплатой указанных в нём налогов в бюджетную систему)

не позднее 2 декабря 2019 года.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 2019 ГОДА

По транспортному налогу

· на сайте Минпромторга России для применения за налоговый период 2018 года опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 362) налог на автомобили, вошедшие в Перечень, рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3);

· начиная с налогового периода 2018 года транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было ранее (пп. 7 п. 1 ст. 358 НК РФ);

По земельному налогу

· с налогового периода 2018 года введен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предшествующим годом, за исключением земельных участков для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой (пп. 15 – 17 ст. 396 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель и (или) площади учитывается со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 кв.м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру), тогда с заявлением о предоставлении налоговых вычетов обращаться не потребуется, налоговый вычет будет применен автоматически (п. 10 ст. 396 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки земель, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

По налогу на имущество физических лиц

· при расчете налога за налоговый период 2018 года применя t тся коэффициент (пп. 8, 8.1 ст. 408 НК РФ):

· 0.6 (в 2018 году был 0.4)
для 21 региона (включая г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Тульскую, Челябинскую области), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

· 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом
для 49 регионов (включая Москву, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

· коэффициент-дефлятор 1.481 к инвентаризационной стоимости объекта (в 2018 году был 1.425)
в регионах, которые с 2018 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 ст. 403 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные, владельцы хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот (в т.ч. налоговых вычетов). Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты земельного налога), тогда с заявлением о предоставлении налоговых льгот обращаться не потребуется, налоговая льгота будет применена автоматически (п. 6 ст. 407 НК РФ);

· с текущего года налог не начисляется в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства с 1-ого числа месяца гибели или уничтожения такого объекта, независимо от даты регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2.1 ст. 408 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

ПОЧЕМУ В 2019 ГОДУ ВОЗРОСЛИ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО?

По транспортному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По земельному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По налогу на имущество физических лиц

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. рост коэффициента к налоговому периоду. Согласно ст. 408 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых в 2019 г. применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, предусмотренной ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, расчет налога проводится с учетом коэффициента: 0,2 – в первый период применения кадастровой стоимости (7 регионов); 0,4 – во второй период применения кадастровой стоимости (14 регионов, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,2); 0,6 – в третий период применения кадастровой стоимости (21 регион, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,4);

2. рост коэффициента-дефлятора. Согласно ст. 404 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных до 1 марта 2013 года. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2017 год – 1,425, на 2018 год – 1,481;

3. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

КАК УЗНАТЬ О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ, УКАЗАННЫХ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шаг 1

Шаг 2
Если в налоговом уведомлении льготы не указаны, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении


- по транспортному налогу

На региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации также для других льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

- по земельному налогу

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ.

Дополнительные льготы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

- по налогу на имущество физических лиц

На федеральном уровне льготы предусмотрены для 15-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.). В соответствии со ст. 407 Налогового кодекса РФ льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.

Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида:

1. квартира или комната;

3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

5. гараж или машино-место.

С налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.


Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, необходимо подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ НЕКОРРЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней):

- сформирует уточненное налоговое уведомление и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

- в случае если Вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит Вам уточненное новое налоговое уведомление в установленном порядке;

- направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога (налогов).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ НЕ ПОЛУЧЕНО?

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

Таким образом, налоговые уведомления за налоговый период 2018 года направляются не позднее 1 ноября 2019 г. при наличии установленных ст. 52 Налогового кодекса РФ оснований для их направления. При этом налоговые уведомления не направляются в следующих случаях:

· наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

· если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

· налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).

Обновленный порядок электронного требования об уплате налогов и взносов.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ). Требование выставляет налоговый орган, в котором организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, либо инспекция, вынесшая решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. Пунктом 5 ст. 69 НК РФ установлено, что форма названного требования утверждается ФНС. С 27.05.2017 действует новый документ ведомства (Приказ ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@), которым, помимо формы самого требования в электронной форме, утвержден и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику. С указанной даты утратил силу документ, действующий ранее (Приказ ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@).

С чем связаны данные изменения?

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в установленный срок.

Обратите внимание:

Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл. 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и страховых взносов и налоговым агентам.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • на бумажном носителе (лично под расписку или направлено по почте заказным письмом);
  • в электронной форме.

В последнем из указанных случаев требование передается следующими способами:

  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления электронного требования установлен Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@. Документ действует с 27.05.2017.

В чем причина новшеств?

Появление нового документа обусловлено администрированием с 2017 года страховых взносов высшим налоговым ведомством страны. Новый порядок определяет алгоритм информационного обмена при направлении налоговиками налогоплательщику требования в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

изменения в федеральном законе

Обратите внимание:

Процедура направления документа в электронной форме.

Участниками информационного обмена являются:

  • налогоплательщики и плательщики страховых взносов, а также налоговые агенты;
  • налоговые органы;
  • операторы электронного документооборота, обеспечивающие данный обмен между вышеназванными лицами.

Как будут действовать налоговики?

Сначала инспектор сформирует требование на бумажном носителе (направляться налогоплательщику оно не будет, за исключением одного случая, о котором мы скажем ниже (п. 5 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@).

По действующим правилам согласно п. 11 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@ требование считается принятым, если налоговому органу от налогоплательщика поступила квитанция о приеме [2] , подписанная квалифицированной электронной подписью. При получении квитанции о приеме требования датой его получения считается дата, указанная в квитанции.

Новыми правилами не установлено, как должна действовать инспекция в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме. В связи с этим отметим, что в ранее действующем Приказе ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ было установлено следующее: если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет ему требование на бумажном носителе в установленный Налоговым кодексом срок (ст. 70 НК РФ).

Полагаем, названный порядок действует и теперь. Как указывают суды, при направлении требования посредством канала телекоммуникационной связи налоговый орган должен получить подтверждение от налогоплательщика о получении требования (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 № 09АП-26827/2016 по делу № А40-787/15, от 29.02.2016 № 09АП-59010/2015 по делу № А40-34652/14).

Функции оператора электронного документооборота.

налоговые поправки

Данный участник электронного взаимодействия фиксирует дату направления требования и формирует подтверждение даты его отправки. Затем, подписав его квалифицированной электронной подписью, высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена: инспекции и налогоплательщика. Последнему подтверждение направляется вместе с самим требованием.

Обязанности налогоплательщика.

  • либо квитанцию о приеме документа;
  • либо уведомление об отказе в приеме.

Отказать контролерам в получении требования он вправе при ошибочном направлении документа, а также в случае неверной электронной подписи налогового органа или ее отсутствия.

Получив обоснованный отказ, инспекция устраняет указанные в уведомлении об отказе ошибки, и направляет электронное требование повторно.

В заключение отметим, что каких-либо глобальных изменений в порядок направления требования в адрес налогоплательщика Приказ № ММВ-7-8/200@ не внес. При этом важно не забывать об установленной обязанности проверять не реже одного раза в сутки поступления электронных документов. Причем она касается всех участников информационного обмена. Необходимо также уяснить следующее: датой направления налогоплательщику электронного требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогоплательщика. При получении данной квитанции датой получения требования налогоплательщиком считается дата, указанная в квитанции о приеме.

[2] Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

image_pdf
image_print

Случаи, при которых ИФНС направляет требование о представлении документов

Случай первый: при проведении камеральной и выездной проверки

В случае инициирования камеральной и выездной проверок, налоговые инспекторы, руководствуясь положениями ст. 93 Налогового Кодекса Российской Федерации, имеют право запросить у плательщика налогов ту или иную документацию.

При проведении камеральной проверки налоговая имеет право затребовать предоставление исключительно тех документов, которые содержатся в перечне, упомянутом в положениях ст. 88 НК РФ:

Однако, при исключительных случаях, налоговые инспекторы имеют право в ходе проведения камеральной проверки запросить дополнительную документацию. К исключительным случаям относятся такие, как:

В случае, если проводится выездная проверка, представители ИФНС не ограничиваются в правах и могут затребовать немедленное предоставление абсолютно любой документации, если она связана с процедурой исчисления и уплаты налогов за период и по вопросу проверяемого налога (п.12 ст.89 НК РФ).

Случай второй: проведение встречной проверки ИФНС

Налоговые инспекторы имеют право на осуществление запроса документации по плательщику налогов не у самого плательщика, а у его контрагентов. При этом могут быть осуществлены запросы в адрес контрагентов не только первого, но и второго, третьего звена, а также в адрес лиц, располагающих, по мнению ИФНС, необходимой информацией.

Налоговые органы в праве осуществить запрос документации и вне рамок проведения камеральной и выездной проверок, но только в том случае, если они вовлечены в процесс сбора информации о той или иной конкретной сделке. В таком случае порядок действия ИФНС будет несколько иным – налоговый инспектор, которому поручен сбор сведений о сделке, готовит и направляет специальный запрос – поручение в адрес той инспекции, в которой состоит на учёте интересующий проверяющего контрагент или третье лицо, располагающее сведениями о конкретной сделке или плательщике, в отношении которых собирается информация. Далее инспекция, получившая спецпоручение, на его основании формирует требование о представлении документов (информации), которое и направляется указанному лицу (ст.93.1 НК РФ).

ВАЖНО! При оформлении запроса, в него может быть включён перечень абсолютно любых документов, запрашиваемых инспекторами, т.к. по закону при проведении встречной проверки инспекторы ничем не ограничены в своих действиях и могут запросить абсолютно любую документацию, относящуюся к финансовой и иной деятельности плательщика налогов, в отношении которого инициирована проверка.

Форма получения требования ИФНС

Пункт 4 статьи 31 Налогового Кодекса РФ регулирует правила и сроки предъявления требования налоговым органом плательщику налогов. В том случае, когда сдача налоговой отчётности плательщиком осуществляется в электронной форме, требование о представлении документов также должно быть направлено ему через электронный документооборот.

Статьёй 23 (п.5.1) НК РФ закрепляется обязанность налогоплательщика обеспечить себе техническую возможность для получения от представителей ИФНС документации в электронном виде посредством телекоммуникационной связи с помощью того или иного оператора электронного документооборота (ЭДО). С этой целью плательщик налогов обязуется заключить договор с тем или иным оператором ЭДО, а впоследствии получить от него квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Все эти операции необходимо осуществить на протяжении не более, чем 10 дней с момента принятия налогоплательщиком на себя ответственности по сдаче отчётности в электронной форме.

Электронный документооборот обязателен не для всех компаний-налогоплательщиков, а исключительно для тех, среднесписочная численность сотрудников которых выше 100 человек. Отметим, что несмотря на это, предоставление отчётности в электронной форме является обязательным для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость, а также для тех компаний, которые являются налоговым агентом по НДС, либо выставляют контрагентам счета-фактуры. Все это приводит к тому, что на практике обязанность использовать электронный документооборот присуща большинству организации и ИП, а следовательно, и получение требований от ИФНС они должны осуществлять исключительно в электронной форме.

Обязанность вести переписку с ИФНС в формате ЭДО от лица налогоплательщика может быть возложена на уполномоченного представителя организации. При таком случае ИФНС необходимо получить от плательщика налогов документ, который является подтверждением прав уполномоченного представителя организации на получение от налогового органа электронного требования, а также иных документов, адресованных данному плательщику налогов (п.5.1 ст.23 НК РФ).

В том случае, когда тот или иной плательщик налогов имеет право на сдачу налоговой отчётности на бумаге, налоговики обязаны направлять ему требования о представлении документов на бумажном носителе посредством пересылки заказным письмом с использованием услуг Почты России или нарочно курьерской службой. При этом отмечается, что такой плательщик освобождается от обязанности обеспечить возможность получать электронных требований от ИФНС через оператора ЭДО.

Форматные электронные документы и документы на бумажном носителе

Пункт 2 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует порядок подачи форматных электронных документов – согласно положениям данной статьи, посредством ЭДО плательщик имеет право предоставить либо электронную форму документа установленного формата (в частности, счёта-фактуры), либо сканированные копии бумажных документов.

С целью передачи скан-копий бумажных документов они должны быть переведены в определённый электронный формат, который ранее был утверждён положениями приказа Федеральной Налоговой Службы России № ММВ-7-6/16 от 18.01.2017 года. Передача таких документов осуществляется посредством телекоммуникационной связи через оператора ЭДО (электронного документооборота). Обязательным требованием, предъявляемым к таким документам, является наличие подтверждения их усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

В том случае, когда плательщик предпочитает воспользоваться своим правом предоставления документации на бумажном носителе, он в личном порядке, или через представителя, или посредством отправки заказным письмом при помощи соответствующей услуги Почты России, направляет в ИФНС заверенные копии документов, составленных на бумажном носителе.

ВАЖНО! В случае предоставления документации по запросу ИФНС на бумажном носители, все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы, при этом нотариальное заверение в общем случае не требуется (п.2 ст.93 НК РФ).

Сроки представления документов

Налоговый Кодекс России регламентирует сроки предоставления документации, запрошенной налоговиками в рамках проведения камеральной, выездной или встречной проверки.

Если в отношении плательщика инициирована камеральная или выездная проверка, то вся запрошенная налоговым органом документация должна быть предоставлена в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Другие требования к срокам предоставления документации – в случае проведения встречной проверки ИФНС. Здесь срок предоставления документов не должен превышать 5 рабочих дней с даты получения требования. Если же налоговые инспекторы адресовали требование касательно конкретной сделки, то срок предоставления документации также, как в случае с камеральной проверкой, не может превышать 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Требование, направленное налогоплательщику в электронной форме

В том случае, когда плательщик налогов получил требование в электронной форме, датой его получения считается день, в который был открыл файл с данным требованием, что инициирует автоматическую отправку в ИФНС квитанции о приёме данного требования (п.10 Порядка, утверждённого приказом ФНС России от 16.07.20 № ЕД-7-2/448).

Требование на бумажном носителе

В случае, когда налогоплательщик осуществляет приём требования о предоставлении информации, направленном в его адрес налоговым органом на бумажном носителе, датой получения документации считается шестой день со дня отправки указанного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Порядок действий в случае, когда налогоплательщик не укладывается в сроки

После получения данного документа, налоговый орган в течение 2 рабочих дней должен принять решение о продлении срока представления затребованных документов или отказе.

ВАЖНО! Налоговый кодекс РФ никак не ограничивает налоговых инспекторов в вопросе пролонгации срока представления документов.

Способ быстрой отправки в ИФНС большого объёма документации

Порядок действий налогоплательщика при отсутствии нужных документов

В случае, когда ИФНС запрашивает документацию, которая отсутствует у налогоплательщика или его контрагента, плательщик имеет законное право на отказ от предоставления данных документов (п.3 ст.93 НК РФ), согласно пункту 5 статьи 93.1 Налогового Кодекса Российской Федерации и приказу Федеральной Налоговой Службы России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204.

Порядок действий налогоплательщика при повторном запросе документации

ИФНС имеет право осуществления повторного запроса документации, которая ранее уже была предоставлена налогоплательщиком. При этом плательщик налогов в праве отказаться от повторного предоставления документации. В таком случае налогоплательщик или его представитель обязан уведомить ИФНС о том, что запрошенные налоговым органом документы ранее уже были предоставлены, указав при этом реквизиты документа, содержащего в своем приложении все повторно запрошенные сведения. Срок подачи такого уведомления совпадает со сроком исполнения требования.

Санкции для нарушителей сроков и порядка предоставления документации в ответ на требование ИФНС

В случае, если плательщик обязан предоставить отчёт в ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от налогового органа электронных документов, то его банковские счета могут быть заблокированы по запросу ИФНС. Такие же санкции будут применены налоговиками к плательщику в случае не направления им квитанции о получении электронного требования (подп.1.1 и подп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

За отказ от представления запрошенных документов в срок налогоплательщик может быть оштрафован согласно п.1 ст.126 НК РФ. При этом размер штрафа составит 200 рублей за каждый непредставленный документ. В случае отказа от предоставления документации контрагентом, штраф, предусмотренный п.2 ст.126 НК РФ, составит 10 000 рублей. Необоснованный отказ от предоставления информации о конкретной сделке влечёт штраф в размере 5000 рублей, согласно п.1 ст.129.1 НК РФ, а повторный отказ в течение 1 года — штраф 20000 рублей (п.2 ст.129.1 НК РФ).

Читайте также: